УДК 74.085 ББК 698
Климова Татьяна Егоровна
доктор педагогических наук, профессор кафедра педагогики Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Чернов Семен Николаевич соискатель кафедра педагогики Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Савельев Денис Анатольевич кандидат педагогических наук кафедра педагогики Магнитогорский государственный университет г. Магнитогорск Klimova Tatyana Egorovna Doctor of Pedagogics,
Professor Chair of Pedagogy Magnitogorsk State University Magnitogorsk Chernov Semen Nikoleavich Applicant for a Degree Chair of Pedagogy Magnitogorsk State University Magnitogorsk Saveliev Denis Anaolievich Candidate of Pedagogics Chair of Pedagogy Magnitogorsk State University Magnitogorsk
Конструктивистский подход как методико-технологическая основа формирования политической культуры студентов Constructivist Approach as a Methodological-and Technological Basis of Students’ Political Culture Forming
Статья посвящена обоснованию методико-технологической основы формирования политической культуры студентов высших учебных заведений, в качестве которой выступает конструктивистский подход как соответствующий требованиям реализации идей гуманистической педагогики, концепции личностно-ориентированного образования и специфике формируемого качества личности студента.
The article is devoted to the proving the methodological-and-technological basis of higher school students’ political culture forming. Constructivist approach acts as such basis, as it corresponds to the requirements of humanistic pedagogy ideas realization, personality-oriented education concept and specific character of a student’s personality quality forming.
Ключевые слова: политическая культура студента, подход,
конструктивизм, конструктивистский подход, принципы конструктивистского подхода.
Key words: student’s political culture, approach, constructivism, constructivist approach, principles of constructivist approach.
В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века многие политики демократической ориентации искренне верили, что стоит разрушиться тоталитарному режиму, как в России возникнет политико-правовое государство с рыночной экономикой, опирающееся на активную поддержку гражданского общества. Однако с распадом Советского Союза в стране сложилась форма политического правления, которую аналитики идентифицировали как «режимную систему», заменившую несформировавшееся государство при слабости гражданского общества. Сегодня стало очевидным, что для перехода страны к демократии недостаточно простого учреждения формальных демократических процедур и институтов власти, необходимо построение гражданского общества, правового государства и социально ориентированной экономики. Общество не может быть гражданским, государство - правовым, а экономика - социально ориентированной, если граждане этого общества не обладают политической культурой, соответствующей демократической политической системе. Следовательно, в условиях демократического строительства помимо людей, реально занимающихся политикой, в этот процесс должны быть включены практически все слои населения, среди которых самыми активными считается студенческая молодежь, которая через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере политики, экономики, администрации и управления, социальной и духовной сферах общества. Какие политические знания получит это поколение, какие усвоит политические ценности, какой приобретет опыт политического участия, такой и будет политическая культура российского общества через эти 10-15 лет, его правовые, экономические и культурные основы. Поэтому сегодня проблема
формирования политической культуры студенческой молодежи становится одной из актуальных.
Политическая культура студента рассматривается нами как интегративное качество личности, отражающее меру освоения студентом политических знаний и приобретение опыта политико-гражданского поведения, проявляющуюся в сознательном, постоянно присутствующем интересе к общественно-политическим процессам и событиям, потребности обновления политических знаний, самостоятельности анализа общественно-политический событий и принятии индивидуального решения, заинтересованности в продуктивном решении существующих общественно-политических проблем, сознательном и активном участии в общественно-политической жизни общества.
Решение проблемы формирования политической культуры студентов предполагает выбор стратегии, основой которой может выступать один или синтез нескольких подходов к исследованию. Необходимо отметить, что термин «подход» является полисемичным и может рассматриваться как:
1) комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании, практике, характеризующий конкурирующие между собой стратегии и программы в науке, политике или организации жизнедеятельности человека (И. Д. Андреев, А.П. Шептулин и др.);
2) принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования (И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин);
3) логико-гносеологическое и методологическое образование, предельно строго выражающее только направленность научного исследования, ограничивающее ее, как правило, одним аспектом (в крайнем случае, несколькими взаимосвязанными направлениями), но, в отличие от метода, принципиально лишенное какого бы то ни было ограничения и даже четкой фиксации тех средств, которыми ведется исследование (Э.П. Семенюк);
4) один из типов норм деятельности, который в некоторых случаях обозначает использование неких специфических оснований для выбора
конкретных способов, средств практической деятельности в виде признаков, элементов, качественных характеристик, которые должна обретать эта деятельность (О. С. Анисимов).
Из вышеизложенного следует, что подход рассматривается учеными, во-первых, как теоретическое и логическое основание для рассмотрения, анализа, описания, проектирования, конструирования чего-либо в виде теории, структуры, модели, тезиса, идеи, гипотезы и т.п.; во-вторых, как совокупность специфически связанных способов и приемов осуществления деятельности, адекватных какой-либо идее, принципу и т.д.; в-третьих, как признак или совокупность признаков качества осуществления деятельности, ее качественной характеристики. В первом случае понятие «подход» соотносится с понятиями принцип, позиция, идея. Во втором - с понятиями метод, методика. В третьем - с понятиями качество, особенность. Однако все ученые отмечают, что, как методологическая категория, подход связан с научной парадигмой и опосредуется через нее, прежде всего в своей ценностной составляющей, ориентируясь также на теорию и на технологию подхода. Значимость подхода заключается в том, что он является опосредующим и связующим звеном между методологией и теорией, отвечая на вопрос, как в исследовании могут быть реализованы положения базовой теории. В исследовании подход рассматривается как осознанная ориентация исследователя на реализацию определенной совокупности взаимосвязанных ценностей, целей, принципов и методов исследовательской деятельности, соответствующая требованиям принятой научной парадигмы.
В научно-педагогической литературе достаточно много внимания уделяется путям перехода от традиционной к инновационной организации образовательного процесса в вузе на основе системного, культурологического, аксиологического, партисипативного и других подходов. Наше исследование показало, что для решения проблемы формирования политической культуры студентов наиболее продуктивными являются культурологический, системный и конструктивистский подходы. Культурологический подход выступает как теоретико-методологическая стратегия решения проблемы. Он позволяет выявить сущность, структуру и содержание политической культуры студентов
и на этой основе четко определить цели процесса ее формирования, средства их достижения и механизм оценки результатов. Системный подход позволяет рассмотреть процесс формирования политической культуры студентов как систему и спроектировать ее модель. Конструктивистский подход отражает выбранную нами методико-технологическую основу организации процесса формирования политической культуры студентов вуза.
Основы конструктивистского подхода были заложены в работах зарубежных (Т.М. Даффи, Д.Х. Джонассен, Б.О. Вилсон, П. Коммерс, Т. Мэйс, С. Хэнли) и отечественных (М.В. Моисеева, М.В. Романова и др.) ученых, которые рассматривают его как технологию реализации идей гуманистической педагогики и концепции личностно-ориентированного образования. Раскрывая сущность и особенности данного подхода, они акцентируют внимание на том, что конструктивизм - это теория генезиса знания о вещах, генетическая теория познания. Для конструктивизма знание не есть образец внешней реальности, а функция познавательного процесса. Альтернативой конструктивизму является теория объективизма, которая рассматривает мир вещей и в которой процесс познания связан соответствующим описанием, познанием этих вещей. Конструктивизм делает акцент на активной интерпретации сущности явлений и объектов действительности, формировании, создании собственного понимания окружающего мира. Знание, его природа и наш путь к знанию является предметом изучения. Знание создается индивидом через его взаимодействие с окружающим миром [2; 4].
Исходя из этого, в рамках конструктивистского подхода учение рассматривается как активный познавательный процесс, в котором студенты создают новые идеи, взгляды, основанные на изучаемых или ранее приобретенных фактах, понятиях. Студент отбирает и преобразует информацию, выдвигает гипотезы, принимает решения, опираясь на собственные размышления, собственное видение проблемы. В центре познания находится проблема, которая требует работы мысли для ее решения. Познавательная, мыслительная деятельность индивида позволяет ему выходить за рамки полученной информации, строить свое «новое» знание [2; 4].
Роль преподавателя-конструктивиста заключается в том, чтобы помогать студентам, стимулировать их к самостоятельным размышлениям, открытиям, новым взглядам на изучаемое явление, предмет. При этом преподаватель и студент являются соучастниками этого процесса в активном диалоге. Содержание образования становится как бы отправной точкой развития, но не ограничивается им. Студент, благодаря используемым способам познавательной деятельности, открывает для себя новое знание, конструирует свой собственный мир. Отсюда ведущая идея конструктивистского подхода -создание развивающей среды, стимулирующей построение студентами собственного знания на основе ранее приобретенного опыта, ранее усвоенных знаний. Данная идея конкретизируется в следующих основных положениях конструктивистского подхода: человек не является пассивным реципиентом информации, он активно воспринимает знание, присоединяет его к ранее познанному и преобразует его, создавая новое знание (Э.Кант); деятельность учения, а не преподавания, является приоритетной (С. Хэнли); проблема устанавливает цель мысли, а не цель контролирует процесс мышления (Дж. Дьюи).
Поскольку основу любого подхода составляет комплекс принципов, то, учитывая специфику формируемого качества личности студента и опираясь на работы Д.Х. Джонассена, С. Хэнли, М.В. Моисеевой, М.В. Романовой и др., мы выделили следующие принципы данного подхода: междисциплинарности, маневренности управления, рефлексивной активности, модульности, запрета индоктринации, контраверзности, анализа собственных интересов, поиск консенсуса.
Принцип междисциплинарности обеспечивает систематизацию,
обобщение и уплотнение знаний на основе междисциплинарных связей, что способствует повышению научного уровня политических знаний студентов, развитию у них рационально-критического политического мышления и умения использовать знания из различных научных областей при решении актуальных личностных и общественно-политических проблем [6].
Принцип модульности требует, чтобы процесс формирования политической культуры студентов был, с одной стороны, индивидуальным, а с
другой - технологичным. Данный принцип вбирает в себя комплекс принципов (блочности, структуризации, динамичности, гибкости, обратной связи), определяющих логику проектирования содержания учебной дисциплины и методику ее изучения [7].
Принцип маневренности управления предполагает нахождение оптимальной меры соотношения связей управления со стороны преподавателя и самоуправления со стороны студентов на основе развития и изменения форм сотрудничества между ними, поэтапного движения студентов к саморегуляции своей деятельности в процессе политического образования [2; 3; 4].
Принципы рефлексивной активности позволяет задействовать личностно-смысловую позицию студента путем включения механизмов самопознания (самоанализ, самооценка), самопроектирования и
самоуправления, т.е. создать личностно-созидательную среду формирования политической культуры, когда на первое место выходит именно самосозидающая деятельность студента [5].
Принцип запрета индоктринации [1]. Индоктринация - процесс одностороннего идеологического, политического или мировоззренческого влияния на личность. Цель политического образования, как и образования вообще, - «образование» собственного суждения, умозаключения, из
совокупности которых и складывается политическое мировоззрение студента. Возникает дилемма: как воспитать студента в духе определенных ценностей, идей, не оказывая на него прямого влияния? Не может ли преподаватель, раскрывая фундаментальный характер политических ценностей (безопасность, благосостояние, порядок, прогресс, справедливость, легитимность, законность, право, свобода, права человека и т.д.) нарушить запрет индоктринации? Такая опасность сводится на нет, если процесс политического образования строится на плюралистической и диалогической основе. Таким образом, принцип запрета индоктринации требует плюралистичности подачи материала, инициировании дискуссии с целью оттачивания внутренней позиции каждого.
Принцип контраверзности - все, что в науке и политике противоречиво и спорно («контраверзно»), должно также рассматриваться на занятии. Это требование теснейшим образом связан с предыдущим, ведь если замалчиваются
различные точки зрения, если скрываются истинные намерения, если не разъясняются альтернативы, то это означает верный путь к индоктринации [1].
Принцип анализа собственных интересов в контексте политической ситуации требует, чтобы вектор анализа был направлен не только на саму политическую проблему или задачу, но и на то, каким образом она касается лично студента и его окружения, и поиски возможностей, путей и средств влияния на ее решение с целью защиты своих интересов, но с учетом ответственности за социальное целое [1].
Принцип поиска консенсуса. Осознание собственных интересов, стремление их реализовать, ответственность за социальное целое ведут к следующему шагу - пониманию того, что в демократическом обществе реализация интересов отдельных граждан или общественных групп возможна только через поиск компромиссов между ними. Отсюда следует требование данного принципа: обеспечение направленности студентов в решении
политических проблем (задач) на поиск компромисса между личным и социальным, а также между отдельными общественными группами [1].
Экспериментальное исследование показало, что практическая реализация принципов конструктивистского подхода к формированию политической культуры студентов наиболее эффективно осуществляется на основе следующих педагогических условий: интенсификация процесса перехода информации на уровень «живого знания», обеспечивающая личностное отношение студентов к получаемой информации в ходе изучения политологии; обогащение индивидуальной базы политических знаний студентов в рамках спецкурса «Политическая культура личности»; закрепление полученных студентами политических знаний и личностно-значимого опыта в деятельности студенческого дискуссионного клуба «Молодежь и политика».
Библиографический список
1. Донецкая, О.И. Образовательные проекты как метод повышения политической культуры студентов [Текст] / О.И. Донецкая // Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России: материалы Всеросс. науч.-практ. конф. - Казань: Казан. (Приволжский) фед. ун-т, 2010. - С.30-40.
2. Моисеева, М.В. Конструктивизм и его место в гуманистической педагогике. - В кн.: Интернет-обучение: Технологии педагогического дизайна / [Текст] / М.В. Моисеева. -М.: Изд-во дом «Камерон», 2004. - С. 30-37.
3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы [Текст] / Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.
4. Романова, М.В. Развитие информационной компетентности студентов университета на основе конструктивистского подхода : дис. ... канд. пед. наук / М.В. Романова. - Магнитогорск, 2006. - 172 с.
5. Сайгушев, Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: монография [Текст] / Н.Я. Сайгушев. - М.; Магнитогорск: МГПУ, 2002. - 273 с.
6. Чебышев, Н., Каган, В. Основа развития современной высшей школы [Текст] / Н. Чебышев // Высшее образование в России. - 1998. - № 2. - С. 17-22.
7. Юцявичене, П.А. Теория и практика модульного обучения [Текст] / П.А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.
Bibliography
1. Chebyshev, N., Kagan, V. Bais of Modern Higher School Development [Text] / N. Chebyshev // Higher Education in Russia. - 1998. - № 2. - P. 17-22.
2. Donetskaya, О.1. Educational Projects as a Method of the Students; Political Culture Development [Text] / О.1. Donetskaya // Political Education and Civic Position of the Young Generation of Russia: Materials of the All-Russia Scientific-and-Practical Conference. - Kazan: Kazan Federal University, 2010. - P.30-40.
3. Moiseeva, М^. Constructivism and Its Place in Humanistic Pedagogy. - In Book: Internet Education: Pedagogical Design Technologies / [Text] / М^. Moiseeva. - М.: Kameron Publishing House, 2004. - P. 30-37.
4. Nikitina, E.Yu. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches [Text] / Е^^ Nikitina, ОУ^ Afanasieva. - М.: MANPO, 2006. - 154 p.
5. Romanova, M.V. University Students’ Information Competence Development on the Basis of the Constructivist Approach [Text]: Diss. ... Cand. of Ped. / М^. Romanova. -Magnitogorsk, 2006. - 172 p.
6. Saigushev, N.Ya. Reflexive Management of a Future Teacher’s professional Development: Monograph [Text] / N.Ya. Saigushev. - М.; Magnitogorsk: МSPU, 2002. - 273 p.
Yutsyavichene, P.A. Theory and Practice of Modular Education [Text] / PA. Yutsyavichene. - Caunas: Shviesa, 1989. - 271 p.