Чибисова Ольга Владимировна
КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАЙОННЫМИ ГАЗЕТАМИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
В статье рассматривается не исследовавшийся ранее вопрос конструирования региональной идентичности жителей Хабаровского края. Приведен анализ взглядов исследователей на индивидуальную и коллективную идентичность, их соотношение с региональной идентичностью. Автор отмечает, что современные СМК, обладая высокой скоростью подачи материала и легкостью его потребления, являются мощными факторами воздействия на аудиторию. Основное содержание исследования составляет анализ материала районных газет, на основании которого автор выявляет главные направления их деятельности. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/10-1/19.1^т1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 10(76): в 3-х ч. Ч. 1. C. 73-76. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/10-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
6. Ученые-исследователи Института гуманитарных исследований Академии наук РС(Я): библиографический справочник. Якутск: ИГИ РС(Я), 2005.
7. Фольклор Русского Устья / сост. С. Н. Азбелев, Г. Л. Венедиктов, Н. А. Габышев и др. Л.: Наука, Ленинградское отд., 1986. 384 с.
8. Чикачев А. Г. О фольклорных записях С. И. Боло в Русском Устье // Якутский архив. 2006. № 2. С. 62-65.
9. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. 404 с.
S. I BOLO AS A COLLECTOR OF THE RUSSIAN FOLKLORE: RECORDS OF 1940-1941
Charina Ol'ga Iosifovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk [email protected]
The article deals with peculiarities of recording the Russian folklore made by S. I. Bolo in the lower reaches of the Kolyma and Indigirka rivers in 1940-1941. The researcher's contribution to collection and study of unknown folklore during its active existence is considered. The introduction of his records in the publication of the Russian folklore of this region is shown. The collector represented the local features of the Russian folklore. The approach in identifying the peculiarities of telling a fairy tale that has a literary source by the narrator is planned.
Key words and phrases: S. I. Bolo; collector; Russian folklore; recording technique; field records; songs; fairy tales; literary source.
УДК 82
В статье рассматривается не исследовавшийся ранее вопрос конструирования региональной идентичности жителей Хабаровского края. Приведен анализ взглядов исследователей на индивидуальную и коллективную идентичность, их соотношение с региональной идентичностью. Автор отмечает, что современные СМК, обладая высокой скоростью подачи материала и легкостью его потребления, являются мощными факторами воздействия на аудиторию. Основное содержание исследования составляет анализ материала районных газет, на основании которого автор выявляет главные направления их деятельности.
Ключевые слова и фразы: региональная идентичность; Хабаровский край; средства массовой коммуникации; социальное целое; совместное знание.
Чибисова Ольга Владимировна, к. культурологии, доцент
Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет olgachibisova@yandex. т
КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РАЙОННЫМИ ГАЗЕТАМИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Исследование проведено при поддержке Правительства Хабаровского края. Договор № 94/2016Д от 11.07.2016 о предоставлении гранта на проведение научных исследований в области гуманитарных и общественных наук.
Набирающая все больший темп изменчивость социокультурной парадигмы выдвигает в ранг основных проблем современности проблему идентификации человека и кризис идентичности.
В научных исследованиях традиционно выделяют два уровня существования идентичности: индивидуальный и коллективный. Индивидуальный уровень - это совокупность отношений индивида к различным сторонам своего внутреннего мира и важным для него сторонам окружающего мира, то есть система его представлений о себе (личностная идентичность) и своем месте в обществе (социальная идентичность). Доминирующим является социальный аспект - определение человеком своей принадлежности к разномасштабным общностям: языковой, национальной, религиозной, профессиональной и так далее. Причем, если личностная идентичность основывается на осознании человеком своей уникальности, то социальная - на осознании своего сходства с другими людьми. Те же самые уникальность и сходство могут проявляться на коллективном уровне, их осознание группой людей как различия и тождества с другой группой приводит к пониманию своей групповой (коллективной) идентичности. К основным модификациям коллективной идентичности относятся цивилизационная, национальная, этнокультурная, гендерная, гражданская и региональная идентичность. Региональная идентичность наиболее устойчива и константна из них, поскольку она формируется на основе первичных социальных связей, отличающихся наибольшей прочностью и надежностью.
Именно поэтому региональная идентичность является предметом пристального внимания ученых, интерес к которому не угасает на протяжении длительного периода времени. Каждое из исследований по-своему специфично, так как проводилось в рамках различных наук - философии, политологии, социологии, психологии,
74
^БЫ 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 1
культурологии, филологии, экономики - с опорой на общенаучные, частные и специальные методы исследования. Но следует оговорить, что, несмотря на многообразие подходов, во многих определениях региональной идентичности присутствуют составляющие индивидуальной идентичности, что свидетельствует «о зыбкости границ между личностной и коллективной идентификацией» [2, с. 225].
Так, К. Е. Тумакова [9] определяет региональную идентичность как самоотождествление личности с региональным сообществом в результате трех процессов: ознакомления с данным сообществом (когнитивный процесс), формирования позитивного отношения к нему (ценностный процесс) и принятия его как группы членства (эмоциональный процесс). Кроме того, она считает необходимым включение в региональную идентичность дея-тельностного компонента как определенного типа поведения субъекта регионального сообщества по отношению к своему региону. На схожей позиции стоит Д. С. Котельников [6], считающий региональную идентичность самоотнесением индивида к конкретному сообществу, характеризующемуся территориальным, политико-правовым, историко-культурным и языковым единством. Ученый разбивает региональную идентичность на три уровня: локальный (сельские поселения), субрегиональный (города с прилегающими к ним сельскими районами) и макрорегиональный («столичные» центры крупных административно-территориальных государственных единиц). В дефиниции региональной идентичности, данной А. А. Алаудиновым [1], также прослеживаются составляющие индивидуальной и коллективной идентичности. Так что остановимся на этих определениях региональной идентичности как рабочих для данного исследования, уточнив, что в нашем понимании индивидуальные идентичности жителей одного региона упорядочены в континууме их региональной идентичности.
Целью исследования является изучение механизмов конструирования региональной идентичности посредством лингвистического анализа дискурсивных практик средств массовой коммуникации. Актуальность данного исследования объясняется тем, что СМК являются на сегодняшний день мощными факторами воздействия на процессы самоидентификации отдельных индивидов и общностей людей. Это происходит посредством, по мнению Н. А. Овсянниковой [8], производства и массового тиражирования положительных социокультурных образцов для подражания; образа благополучного и счастливого будущего для выстраивания личных жизненных стратегий и некоего «совместного знания» для консолидации общности.
Отметим, что подобные работы уже проводились, назовем авторов некоторых из них: Н. А. Галактио-нова [4], А. В. Бочаров [3], В. Н. Муха и Д. В. Какадий [7], Я. И. Галеева [5]. Но такие исследования составляют незначительное количество по сравнению с общим количеством субъектов Российской Федерации, каждый из которых отличается самобытностью и тем самым вносит свою неповторимую лепту в формирование общенациональной идентичности россиян.
К основным характеристикам Хабаровского края, ставшим широко распространенными стереотипами о нем, относятся его географическая периферийность, приграничное положение, красота и богатство природы, суровые природно-климатические условия, малочисленность населения. Изучение способов конструирования идентичности регионального сообщества края, являющегося четвертым по занимаемой площади субъектом Российской Федерации и насчитывающего практически 80 лет своего существования, может дать приращение новой информации. Она может быть полезной как для ученых, проводящих исследования в данной области, так и для органов государственного управления, являющихся наряду с СМК акторами проектирования и выстраивания региональной идентичности.
В настоящей работе поставленная исследовательская задача решается на материалах районных газет Хабаровского края.
В крае 17 муниципальных районов. Все они, кроме одного района - Тугуро-Чумиканского, - выпускают собственные газеты. 9 районных газет (53%) размещают свои электронные версии на сайте Информационного агентства «Хабаровский край сегодня» (https://todaykhv.ru/newspapers/), из них, кроме этого, имеют собственные сайты 4 газеты (23%). Из оставшихся 7 (41%) газет пять газет имеют только свои сайты, причем два из них не работают (11,5%) - «Амурская заря» Амурского района и «Охотско-эвенская правда» Охотского района, и 2 газеты (11,5%) - «Приамурье» Комсомольского района и «Амгуньская правда» район им. Полины Осипенко - выпускаются исключительно в бумажном виде. То есть доступ к 23% газет ограничен территорией района, на котором она выходит.
Из приведенных цифр следует, что в крае предпринимаются шаги по созданию единого информационного пространства региона, обладающего потенциалом консолидации регионального сообщества, на базе сетевого издания «Информационное агентство "Хабаровский край сегодня"», учредителем которого является АНО ЦПСИ «Открытый регион». Но, несмотря на определенные успехи в расширении возможностей влияния газет Хабаровского края как значимых источников информации на конструирование идентичности своих читателей, они, тем не менее, еще недостаточно полно отвечают требованиям массовости. Речь идет об охвате как можно большей аудитории, скорости подачи и разнообразии информации, физической и финансовой доступности газеты, быстроте и легкости ее потребления и так далее и прочих качествах, являющихся преимуществом электронных СМК.
Рассмотрим далее характер участия районных газет в конструировании региональной идентичности жителей края. С этой целью был предпринят контент-анализ районных газет, имеющих электронные версии в Интернете, за июль 2017 года.
Первым направлением формирования идентичности, на наш взгляд, является ответ на вопрос «Кто мы?» посредством рассказа о выдающихся людях района - героях-земляках. Они обладают разным социальным статусом: это пчеловод-пенсионер и школьный учитель («Анюйские перекаты» № 29), машинист в депо («Бикинский вестник» № 55), продавец («Амурский лиман» № 30), работники почты («Сельская новь» № 27).
Получили звание «Гордость Вяземского муниципального района» («Вяземские вести» № 29) бухгалтер, врач-педиатр, диспетчер пожарной части, слесарь-сантехник, начальник дистанции и ряд других работников. Объединяют их активная жизненная позиция, большой вклад в развитие района, значительный трудовой стаж и любовь к своей профессии, каждую из которой легкой не назовешь. Это и разовый героический или хороший поступок: спасти утопающих («Бикинский вестник» № 58) или привезти землю для клумбы около дома («Бикинский вестник» № 55); это и многолетний самоотверженный труд. Имена и истории жизни многих из таких людей становятся известны далеко за пределами района: они занесены в книгу «Хабаровский край в лицах. Современная летопись», о чем свидетельствует заметка «Твои люди, район» («Звезда севера» № 60), и получают правительственные награды («Вяземские вести» № 29). Таких героев читатели воспринимают как представителей своей референтной группы, что развивает у них причастность к социальному целому.
Ко второму направлению мы относим работу с процессами социальной памяти «Откуда мы?», осуществляемой через формирование некоего «совместного знания» о культуре, языке и истории района и края. К этому направлению относятся статьи «Живописцы родной земли» («Бикинский вестник» № 55), «День крещения Руси» («Амурский лиман» № 30), «Развитие национальных видов спорта на территории Аяно-Майского района» («Звезда Севера» № 60), «Мой родной язык - нанайский» («Анюйские перекаты» № 11), «История Нижнеамурья» («Амурский лиман» № 30), «П. Я. Гонтмахер "Ульчи"» («Амурский маяк» № 29), «Бикинский район в годы Великой отечественной войны» («Бикинский вестник» № 55). Подобные публикации производят значительный и устойчивый эффект на гомогенизацию населения края, так как вызывают совместное переживание опыта и его интерпретацию относительно одинаковым образом. Тем не менее, низкий процент публикаций по данной теме и их фрагментарность свидетельствуют о ее вторичности в информационной политике районных газет, что наносит непоправимый ущерб этнокультурной идентичности коренных народов, исторически заселяющих территорию Хабаровского края: нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, ульчей, тунгусов, эвенов.
Третий важный вопрос - «Где мы?», ответ на который требует репрезентации пространства повседневности. Одним из его идентификаторов служат уже сами названия газет: прямые географические указания на главную реку Хабаровского края Амур, его притоки Анюй и Амгунь («Амурская заря», «Приамурье», «Амурский лиман», «Амурский маяк», «Анюйские перекаты» и «Амгуньская правда»). Между прочим, наличие большого количества определений-дериватов от слова «Амур» зачастую приводит к ложному восприятию жителями других территорий страны Хабаровского края и Амурской области как чего-то единого. Кстати, в Амурской области также выпускаются газеты с названиями «Сегодня на Амуре», «Амурская земля и люди», «Советское Приамурье сегодня», «Амурская звезда», «Амурская правда», «Амурский навигатор» и даже «Заря Амура» и «Амурский маяк». Названия газет могут также содержать ссылки на названия населенных пунктов, в которых они выпускаются: «Бикинский вестник» (г. Бикин), «Восход Ванино» (п. Ванино), «Вяземские вести» (г. Вяземский), «Охотско-эвенская правда» (п. Охотск), «Советская звезда» (г. Советская Гавань) и «Солнечный меридиан» (п. Солнечный). Или на их экономические характеристики: «Рабочее слово» (Верхнебуреинский район) и «Сельская новь» Хабаровский район.
Репрезентация пространства современности не может носить такой же позитивно-хвалебный характер, как описание характера, мировоззрения и жизненных установок выдающихся представителей регионального социума. Главным в раскрытии данной темы, согласно материалу районных газет, является критически-конструктивное направление, причем критика - это не столкновение интересов и взаимные упреки власти и населения. Это материалы о проведении информационных встреч с людьми, общественных обсуждений проблем, отчеты о работе органов местного самоуправления и краевой Думы. То есть демонстрация органами управления своей осведомленности о положении дел в населенном пункте, предупреждение населения о реальных и потенциальных угрозах его здоровью и безопасности, информирование о проделанной работе по решению имеющихся проблем и выражение стремления к дальнейшему улучшению ситуации. Обращает на себя внимание совпадение названий некоторых рубрик в разных газетах: «Открытая власть» («Амурский лиман», «Солнечный меридиан»), «Местное самоуправление» («Бикинский вестник», «Сельская новь», «Анюйские перекаты»), «Официально» («Бикинский вестник», «Вяземские вести», «Наше время», «Амурский лиман», «Сельская новь»). Ряд газет («Вяземские вести», «Наше время», «Анюйские перекаты», «Амурский лиман», «Солнечный меридиан») выходят с вкладкой «Региональные вести - Хабаровский край», содержащей один и тот же материал и имеющей одинаковое оформление. Кроме того, газета «Анюй-ские перекаты» № 29 на своих страницах делает обзор содержания газет других районов: «Вяземские вести», «Амгуньская правда», «Амурский маяк», «Бикинский вестник».
Таким образом, у читателя создается ощущение своей принадлежности к организованной, структурированной и устойчивой общности, связанной системой отношений, регулируемой социальными институтами и действующей согласно административно установленному порядку. Осознание этого факта порождает готовность принять нормы, правила и ценности этого сообщества, занять определенное место в его структуре и определить свою линию поведения по отношению к нему, то есть ответить на вопросы «Как жить?» и «Чем заниматься?». Пропагандой таких ценностей и социально-значимого поведения как эталона выработки личных жизненных стратегий можно считать освещаемое районными газетами участие жителей района в краевых программах, операциях и акциях: программа «Доступная среда», операция «Свалкам - нет», благотворительная акция «Помоги собраться в школу» и так далее. Этой же цели служат примеры народных инициатив, подобных той, что описана в статье «Улица, ты, улица Киинская моя...» газеты «Наше время» № 30. Подобное конструирование социальной реальности и выстраиваемый при этом образ счастливого и благополучного будущего также являются одним из направлений формирования региональной идентичности.
76
ISSN 1997-2911. № 10 (76) 2017. Ч. 1
Данные рассуждения представляют собой попытку отразить основные направления конструирования региональной идентичности районными газетами Хабаровского края без претензий на ее комплексный характер.
Список источников
1. Алаудинов А. А. Региональная идентичность как основа формирования общенациональной политической идентичности: дисс. ... к. полит. н. М., 2012. 188 с.
2. Астафьева О. Н. Коллективная идентичность в условиях глобальных изменений: динамика устойчивого и укоренение становящегося // Вопросы социальной теории. 2011. Т. 5. С. 223-241.
3. Бочаров А. В. Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 2-18. С. 81-91.
4. Галактионова Н. А. Роль региональных средств массовой информации в формировании идентичности жителей Тюменской области // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. № 4. С. 89-96.
5. Галеева Я. И. Культурная идентичность в региональной прессе // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. Т. 8. № 11. С. 56-59.
6. Котельников Д. С. Социокультурные особенности региональной идентичности населения административного центра Южного федерального округа: дисс. ... к. соц. н. Ростов-на-Дону, 2009. 177 с.
7. Муха В. Н., Какадий Д. В. Факторы формирования региональной идентичности жителей Краснодарского края // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 51-53.
8. Овсянникова Н. А. Влияние телевидения на формирование идентичности личности в современных социокультурных условиях российского общества: дисс. ... к. соц. н. Курск, 2007. 221 с.
9. Тумакова К. Е. Социальные факторы формирования региональной идентичности в условиях современной России: дисс. ... к. соц. н. Пенза, 2011. 157 с.
DEVELOPING REGIONAL IDENTITY BY REGIONAL NEWSPAPERS OF KHABAROVSK TERRITORY
Chibisova Ol'ga Vladimirovna, Ph. D. in Culturology, Associate Professor Komsomolsk-on-Amur State Technical University olgachibisova@yandex. ru
The article examines the previously uninvestigated problem of developing regional identity among the residents of Khabarovsk
Territory. The paper summarizes researchers' views on individual and collective identities, their correlation with regional identity.
The author shows that modern mass media, making information freely and quickly available, are powerful factors to influence
the audience. The study focuses on analyzing the materials of regional newspapers and identifying the basic trends of their activity.
Key words and phrases: regional identity; Khabarovsk Territory; mass media; social whole; collective knowledge.
УДК 8; 801.73
Статья посвящена исследованию рукописной татарской книги, затрагивающей вопросы нравственности. Книга хранится в частных руках у сибирских татар. Проведя текстологическое изучение данного манускрипта, ученый особое внимание уделил вопросам атрибутирования произведения, установлению автора, литературоведческой оценке содержания текста. Исследователю удалось решить основные проблемы текстологического исследования рукописи. Установлено, что обнаружен список значимого, объемного по содержанию и форме поэтического произведения XVIII века, которое пользовалось успехом среди читателей. Его издание будет интересным и для читателей современных.
Ключевые слова и фразы: вопросы атрибутирования; сибирский татарский поэт; Суюнучбакый Кырымшык Вагаи; Тубыл; Табул; Тобольск; Худжамбирди бине Суюнучбакый; суфийско-этическое содержание; житель деревни Вагаи.
Яхин Фарит Закизянович, д. филол. н., профессор
Институт языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, г. Казань [email protected]
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АТРИБУТИРОВАНИЯ РУКОПИСНОЙ КНИГИ «НАСИХАТУЛ-ФОЗУЛ» («НАЗИДАНИЯ ДОСТОЙНЫМ»)
В Сибири, в среде сибирских татар, в частных руках сохранилась редчайшая рукописная книга. Когда мы получили возможность с ней ознакомиться, она была в хорошем состоянии. Страницы широкие, объемные. В толстом переплете, сшитая, полная. Написана мелким красивым почерком. Арабо-графическая, на тюрко-татарском языке. Стихотворные образы и назидания навеяны традициями суфийских религиозно-поэтических представлений и учений братства Накшбандийа, написаны традиционно, как было принято в татарских книгах, единой строфой, каждая строка отделена от другой и составляет аккуратно построенные поэтические столбы.