Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ НАУЧНОГО СЕТЕВОГО АЛТАЕВЕДЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА: PR-ПРОЕКТ "МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ АЛТАЕВЕДЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ "АЛТАЙ: TERRA SCIMUS"'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ НАУЧНОГО СЕТЕВОГО АЛТАЕВЕДЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА: PR-ПРОЕКТ "МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ АЛТАЕВЕДЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ "АЛТАЙ: TERRA SCIMUS" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
53
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / АЛТАЕВЕДЕНИЕ / НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ / СЕТЕВОЕ НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО / PR НАУЧНОГО ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Халина Н.В., Аникин Д.В., Жеребненко А.В.

Технологические инновации через новую коммуникационную систему формируют культуру виртуальной реальности, ядром которой становится визуальный текст экрана. Пребывание в виртуальном контексте на экране становится реальным опытом, который способствует формированию виртуальной идентичности. Соотносимая в пространстве и времени с процессом имитации реальности, виртуальная идентичность представляется социальным проявлением своего «Я» в компьютерно-опосредованном глобализованном мире онлайновых сообществ. Проведение учебных и научных мероприятий с марта 2020 года в онлайн-режиме способствует формированию частичной виртуальной идентичности и созданию временных научных онлайновых сообществ. В статье рассматривается опыт научно-организационного блендинга при проведении Международной Алтаеведческой ассамблеи «Алтай: Terra Scimus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING ONLINE IDENTITY AS THE BASIS FOR A SCIENTIFIC NETWORKED ALTAI COMMUNITY: PR-PROJECT "INTERNATIONAL SCIENTIFIC ALTAI ASSEMBLY "ALTAI: TERRA SCIMUS"

Technological innovations through a new communication system form the culture of virtual reality, the core of which is the visual text of the screen. Staying in a virtual context on the screen becomes a real experience that contributes to the formation of virtual identity. Being correlated in space and time with the process of imitation of reality, virtual identity is a social manifestation of one's "Self" in the computer-mediated globalized world of online communities. Since March 2020, training and research activities in online mode have contributed to the formation of a partial virtual identity and the creation of temporary online scientific communities. The article discusses the experience of scientific and organizational blending at the International Altai Assembly "Altai: Terra Scimus".

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ НАУЧНОГО СЕТЕВОГО АЛТАЕВЕДЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА: PR-ПРОЕКТ "МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ АЛТАЕВЕДЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ "АЛТАЙ: TERRA SCIMUS"»

subjects of the Russian Federation; analysis of the degree of activity of regional leaders in social media data, content assessment; assessment of the presence, nature and quantitative indicators of feedback; defining the goals and objectives of social media as an instrument of public communication; compilation of an index of engagement in the most popular social networks. The indicator of user interaction with published content in the second most popular social network among the heads of Russian regions, VKontakte, is considered in detail, and a rating of the heads of regions is compiled. Recommendations for optimizing the network interaction between government and citizens are given.

Key words: public communications, head of the region, social network, electronic participation, communication channel.

Н. В. Халина, Д. В. Аникин, А. В. Жеребненко

Алтайский государственный университет prasu@bk.ru

КОНСТРУИРОВАНИЕ ОНЛАЙН-ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ОСНОВЫ НАУЧНОГО СЕТЕВОГО АЛТАЕВЕДЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА: PR-ПРОЕКТ «МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ АЛТАЕВЕДЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ «АЛТАЙ: TERRA SCIMUS»

Аннотация

Технологические инновации через новую коммуникационную систему формируют культуру виртуальной реальности, ядром которой становится визуальный текст экрана. Пребывание в виртуальном контексте на экране становится реальным опытом, который способствует формированию виртуальной идентичности. Соотносимая в пространстве и времени с процессом имитации реальности, виртуальная идентичность представляется социальным проявлением своего «Я» в компьютерно-опосредованном глобализованном мире онлайновых сообществ. Проведение учебных и научных мероприятий с марта 2020 года в онлайн-режиме

способствует формированию частичной виртуальной идентичности и созданию временных научных онлайновых сообществ. В статье рассматривается опыт научно-организационного блендинга при проведении Международной Алтаеведческой ассамблеи «Алтай: Terra Scimus».

Ключевые слова: онлайн-идентичность, конструирование виртуальной идентичности, алтаеведение, научные коммуникации в условиях пандемии, сетевое научное сообщество, PR научного проекта.

Постановка проблемы и обзор литературы по теме

Процесс инновационной истории приобрел в 20-е гг. нового тысячелетия некоторое ускорение, обусловленное эпидемической ситуацией, которая предложила свои модели коммуникации, повлекшие изменения в идентичности. Технологические инновации, способные быстро передавать информацию и воплощать социальные и культурные изменения, по мнению Т. Лобановой-Шуниной и Ю. Шунина [1], определяют социальные изменения в идентичности. Через новую коммуникационную систему технологические инновации формируют новую культуру — культуру виртуальной реальности, ядром которой становится визуальный текст экрана, формирующий одновременно контекст существования и среду коммуникации. Пребывание в виртуальном контексте на экране становится реальным опытом, который способствует формированию виртуальной идентичности. Подобная форма существования в пространстве и времени обычно соотносится с процессом имитации реальности. Собственно виртуальная реальность (VR) при этом может пониматься как «компьютерно-опосредованное моделирование трехмерной электронной среды (объектов и субъектов), с которой можно взаимодействовать, общаться с помощью компьютеров и высокоразвитых технологий» [1]. Виртуальная же идентичность (VI) рассматривается в качестве социальной идентичности, проявления своего «Я» в мире — компьютерно-опосредованном глобализованном мире онлайновых сообществ, социальных сетей, веб-сайтов и виртуальных миров.

Проведение учебных занятий и научных мероприятий с марта 2020 года в онлайн-режиме способствует формированию частичной виртуальной идентичности и созданию временных научных онлайно-

вых сообществ, цикл жизнедеятельности которых технически определяется временем проведения научного мероприятия и онлайн-событий, связанных с ним.

В данной работе мы рассматриваем опыт научно-организационного блендинга, приобретенный организаторами Международной Алтаеведческой ассамблеи «Алтай: Terra Scimus» (Барнаул, 21 октября 2020 г.). Ассамблея проводилась в микс-режиме онлайн- и офлайн-коммуникации, что потребовало от организаторов разработки оптимальной модели информационной сообщительности, обеспечивающей коммуникацию в режиме реального времени в формате офлайн, а также формате онлайн на программных платформах Zoom и Microsoft Teams.

Конструирование временного научно-сетевого сообщества основывается на коннективистских технологиях, в которых отражен опыт структурации жизненной семантики социального субъекта. Социум-ная форма субъекта определяется характером его подсоединений к системам коммуникаций, или конфигураций лингвистических знаков, вводящих социального субъекта в тот или иной информационный поток [2; 3]. Именно конфигурации знаков определяют место социального субъекта в иерархии и содержаний социума, и языковых содержаний, т.е. информационно-коммуникационную, или онлайн-идентичность.

Р. Ковер считает, что идентичность является одним из наиболее сложных аспектов повседневного коммуникативного взаимодействия, обусловленного взаимосвязью медиа, технологий, коммуникативной среды и субъективностью [4]. В современном мире цифровые технологии оказывают влияние на то, как мы «делаем» идентичность и каким образом идентичности становятся понятными для нас. Однако подобное не означает, как считает Р. Ковер, что технологии цифровых коммуникаций и онлайн-миры полностью изменили методы идентификации: существует четкая связь между офлайн-воплощенными и телесными формами коммуникации и онлайновыми цифровыми меди-атехнологиями и их использованием в контексте идентичности.

Описание методики исследования

В качестве ядра идентичности определяется широкий спектр коммуникационных методов, каналов, форм, текстов, интерпретаций, аудиторий и способов восприятия. Это объясняется двумя причинами:

1) культурные и дискурсивные средства, с помощью которых маркеры и формы идентичности становятся осмысленными в дискурсе, культура и язык — опосредованы (доступны, получены и интерпретированы с помощью средств массовой информации и коммуникационных технологий); 2) релятивность и сами формы взаимной идентификации и признания, имеющие место среди группы субъектов, воплощаются и опираются на языковую вербальную коммуникацию, однако в современную эпоху также зависят от технологий коммуникации: от телефона и телевидения до Интернета, Всемирной паутины и социальных сетей.

Идентификация и категоризация в интернете функционируют для утверждения индивидуальности и часто включают процесс стереоти-пизации, который позволяет членам группы легко различать себя и других членов группы [5]. Ранние исследования киберкультуры поддерживали дихотомию «реальной жизни» и «виртуального я» и, по сути, овеществление «реальной» идентичности, из которой может быть добровольно создано «виртуальное Я».

Выделяется три типа понимания сетевой идентичности, вытекающих из поструктуралистского подхода: а) новые отношения; б) новые формы и процессы самокатегоризации; в) новые формы наблюдения [4]. В каждом случае обращается внимание на то, каким образом цифровые технологии, с одной стороны, открыли новые механизмы для согласованного функционирования (мифологического) унитарного и автономного «Я», а с другой - указывают на конструктивность идентичности.

Согласно С. Теркл, онлайн-сети способствуют множественным, одновременным и опосредованным взаимодействиям, которые снижают критическую рефлексию и могут привести к тревоге изоляции; чем больше мы контролируем эти взаимодействия, тем меньше мы способны справиться с неконтролируемыми ситуациями, например, такой, как непосредственная коммуникация — разговор [6].

Анализ материала

Международная научная алтаеведческая ассамблея «Алтай: Terra scimus» представляет собой PR-проект продвижения нового типа исследовательской культуры по созданию и использованию научного знания. В материалах Всемирной научной конференции «Наука для XXI века. Декларация новых обязательств науки и использования научного

знания. Научная повестка дня и соответствующая структура действий» [7], проведенной в Будапеште (Венгрия) в 1999 году под эгидой ЮНЕСКО, обращалось внимание на необходимость делиться информацией и знаниями на фоне того, что новая коммуникация и новые технологии стали важным фактором изменений, положившим начало новым направлениям, методологиям и сценариям для научной работы и новым способам производства информации, получения доступа к ней и ее использования. Алтаеведческая ассамблея подтвердила один из основополагающих постулатов разработчиков программы новых обязательств науки и использования научного знания в XXI веке: растущее влияние и потенциал новых технологий заставляют ученых и учреждения адаптировать себя с целью извлечения как можно более полной выгоды из преимуществ, которые эти технологии могут принести. Подтверждением того, что новые технологии упрощают распределение информации и доступ к ней, а также продвигают действительно международный научный диалог, стало подключение к работе ассамблеи ученых Корейского религиозного университета, также проводивших 21 октября 2020 на базе своего университета научную конференцию.

Однако создатели новой научной повестки дня в 1999 году обращали внимание и на то, что истинное и всестороннее разделение научных знаний не может быть достигнуто одними только электронными средствами: региональные и международные исследовательские и образовательные сети, сообщества включения партнерств, программы для обмена и передачи научных знаний и навыков, оказалось, были важными механизмами и должны быть созданы и осуществлены в более широком масштабе.

Стратегически важным для продвижения нового типа научной культуры было участие в подготовке Ассамблеи и ее проведении Центра обучения Восточных и Европейских языков ЭЛИТ (директор -канд. филол. наук Т. Ю. Авдеева). Блендинг образовательных технологий Центра и результатов научных исследований преподавателей кафедры медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью Алтайского государственного университета подтвердил и развил один из постулатов «Декларации новых обязательств науки и использования научного знания», касающийся «работы» науки на получение знания и использования полученных знаний для прогресса, в

том числе, использования прогрессивных методик моделирования виртуальной среды для усвоения навыков поведения в системе координат иной культуры. Опыт трансляции технологии использования культурного знания был создан преподавателем Центра ЭЛИТ Е. В. Пыжьяновой и доцентом кафедры медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью АлтГУ Д. В. Аникиным.

Трансляция технологии использования культурного знания представителей семьи алтайских языков, в частности, корейского языка, позволила скоррелировать «несовместимые тексты» (вкусовые предпочтения и связи). Фактор несовместимости обусловлен несоответствием внешних, репрезентативных текстов, действующих из априорного ядра [5]. Трансляция нарратива чайной церемонии вовлекала в процесс пять категорий участников: 1) нарратор-церемонимейстер; 2) организатор трансляции корейского нарратива; 3) представители сетевого образовательного сообщества, в качестве ядра которого выступил нарратор-церемонимейстер; 4) располагающие ссылкой на подключение к онлайн-мероприятию участники ассамблеи и ее гости, получившие ориентиры перемещения в событиях ассамблеи во время подключения к пленарному заседанию, проводившемуся на платформе Microsoft Teams; 5) офлайн-участники проведения чайной церемонии.

Трансляция технологии использования культуры алтайских языков (ТТИКАЯ) (см. рис. 1) составила один из боксов ассамблеи, способствовавших формированию навыков существования в режиме виртуальной идентичности. Кроме бокса ТТИКАЯ, в алтаеведческой ассамблее функционировали боксы «Prime session — Iand plenary line-up» (рис. 2), «Prime session аспирантов и студентов магистратуры» (рис. 3), Prime session студентов бакалавриата (рис. 4).

Рис. 1. Бокс «Трансляция технологии использования культуры алтайских языков»

Рис. 2. Eokc «Prime session — land plenary line-up»

Рис. 3. Бокс «Prime session аспирантов и студентов магистратуры »

Рис. 4. Бокс «Prime session студентов бакалавриата»

Важным фактором формирования онлайн-идентичности является среда коннективности, или сообщительности, в которой события располагаются и, собственно, формируются как события. Для Алтаевед-ческой ассамблеи подобными средами коннективности стали Алтайский государственный университет (рис. 5), Центр языкового ме-

неджмента и коммуникационного маркетинга ААФ, Центр обучения Восточным и Европейским языкам ЭЛИТ, Корейский религиозный университет.

Как полагает М. Фуко, силовые механизмы общения, передаваемые через социальные сети, рационализирует ощущение предикативного «Я», маскируя бессознательную перформативность идентичности [8]. Подобные механизмы в рамках проведения Алтаеведческой ассамблеи включали: а) дискурсивное обусловливание категорий идентичности, б) самопознание через процесс интерпелляции, в) интернализованную практику самонаблюдения, и г) активное (и реляционное) наблюдение за другими [8].

Выводы

Проведение Алтаеведческой ассамблеи позволило познакомиться не только с культурными стратегиями потенциального экономического и культурного партнера Российской Федерации и Алтайского края как ее региона, но и сформировать новые навыки научной сетевой коммуникации, способствующие рационализации предикативого «Я» и снятию несоответствия внешних, репрезентативных текстов, действующих из априорного иного культурного ядра.

Литература

1. Lobanova-Shunina T., Shunin Yu. Technology impact on developing virtual identity // Identity in times of Crisis, Globalization and Diversity: Practice and Research Trends. 17th CiCea & Jean Monnet CiCe Network International Conference Proceedings. University of the Peloponnese, University of Patras and CiCea Corinth, GR, Patras GR, and Huddersfield, UK, 2018. Pp. 349-362. URL: http://www.cicea.eu/pdfs/CiCea_2015_Corinth_Proceedings_R2.pdf (дата обращения: 18.09.2020).

2. Халина Н.В. и др. Коннективистика. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2011. 273 с.

3. Халина Н.В., Валюлина Е.В., Пивкина Н.Н. Коннективистика: руководство по применению языка / Н. В. Халина, Е. В. Валюлина, Н. Н. Пивкина, Т. В. Хребтова // Филологические науки. 2017. № 3. С. 59-65. DOI: https://doi.org/10.20339/PhS.3-17.059.

4. Cover R. Identity Offline and Online // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences: Second Edition. Elsevier, 2015. Pp. 547-553.

5. Buckingham D. Youth, identity, and digital media. MIT Press, Cambridge, 2007. 216 c.

6. Turkle S. Alone Together: Why We Expect More from Technology and Less from Each Other. New York, 2011. 400 p.

7. Declaration on science and the use of scientific knowledge // UNESCO WCS. URL: http://www.unesco.org/science/wcs/eng/declaration_e.htm (Дата обращения: 18.09.2020).

8. Foucault M. Security, territory, population: lectures at the Collège de France, 1977-78. Springer, 2007. 417 p.

N. V. Khalina, D. V. Anikin, A. V. Zherebnenko

Altai State University

DESIGNING ONLINE IDENTITY AS THE BASIS FOR A SCIENTIFIC NETWORKED ALTAI COMMUNITY: PR-PROJECT "INTERNATIONAL SCIENTIFIC ALTAI ASSEMBLY "ALTAI: TERRA SCIMUS"»

Technological innovations through a new communication system form the culture of virtual reality, the core of which is the visual text of the screen. Staying in a virtual context on the screen becomes a real experience that contributes to the formation of virtual identity. Being correlated in space and time with the process of imitation of reality, virtual identity is a social manifestation of one's "Self" in the computer-mediated globalized world of online communities. Since March 2020, training and research activities in online mode have contributed to the formation of a partial virtual identity and the creation of temporary online scientific communities. The article discusses the experience of scientific and organizational blending at the International Altai Assembly "Altai: Terra Scimus".

Key words: online identity, virtual identity construction, Altai studies, scientific communications in a pandemic, network scientific community, PR scientific project.

А. Г. Милюкова, А. А. Лазарева

Алтайский государственный университет megasd.rw@gmail.com

ПРОДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ШКОЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ

Аннотация

В статье определены особенности продвижения на рынке лингвистических образовательных услуг. Показано, что в новых условиях в связи переходом бизнеса на e-commerce-модель компании должны модифицировать традиционный медиамикс из рекламы, специальных событий и интернет-активностей. Охарактеризован рынок языковых школ города Барнаула. На основе данных конкурентного анализа, SWOT-анализа, социологического опроса и коммуникационного аудита выявлены проблемы и предложены рекомендации, связанные с позиционированием языковых школ, определением форматов и каналов коммуникации с разными сегментами целевой аудитории, планированием онлайн-активности, сбором и анализом данных о проведенных мероприятиях, кампаниях, активности аудитории на сайте и в социальных сетях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.