ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 37.015.3
В. В. Царенкова', С. И. Шпановская', В. В. Кугач2
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ
'Белорусский государственный технологический университет, г. Минск, Республика Беларусь 2Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,
г. Витебск, Республика Беларусь
В статье рассматриваются вопросы использования теории конструктивизма в моделировании когнитивных процессов с помощью компьютера при изучении английского языка. Показано, что основными направлениями применения конструктивизма при обучении английскому языку в неязыковом вузе являются создание преподавателем условий для развития творческого потенциала обучающихся, использование индивидуально-ориентированного обучения, параллельное изучение английского языка и профессиональных дисциплин. Определено, что обучение с помощью интернет-технологий позволяет студентам конструировать и более глубоко понимать актуальную информацию благодаря мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности интернет-источников. При использовании интернет-технологий в рамках конструктивистского подхода возрастает роль самостоятельной работы обучающихся. В результате сочетания принципов конструктивизма и интернет-технологий при обучении английскому языку повышается качество и полнота всех иноязычных коммуникативных компетенций обучающихся: чтения, письма, аудирования и говорения.
Ключевые слова: теория конструктивизма, интернет-технология, преподавание английского языка.
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество предъявляет кардинально новые требования к образованию, целью модернизации которого является формирование творческой, успешной, самостоятельной личности. Сегодня невозможно представить себе педагогику без инновационных методик и технологий обучения, с помощью которых обеспечиваются повышение качества образовательного процесса, активизация познавательной деятельности студентов, развитие их интеллектуальных способностей [1].
На смену инструктивизму, когда знания передаются от учителя ученику, приходит новая образовательная парадигма -конструктивизм, в соответствии с которой знания формируются в сознании обучающихся [2]. Выделяют конструктивизм в узком смысле, радикальный конструктивизм и социальный конструктивизм. В основе конструктивизма в узком смысле лежит идея не отражательной природы познания,
а построения образа (конструкта) изучаемого предмета или явления в сознании обучаемого. Важное значение при построении образов имеют культурно-исторические и языковые особенности индивида. В радикальном конструктивизме значение придается не культурным, а биологическим характеристикам организма, деятельности его нервной системы и мозга. Социальный конструктивизм рассматривает все важное, ценное, значимое для людей только через призму отношений с другими людьми [3].
С точки зрения конструктивизма, человек на протяжении всей жизни строит свое понимание окружающего мира и поэтому интересен своими оригинальными взглядами, идеями, стилем мышления и поведения. В педагогике конструктивизм - это особая философия, которая считает даже более важным процесс постижения истины обучающимся, чем саму истину [4].
Для моделирования когнитивных процессов и оптимального управления про-
цессом обучения в педагогике все шире используются компьютер и интернет-технологии [5].
Цель настоящего исследования - изучить возможности использования конструктивизма при обучении английскому языку с применением интернет-технологий.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Объект исследования - конструктивистское обучение и преподавание. Предметом исследования являлись информационно-коммуникационные технологии. В работе использовали также методы исследования, как анализ, группировка, сравнение.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Впервые понятие конструктивизма было предложено Ж. Пиаже и Дж. Келли при исследовании ими проблем познания окружающего мира [3]. Конструктивистский подход в педагогике базируется на идеях Л. С. Выготского, М. А. Розова, Д. Дьюи, Г. П. Щедровицкого, А. Н. Леонтьева и др. [6]. У истоков создания теории педагогического конструктивизма стоит также американский психолог Дж. Брунер [7].
Основная идея конструктивизма в педагогике состоит в том, что знания нельзя передавать обучаемому в готовом виде. Дж. Брунер в своих исследованиях доказал, что информация, получаемая индивидом из окружающей среды, проходит в его сознании сложный путь. С точки зрения Дж. Брунера, человек - это активный субъект, который самостоятельно строит свой внутренний мир. Цель идеи конструктивизма - мотивировать обучающихся участвовать в процессе обучения, чтобы они не были пассивными субъектами, а могли в дальнейшем решать самостоятельно свои профессиональные задачи [7].
Теория Дж. Брунера в корне изменила подходы к пониманию образования. В педагогическом конструктивизме меняется роль преподавателя в образовательном процессе. Его роль остается главной, но она становится «невидимой». Он по-прежнему организует обучение, однако не управляет мыслями и деятельностью обучающихся, не предлагает готовые алгоритмы и решения различных производственных задач [6]. Задача преподавателя, с точки зрения
теории конструктивизма, состоит в создании условий, при которых обучаемый будет стремиться к получению новых знаний и компетенций и сам будет становиться активным участником образовательного процесса [1]. Содержание учебного материала не должно отображаться в полном объеме, а должно постепенно открываться, находиться обучаемым. Студент учится мыслить самостоятельно, ищет собственные пути выхода из сложившихся ситуаций. При этом важно, чтобы у обучаемого в ходе приобретения новых знаний и компетенций появилось ощущение, что он приобрел их самостоятельно [6, 7].
Конструирование обучения предполагает отбор, построение, разработку учебного материала - проектирование, т.е. построение дидактической схемы образовательного процесса. Проектирование образовательного процесса является важной составляющей профессионально-ориентированного обучения, которое позволяет сформировать у студентов наиболее значимые качества личности и компетенции, которые будут востребованы в их дальнейшей профессиональной деятельности. Проектирование и конструирование обучения способствуют достижению преподавателем поставленных задач при изучении конкретной учебной дисциплины: поощрение творческой активности студентов, повышение доли учебных заданий продуктивного характера, ориентация на разрешение проблемных ситуаций, развитие интеллектуальных умений и создание ситуации нравственного выбора [8].
Технологии конструктивизма широко используются при обучении иностранному языку, прежде всего английскому, в неязыковом вузе. Английский язык, с точки зрения профессиональной коммуникации, становится все более значимым для работников различных специальностей, и его изучение крайне актуально для студентов нелингвистических специальностей различных направлений [9]. Для медицинских и фармацевтических специалистов важными являются компетенции говорения для будущего общения с коллегами и пациентами, знание специальной терминологии, умение читать и понимать специальную литературу, владение техникой письма для письменной коммуникации с партнерами, подготовки к участию в конференциях и симпозиумах [10].
Аналогичные компетенции - умение вести диалог с партнерами с помощью устной и письменной коммуникации, чтение и перевод специальной литературы -должны быть сформированы и у студентов технических специальностей - будущих технологов, инженеров, химиков [11]. Поэтому при проведении занятий по иностранному языку в неязыковых вузах важно использовать различные формы заданий, направленные на формирование и развитие разноплановых компетенций, -дискуссии, круглые столы, работа над произношением специфических терминов, перевод текстов, ролевые игры и кейсы, имитирующие различные производственные ситуации [10].
Конструктивизм рассматривает процесс формирования новых компетенций как обработку информации, из потока которой обучающийся выбирает для себя те сведения, которые он понимает на основе ранее полученных знаний. Поэтому обучение иностранному языку строится с учетом тех компетенций, которые обучаемый приобрел на предыдущем этапе, с использованием индивидуально-дифференцированного подхода. Для студентов нелингвистических университетов важным является также междисциплинарный подход, при котором иноязычные коммуникативные компетенции формируются параллельно профессиональным компетенциям [2, 9]. При решении задач профессиональной направленности овладение навыками английского языка происходит для обучающихся подсознательно. При этом стремление приобрести иноязычные компетенции мотивирует студентов на поиск новой профессиональной информации. Важным стимулом к одновременному изучению иностранного языка и повышению качества профессиональных компетенций является участие студентов в олимпиадах, творческих конкурсах, конференциях на иностранном языке [12].
В поиске и обработке информации важная роль принадлежит интернет-технологиям [13]. К характеристикам интернета в научной литературе относят мультиме-дийность, интерактивность, гипертекстуальность. Мультимедийность является ключевой технологией информационного пространства. Дословно в переводе с английского понятие «мультимедиа» означает «разные среды» [14]. Под мульти-
медийностью понимают представление в одном медийном источнике различных форматов информации. Мультимедиа - это также средство накопления и кодирования информации, ее транспортировки и передачи, восприятия и воспроизведения [15].
Мультимедийность как способ представления информации означает создание продукта, содержащего набор изображений, текстов и данных, которые сопровождаются звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами. В сети интернета - это порталы, поисковые системы, каталоги, сайты, электронные словари, энциклопедии. Такие сайты, содержащие текстовые и иллюстративные материалы для подготовки к занятиям, созданы в помощь преподавателям английского языка. Материалы интернета выстраиваются как конструкции, в которых происходит свободный приём мультимедийной информации [13, 14].
Эффективность обучения иностранному языку повышает использование учебных видеоматериалов. Даже короткие аутентичные видеодокументы способствуют формированию лексико-грам-матических, интонационных, произносительных навыков. Они воссоздают условия естественного речевого общения, позволяют рассматривать явления в процессе развития, мобилизуют внимание обучаемых, так как материал подается синхронно с использованием звука и изображения. Кроме того, аутентичные видеодокументы способствуют сопереживанию и стимулируют речевую активность студента, исключают боязнь стресса, который может присутствовать на обычных аудиторных занятиях, содействуют непроизвольному запоминанию информации. Учебные видеоматериалы вместе со звуковой стороной речи демонстрируют также паралингвистические, экстралингвистические и другие компоненты, которые несут важную информационную нагрузку. Кроме смыслового содержания, преподносимого авторами видеодокумента, студент может придавать изображению собственный контекст и значение в зависимости от опыта и полученных знаний [16].
Интерактивность представляет собой диалоговое обучение - взаимодействие участников образовательного процесса при изучении той или иной дисциплины.
Это способ познания, при котором все участники моделируют ситуации, оценивают действия других, совместно решают возникающие вопросы. Цель диалогового обучения - научить обучающихся самостоятельному поиску информации и ее анализу, работе в команде, уважению других точек зрения, формированию собственного мнения. Принятие совместных решений снимает нервную нагрузку с обучающихся, позволяет им испытывать чувства собственной успешности и состоятельности
[17, 18].
Важной характеристикой интернет-источников является их гипертекстуальность. Автором термина «гипертекст» является Т. Нельсон. Гипертекст - это текст, который разветвляется и позволяет читателю выбирать информацию из разных источников, разную по содержанию и объему. Главным преимуществом гипертекста выступает система связи между различными документами, другими источниками информации, организованная посредством гиперссылок [15, 19].
Студенты, благодаря использованию интернет-ресурсов, могут иметь постоянный доступ к виртуальной языковой среде и развивать свои иноязычные компетенции: письменные (переписка в блогах и по электронной почте), читательские (чтение сообщений в чатах и электронной почте, знакомство со специальной профессиональной информацией в иноязычных научных изданиях), аудирование (прослушивание и просмотр новостей, сообщений по телефону, по Skype и др.), говорение (разговоры с собеседниками по телефону, по Skype) [13].
Использование интернет-технологий способствует расширению словарного запаса, изучению речевого поведения и культуры страны изучаемого языка. Достоинством применения интернет-ресурсов является возможность получения информации обучающимися в любой точке земного шара [20].
Важным преимуществом использования интернета при обучении иностранному языку является значительный объем самостоятельной работы студентов. Самостоятельно организованное обучение позволяет обучаемому самостоятельно распределять время и выбирать темп работы, при необходимости повторять учебные задания. К положительным моментам интер-
нет-технологий относится коммуникация в реальном времени с «незнакомцем», при этом повышается мотивация к изучению иностранного языка, самообразованию в целом, рациональной организации образовательного процесса, формируются навыки исследовательской деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий также повышает доступность информационных источников с учетом индивидуальных образовательных потребностей [21, 22].
Использование интернет-технологий при изучении английского языка предполагает, таким образом, реализацию всех компонентов конструктивистского подхода: самостоятельный поиск информации, самостоятельное формирование компетенций с учётом культуры страны изучаемого языка (конструктивизм в узком смысле), воздействие на организм обучаемого различных интернет-ресурсов - текстовых, аудио, видео и их использование для построения образов в сознании обучаемого (радикальный конструктивизм), активное взаимодействие с другими участниками образовательного процесса (социальный конструктивизм)
Результатом использования конструктивистского подхода и интернет-технологий при обучении английскому языку должны выступать компетенции студентов в поиске необходимой профессиональной информации с использованием разнообразных англоязычных источников, чтение и перевод профессиональной литературы, умение вести переписку с партнерами на английском языке, общаться с ними лично и по телефону, выступать с докладами на конференциях, симпозиумах и семинарах [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях для формирования компетенций будущих специалистов актуальным является модернизация образования. К инновационным технологиям обучения относится конструктивистский подход. Конструктивистское обучение предполагает творческую активность студентов, индивидуально-ориентированный подход к образовательному процессу с учетом накопленных опыта и знаний обучающихся, создание преподавателем условий для развития их творческого по-
Вестник фармации №3 (89), 2020 тенциала.
Показано, что для формирования навыков владения иностранным языком в неязыковом вузе важное значение имеют интернет-технологии. Использование студентами учебных видеоматериалов, диалогового обучения, переписки, чтения специальной профессиональной информации, аудирования способствует формированию компетенций, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности.
SUMMARY
V. V. Tsarenkova, S. I. Shpanovskaya, V. V. Kuhach
CONSTRUCTION OF TEACHING THE ENGLISH LANGUAGE USING INTERNET TECHNOLOGIES LEARNING TEACHING
The article deals with the use of the constructivism theory in the modeling of cognitive processes using a computer while studying English. It is noted that the main directions of constructivism use in teaching the English language at a nonlinguistic university are the creation of the conditions by the educator for the development of undergraduates creative potential, the use of the individually oriented teaching, parallel study of the English language and professional disciplines. It is stated that teaching using Internet technologies allows students to form and understand relevant information deeper due to multimedia, interactivity and hypertextuality of Internet sources. While using Internet technologies within the constructivist approach the role of self-directed work of students increases. As a result of combining the principles of constructivism and Internet technologies in teaching English the quality and completeness of all foreign language communicative competencies of undergraduates such as reading, writing, listening and speaking increases.
Keywords: constructivism theory, Internet technology, the English language teaching.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шубаро, О. В. Тенденции развития современного образования в высшей школе / О. В. Шубаро [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/45307. - Дата доступа: 08.06.2020.
2. Беленкова, Н. М. Реализация принципов конструктивизма при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе / Н. М. Беленкова // Русистика. - 2012. -С. 56-61.
3. Улановский, А. М. Конструктивизм, радикальный конструктивизм, социальный конструктивизм: мир как интерпретация / А. М. Улановский // Вопросы психологии. - 2009. - № 2. - С. 35-45.
4. Конструктивизм как педагогическая философия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studbooks. net/925245/pedagogika/konstruktivizm_ pedagogicheskaya_filosofiya. - Дата доступа: 08.06.2020.
5. Грин, Н. В. Интернет как средство обучения / Н. В. Грин // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 5. -С. 59-61.
6. Богданова, В. О. Педагогический конструктивизм: образование как адаптация / В. О. Богданова // Философия образования. - 2012. - № 5. - С. 41-46.
7. Джером Брунер. Биография и теория изучения открытий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:// ru.thpanorama.com/articles/psicologa/ jerome-bruner-biografa-y-teora-del-aprendizaje-por-descubrimiento.html. - Дата доступа: 08.06.2020.
8. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://studme.org/314712/ pedagogika/proektirovanie_konstruirovanie_ professionalno_orientirovannoy_tehnologii_ obucheniya. - Дата доступа: 08.06.2020.
9. Сосновская, Г. И. Особенности преподавания английского языка студентам лингвистических и нелингвистических направлений / Г. И. Сосновская, А. А. Кирпи-ченкова // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2017. - № 8. - С. 22-27.
10. Мисходжева, Ф. А. Особенности преподавания иностранного (анлийского) языка для медицинских целей в высшей школе / Ф. А. Мисходжева // Вестник науки и образования. - 2018. - № 10 (46). - С. 52-55.
11. Митянина, Н. В. Методика обучения английскому языку в технических вузах / Н. В. Митянина // Молодой учёный. -2019. - № 26 (264). - С. 313-315.
12. Поленова, А. Ю. Реализация прин-
ципов конструктивистского подхода при обучении английскому языку для специальных целей в современном университете / А. Ю. Поленова // Вопросы регулирования экономики. - 2017. - Т. 8, № 3. -С. 120-128.
13. Воевода, Е. В. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам / Е. В. Воевода // Высшее образование в России. - 2009. - № 9. - С. 110-114.
14. Чебушев, Г. С. Современные средства мультимедиа и их применение / Г. С. Чебушев, А. С. Мохова // Молодой ученый. - 2019. - № 20 (258). - С. 44-47.
15. Никитенко, А. А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий / А. А. Ники-тенко // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика. - 2009. - № 1. - С. 159-166.
16. Качалов, Н. А. Особенности использования аутентичных видеодокументов в обучении иностранному языку / Н. А. Качалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ osobennosti-ispolzovaniya-autentichnyh-videodokumentov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku. - Дата доступа: 08.06.2020.
17. Болдова, Т. А. Проблемы конструирования и сценирования моделей обучения, ориентированных на становление мультимедиакоммуникации у студентов языковых вузов / Т. А. Болдова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-konstruirovaniya-i-stsenirovaniya-modeley-obucheniya-orientirovannyh-na-stanovlenie-
multimediakompetentsii-u-studentov. - Дата доступа: 10.04.2020.
17. Интерактивные методы, формы и средства обучения (методические рекомендации). - Ростов-на-Дону, 2013. - 49 с.
18. Чувильская, Е. А. Гипертекст как явление ситуации постмодернизма / Е. А. Чувильская [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rusnauka. com/14_APSN_2008/Philologia/32537.doc. htm. - Дата доступа: 24.06.2020.
19. Махмудова, Ш. М. Информационные технологии как эффективный метод изучения иностранного языка в вузах / Ш. М. Махмудова // Молодой учёный. -2020. - № 12 (302). - С. 280-282.
20. Табуева, И. Н. Специфика преподавания иностранного языка в техническом вузе / И.Н. Табуева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14, № 2(4). - С. 947-950.
21. Журова, Е. Н. Плюсы и минусы использования интернета на уроках иностранного языка / Е. Н. Журова. - 2018. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/plyusi-i-minusi-ispolzovaniya-intemeta-na-urokah-inostrannogo-yazika-80895.html. - Дата доступа: 08.06.2020.
Адрес для корреспонденции:
220006, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Свердлова, 13а, Белорусский государственный технологический университет, тел. (+375 17) 226 10 82,
e-mail: [email protected], [email protected], Царенкова В. В.
Поступила 24.06.2020 г.