Научная статья на тему 'Конструирование модели взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования'

Конструирование модели взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАРТНЕРСТ ВО / ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯ ТЕЛЬ НОСТЬ / MODEL / MODELLING / PERFECTIONISM / FAMILY EDUCATION / PARTNERSHIP / EFFECTIVE INTERACTION / JOINT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Т. В., Маврина И. А.

Данная статья призвана оказать помощь школьным учителям, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования в моделировании эффективного взаимодействия семьи и школы. Описанная в статье модель разработана на базе НОУ «Центр образования и развития», в основу положен практический опыт учителей начальных классов за период 2006-2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF THE MODEL OF RELATIONSHIPS BETWEEN FAMILIES AND SCHOOL IN THE MODERN PRIMARY EDUCATION

This article is designed to help school teachers, class teachers, deputy director on educational work, further education teachers in the modelling of relationships between family and school. The model described in the article has been developed on the basis of private educational institution „Center for Education and Development, based on the practical experience of elementary school teachers during 2006-2012.

Текст научной работы на тему «Конструирование модели взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования»

КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

CONSTRUCTION OF THE MODEL OF RELATIONSHIPS BETWEEN FAMILIES AND SCHOOL IN THE MODERN PRIMARY EDUCATION

Т. В. Коваленко, И. А. Маврина

Данная статья призвана оказать помощь школьным учителям, классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования в моделировании эффективного взаимодействия семьи и школы. Описанная в статье модель разработана на базе НОУ «Центр образования и развития», в основу положен практический опыт учителей начальных классов за период 2006-2013 гг.

Ключевые слова: модель, моделирование, перфекцио-низм, семейное воспитание, партнерство, эффективное взаимодействие, совместная деятельность.

Нелостный процесс конструирования модели взаимодействия семьи и школы в условиях негосударственного образовательного учрежде-тр образования и развития» (далее НОУ ЦОиР) станет предметом обсуждения в данной статье.

Рассмотрим понятия «конструирование» и «моделирование».

Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование - процедура определения форм, методов, средств, совокупность и определенность взаимосвязей которых способствуют достижению целей проектирования и программирования изменений изучаемого понятия, явления, процесса [1, с. 15].

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта, в нашем случае модели взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования.

Моделирование (фр. modele 'образец', 'прообраз') - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения [2]. Моделирование означает исследование объектов и их свойств с помощью моделей, выступающих в качестве заменителей объекта. Под моделями понимаются такие объекты, которые репродуцируют признаки объекта-оригинала.

Моделирование, по мнению В. И. Загвязинского, это процесс, когда более простой по структуре и доступный изучению объект становится моделью более сложного объекта (прототипа) и служит задаче конструирования нового, не существующего еще в практике [3, с. 87].

T. V. Kovalenko, I. A. Mavrina

This article is designed to help school teachers, class teachers, deputy director on educational work, further education teachers in the modelling of relationships between family and school. The model described in the article has been developed on the basis of private educational institution „Center for Education and Development", based on the practical experience of elementary school teachers during 2006-2012.

Keywords: model, modelling, perfectionism, family education, partnership, effective interaction, joint activity.

Таким образом, моделирование является наиболее ответственным этапом проектирования и включает создание моделей исходного (актуального) состояния преобразуемого процесса или объекта, моделей потребного, желаемого состояния на конец планируемого периода и модели перехода от исходного состояния в требуемое.

Моделирование такого педагогического объекта, как взаимодействие учителя и родителей в начальной школе, предполагает опору на определенную педагогическую концепцию, способную стать фундаментом теоретической модели взаимодействия учителя и родителей.

Насущная необходимость организации нового типа образования вызвана очевидным культурно-образовательным кризисом, который обусловлен противоречием между современным социальным заказом на формирование в школе активной и свободной личности и господствующей до сих пор (во всяком случае, на практике) средневековой парадигмой образования как процесса трансляции готовых знаний и истин от учителя к ученику.

Школа ЦОиР осуществляет свою деятельность в принципиально иной логике - логике оказания индивидуальных образовательных услуг, услуг по индивидуальному заказу родителей или лиц, их заменяющих, и самих учащихся.

Вся работа школы ЦОиР основана на четком понимании, что, добровольно включаясь в учебно-воспитательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам этой школы свое самое ценное достояние - жизненное время и жизненные силы, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Такой подход определяет специфику образо-

вательного процесса, которая заключается в триединстве его субъектов: образовательного учреждения, учащихся и семьи (родителей или законных представителей).

Воспитательная концепция любого учебного заведения - это важнейший стратегический выбор пути его развития. Это выбор идеологии образовательного процесса, определяющий «дух» школы в соответствии с ее целями и ценностями, систему взаимодействий между педагогами и учащимся, возможность формирования предпочитаемого психологического типа личности выпускников и т. д.

Философско-педагогический анализ классических образовательных систем показал, что в наибольшей степени этим требованиям соответствуют системы Джона Локка и Януша Корчака.

Джона Локка сегодня рассматривают в качестве идеолога элитного образования, образования для тех, «кто желает играть какую-либо роль в мире» [4, с. 412], то есть для молодых людей из высшего света, призванных сделать карьеру и в зрелом возрасте управлять обществом.

В свою очередь, Януш Корчак считается выдающимся методологом гуманистической педагогики. Педагогическая система Корчака - это система, в которой «ребенок имеет право желать, домогаться, требовать, имеет право расти и созревать, а достигнув зрелости, приносить плоды» [5, с. 57]. Педагогика Корчака предусматривает партнерское взаимодействие обучающего с обучаемыми. Именно творческий синтез положений этих двух педагогических теорий и стал основой для разработки философ-ско-педагогической модели школы ЦОиР.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.

Цель воспитательной работы НОУ ЦОиР: организация системной воспитательной деятельности учащихся на основе ценностных ориентаций школьного коллектива, способствующей максимальной самореализации каждого ученика в достижении им личностного и социального успеха.

Однако при разработке воспитательной концепции школы необходимо учитывать особенности контингента учащихся и родителей негосударственного учреждения. Большинство клиентов (потребителей образовательного продукта) НОУ ЦОиР - новая генерация родителей: менеджеры крупных и средних компаний, профессиональные управленцы, преуспевающие предприниматели. Для многих представителей среднего класса ребенок становится отождествлением их собственного успеха. Чаще всего подобная родительская позиция связана с их собственными нереализованными потребностями и желанием воплотить свои мечты в жизнь «с помощью» детей. Все чаще к данному типу родителей применимо понятие «перфекционист». В проведенном нами в 2006-2013 гг. на базе НОУ ЦОиР исследовании выявлено, что большинство (96%) родителей учащихся НОУ ЦОиР имеют высокий уровень притязаний наряду с низким уровнем их педагогической компетенции. Данному феноме-

ну была посвящена наша предыдущая статья, опубликованная в журнале «Школа будущего» [6, с. 71].

Задача учителя - на первых этапах обучения ребенка в школе распознать перфекционистские тенденции и минимизировать их проявления с целью предотвращения развития ситуации неуспеха младшего школьника. А также своевременно начать работу с родителями, направленную на снижение уровня перфекционизма и повышение их родительской компетенции.

Н. Г. Гаранян в своих исследованиях приводит систематизированные характеристики здорового и патологического перфекционизма, а также устанавливает различия между адаптивным и дезадаптивным перфекционизмом [7, с. 14].

Согласно результатам нашего исследования, в первый класс поступают дети, у которых диагностируются следующие признаки перфекционизма: страх неуспеха, напряженное/тревожное отношение к заданиям, наличие мотивации избегания негативных последствий, компуль-сивные тенденции и сомнение, жесткая самокритика, ощущение зависимости ценности своего «Я» от выполнения деятельности, фокус на избежание ошибок.

У родителей первоклассников отмечаются: убежденность в том, что их ребенок должен достичь совершенства, «черно-белое» мышление, неспособность испытывать удовольствие от выполненной ребенком работы, чрезмерная генерализация высоких стандартов, ощущение зависимости ценности своего Я от выполнения деятельности.

Так, все проявления детского и родительского перфекционизма являются дезадаптивными и требуют кор-рекционной работы педагогического коллектива образовательного учреждения.

Таким образом, для большинства поступающих в первый класс детей характерны следующие критерии деза-даптивного перфекционизма:

• неадекватная самооценка;

• неуверенность в своих силах;

• навязанная родителями жизненная программа, которая зачастую не соотносится с возможностями ребенка.

Для родителей первоклассников характерны:

• низкий уровень педагогической культуры;

• завышенные требования, предъявляемые к образовательному учреждению;

• неадекватное восприятие учебных возможностей своего ребенка;

• высокий уровень перфекционизма.

Таким образом, воспитательная концепция НОУ ЦОиР должна быть скорректирована для ее успешной реализации в условиях данного контингента родителей и их детей. Снижение уровня перфекционизма у родителей и детей - актуальнейшая задача современного начального образования.

Представим структуру модели формирования взаимодействия семьи и школы через следующие подструктуры: целевую, организационно-процессуальную и оценочную (или результативную) (см. рисунок).

Цель образовательного учреждения - формирование устойчивого положительного отношения родителей к ребенку, принятие его положительных и отрицательных

Рис. Модель формирования взаимодействия семьи и школы

качеств путем снижения уровня перфекционизма и повышения уровня педагогической компетенции родителей.

Задачи образовательного учреждения:

1. Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании детей.

2. Организация общественно значимой деятельности родителей и учащихся, формирование активной педагогической позиции родителей.

3. Обогащение и распространение положительного опыта в семейном воспитании.

4. Устранение и коррекция факторов, отрицательно влияющих на успешное развитие ребенка.

5. Установление партнерства с родителями: взаимопонимания и согласованного взаимодействия семьи и школы.

Задачи образовательного учреждения выявили необходимость создания программы, направленной на реализацию модели эффективного взаимодействия семьи и школы в условиях НОУ. В данной программе представлен механизм построения полноценных отношений между школой и родителями, под которыми понимаем такие отношения, которые удовлетворяют всех участников обра-

зовательного процесса и являются основой качественного образования. Такие отношения должны носить партнерский характер, то есть отношения с разделенной ответственностью за конечный результат.

В построении партнерских отношений мы выделили три этапа.

I. Знакомство (I полугодие 1-го класса). На этом этапе определяются общие цели, ценности и ресурсная база сторон. На первом этапе также большое значение имеет определение взаимной полезности участников - то есть изучение возможностей (ресурсов) друг друга.

Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей.

Основным итогом работы первого этапа должно стать желание родителей осуществления совместной деятельности.

II. Совместная деятельность (II полугодие 1-го класса - конец 3-го класса). На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы. В процессе совместной

деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов деятельности.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетенция, основанная на доверии к образовательному учреждению. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

III. Собственно партнерство (4-й класс). Необходимыми условиями партнерских отношений являются их добровольность, долговременность и взаимная ответственность, основа которых закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе).

Ожидаемые результаты реализации модели:

• Снижение уровня перфекционизма родителей и детей.

• Укрепление связи образовательного учреждения с семьёй.

• Повышение психолого-педагогического просвещения родителей.

• Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

• Психологический комфорт в детско-родительской среде.

• Обретение ресурсов для реализации новых образовательных проектов.

Таким образом, сконструированная и реализованная модель показала необходимость работы по изменению уровня перфекционизма среди родителей и учащихся НОУ ЦОиР. Данная модель характеризует семью как реального и полноправного субъекта воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого общеобразовательным учреждением. Партнерские, ориентированные

на семью и ее запросы формы и методы работы, описанные в модели, направлены на обеспечение эффективного взаимодействия школы и семьи. Разработанная модель отвечает актуальным потребностям образовательного учреждения, учащихся и семьи и призвана служить объективной основой изменения качества взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маврина И. А. Прогнозирование и моделирование в научных исследованиях по теории и методике преподавания математики: моногр. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 70 с.

2. Моделирование // Философский словарь [Электронный ресурс]: база данных содержит 1360 статей. URL: http://www.edudic.ru/fil/777/"> моде-лирование</а> (дата обращения 26.09.2013).

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2005. 208 с.

4. Локк Дж. Мысли о воспитании. Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. 668 с.

5. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990. 232 с.

6. Коваленко Т. В. Проблемы детско-родительских отношений в современной семье // Школа будущего. 2012. № 6. С. 66-73.

7. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук. М.: Изд-во МГУ, 2010. 42 с.

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

FAMILY IN THE MODERN SOCIOLOGICAL DISCOURSE А. А. Иванова

В статье раскрываются различные подходы к рассмотрению семьи в России и Европе. Рассматриваются альтернативные формы семьи в современном мире. Обосновывается необходимость сохранения традиционной модели семьи.

Ключевые слова: семья, семейная группа, структурный подход, функциональный подход, сетевой подход.

A. A. Ivanova

The article describes various approaches to the consideration of family in Russia and Europe. The alternatives forms of the family in the modern world are discussed. Substantiates the necessity of retaining the traditional model of the family.

Keywords: family, family group, the structured approach, the functional approach, the network approach.

В настоящее время приобретает особую актуальность изучение тенденций развития семьи в связи с трансформацией российского общества, когда изменения структуры и функций семьи, ее положения в социуме опре-

делены спонтанным ходом и особенностями исторического развития. По мнению российского социолога проф. С. В. Дар-модехина многие семьи не сумели сформировать защитные стратегии и механизмы, что явилось предпосылками кризи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.