Научная статья на тему 'Конструирование комплексной транспортной услуги'

Конструирование комплексной транспортной услуги Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / АВТОМАТИЗАЦИЯ / УСЛУГА / КАТАЛОГ / СТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИЯ / КЛИЕНТ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SYSTEM / AUTOMATION / SERVICE / CATALOG / STRUCTURE / INFORMATION / CLIENT / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Цыганов Владимир Викторович, Савушкин Сергей Александрович, Горбунов Владимир Григорьевич

Выполнение комплексной клиентоориентированной транспортной услуги требует скоординированных действий многих подразделений компании. Ввиду их большого количества, для них не может быть составлен исчерпывающий перечень. Поэтому каталог услуг должен иметь механизмы конструирования сложных услуг из более простых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Цыганов Владимир Викторович, Савушкин Сергей Александрович, Горбунов Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Construction of complex transport service

The implementation of an integrated client-oriented transport service requires coordinated actions of many divisions of the company. In view of their large number, an exhaustive list can not be compiled for them. Therefore, the catalog of services should have mechanisms for constructing complex services from simpler ones.

Текст научной работы на тему «Конструирование комплексной транспортной услуги»

УДК 658.314.7:330.115

КОНСТРУИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ УСЛУГИ

Владимир Викторович Цыганов, д-р техн. наук, проф., главн. науч. сотр.

E-mai: l bbc@ipu.rssi.ru Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН

www ipu.ru

Сергей Александрович Савушкин, канд. физ.-мат. наук, ст. науч. сотр., вед. науч. сотр.

E-mail: ssavushkin@mail.ru Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН

www.iptran.ru

Владимир Григорьевич Горбунов, зам. генерального директора E-mail: gorbunov@ezan.ac.ru, Экспериментальный завод научного приборостроения РАН

www ezan.ru

Выполнение комплексной клиентоориентированной транспортной услуги требует скоординированных действий многих подразделений компании. Ввиду их большого количества, для них не может быть составлен исчерпывающий перечень. Поэтому каталог услуг должен иметь механизмы конструирования сложных услуг из более простых.

Ключевые слова: система, автоматизация, услуга, каталог, структура, информация, клиент, программное обеспечение

Введение

Данная статья выполнена в направлении разработки информационной теории управления большими транспортными системами [1,2], связана с вопросами клиентоори-ентированности управления [3-5], которая, в частности, обеспечивается созданием автоматизированного каталога услуг [6-11]. Статья основана на работах, выполненных по заказу ОАО «РЖД» [6] и посвящена алгоритму конструирования логистической схемы комплексной услуги из набора базисных услуг.

Комплексная услуга

Рассматриваем минимальный пакет состава услуги по виду деятельности ОАО «РЖД» «Грузовые перевозки». Предполагается, что при обращении к каталогу компании для получения услуги «Внутренняя перевозка «от двери до двери»» клиент должен задать минимальную информацию, необходимую для формирования услуги. В каталожном описании данной услуги находится информация о параметрах услуги. Программное обеспечение автоматизированной системы ведения каталога услуг (СКУ) должно на этой основе готовить входные формы для ввода описания услуги клиентом.

При каталогизации данной услуги необходимо учитывать детали услуги, обеспечивающие удобство для клиента. Например, если груз привозится или вывозится автомобилем клиента, то для него желательно согласовать точное время погрузки и выгрузки, если же он расположен ждать несколько часов, то он может быть избавлен от дополнительной платы за точность. Пакетирование тарно-штучных грузов при отправке имеет смысл при достаточных объемах. В ходе накопления мелких отправок груз может быть с согласия клиента пакетирован вместе с подобными грузами других клиентов.

Дочерние общества ОАО «РЖД» решают и другие задачи, возникающие при погрузке-выгрузке груза при более сложном расположении с затрудненным доступом или характере груза.

Шаги логистики

Реализация данной комплексной услуги возможна на основе конструирования последовательности, преобразующей исходное состояние груза в требуемое, базисных услуг, таких как:

-затаривание — растаривание — перетаривание; -погрузка — выгрузка — перегрузка; -перемещение одним из видов транспорта;

-запланированное ожидание на площадках временного хранения; -хранение на складе.

Базисные услуги предварительно настраиваются на требуемый характер груза, путь следования и другие требования клиента. Условия и параметры перевозки зависят от наименования и других свойств груза. Для каждого наименования груза необходимо учесть варианты оказания различного вида услуг, связанных с перевозками, а именно: -способ отправки;

-тип грузового вагона для перевозки; -возможности доставки автомобильным транспортом; -применяемая тара, упаковка, пакетирование; - способы погрузки / выгрузки; -необходимость сопровождения или охраны; -схемы хранения;

-типовые схемы размещения и крепления груза в вагоне; -нормативная скорость и другие параметры качества перевозки; -правила приема груза к перевозке; -условия перевозки железнодорожным транспортом.

Процессная модель услуги представляет собой последовательность шагов настройки соответствующих базисных услуг. Базисные услуги, настроенные на описание груза далее определяют маршрут движения и составляют логистическую схему исполнения всей услуги. Определение логистической схемы сводится к определению маршрута, к определению станций перегрузки с автомобиля на поезд и обратно, к определению последовательности операций на станциях перегрузки. После этого базисные элементы логистической схемы с уточняющими параметрами Савушкин с.А. должны быть переданы конкретным исполнителям.

Настойка шагов

Программное обеспечение СКУ должно обеспечивать возможность пошагового исполнения процессной модели. Шаги, производящие настройки, предполагают нахождение в базе правил таблиц или групп таблиц нужного содержания и выбор из них строк, удовлетворяющих заданным или вычисленным значениям параметров услуги.

Для настройки элементов логистической схемы используются находящиеся в базе правил таблицы или группы таблиц нужного содержания, выбираются строки, удовлетворяющих заданным в запросе или логически выведенным посредством правил параметрам услуги. Выбор вариантов базовых услуг, как правило, зависит не напрямую от наименования груза или других параметров запроса, а от отнесения его к определенному классу. Поэтому классификация грузов представляет собой отдельный слой интеллектуальной поисковой системы. Программное обеспечение должно поддерживать вывод ва-

риантов базовых услуг на основе правил. Полученный набор базовых элементов передается для контроля каталогизатору и клиенту. Дополнительно передаются объяснения выбранных настроек в виде последовательности правил, примененных для их вывода.

Классификации грузов. Вся совокупность товаров, которые с началом процесса транспортировки становятся грузами, может быть классифицирована по множеству признаков: природному происхождению, физическому состоянию, отраслям и т.д. [12].

Можно выделить две большие группы классификаций - торговая (товарная, тарифная) номенклатура и транспортная классификация. Товарная классификация (или номенклатура) грузов построена по признакам производственного происхождения грузов, по размерам тарифов за перевозки и размерам ставок сборов.

Транспортная классификация грузов введена для определения требуемых условий транспортирования грузов, обеспечивающих их сохранность на транспорте, планирования, регулирования и учета грузооборота, обоснования специализации погрузочно-разгрузочных механизмов, параметров складов и типов перегрузочного оборудования. Из множества признаков, по которым можно выполнить классификацию, выбирают определяющий, т.е. существенный для достижения поставленной цели, классификационный признак.

Под транспортной классификацией грузов понимают упорядочение совокупности грузов по какому-либо признаку, определяющему особенности транспортного процесса.

Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции. Перевозимые грузы различаются по физическому состоянию, приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ, по обобщающим физико-механическим и химическим свойствам, сохранности при перевозке. Прежде всего, естественной является классификация по агрегатному состоянию груза: твердое, жидкое, газообразное состояние.

Далее грузы делятся по характеру погрузочно-разгрузочных работ на следующие классы: навалочные, тарно-штучные, пакетированные и контейнерные, наливные и газообразные, негабаритные грузы и грузы большой массы.

Необходимо построить таблицу классов грузов, включающую все возможные классификации, используемые для определения условий перевозки. Для каждого вида услуги необходимо построить таблицы, содержащие правила настройки услуги на параметры заявки и характеристики груза.

Выбор подвижного состава. Анализ грузов существующих номенклатурных групп (согласно общесоюзному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции) дает возможность выявить определяющее влияние их характера и свойства на сложившуюся и развивающуюся специализацию подвижного состава, а в дальнейшем разработать рациональную структуру парка подвижного состава в зависимости от структуры грузооборота различных номенклатурных групп грузов [12].

Тип грузового вагона при железнодорожных перевозках зависит в основном от наименования груза, а также от других классификаций. Предполагается, что объем перевозки является достаточно большим. При малых объемах груз любого наименования должен быть упакован и, следовательно, превращается в тарно-штучный. Правила выбора грузового вагона могут быть сведены в таблицу:

Для автомобильных перевозок классификации грузов и соответствующий формат таблицы позволяют выбрать подходящий тип кузова, шасси и различное дополнительное оборудование кузовов.

Необходимо отметить, что классификации грузов могут использовать различные термины для определения сходных понятий и наоборот. Например, термин «неагрессивные», возможно, соответствует отсутствию физико-химического свойства «коррозион-

ная агрессивность» или понимается более широко. На начальном этапе допускается неформальные разъяснения и частичная автоматизация при обработке терминов. В частности, требуется содержательный комментарий для оборота «другие грузы».

При формулировании условий предоставления данного варианта услуги, например, данного вида вагона, могут быть использованы более сложные конструкции, чем просто указание определенного класса груза. Например, «Массовые неагрессивные грузы, не требующих защиты от атмосферных осадков: насыпные, непылевидные, навалочные, штабельные, штучные». Данная запись может быть формализована методами математической логики, посредством формулы с применением операций «и», «или», «не», а именно, «массовые и неагрессивные и не требующие защиты от атмосферных осадков и (насыпные или непылевидные или, навалочные или штабельные или штучные)»

Выбор способов отправки. Способы доставки регламентируются Правилами приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом. В них определяются различные способы отправки грузов [13]. Вид отправки зависит от веса и размеров груза. Для определения вида отправки необходимо иметь данные по грузоподъемности и габаритным размерам вагонов и контейнеров. Эти данные должны храниться в базе данных по характеристикам подвижного состава.

Выбор схем размещения и крепления грузов. Размещение на открытом железнодорожном подвижном составе грузов в зависимости от их размеров и крепления должно осуществляться в пределах габаритов погрузки. Виды схем размещения и крепления грузов, габариты погрузки зависят от регионов их применения. Элементы и способы крепления различных грузов должны быть систематизированы и внесены в базу правил информационной компоненты СКУ.

На начальном этапе разработки, ввиду сложности формализации схем, в записях каталога можно ограничиться ссылками на соответствующие технические условия [14] типовых схем размещения и крепления грузов. Описания схем в этом случае приводятся в текстовом формате. При этом необходимо предусмотреть возможности углубления автоматизации на последующих этапах посредством формализации записей и разработки соответствующих алгоритмов.

Нетиповые схемы размещения и крепления грузов разрабатываются специально для конкретной перевозки и разработка может занимать значительное время. В этом случае клиенту необходимо предоставить ссылку на соответствующего разработчика. Нетиповые схемы по мере их разработки могут также накапливаться в правилах каталога.

Выбор тары и упаковки. Перевозка тарно-штучных грузов отдельными единицами, т.е. россыпью, поштучно, обуславливает применение тяжелого ручного физического труда у всех участников перевозочного процесса (отправителя грузов, транспортной организации, получателя). Это вызвано невозможностью эффективного использования средств механизации из-за многообразия форм и видов, как самих предметов погрузки, так и упаковки, тары, ее размеров, массы. Кроме низкой производительности труда такие перевозки приводят к значительным потерям грузов, особенно сыпучих, затаренных в мешки, кирпича и т.д., хищениям, большим простоям подвижного состава, к потере товарного вида груза из-за возможного повреждения тары.

Решение этих проблем возможно созданием укрупненных грузовых единиц (пакетов), позволяющих эффективно использовать подъемно-транспортное оборудование для механизации погрузо-разгрузочных работ [15].

Считается, что в основном выгоден переход на пакетную доставку грузов перевозчикам, особенно при наличии многократных перевалок, и получателям продукции, которые без дополнительных капитальных вложений снижают издержки, т.е. повышают свою рентабельность.

Настройка шагов должна привести к определению исполнителя, способного ока-

зать данную услугу. Информацию об исполнителях - партнерах компании и оказываемых ими услугах необходимо включить в каталог. Интерфейсы для транзакций заказа в другие исполнительные модули организуются посредством данной информации.

Формирование схемы

Основу формирования схемы составляет выбор маршрута. Маршрут должен проходить через железнодорожную станцию, которая осуществляет требуемые клиенту операции. Каждая железнодорожная станция имеет определенный набор функционала, который обозначается как параграф. Станция имеет некоторый перечень открытых параграфов. Данный открытый параграф означает, что указанные в нем функции осуществляются на станции. Существует также полный справочник железнодорожных станций, содержащий параграфы. Для определения оптимального маршрута необходима информация о координатах станций.

Коме выбора маршрута схема включает последовательность погрузо-разгрузоч-ных, оформительских, информационных и др. операций на каждом пункте следования.

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

-разработаны механизмы конструирования комплексных услуг из простых - базисных;

-описаны механизмы настройуи шагов логистической схемы комплексной услуги на параметры запроса клиента;

-предложены способы организации информации лоя настройки в виде таблиц, содержащих однородные продукционные правила.

Литература

1. Цыганов В.В., Малыгин И.Г., Еналеев А.К., Савушкин С.А. Большие транспортные системы: теория, методология, разработка и экспертиза. - СПб: ИПТ РАН, 2016. 216 с.

2. Белый О.В., Малыгин И.Г., Еналеев А.К., Савушкин С.А., Цыганов В.В. Экспертиза и разработка крупномасштабных железнодорожных проектов // Ренессанс железных дорог: фундаментальные научные исследования и прорывные инновации: колл. моногр. Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». - Ногинск: Аналитика Родис, 2015. С. 165-182.

3. Цыганов В.В., Бородин В.А., Савушкин С.А. Адаптивное управление транспортной компанией на основе клиентоориентированности // ИТНОУ. 2017. № 3 (3). С. 3-10.

4. Цыганов В.В., Савушкин С.А., ГорбуновВ.Г. Контроль качества услуг в клиент ориентированном управлении компанией // ИТНОУ. 2017. № 3 (3). С. 10-19.

5. Савушкин С.А., Искоростинский А.И., Лемешкова А.В. Организация клиент ориентированного управления транспортными предприятиями // ИТНОУ. 2017. № 2 (2). С. 86-94.

6. Аветикян М.А., Цыганов В.В., Савушкин С.А. Единый каталог услуг холдинга «РЖД» как ключевой элемент цифровой железной дороги // Железнодорожный транспорт. 2017. № 8. С. 7-11.

7. Савушкин С.А., Лемешкова А.В., Горбунов В.Г. Принципы построения автоматизированного каталога услуг // ИТНОУ. 2017. № 4 (4). С. 27-32

8. Савушкин С.А. Формализация каталога транспортных услуг // Транспорт России: проблемы и перспективы-2017: Мат. межд. научно-практической конф. 14-15 ноября 2017 г. - СПб.: ИПТ РАН, 2017. С.44-47.

9. Цыганов В.В., Савушкин С.А., Лемешкова А.В. Каталогизация услуг в организационном управлении транспортной компанией // Транспорт России: проблемы и перспективы-2017: Мат. межд. научно-практической конф. 14-15 ноября 2017 г. - СПб.: ИПТ РАН, 2017. С. 40-43.

10. Цыганов В.В., Савушкин С.А. Каталог услуг в адаптивном организационном управлении транспортными структурами // ВИНИТИ. Транспорт: наука, техника, управление. 2017. № 12. С. 3-10.

11. Tsyganov V., Savushkin S. Optimization of the Service Catalog of a Large-Scale Corporation/ Proceedings of 2017 Tenth Conference "Management of Large-Scale System Development". Moscow: IEEE, 2017. pp. 1-5. DOI: 10.1109/MLSD.2017.8109699

12. Войтенков С.С., Самусова Т.В., Витвицкий Е.Е. / под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Е.Е. Витвицкого. Грузоведение. - Омск: СибАДИ, 2014. 196 с.

13. Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом: Сборник, - М., 2003.

14. Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах утверждены МПС России 27 мая 2003 г. № ЦМ-943. - М., 2003.

15. Пашков А.К., Полярин Ю.Н. Пакетирование и перевозка тарно-штучных грузов. - М.: Транспорт, 2000. 254 с.

Construction of complex transport service

Tsyganov Vladimir Victorovich, Doctor of Science (Tech.), Professor, Head of Moscow Department of Institute of Management Problems named after VA Trapeznikov RAS.

Savushkin Sergey Alexandrovich, PhD (Math), Senior Scientist, Leading Researcher, Institute of Transport Problems named NS Solomenko RAS.

Gorbunov Vladimir Grigorievich, deputy. Director General of the Experimental Plant for Scientific Instrument Engineering of the Russian Academy of Sciences.

The implementation of an integrated client-oriented transport service requires coordinated actions of many divisions of the company. In view of their large number, an exhaustive list can not be compiled for them. Therefore, the catalog of services should have mechanisms for constructing complex services from simpler ones.

Keywords: system, automation, service, catalog, structure, information, client, software

УДК 004.773

ИНСТРУМЕНТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА В СОЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЯХ

Алексей Николаевич Сергеев, проф. РАО, д-р пед. наук E-mail: alexey-sergeev@yandex.ru, Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

http://www.vspu.ru

В статье рассматриваются особенности реализации системы ограничения доступа для организации комфортной и безопасной работы учащихся и педагогов в социальных образовательных сетях. Раскрываются принципы и инструменты ограничения доступа к персональным страницам пользователей, а также ограничения контактов с другими пользователями социальной сети.

Ключевые слова: социальная образовательная сеть, ограничение доступа, безопасность учащихся.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Администрации Волгоградской области в рамках научного проекта № 16-47-340969 «Разработка концепции социальной образовательной сети малокомплектных сельских школ на основе кластерного подхода».

Реализация совместной работы учащихся и педагогов в социальных образовательных сетях требует реализации безопасной системы социального взаимодействия, предполагающей возможности не только общения пользователей и просмотра информации

их персональных страниц, но и ограничения таких контактов, реализации механизмов защиты опубликованной пользователем информации, а также информации о его действиях [1, 2]. При этом такое ограничение доступа может представлять из себя двусторонний процесс: 1) ограничение доступа к информации собственной страницы для просмотра другими пользователями; 2) ограничение себя от просмотра информации, публикуемой другими пользователями социальной сети. Два указанных направления позволяют защитить собственную информацию, а также создать для себя комфортное и безопасное окружение, в котором будет представлен круг пользователей, с которыми допускаются контакты.

Сергеев А.H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.