Научная статья на тему 'КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕФИНИЦИИ "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ" МЕТОДОМ ДВУХУРОВНЕВОЙ ТРИАДИЧЕСКОЙ ДЕШИФРОВКИ КАТЕГОРИИ'

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕФИНИЦИИ "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ" МЕТОДОМ ДВУХУРОВНЕВОЙ ТРИАДИЧЕСКОЙ ДЕШИФРОВКИ КАТЕГОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / МЕТОД ДВУХУРОВНЕВОЙ ТРИАДИЧЕСКОЙ ДЕШИФРОВКИ КАТЕГОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айхель Н.В.

Введение. Высокая скорость развития информационных технологий, сокращение времени на «встраивание» достижений науки в реальную жизнь, многократное увеличение информации в современном инфопространстве, изменения в общественной, политической, экономической жизни общества предъявляют новые требования к системе образования. Сегодня необходимо разработать педагогические технологии, стратегии, способы, инструменты, позволяющие подрастающему поколению в настоящем моменте и будущем обучаться, развиваться, самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни в условиях изменяющейся среды, реализуя свой личностный потенциал, при этом сохраняя ценностные ориентиры. Одним из инструментов получения, преобразования и применения знаний и опыта в деятельности в изменяющихся условиях являются умения, в познавательной деятельности - познавательные умения. Следовательно, изучение, конструирование дефиниции категории «познавательные умения» является сегодня актуальным вопросом и отражает цель проведенного нами исследования. Методы и материалы. При проведении исследования были использованы контент-анализ литературы и метод двухуровневой триадической дешифровки категории. С помощью метода категориально-системной методологии стало возможным определение комплекса наиболее существенных качеств в объекте исследования, составляющих его сущность, смысл, природу. Результаты исследования. В рамках нашего исследования были получены следующие результаты: 1) выявлены фундаментальные аспекты познавательных умений, отражающие его содержание, природу; 2) разработана двухуровневая триадическая модель указанного объекта, произведена двухуровневая триадическая дешифровка соответствующей категории; 3) сконструирована дефиниция категории «познавательные умения», в которой точно и полно отражена сущность данного педагогического и методического феномена. Обсуждение и выводы. Полученная дефиниция отражает наиболее точно и полно сущность, природу изучаемого явления «познавательные умения». Практическая деятельность, связанная с уточнением, расширением представления о сущности, природе феномена «познавательные умения», с организацией процесса формирования и развития познавательных умений, может основываться на комплексе выявленных и представленных в данной статье базовых категориях познавательных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTING THE DEFINITION OF "COGNITIVE SKILLS" BY THE METHOD OF TWO-LEVEL TRIADIC DECODING OF THE CATEGORY

Ntroduction. The high speed of information technology development, the reduction of time for “embedding” scientific achievements in real life, the multiple increase in information in the modern information space, changes in the social, political, and economic life of society impose new requirements on the education system. Today it is necessary to develop pedagogical technologies, strategies, methods, tools that allow the younger generation in the present moment and in the future to learn, develop, self-study, self-develop, self-improve throughout life in a changing environment, realizing their personal potential, while maintaining value orientations. One of the tools for obtaining, transforming and applying knowledge and experience in activities in changing conditions are skills, cognitive skills in cognitive activity. Therefore, the study and construction of the definition of the category "cognitive skills" is relevant today a question and reflects the purpose of our research. Methods and materials. During the research, the content analysis of literature and the method of two-level triadic decoding of the category were used. With the help of this method of categorical-system methodology, it becomes possible to determine the complex of the most essential qualities in the object of research that make up its essence, meaning, and nature. Results. As a result of our research within the framework of this article, the following results were obtained: 1) the fundamental aspects of cognitive skills reflecting its content and nature are revealed; 2) a two-level triadic model of the specified object is developed, a two-level triadic decoding of the corresponding category is performed; 3) a definition of the category "cognitive skills" is constructed, in which the essence of this pedagogical and methodological phenomenon is accurately and fully reflected. Discussion and conclusions. The resulting definition reflects most accurately and fully the essence, nature of the phenomenon being studied "cognitive skills". Practical activities related to clarifying, expanding the understanding of the essence, nature of the phenomenon of "cognitive skills", with the organization of the process of formation and development of cognitive skills, can be based on a set of basic categories of cognitive skills identified and presented in this article.

Текст научной работы на тему «КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕФИНИЦИИ "ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ" МЕТОДОМ ДВУХУРОВНЕВОЙ ТРИАДИЧЕСКОЙ ДЕШИФРОВКИ КАТЕГОРИИ»

2022. № 4 С. 12-28

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.01

DOI 10.35231/18186653_2022_4_12

OPEN

Конструирование дефиниции «познавательные

умения» методом двухуровневой триадическои дешифровки категории

Н. В. Айхель

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 80 г Челябинска» Челябинск, Российская Федерация

Введение. Высокая скорость развития информационных технологий, сокращение времени на «встраивание» достижений науки в реальную жизнь, многократное увеличение информации в современном инфопространстве, изменения в общественной, политической, экономической жизни общества предъявляют новые требования к системе образования. Сегодня необходимо разработать педагогические технологии, стратегии, способы, инструменты, позволяющие подрастающему поколению в настоящем моменте и будущем обучаться, развиваться, самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни в условиях изменяющейся среды, реализуя свой личностный потенциал, при этом сохраняя ценностные ориентиры. Одним из инструментов получения, преобразования и применения знаний и опыта в деятельности в изменяющихся условиях являются умения, в познавательной деятельности - познавательные умения. Следовательно, изучение, конструирование дефиниции категории «познавательные умения» является сегодня актуальным вопросом и отражает цель проведенного нами исследования.

Методы и материалы. При проведении исследования были использованы контент-анализ литературы и метод двухуровневой триадической дешифровки категории. С помощью метода категориально-системной методологии стало возможным определение комплекса наиболее существенных качеств в объекте исследования, составляющих его сущность, смысл, природу.

Результаты исследования. В рамках нашего исследования были получены следующие результаты: 1) выявлены фундаментальные аспекты познавательных умений, отражающие его содержание, природу; 2) разработана двухуровневая триадическая модель указанного объекта, произведена двухуровневая триадическая дешифровка соответствующей категории; 3) сконструирована дефиниция категории «познавательные умения», в которой точно и полно отражена сущность данного педагогического и методического феномена.

Обсуждение и выводы. Полученная дефиниция отражает наиболее точно и полно сущность, природу изучаемого явления «познавательные умения». Практическая деятельность, связанная с уточнением, расширением представления о сущности, природе феномена «познавательные умения», с организацией процесса формирования и развития познавательных умений, может основываться на комплексе выявленных и представленных в данной статье базовых категориях познавательных умений.

Ключевые слова: умения, познавательные умения, метод двухуровневой триадической дешифровки категории.

Для цитирования: Айхель Н. В. Конструирование дефиниции «познавательные умения» методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2022. - №4. - С. 12-28. DOI 10.35231/18186653_2022_4_12

© Айхель Н. В., 2022

2022. vol. 4 Pp.12-28

GENERAL PEDAGOGY, |i3|

HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION

Original article UDC 37.01

DOI 10.35231/18186653_2022_4_12

Constructing the definition of "cognitive skills" by the method of two-level triadic decoding of the category

Natal'ya V. Ajhel'

Municipal autonomous educational institution "Gymnasium No. 80 of Chelyabinsk" Chelyabinsk, Russian Federation

Introduction. The high speed of information technology development, the reduction of time for "embedding" scientific achievements in real life, the multiple increase in information in the modern information space, changes in the social, political, and economic life of society impose new requirements on the education system. Today it is necessary to develop pedagogical technologies, strategies, methods, tools that allow the younger generation in the present moment and in the future to learn, develop, self-study, self-develop, self-improve throughout life in a changing environment, realizing their personal potential, while maintaining value orientations. One of the tools for obtaining, transforming and applying knowledge and experience in activities in changing conditions are skills, cognitive skills in cognitive activity. Therefore, the study and construction of the definition of the category "cognitive skills" is relevant today a question and reflects the purpose of our research.

Methods and materials. During the research, the content analysis of literature and the method of two-level triadic decoding of the category were used. With the help of this method of categorical-system methodology, it becomes possible to determine the complex of the most essential qualities in the object of research that make up its essence, meaning, and nature.

Results. As a result of our research within the framework of this article, the following results were obtained: 1) the fundamental aspects of cognitive skills reflecting its content and nature are revealed; 2) a two-level triadic model of the specified object is developed, a two-level triadic decoding of the corresponding category is performed; 3) a definition of the category "cognitive skills" is constructed, in which the essence of this pedagogical and methodological phenomenon is accurately and fully reflected.

Discussion and conclusions. The resulting definition reflects most accurately and fully the essence, nature of the phenomenon being studied "cognitive skills". Practical activities related to clarifying, expanding the understanding of the essence, nature of the phenomenon of "cognitive skills", with the organization of the process of formation and development of cognitive skills, can be based on a set of basic categories of cognitive skills identified and presented in this article.

Key words: skills, cognitive skills, the method of two-level triadic decoding of the category.

For citation: Ajhel', N. V. (2022) Konstruirovaniye definitsii «poznavatel'nyye umeniya» metodom dvukhurovnevoy triadicheskoy deshifrovki kategorii [Constructing the definition of "cognitive skills" by the method of two-level triadic decoding of the category]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 4. Pp. 12-28. (In Russian). DOI 10.35231/18186653_2022_4_12

^Введение

Быстрые темпы развития современных технологий, сокращение времени на внедрение достижений науки в реальную жизнь неизбежно влекут за собой изменения в общественной, политической, экономической жизни общества предъявляют новые требования к системе образования. Сегодня, в эпоху доступности и постоянно увеличивающихся объемов информации, постоянных изменений внешних условий каждому человеку необходимо развивать познавательные умения, позволяющие на протяжении всей жизни осуществлять самообучение и саморазвитие, чтобы в полной мере использовать личностный потенциал для достижения жизненных целей. В рамках решения данной проблемы важно исследовать познавательные умения. Целью данной статьи является конструирование дефиниции «познавательные умения».

Проведенное исследование ключевого понятия «познавательные умения» в рамках данной статьи показало, что представленные в научной литературе определения не отображают полноты, системности, адекватного отображения природы и сущности данного феномена, а также возможности его применения в современных реалиях.

Следовательно, изучение, конструирование дефиниции категории «познавательные умения» является сегодня актуальным вопросом для практической деятельности, связанной с организацией процесса формирования и развития познавательных умений, являющихся дидактическими опорами и значимыми составляющими универсальных учебных действий, способствующими формированию самообучающейся, саморазвивающейся на протяжении всей жизни личности.

Обзор литературы

Обзор представленных в психолого-педагогической литературе определений свидетельствует о разнообразии имеющихся трактовок понятия «умение».

А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Вгипег [19] в своих исследовательских работах определили, что формирование умений происходит только в деятельности [9]. Как «знания в действии» определяет умения Г. И. Щукина1, делая

1 Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. посо-

акцент на том, что умения всегда оперируют имеющимися знаниями и опытом. Н. Ф. Талызина отмечает: «... действия являются ведущими компонентами в процессе усвоения опыта. Без овладения ими мир вещей (материальных и идеальных) остается закрытым для человека» [17]. «Как готовность выполнять действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков» представляет умения И. П. Подласый1.

Интеллектуальную, сознательную составляющую умений отмечают в своих работах Р. С. Немов, Т. И. Шамова2, Г. И. Щукина и др. [18]. Так, Немов, описывая механизм формирования умений, считает, что «умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем», включают в себя процессы мышления, опираясь на активную интеллектуальную деятельность3.

Подтверждение идеи о том, что умения позволяют осуществлять определенные действия в изменяющихся условиях, мы находим в психолого-педагогических работах К. К. Платонова, Р. С. Немова, А. Н. Леонтьева, Г. М. Коджа-спировой А. Ю. Коджаспирова4, Ю. К. Бабанского [1], Е. А. Ми-леряна [10], В. В. Давыдова и т. д. Сущность роли умений Р. С. Немов раскрывает в переносе знаний и опыта в новые условия через «активацию интеллектуальной деятельности в умениях как раз в те моменты, когда изменяются условия деятельности, возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия разумных решений»5. По мнению И. Я. Лернера, «умение - способ действия, который состоит из упорядоченного ряда операций, имеющих общую цель, и усвоен до степени готовности применять его в вариативных ситуациях» [8]. Е. А. Милерян отмечает в своих работах, что «при изменении внешних обстоятельств, когда человеку

бие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

1 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2004. 365 с.

2 Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.

3 Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. 365 с.

4 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 176 с.

5 Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. 365 с.

приходится вступать в новые отношения со средой, решать новые задачи, ведущим видом деятельности являются умения» [10]. А. В. Усова и А. А. Бобров предлагают рассматривать умение как «готовность личности к определенным действиям и операциям, в соответствии с поставленной целью, на основе имеющихся знаний и навыков ... в различных меняющихся условиях деятельности» [18].

Следует отметить, что, характеризуя умения, некоторые ученые выделили их уровни, сложность. Как «самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в определенном виде деятельности» рассматривает понятие «умение» А. А. Степанов1, как «простые умения» и «умения более высокого порядка», которые «связаны с более сложными действиями, в которые включаются целые системы знаний, простых умений и навыков» определяет умения Т. А. Ильина2, по характеру применяемости Д. Н. Богоявленский и Н. А. Мен-чинская систематизируют как частные и общие [2].

Изучение ряда публикаций, рассматривающих понятие «умение», позволило выявить наиболее существенные признаки. Таким образом, умения:

- отражают взаимосвязь (под контролем сознания), с одной стороны, цели деятельности, с другой - условий ее протекания и способов (средств) выполнения;

- представляют систему действий, операций, осуществляемых с использованием знаний, навыков, имеющегося опыта;

- отвечают за реализацию известных способов деятельности в новых условиях;

- формируются в процессе осознанной самостоятельной деятельности;

- обеспечивают качественность, результативность исполнения определенных видов деятельности.

Обобщение выделенных признаков позволяет выделить триаду категорий, с которыми связана категория «умение»: способность (возможность осуществлять действие, владение способом), ресурсность (освоенные знания, навыки, опыт, не-

1 Богословский В. В., Степанов А. А., Виноградова А. Д. Общая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. 383 с.

2 Ильина Т. А. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. 496 с.

обходимые для выполнения действия), целенаправленность (осознанность выполнения действия по достижению результата в постоянных и изменяющихся условиях), что адресует к компонентам деятельности (цель/результат, способ и средства).

Познавательные умения стоит рассматривать в первую очередь в рамках познавательной деятельности. Теоретические основы психологии познавательной деятельности, представленные Б. Г. Ананьевым, Г. С. Костюком, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, играют важную роль в изучении познавательных умений, рассматривая их как умения самостоятельно приобретать знания, способствующие познавательной деятельности, формированию самостоятельности, достижению поставленной цели [9]. В педагогике данный вопрос рассматривался в трудах таких ученых, как А. В. Усова, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, Н. А. Лошкарёва, С. Л. Фокина и т. д. Проблема формирования познавательных умений находит решение не только в русскоязычной, но и в англоязычной [20], немецкоязычной [22], белорусскоязычной [19] научной литературе.

Анализ определений понятия «познавательные умения», основанных на современных требованиях образовательной теории и практики, свидетельствует о том, что каждое из них определяет нечто специфическое в феномене, показывает ту или иную особенность познавательных умений, в силу чего не всегда представляется возможным получить целостную картину об основных аспектах данного явления, что осложняет понимание категории в целом (см. табл.)

Таблица

Определения категории «познавательные умения» (ПУ)

Автор Определение Сущностные признаки

Миренкова Е. В. 1 «ПУ - это личностные способы действий по поиску, получению и преобразованию информации об объектах познания с целью приращения и совершенствования знаний субъекта» Способы действий

1 Миренкова Е. В. Концепция методического обеспечения формирования познавательных умений учащихся при обучении химии в современной школе: автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2018. 42 с.

Автор Определение Сущностные признаки

Дзида Г. А.1 «ПУ - это готовность человека совершать когнитивные действия, позволяющие приобретать новые знания на основе уже имеющихся знаний, в соответствии с целями и условиями, в которых ему приходится их выполнять» Готовность совершать действия, в соответствии с целями и условиями

Шпак О. В.2 «ПУ - это сложное интегратив-ное личностно-деятельностное и социально-психологическое образование, в структуре которого выделяются следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, технологический и креативный» Сложное интегративное образование с многокомпонентной структурой

Литовченко О. В. [9] «ПУ - умения, обеспечивающие плодотворное протекание учебно-познавательной деятельности и необходимые для успешного решения поисковых задач. В самом широком смысле к познавательным умениям исследователи относят способы решения познавательных задач разного типа и уровня сложности, разного содержания, а также способы решения учебных проблем» Способы решения познавательных задач и учебных проблем

Виноградова Н. Ф., Бим И. Л., Чистякова С. Н. [13] «Познавательные умения как достижения в способах познания и включают в их состав перцептивные умения, умения собственно интеллектуальной деятельности, умения моделирующей деятельности, умения проектной деятельности и информационно-технологические умения» Достижения в способах познания

Приведенные определения познавательных умений хотя и не являются исчерпывающими, но в совокупности дают представление о сложившихся к настоящему времени подходах к определению данной категории. Представленные определения понятия «познавательные умения» позволяют выявить как наиболее распространенные элементы, так и редко встречающиеся.

2 Дзида Г. А. Развитие у учащихся познавательных умений в процессе решения учебных задач (на материале обучения естественно-математическим дисциплинам): автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2001. 30 с.

3 Шпак О. В. Развитие познавательных умений старшеклассников средствами информационных технологий: автореф. дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2007. 25 с.

Таким образом, анализ литературы показал, что представленные определения категории «познавательные умения» не полностью раскрывают системность, природу и сущность данного феномена. Однако отметим, что в приведенных определениях также обнаруживается связь с категориями «способность», «целенаправленность», «ресурсность», что важно для последующего уточнения исследуемого понятия.

Материалы и методы

В целях создания определения, отражающего основные аспекты феномена познавательных умений, способного в дальнейшем стать основой для разработки теории познавательных умений, нами был применен метод двухуровневой триадической дешифровки базовой категории. Этот метод, разработанный профессором В. И. Разумовым и более раскрытый в работах профессора Г. Д. Боуш, входит в теорию динамических информационных систем (ТДИС) и позволяет «конструировать системы знаний» так, чтобы при этом «обеспечивалось адекватное восприятие объектов, их устройство, функционирование, развитие и, что особо важно, успешное решение задач по управлению ими» [3]. Применения данного подхода в конструировании дефиниций в разных предметных областях можно найти в работах Ревтовой Е. Г. [15], Васильевой А. В. [4], Клюшниковой Е.А. [7].

Содержание метода заключается в том, что дешифровка категории научного понятия проходит в два этапа: на первом этапе выявляется триада базовых понятий, которая отражает наиболее существенные, необходимые и достаточные качества объекта исследования. На втором этапе дешифруется каждая категория из дешифрованных базовых понятий. Вследствие этого метод триадической дешифровки позволил получить необходимую и достаточную модель, позволяющую сконструировать научно обоснованное, исчерпывающее определение изучаемой категории.

Реализация метода происходит в следующей последовательности:

1) выбираем базовую категорию в качестве объекта исследования;

2) формируем набор категорий, понятий, описывающих объект исследования с необходимой и достаточной степенью полноты;

3) дешифруем категории первого уровня;

4) дешифруем три категории второго уровня;

5) формулируем развернутое определение базовой категории^].

Результаты исследования

Согласно логике применяемого метода на первом уровне дешифровки познавательных умений выделяется первичная триада категорий, наиболее полно отражающая существенные качества познавательных умений, которые в совокупности составляют их сущность, их природу [6]. Нами выделены три сущностные категории: способность, ресурсность, целенаправленность.

Способность. Деятельностный аспект познавательных умений. В контексте нашего исследования мы рассматриваем способность как «возможность производить какие-либо действия, делать что-либо, осуществлять какую-либо деятельность»1. Иными словами, под способностью будем понимать освоенные личностью способы выполнения определенного действия в рамках какой-то деятельности.

Ресурсность. Ценностный аспект познавательных умений, аккумулирующий знания и весь предыдущий познавательный опыт личности, является фундаментом, базой формирования и развития познавательных умений.

Целенаправленность. Направляющий аспект познавательных умений, выступающий результатом способности личности использовать имеющиеся ресурсы в познавательной деятельности в изменяющихся условиях.

Таким образом, триада категорий, представленная способностью, ресурсностью, целенаправленностью, отражает взаимосвязь и взаимозависимость трех категорий, необходимых и достаточных для формирования познавательных умений (см. рис.1).

1 Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

Рис. 1. Одноуровневая триадическая дешифровка категории «познавательные умения»

С целью формирования второго уровня дешифровки устанавливаем еще один комплекс категорий, дешифрующих категории первого уровня.

По нашему мнению, категория «способность», может быть дешифрована исходя из иерархичности овладения личностью новым действием или совершенствованием знакомого действия, но в новой форме, в другой ситуации, на более сложном уровне тремя категориями: осмыслением действия, апробацией действия и закреплением действия. Эта последовательность предполагает, что человек, осваивая новое действие, либо развивая, совершенствуя уже знакомое, осмысленно, апробируя в изменившихся условиях и закрепив действие в измененном виде, пройдя данные этапы, будет владеть действием нового качества.

Таким образом, категория «способность» выполнения действия дешифруется следующими категориями: осмысление действия, апробирование действия, закрепление действия.

Категория «ресурсность» может быть представлена тремя категориями: знания, навыки и опыт. Это ценностная база, используя которую, человек осмысливает, апробирует и за-

крепляет новые действия. Одним из ресурсов, участвующих в формировании познавательных умений, по нашему мнению, являются знания «результаты познания, научные сведения, совокупность сведений в какой-нибудь деятельности», которыми человек обогащается с раннего возраста в течение всей жизни1.

Вторым ресурсным источником в формировании познавательных умений выступают навыки. Важный вопрос взаимосвязи и психолого-педагогической сущности умения и навыка - важнейших компонентов содержания образования, в отечественной дидактике до сих пор не имеет четкого представления. Существует несколько точек зрения на этот вопрос. Представители первой группы ученых (Л. В. Карпов, Е. Н. Кабанова-Меллер [6], Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко2) считают, что умение предшествует навыку, являясь незаконченной, недосформированной формой навыка. Как «промежуточный этап овладения новым способом действия на основе полученного знания, но не достигшего уровня навыка», определяет умение Л.В. Карпов [12].

Другая научная точка зрения относительно взаимосвязи умения и навыка, представленная учеными В. А Сла-стенин, Ю. К. Бабанский, А. В. Усова, И. П. Подласый3, К. К. Платонов, И. Я. Лернер, Ю. В. Гольцева и др., состоит в определении умения как способа выполнения действий, основанного на знаниях и навыках. В. А. Сластенин считает, что «умение - это компонент деятельности, в котором воплощаются знания и навыки» [16]. Как «освоенные человеком способы ... выполнять работу в новых условиях, приобретенные на основе ранее полученных знаний и навыков» рассматривает умения Ю. В. Гольцева [5]. В нашем исследовании мы будем придерживаться второй трактовки - «навык не раскрывает структуру деятельности, а лишь указывает на автоматизацию умения, достижения результата в конкретном виде деятельности» [14].

1 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. 1375 с.

2 Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. М.: Прайм-ЕВ-РОЗНАК, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2004. 365 с.

Третьей составляющей категории ресурсность нами определен опыт, как «отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания»1.

Категория «целенаправленность» может быть дешифрована исходя из определения элементов, необходимых для совершения действий (процессов подчиняющихся осознанным целям) в изменяющихся условиях, а именно: она проявляется в адаптивности, устойчивости и развитии.

Под адаптивностью мы будем понимать возможность личности совершать, корректировать, адаптировать действия, используя имеющиеся ресурсы, в новых условиях. Устойчивостью будут характеризоваться действия, адаптированные и осознанно применяемые личностью в изменившихся условиях, т. е. действия нового качества, необходимые для деятельности именно в этих новых условиях. Развитие «качественности» действия в новых условиях - новых форм действий, большей сложности, разнообразия, на базе имеющихся знаний, навыков и опыта, позволит получить новое, более сложное качество действия в новых условиях.

Познавательная деятельность, включающая адаптирующиеся, прочно освоенные и совершенствующиеся в процессе деятельности действия, также характеризуется адаптивностью, устойчивостью и развитием в изменяющихся условиях.

Результат двухуровневой дешифровки категории «познавательные умения» представлен на рис. 2.

Таким образом, применение категориального метода двухуровневой триадической дешифровки базовых категорий позволило нам дать следующее определение познавательных умений. Познавательные умения - это способность личности через осмысление, апробацию и закрепление действий, реализующихся на базе знаний, навыков и опыта, перейти к целенаправленной познавательной деятельности, характеризующейся адаптивностью, устойчивостью и развитием, в привычных и изменяющихся условиях.

1 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. 1375 с.

2022. № 4 С. 12-28

Рис. 2. Двухуровневая триадическая дешифровка категории «познавательные умения»

Обсуждение и выводы

Сконструированная, с помощью метода триадической дешифровки категорий, дефиниция «познавательные умения» дает более полное, конкретное, точное научное представление о сущности рассматриваемого явления благодаря представленным трем базовым взаимосвязанным и взаимозависимым аспектам - способности, ресурсности и целенаправленности.

Научные результаты, полученные в контексте выполненного исследования, полностью соответствуют поставленной цели и гипотезе. Полученное определение включает в себя все необходимые и достаточные аспекты для раскрытия природы исследуемого явления.

Таким образом, полученная методом двухуровневой триадической дешифровки дефиниция категории «познавательные умения» отличается от уже имеющихся определений тем, что, рассматривает исследуемый феномен на основании деятельностного аспекта (осмысление, апробация, закрепление действий), ценностного аспекта (знания, навыки, опыт) и направляющего аспекта (целенаправленность действий, деятельности), более полно и точно раскрывающих природу исследуемого явления.

В отличие от представленных на сегодняшний день определений в педагогике и методике, полученная в рамках проведенного исследования дефиниция категории «познавательные умения» представляет собой логичную, структурированную, взаимосвязанную систему необходимых и достаточных категорий, отражающих сущностные свойства феномена познавательных умений.

В результате применения метода триадической дешифровки базовой категории ТДИС были получены следующие результаты:

1) выделены три основополагающих аспекта познавательных умений - способность, результативность и целенаправленность;

2) выявлены три базовые категории, отражающие сущность, каждого из выделенных аспектов: способность включает в себя осмысление действий, апробацию действий, закрепление действий; ресурсность представлена знаниями, навыками и опытом; целенаправленность деятельности происходит через адаптивность, устойчивость и развитие действий в изменяющихся условиях.

3) определены иерархичность и взаимосвязи между выделенными категориями;

4) сконструирована дефиниция категории «познавательные умения»: познавательные умения - это способность личности через осмысление, апробацию и закрепление действий, реализующихся на основе знаний, навыков и опыта, перейти к целенаправленной познавательной деятельности, характеризующейся адаптивностью, устойчивостью и развитием в изменяющихся условиях.

Научная ценность описанных в статье результатов заключается в том, что сконструированная с помощью метода триадической дешифровки, дефиниция отражает наиболее точно и полно сущность, природу изучаемого фундаментального термина «познавательные умения».

Практическая ценность результатов данного исследования состоит в том, что любая практическая деятельность, связанная с уточнением, расширением представления о сущности, природе феномена «познавательные умения», организацией процесса формирования и развития познаватель-

ных умений может основываться на комплексе выявленных и представленных в данном исследовании базовых категорий познавательных умений.

В дальнейшем исследования могут быть направлены на изучение таких сторон феномена познавательных умений, как определение и разработка практических технологий, инструментов по организации и управлению процессом формирования и развития познавательных умений.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М., 1959. - 335 с.

3. Боуш Г. Д., Разумов В. И. Методология научного исследования (в курсовых и выпускных квалификационных работах). - М.: ИНФРА-М, 2020. - 210 с.

4. Васильева А. В. Конструирование дефиниции категории «интерактивное обучение» методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2021. -№ 200. - С. 101-113.

5. Гольцева Ю. В. Профессиональные умения психологического консультирования у будущих педагогов-психологов // Актуальные вопросы современной науки. - 2008. №4-1. - С. 133-140.

6. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

7. Клюшникова Е. А., Толстова Н. В., Артамонова М. Н. Конструирование дефиниции понятия "Street workout" // Современный учёный. - 2022. - № 1. - С. 130-135.

8. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 120 с.

9. Литовченко О. В. Познавательные умения учащихся: проблемы формирования в современной школе // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2012. - № 153-1. - С. 103-111.

10. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973. - С. 48.

11. Мукосей О. Комкова Е. Теоретические подходы к формированию познавательных умений у детей старшего дошкольного возраста // Пралеска. - 2020. - № 8 (348). -С. 3-7.

12. Общая психология: под общ. ред. проф. Л. В. Карпова. - М., 2005. - С. 213.

13. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Начальное образование. - 2008. - № 2. - С. 3-9.

14. Плигин А. А. Познавательные стратегии школьников: от индивидуализации-к личностно ориентированному образованию: моногр. - М., 2012. - 416 с.

15. Ревтова Е. Г. Конструирование дефиниции категории «кредит» // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2020. - Т. 22. № 4. - С. 122-131.

16. Сластенин В. А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. - М., 1976. - 160 с.

17. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во Моск. ун-та,1984. - 344 с.

18. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики - М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

19. Васюковiч, Л. С. Фармiраванне прадметных i метапрадметных кампетэнцый на-вучэнцау сродкамi вучэбнага тэксту. - Вщебск: ВДУ iмя П. М. Машэрава, 2021. - 202 с.

20. Jerome S. Bruner Beyond the information given: Studies in the Psychology of Knowing / George Allen & Unwin LTD. London, 1975. - 412 p. (England)

21. Johnson, D., Johonson, R. Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive, and Individualistic Learning. - Boston: Allyn and Bacon, 1999. - 260 p.

22. Kapy, G. Leistungsreserve Schöpfertum: Forschungergebnisse zur Kreativität in Schule. - Berlin: Dietz, 1986. - 195 s.

References

1. Babanskij, YU. K. (1983) Pedagogika [Pedagogy]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).

2. Bogoyavlenskij, D. N., Menchinskaya, N. A. (1959) PsixoLogiya usvoeniya znanij v shkole [Psychology of learning at school]. Moscow. (In Russian).

3. Boush, G. D., Razumov, V. I. (2020) MetodoLogiya nauchnogo issLedovaniya (v kursovy^x i vy^puskny^x kvaUfikacionny^x rabotax) [Methodology of scientific research (in course and final qualifying works)]. Moscow: INFRA-M. (In Russian).

4. Vasil'eva, A. V. (2021) Konstruirovanie definicii kategorii «interaktivnoe obuchenie» metodom dvuxurovnevoj triadicheskoj deshifrovki kategorii [Construction of the definition of the category "interactive learning" by the method of two-level triadic category decoding]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena -Proceedings of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. No 200. Pp. 101-113. (In Russian).

5. Gol'ceva, YU. V. (2008) Professional'nyye umeniya psikhologicheskogo konsul'tirovani-ya u budushchikh pedagogov-psikhologov [Professional skills of psychological counseling for future educational psychologists]. AktuaL'nye voprosy sovremennoj nauki - Topical issues of modern science. No 4-1. Pp. 133-140. (In Russian).

6. Kabanova-Meller, E. N. (1981) Uchebnaya deyateL'nost' i razvivayushcheye obucheniye [Educational activities and developmental education]. Moscow: Znanie. (In Russian).

7. Klyushnikova, E. A., Tolstova, N. V., Artamonova, M. N. (2022) Konstruirovaniye definit-sii ponyatiya "Street workout" [Construction of the definition of the concept of "Street workout"]. Sovremennyj uchyonyj - Modern scientist. No 1. Pp. 130-135. (In Russian).

8. Lerner, I. YA. (1980) Protsess obucheniya i yego zakonomernosti [The learning process and its patterns]. Moscow: Znanie. (In Russian).

9. Litovchenko, O. V. (2012) PoznavateL'nyye umeniya uchashchikhsya: probLemy formiro-vaniya v sovremennoy shkoLe [Cognitive skills of students: problems of formation in modern school]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena - Proceedings of the Russian State PedagogicaL University named after A. I. Herzen. No 153-1. Pp. 103-111. (In Russian).

10. Mileryan, E. A. (1973) PsikhoLogiya formirovaniya obshchetrudovykh poLitekhnich-eskikh umeniy [Psychology of the formation of general labor polytechnic skills]. Moscow. (In Russian).

11. Mukosej, O. Komkova, E. (2020) Teoreticheskie podxody' k formirovaniyu pozna-vatel'ny'x umenij u detej starshego doshkol'nogo vozrasta [Theoretical approaches to the formation of cognitive skills in children of senior preschool age]. PraLeska - PraLeska. No 8 (348). Pp. 3-7. (In Russian).

12. Obshhaya psixoLogiya [General psychology] / pod obshhej redakciej L. V. Karpova (2005). Moscow. (In Russian).

13. O sootnoshenii predmetny^x, obshheuchebny^x i universat^ny^x umenij v soderzhanii nachaCnogo obrazovaniya [About the ratio of subject, general educational and universal skills in the content of primary education]. NachaL'noe obrazovanie - Primary education. No 2. Pp. 3-9. (In Russian).

14. Pligin, A. A. (2012) PoznavateCny^e strategii shkoCnikov: ot IndividuaUzacii- k Lichno-stno orientirovannomu obrazovaniyu [Cognitive strategies of schoolchildren: from individual-ization to personality-oriented education]. Moscow. (In Russian).

15. Revtova, E. G. (2020) Konstruirovanie definicii kategorii «kredit» [Construction of the definition of the category "loan"]. Vestnik VoLgogradskogo gosudarstvennogo univer-

|28| siteta. Ekonomika - Bulletin of Volgograd State University. Economy. No 4. Pp. 122-131. (In Russian).

16. Slastenin, V. A. (1976) Formirovanie tichnosti uchitetya v processe professionaCnoj podgotovki [Formation of the teacher's personality in the process of professional training]. Moscow. (In Russian).

17. Talyzina, N. F. (1984) Upravtenie processom usvoeniya znanij [Learning process management]. Moscow. (In Russian).

18. Usova, A. V., Bobrov, A. A. (1988) Formirovanie uchebny^x umenij i navy'kov uchashhixsya na urokax fiziki [Formation of educational skills and abilities of students in physics lessons]. Moscow: Prosveshchenie. (In Russian).

19. Vasyukovich, L. S. (2021) Formation of subject and meta-subject competencies of students by means of an educational text. Vitebsk: VSU named after P. M. Masherov.

20. Jerome, S. (1975) Bruner Beyond the information given: Studies in the Psychology of Knowing / George Allen & Unwin LTD. London.

21. Johnson, D., Johonson, R. (1999) Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive, and Individualistic Learning. Boston: Allyn and Bacon.

22. Kapy, G. (1986) Power reserve Creativity: research results on creativity in school. Berlin: Dietz.

Айхель Наталья Владимировна, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, учитель, МАОУ гимназия 80, г. Челябинск, Российская Федерация, ORCID 0000-0003-1072-7433, e-mail: evgenata@yandex.ru

Natal'ya V. Ajhel', Postgraduate student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, g. Chelyabinsk, Russian Federation, ORCID 0000-0003-1072-7433, e-mail: evgenata@ yandex.ru

Об авторе

About the author

Поступила в редакцию: 28.10.2022 Принята к публикации: 14.11.2022 Опубликована: 29.12.2022

Received: 28 October 2022 Accepted: 14 November 2022 Published: 29 December 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.