Научная статья на тему 'Конституция Российской Федерации: права и свободы человека и гражданина'

Конституция Российской Федерации: права и свободы человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3144
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Столярова Ю. О., Соболь И. А.

Конституция России определяет основу правового статуса личности, выступает гарантом защиты прав человека. С учетом положений Конституции Российской Федерации проанализированы направления обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Намечены пути совершенствования организации судебной деятельности и гарантии реализации судебной защиты прав граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitution defines the basis of personal juridical state, appears like the guarantee of human defense. Taking into consideration the statements of Constitution, the directs of legal defense, the main rights and freedoms, that are indictable to the court defense, the types of corresponding court activity, the conditions of proper court activity and guarantees of legal defense realization are analyzed.

Текст научной работы на тему «Конституция Российской Федерации: права и свободы человека и гражданина»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

испытывать еще раз судьбу, ибо за финансовым кризисом неизбежно последует экономический, если уже не последовал.

9. Политические, экономические и финансовые системы стран мира нуждаются в поэтапной

реформе.

Предлагаемые выводы-рекомендации не претендуют на исчерпывающий характер и на истину в последней инстанции. Возможное обсуждение высказанных идей позволит устранить недостатки и решить проблемы в сфере прав человека как на международном, так и на национальном государственном уровне.

1 Основной закон Федеративной Республики Германия. Бонн, 2002. С. 32.

2 Конституции буржуазных государств. М., 1982. С. 281.

3 См.: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Конституционное право России: Сборник конституционно-правовых актов. Т. 1. М., 1998. С. 326-330.

4 См.: Конституция Греции // Конституции буржуазных государств. М., 1982. С. 342.

5 См.: Документы Совета Европы: Сборник / Под ред. Ю.К. Александрова. М., 2000; Диденко В.В. Роль суда в защите прав человека и обеспечении прямого действия Конституции РФ: Сборник материалов Всероссийской практической конференции. Пенза, 2000; Зиновьев А.В., Хазов Е.Н. Права человека и правовая культура // Ученые записки юридического факультета Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. СПб., 1998; Зиновьев А.В. Кому быть россиянами (Анализ проекта закона о гражданстве) // Санкт-Петербургские ведомости. 2001. 11 августа; Права человека: Учебник / Под ред. Е.А.Лукашева. М., 2001; Права человека: Сборник международных документов. М., 1998; Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб., 2001; Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011; Закон Санкт-Петербурга от 30 декабря 1997 г. № 227-77 «Об уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 1998. № 4. (В редакции от 11 сентября 1998 г. № 195-38; 2 июня 2000 г. № 234-18); Зиновьев А.В. Независимый правозащитник или клерк Мариинского дворца? // Санкт-Петербургские ведомости. 1999. 9 февраля.

6 См.: Сведения о состоянии преступности и результатов деятельности правоохранительных органов по раскрытию преступлений об убийствах и покушений на убийства, зарегистрированных в отчетных периодах за 1995-2006 гг.: Сборник.

7 Конституции республик в составе Российской Федерации: Сборник документов. М., 1995. С. 44.

8 См.: Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 2003 г. в редакции от 3 ноября 2000 года № 94-З. Уфа, 2000.

9 См.: Стремоухов А.В. Правовая защита человека: теоретические проблемы. СПб., 2003.

10 См.: Сунгуров А.Ю., Шишлов А.В. Сравнительный анализ законодательства об уполномоченных по правам человека в некоторых субъектах Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 7.

11 См.: Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (утв. Указом Президента РФ от 6 ноября 2004 г. № 1417) // СЗ РФ. 2004. № 46 (ч. 2). Ст. 4511.

УДК 347

Ю.О. Столярова*, И.А. Соболь**

Конституция Российской Федерации: права и свободы человека и гражданина

Конституция России определяет основу правового статуса личности, выступает гарантом защиты прав человека. С учетом положений Конституции Российской Федерации проанализированы направления обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Намечены пути совершенствования организации судебной деятельности и гарантии реализации судебной защиты прав граждан.

Constitution defines the basis of personal juridical state, appears like the guarantee of human defense. Taking into consideration the statements of Constitution, the directs of legal defense, the main rights and

* Соискатель кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

** Профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

freedoms, that are indictable to the court defense, the types of corresponding court activity, the conditions of proper court activity and guarantees of legal defense realization are analyzed.

Ключевые слова: Конституция, правовой статус личности, судебная защита.

В нашей стране правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных, в первую очередь, в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Основы правового статуса личности охватывают конституционно закрепленные права и свободы. Российская Конституция провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1.

Конституция России также содержит целый ряд положений правоохранительного свойства, которые обеспечивают как пользование правами и свободами, так и порядок их восстановления. Последних сравнительно много: «Каждому, - сказано в ч. 1 ст. 46 Конституции России, - гарантируется судебная защита прав и свобод». Через систему законодательно установленных Конституцией Российской Федерации гарантий реализации и защиты личных, политических и социальноэкономических прав и свобод человека и гражданина, посредством уважения прав каждого индивида утверждается высшая ценность личности, должное отношение к ней со стороны государства.

Закрепление основ правового статуса личности в Конституции Российской Федерации отражает принципиально новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства по сравнению с той, которая воплощалась в союзных и российских конституциях советского периода2. Начало этому было положено принятой Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. Декларацией прав и свобод человека, а затем принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.3 Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Последняя повлекла за собой полное обновление раздела 11 Конституции России 1978 г. «Государство и личность»4.

На нынешнем этапе конституционного строительства приоритеты построения правового общества занимают первостепенное значение в государственном устройстве. В Основном Законе признан минимальный стандарт основных прав и свобод. Посвященная этому гл. 2 так и называется: «Права и свободы человека и гражданина». В ст. 18 Конституции России закреплено: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»5. Тем самым Конституция Российской Федерации заложила основу государственного устройства, в котором все подчинено правовым интересам его граждан, само по себе это знаменует огромное продвижение вперед российского общества.

Содержание гл. 2 Конституции России соответствует общепризнанному демократическим сообществом перечню прав и свобод. В своей совокупности в конституции они представлены: 1) личными, 2) политическими, 3) социально-экономическими и культурными правами человека.

Среди основных прав и свобод, перечисленных в Конституции Российской Федерации, личные права выдвигаются на первый план и составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. В действующем Основном Законе личные права и свободы перечислены в ст. 20-29.

Среди личных, основных прав и свобод человека, наиболее важным является право на жизнь. В ст. 20 Конституции России изложено это важнейшее право как высшая социальная ценность, охраняемая законом. В мирных условиях гарантии этого права не сводятся только к запрещению убийства - это безоговорочно закрепляется уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения и, в частности, предупреждение детской смертности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности и др.6

Россия, добросовестно выполняя международно-правовые обязательства, ввела мораторий на применение смертной казни, заменив ее «альтернативным» пожизненным лишением свободы. Подобная мера вызвала и вызывает много споров, как со стороны сторонников отмены смертной казни, так и со стороны противников ее отмены. И те, и другие приводят множество доводов как «за», так и «против», по сути вопроса общество разделилось на две стороны. Сторонники отмены смертной казни приводят довод, что, несмотря на существование смертной казни, убийства

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

совершались и совершаются и никакая, даже самая отягченная смертная казнь, не выступает мерой сдерживания преступности. Противники отмены смертной казни убеждены в обратном, в том, что наличие подобной меры наказания заставляет лишний раз подумать, и особенно в тех случаях, когда преступление заранее планируется. В истории можно найти неоднократные примеры, когда с помощью жестких карательных мер устанавливался порядок7.

На сегодняшний день в мире существуют государства с жесткой системой наказания, такие как Саудовская Аравия, Исламская Республика Иран, порядок и безопасность в которых являются следствием, как высокого уровня правосознания, так и неотвратимостью применения смертной казни и иного сурового наказания. До какой бы крайности ни дошел человек, осознание того, что его могут лишить самого дорогого, его собственной жизни, заставляет еще и еще раз подумать, прежде чем совершить преступление.

Сторонники отмены смертной казни считают, что, принимая решение о лишении жизни преступника, государство лишается возможности в дальнейшем исправить возможную судебную ошибку. В связи с такой опасностью мировая следственная практика выработала целый комплекс мер, призванных оградить правоприменителя от подобной трагедии. В число подобных гарантий входят презумпция невиновности, обеспечение права на защиту и помощь адвоката с момента задержания, надлежащая правовая и профессиональная квалификация лиц, осуществляющих правосудие, недействительность незаконно полученных доказательств, гарантия от самообвинения, строгость соблюдения процессуальных правил в процессе следствия и суда, толкование сомнений в пользу обвиняемого и подсудимого, стадии кассационного и надзорного рассмотрения обвинительного приговора суда, суд присяжных и, наконец, институт помилования8. Данный перечень мер не является исчерпывающим, необходимо совершенствовать и расширять подобного рода гарантии, дабы полностью исключить вероятность судебной ошибки.

Мораторий на смертную казнь предоставляет альтернативу ее замены пожизненным заключением. Сложно судить, что гуманней: мгновенное лишение человека жизни либо обречение его на ежедневное угасание в тюремной камере, в полной изоляции от общества, с осознанием того, что ты никогда не сможешь вкусить прелести жизни, постоянно пребывая в состоянии загнанного зверя. В подобных обстоятельствах теряется сам смысл изоляции от общества. При назначении сколь угодно длительного срока заключения государство исходит из того, что по прошествии срока гражданин, преступивший преступную черту, вернется в общество осознавшим общественно опасный характер своего поступка, раскаявшимся и готовым начать жизнь «с нового листа». В ситуации же, когда человек лишен возможности исправиться и до конца своих дней обречен только испытывать лишения, вряд ли эту меру можно считать гуманной.

Каждый совершенный акт терроризма - это большие человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и огромная социально-психологическая травма общества. В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России отметил: «Противодействие международному терроризму - задача огромной важности для России и других стран - участниц Содружества Независимых Государств. После 11 сентября очень многие в мире поняли, что холодная война закончилась. Поняли, что сейчас - другие угрозы, идет другая война - война с международным терроризмом. Его опасность очевидна, она не требует новых доказательств. Хочу отметить: это в полной мере относится и к России»9.

Каждый человек представляет собой высшую ценность как личность, наделенную разумом, волей и чувствами. Каждый человек имеет право на уважение и обязан сам, в свою очередь, уважать права окружающих. Достоинству личности посвящена ст. 21 Конституции России, которая гласит: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»10. Конституция гарантирует охрану достоинства личности, которая распространятся на всех без исключения, как на граждан России, так и на иностранцев. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

К юрисдикционным формам защиты чести и достоинства личности относится судебная защита прав и свобод, осуществляемая всеми судами, предусмотренными Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», а также Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», с которым граждане России могут обращаться с жалобой на неконституционность закона, ущемляющего их права11. Возможность подачи индивидуальной жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации является важным правовым средством защиты достоинства человека12.

Нормы Основного закона нашей страны отражают многие положения Всеобщей декларации прав человека. В ст. 21 Конституции России нашла воплощение ст. 5 этого акта международного

права о запрете подвергать пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию. В ст. 22 названной Декларации предусмотрена необходимость создания социально-экономических условий, исключающих унижение человеческого достоинства. Запрет унижения достоинства человека, и применения к нему пыток установлен и в таких международных документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращений и наказаний 1984 г. и многих других.

Человек рождается на свет свободным, что обусловлено естеством человеческой природы, никто и ничто не может умалять подобное состояние свободы. Право призвано обеспечить свободу, без которой не может формироваться и развиваться человеческая личность, а в государстве нет свободы, если власть не ограничена правом13. В неразрывной связи с данным правом находится понятие личной неприкосновенности. Данное право закреплено в ст. 22 Конституции России. Никто не вправе посягать на свободу и неприкосновенность личности. Право на свободу принадлежит всем, независимо от гражданства, национальности, вероисповедания, пола, расы и т.д. Свобода как деятельная характеристика личности проявляется на правовом уровне в виде субъективных прав и свобод, обеспечивающих возможность владеть, пользоваться и распоряжаться материальными и духовными благами цивилизации. Человек как деятельный субъект проявляет себя как активная личность, действует по своему усмотрению, выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения.

Идея правовой автономии личности находится целиком и полностью в русле естественноправовой концепции прав и свобод человека и гражданина. Выделяя по крайней мере три уровня проявления свободы личности (свобода воли, положение человека в обществе, свобода как деятельная характеристика личности), Н.С. Бондарь пишет: «Сочетание соответствующих уровней проявления свободы личности и их последующее правовое закрепление позволяет отразить, с одной стороны, автономию личности, ее самостоятельное значение как высшей ценности и, с другой - возвести свободу человеческой личности в основу всех сфер жизнедеятельности общества»14.

Передача полномочий по ограничению свободы в сферу судебных функций далеко не единственная мера в системе защиты прав человека. Ст. 23 и 25 Конституции России закрепляют, что вторжение в конституционные права, такие как тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в них лиц, возможно только на основании судебного решения. Подобная правовая направленность позволяет в большей степени на практике осуществлять защиту прав и свобод добропорядочных граждан, повышая процессуальную защищенность населения от произвола власти.

Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, правом свободного передвижения и выбора места жительства, в Конституции Российской Федерации устанавливается ст. 26 и 27. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность, каждый, кто законно находится на территории нашей страны, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В России данная конституционная норма реализуется в недостаточной степени, во многих городах введено положение регистрации прибытия иногороднего населения. Подобные меры непосредственно затрагивают право граждан России на свободное передвижение и пребывание, но шаги в этом направлении делаются: так, Конституционный Суд вынес постановление № 7-П от 14 апреля 2008 г.15 по жалобам семи жителей Краснодарского края, которым было отказано в регистрации в домах, построенных на садовых участках. По мнению заявителей, эта норма нарушала их конституционное право на свободу передвижения и выбор места жительства, а также право владеть и распоряжаться своим имуществом. Конституционный Суд Российской Федерации с ними согласился, постановив, что такой запрет препятствует осуществлению конституционного права на место жительства, а регистрация носит уведомительный характер, и разрешил прописку «на даче». Однако нормативная база для такой регистрации еще не создана.

Реализация права на свободное передвижение и пребывание затрудняется позицией многих муниципалитетов. Подобное отношение продиктовано сложной криминогенной обстановкой. Террористические акты, полыхавшие в стране, не могли не наложить отпечаток на ужесточение контроля со стороны властных органов за миграцией населения. Борьба с терроризмом неизбежно приводит к необходимости ограничения прав и свобод. Об этом ясно сказано в ст. 55 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»16. Из текста статьи следует, что ограничение прав и свобод неприемлемо по отношению к конкретно взятому человеку, а возможно в силу сложившейся

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

обстановки для всего населения на основании принятия федерального закона. Перечисленные меры являются обоснованными в случаях, требующих усиленной защиты одних прав за счет ограничения других. Примером могут служить ситуации с введением чрезвычайного или военного положений, при которых объективно необходим особый порядок управления для поддержания относительной стабильности и общественного порядка.

Наряду с возможностью ввода ограничений свобод населения Конституция России установила перечень прав, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах: это ст. 20, провозглашающая право на жизнь, ст. 21, охраняющая честь и достоинство личности, ст. 23 (ч. 1), гарантирующая право на неприкосновенность частной жизни, ст. 24, охраняющая частную жизнь лица от сбора информации, ст. 28, обеспечивающая право на свободу совести, ст. 34 (ч. 1), дающая свободу использования способностей для ведения предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, ст. 40 (ч. 1), предоставляющая право на жилище, ст. 46-54, устанавливающие гарантии судебной защиты. Данные права принято именовать абсолютными. Подобный высокий статус перечисленных прав необходим, дабы устранить чрезмерную активность со стороны государственной власти в условиях военного и чрезвычайного времени17.

По своему смыслу данное положение аналогично ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Вместе с тем в Конституции России определена еще одна гарантия: ч. 3 ст. 118 провозглашает: «Создание чрезвычайных судов не допускается»18. Стало быть, даже в условиях военного и чрезвычайного времени исключается возможность создания чрезвычайных судебных органов, что гарантирует возможность осуществления правосудия только в установленных Конституцией органах судебной власти. П. 3 ст. 46 Конституции России закрепляет право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Трудно переоценить значение международной защиты прав человека. Так, к примеру, вступление 26 января 1996 г. Российской Федерации в Совет Европы, основанный 5 мая 1949 г., создало реальную возможность для осуществления закрепленной в ст. 46 Основного Закона юридической нормы, согласно которой гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия наступили в результате бездействия указанных в законе органов и лиц. В российском законодательстве отчетностью проявляется заинтересованность государства в том, чтобы граждане отстаивали, в т.ч. и в суде, предоставленные им права и свободы, и чтобы такие обращения не были для них обременительными.

Совет Европы имеет заслуженный авторитет. В настоящее время он насчитывает 39 членов. Основные направления деятельности этой организации исходят из одной главной идеи - демократия для человека. Основным документом, на котором строится деятельность Совета Европы, является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах, принятая 4 ноября 1950 г. Конвенция, во-первых, закрепила основные стандарты прав человека в Европе, во-вторых, обязала государства быть последовательными в их реализации, в-третьих, закрепила международную систему прав и свобод человека. Цель Конвенции - поставить в центр европейской политики человека, обеспечить защиту его прав со стороны Европейского сообщества.

Наиболее объемную группу прав, закрепленных Конституцией России, представляют собой социально-экономические и культурные права. В юриспруденции данные права принято объединять в единую группу, поскольку в своей совокупности указанные категории прав представляют возможность обеспечивать и защищать основные вопросы жизнеобеспечения. Экономические права выражаются в праве использовать свои способности для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности в сочетании с правом наличия и свободного использования частной собственности. Подобная основа представляет собой фундамент рыночной экономики. Данные права можно одинаково отнести как к категории экономических, так и к категории личных прав. Еще мыслители древности обосновывали природу человеческого существа с вытекающей необходимостью создания для каждого индивида условий, обеспечивающих экономически стабильное и социально защищенное положение в условиях жизни общества. Аристотель считал, что частная собственность, в конечном счете, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе. В его труде «Этика» себялюбие трактуется как весьма ценная добродетель: «Каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя»19. В этой связи частная собственность должна признаваться как разумное и добродетельное начало.

Представители естественной школы права интерпретировали понятие собственности и свободу деятельности личности как неотъемлемое и неотчуждаемое право каждого индивида, данное от

рождения. В духе традиционного естественно-правового требования «воздавать каждому свое, его собственное, ему принадлежащее» Локк обозначал совокупность основных прав человека как право собственности. Так, он замечает, что каждый человек по закону природы имеет право отстаивать «свою собственность, то есть свою жизнь, свободу и имущество». Естественное состояние, по Локку, отмечено «полной свободой в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью» и таким «равенством, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого»20. Человеку свойственно как существу разумному работать прежде всего на себя и для себя, абсолютно естественно его стремление к благосостоянию и созданию благоприятных условий жизни. Поэтому нецелесообразно понуждать работать человека на благо общего в ущерб интереса личного. Напротив, при создании условий для развития частного бизнеса в рамках здоровой конкуренции возможно экономическое движение вперед. Индивид, движимый личными интересами, заинтересован в прогрессе, а стало быть, прилагает для этого все усилия.

Защищая институт собственности, Цицерон отмечал изначальную связь государства и собственности, считая причиной образования государства охрану частной собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризовал как осквернение и нарушение справедливости и права. Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. «Необходимо, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей»21 .

В защищенной и обеспеченной государством частной собственности коренится стабильность и процветание правового государства. Первоочередная задача государства состоит в создании зажиточного и социально защищенного среднего класса, представляющего собой основную опору государственной власти. Несомненно, принцип равенства, существовавший в советское время, преследовал своей целью сведение на нет поляризации богатства и бедности, но бороться с подобным явлением необходимо было не введением запретов на возможность своим трудом нажить благосостояние, а созданием равных возможностей для свободного осуществления своих способностей. В обществе всегда будут существовать богатые и бедные слои населения, подобное различие обусловлено индивидуальностью каждого человека, его особенностями и неповторимостью. Имущественное и социальное неравенство должно быть, несомненно, урегулировано государством, дабы избежать социальных конфликтов и потрясений. В этой связи государство должно претворять в жизнь гибкую социальную и налоговую политику, направленную на поддержание малоимущих и социально уязвимых слоев населения. Институту частной собственности отводится первостепенное значение в действующей Конституции России вплоть до возможности иметь гражданам и их объединениям в частной собственности землю и другие природные ресурсы (ст. 36 Конституции Российской Федерации).

В части социальных гарантий Конституция России в ст. 7 гл. 1 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство по своей сути - понятие новое в российском законодательстве. Оно подчеркивает обязанность государства проводить определенную социальную политику и несет ответственность за достойную жизнь людей. Под достойной жизнью необходимо понимать материальную обеспеченность граждан на уровне стандартов современных развитых стран и систему жестких социальных гарантий, направленных на обеспечение всех необходимых жизненных условий. Именно успехи в социальной политике являются показателем успешной и плодотворной деятельности правительств в государстве.

Конкретные социальные и культурные права в Конституции России закреплены в ст. 37-44. В них выражена социальная политика государства, направленная на защиту и поддержку малоимущих слоев населения, инвалидов и нетрудоспособных, на их основе осуществляется поддержка семьи, детства, материнства и отцовства, выплата пенсий и социальных пособий, создаются условия по трудоустройству граждан либо выплачиваются пособия по безработице.

Следуя нормам международного права, Основной Закон устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается прежде всего как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Словом, социальное государство обязано не только обеспечить свободное развитие личности, но и создавать условия, при которых каждый имел бы реальную возможность проявить свои знания, способности в общественно полезном труде.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Государство способно выполнить названные задачи, только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества22. Из всего многообразия социальной деятельности государства особое значение в современных условиях имеет правильно организованная политика по защите малоимущих слоев населения. В условиях переходного периода и становления рыночной экономики деятельность государства в социальной сфере не является достаточной. Социально незащищенные слои населения оказались на грани выживания, низкие пенсии и неэффективная работа органов государства никоим образом не могут обеспечивать элементарных требований прожиточного минимума, и эта часть населения в первую очередь рассчитывает на получение социальной помощи от государства. В этой связи хотелось бы отметить хорошо поставленную работу органов соцзащиты, сложившийся механизм и наработанная практика которых позитивно использованы в разрешении подобного блока проблем.

Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в т.ч. и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в стране и т.д. Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека23.

Приведенные примеры отражают как новый подход Конституции России к социальным правам, так и сложность в процессе их осуществления. В основе всего лежит новая экономическая ситуация, вместе с тем переустройство общественной жизни на новых принципах призвано открыть новые источники удовлетворения человеческих потребностей.

Конституция России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Конституция нашей страны исходит из того, что права и свободы человека незыблемы, и никакие другие ее положения не могут им противоречить. Защита государственными органами и институтами, в т.ч. и внесудебными, прав и свобод основывается на конституционной гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 ст. 45 Конституции России).

Безусловно, главенствующими и определяющими в системе государственной защиты прав и свобод в правовом государстве являются органы судебной власти, прямое и непосредственное назначение которых - защита законности, прав и свобод человека и гражданина, составляющих самую основу права. Стоит отметить, что основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции, прежде всего на районные суды. Конституционный Суд Российской Федерации также играет большую роль в обеспечении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан. Это - судебный орган конституционного контроля, самостоятельного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности его определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июня 1994 г. Конституционный Суд Российской Федерации в пределах своих полномочий активно участвует в защите прав и свобод граждан, выступая как судебный орган конституционного контроля.

Гарантированная Конституцией России судебная защита прав и свобод человека и гражданина является одним из важнейших достижений на пути преобразования гражданского общества. Свидетельство тому - принятие новых материальных и процессуальных кодифицированных законов, гарантирующих защиту конституционных прав и свобод. Однако в целом права человека реализуются далеко не в полном объеме, нередко игнорируются и откровенно нарушаются. Защита граждан от ведомственного и чиновничьего произвола, по нашему мнению, неэффективна. Криминализация общества, рост организованной преступности и нависшая над обществом угроза терроризма продолжают оставаться важнейшими проблемами в Российском государстве. Сложившаяся ситуация, несомненно, отражает завершение переходного характера развития российского государства, негативную роль в которой играет отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за нарушение прав и свобод человека. В этих условиях необходимы скоординированные усилия государства, муниципальных образований, жителей нашей страны и их объединений, направленные на укрепление правового механизма защиты прав российских граждан.

***

В Санкт-Петербургском университете МВД России 30 сентября 2008 г. прошел международный научно-практический круглый стол на тему «Права человека и правоохранительная деятельность», посвященный 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Среди его участников были представители органов государственной власти, преподаватели, ученые из вузов Санкт-Петербурга, Москвы, других российских регионов, а также стран-участниц СНГ. Значительный вклад в проведение круглого стола внесли представители общественных организаций, работники правоохранительных органов, журналисты, практикующие юристы. Приятно отметить, что в зале находилось много молодежи - соискателей ученых степеней и учащихся вузов.

В ходе международного форума обсуждались наиболее актуальные научные и практические проблемы защиты прав человека и гражданина. Присутствующие ознакомились с большим обьемом новой, важной информации, получили представление о положении дел в правозащитной сфере. Они обменялись результатами научных исследований, поделились идеями в данной области.

Особенностью «круглого стола» явился большой интерес его участников к проблемам теоретико-прикладного характера. Так, фундаментальные вопросы теории и практики прав человека, развития понятийно-терминологического аппарата правовой науки поднимались в докладе профессора кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук А.В. Зиновьева. На наиболее важные факторы и тенденции развития института прав человека и гражданина в XXI веке обратила внимание присутствовавших профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук Л.Б. Ескина. Вопросы обеспечения конституционных прав и свобод человека в процессе правоохранительной деятельности осветили в своих докладах профессора кафедры конституционного и международного права того же вуза, доктора юридических наук Л.В. Жильская и Ю.В. Ячменев.

Нередко разгорались горячие дискуссии, свидетельствовавшие о неравнодушном отношении специалистов к рассматриваемым вопросам и различиях в представлениях о природе обсуждавшихся явлений реальной жизни. Пожалуй, наиболее активным их участником, высказавшим немало конструктивных идей, явился профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат исторических наук А.В. Фомичев. Он также сделал содержательный доклад о государственно-правовых проблемах обеспечения и защиты прав человека. При его участии в ходе круглого стола были намечены основные пути решения некоторых задач правового характера, которые стоят перед обществом, государством, правоохранительными органами в процессе реализации принципов и норм российской Конституции и международных актов.

Нерешенные вопросы и перспективы защиты прав несовершеннолетних рассматривались в докладе декана юридического факультета Орловского государственного университета, кандидата юридических наук Е.В. Марковичевой. Волновавшие всех участников мероприятия проблемы обеспечения прав граждан в зонах этнической напряженности раскрыл с привлечением большого количества наглядной информации А.Г. Аракелян, эксперт Санкт-Петербургского гуманитарнополитологического центра «Стратегия» Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации Совета Европы. Живой интерес вызвала тема защиты прав беженцев и вынужденных переселенцев. Она получила развитие прежде всего в докладах Н.С. Зайберт, координатора проекта «Комплексные мероприятия по совершенствованию системы приема беженцев в Санкт-Петербурге», и старшего преподавателя кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидата юридических наук С.Ю. Андрейцо.

На заседании обсуждались наболевшие проблемы защиты гражданских прав всех категорий жителей нашей страны, сопредельных государств, откровенно назывались причины, мешающие этому. Так, весьма яркими были выступления Т.Л. Линевой, председателя Комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге, председателя Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», Э.М. Поляковой, председателя Санкт-Петербургской региональной общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга», Б.П. Пустынцева, члена общественной палаты при Президенте Российской Федерации, В.Э. Шнитке, заместителя председателя Комиссии по правам человека в Санкт-Петербурге.

Выступления на круглом столе развивали уже существующие направления теоретических и прикладных разработок в данной сфере научных знаний. Вместе с тем содержание докладов по-новому характеризовало состояние исследований в сфере защиты прав граждан, отражало особенные черты нашего времени и подходы к решению поднимаемых проблем.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (40) 2008

Следует отметить и осознание научной общественностью, работниками правоохранительных органов и участниками правозащитных организаций необходимости проведения подобных круглых столов в интересах развития правовой науки и практики, воспитания молодых кадров ученых, которым очень важно «повариться в котле» принципиальных дискуссий, не ограниченных какими-либо формальными рамками. На таких форумах царит атмосфера доброжелательности и творческого поиска. Здесь высказываются зачастую парадоксальные мнения, выдвигаются новые идеи, которые так необходимы для дальнейшего движения по пути генерирования новых знаний в области формирования механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.

1 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1993. С. 4.

2 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 129-130.

3 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. С. 189.

5 Конституция Российской Федерации ... С. 7.

6 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1998. С. 175.

7 Столярова Ю.О. Политико-правовые аспекты защиты прав граждан в Российской Федерации: Научное издание. 2007.

С. 68.

8 Жуйков Б.М. Теоретические и практические проблемы конституционного права на судебную защиту: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 9.

9 России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2002. 19 апреля.

10 Конституция Российской Федерации . С. 7.

11 Федеральный конституционный закон от 21 июня 1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

12 См.: Механизмы защиты прав человека в России: Доклады Комитета адвокатов по правам человека. М., 1995. С. 26-27.

13 См.: Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека. Л., 1990. С. 50 - 62.

14 Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов-на-Дону, 1998. С. 83.

15 http://www.garant.ru/hotlaw/doc/114349.htm

16 Конституция Российской Федерации... С. 12.

17 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18 Конституция Российской Федерации. С. 12

19 Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. С. 419.

20 Там же. С. 467.

21 Там же. С. 428.

22 Комментарий к Конституции РФ. 2-е изд. М., 1996. С. 30.

23 Там же. С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.