Научная статья на тему 'Конституция Российской Федерации как объект идентификации: к вопросу о конституционных ценностях в правовой идентичности личности'

Конституция Российской Федерации как объект идентификации: к вопросу о конституционных ценностях в правовой идентичности личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституция Российской Федерации как объект идентификации: к вопросу о конституционных ценностях в правовой идентичности личности»

стоят организации Всесоюзного общества глухих и Всесоюзного общества слепых, деятельность которых была действительно связана с решением социальных проблем инвалидов, а идеологический прессинг над ними не доминировал.

При этом за годы советской власти оказалась прерванной история существования ряда некоммерческих организаций, целью которых была действительно благотворительность, культурно-просветительская и филантропическая деятельность, а также реализация и отстаивание совместных интересов.

Проявление гражданских инициатив в те годы было весьма скромным, так как гражданское общество со свойственными ему свободой, ответственностью и активностью личности в период советской власти не было востребовано. Этот невысокий потенциал с весьма ограниченными потребностями в подлинной общественной активности не был реализован. Поэтому в самых разных социальных группах росло осознание необходимости преодолеть противоречия между требованиями, которые предъявили к человеку государство и экономика, и социокультурной средой, сковывающей творческие возможности и способности личности, а тем самым — и стремление соответствовать этим требованиям. Однако в форму протеста в социалистический период развития нашей страны это осознание не перешло и ощутимого роста творческой активности и некоммерческих организаций не дало. В середине 1980-х годов в СССР некоммерческих организаций в общей сложности насчитывалось около двух десятков

Их быстрый рост начался сразу после начала руководством нашей страны политики «перестройки», которая привела в конечном счете к смене политического устройства страны.

1 См.: Ярыгина Т., Антипова Т., Шалганова И. Третий сектор в России. //Социальная политика в России. 1999. № 2. С. 35.

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Исаева Н. В.*

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ИДЕНТИФИКАЦИИ: К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЯХ В ПРАВОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Полтора десятилетия действия Конституции Российской Федерации показали как правовой потенциал Основного закона, так и его недостатки. О Конституции за эти годы написано немало. Работы посвящены самым разным аспектам влияния и роли Конституции в развитии Российского государства, современной правовой системы России, институтов гражданского общества, обеспечении целостности страны, прав и свобод человека и гражданина В последнее время отмечается интерес к проблеме конституционной аксиологии. Заслуживают внимания предложения, изложенные в работах В.И. Крусса 2, полагающего, что в основе единства ценностного мира применительно к праву (юридическая аксиология) должно быть конституционное «форматирование» системы ценностей. «С учетом положений о высшей юридической силе и прямом действии Конституции, — отмечает В.И. Крусс, — а равно и о непосредственно действующих в России правах и свободах человека и гражданина (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции), категория конституционной ценности с необходимостью должна занять свое место в системе средств и в механизме конституционно-правового упорядочения социальной жизни»3.

Одним из способов упорядочения социальной жизни личности является идентичность. Термин «идентичность» (от лат. identicus — тождественный, одинаковый) широко стал использоваться в социальных и гуманитарных науках во второй половине XX в., прежде всего в социологии. Посте -

* E-mail: nina@com.ivanovo.ru.

1 См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность / С.А. Авакьян. М., 2000; Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. М., 2008; Зорькин В.Д. Конституция в XXI веке/В.Д. Зорькин. 2-е изд., доп. М., 2008; Козлов В.И. Концепция суверенитета в Конституции Российской Федерации/ В.И. Козлов. М., 1995; Кутафий O.E. Гражданство Российской Федерации / O.E. Кутафин. М., 2003; Топортт Б.Н. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование)/Б. Н. Топорнин. М.,2001; Хабриева Т.Я., Чиркни В.Е. Теория современной конституции/Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. М., 2007; Чиркни В.Е. Конституция: российская модель / В.Е. Чиркин. М., 2002 и др.

2 См.: Крусс В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2. Эта проблема затрагивается и в других работах названного автора: К теории пользования правами и свободами человека // Государство и право. 2004. № 6; Теория конституционного правопользования / В.И. Крусс. М., 2007.

ä Там же. С. 9.

пенно он вошел в категориальный аппарат многих гуманитарных наук и «в настоящее время превратился в междисциплинарную научную категорию»1. В юридической науке также появились работы, в которых используется категория идентичности: чаще как общеизвестный термин, не требующий дефиниции, реже — при рассмотрении конкретного вида идентичности2, для характеристики какого-либо правового явления3.

Представляется, что в настоящее время назрела необходимость разработки теории идентичности применительно к праву. Понятие правовой идентичности, на наш взгляд, не является просто данью моде, но позволит выделить в дискурсе конституционной аксиологии новые аспекты теории правового статуса личности, способов его обеспечения, возможности прогнозирования неудовлетворенности правом и, как следствие, социальной напряженности, а также механизмов ее предотвращения либо преодоления.

В данном случае хотелось бы обратить внимание на один из аспектов правовой идентичности — объект идентификации, то есть то, что осознается и познается личностью как важное и необходимое для ее целостности и самореализации, комфортности в общении с миром (другими людьми, обществом, государством).

Поскольку в юридической науке проблемы идентичности пока не получили должного освещения, для их исследования могут быть использованы теоретические разработки других наук, в частности социологии, социологии права, философии права, тем более, что многие ученые-юристы ратуют за сочетание «современного уровня отечественной юриспруденции, всего, что в ней есть ценного, оправдавшего себя на практике, в тесной связи с новейшими достижениями других гуманитарных, а также естественных наук»4.

«В современной социологии идентичность понимается как характеристика индивида с точки зрения его принадлежности к какой-либо социаль-

1 Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идентичность как элемент правового статуса личности // Государство и право. 2000. № 5.

2 См.: Глебов И.Н. Чечшвилч М.В. Глобализация и конституционная идентичность России // Вестник Московского университета МВД России. 2004. № 4; Исаева Н.В. Правовая идентичность как метод исследования и способ формирования общероссийской идентичности: К постановке проблемы // Проблемы формирования общероссийской идентичности: русскость и российскость / Материалы международной научной конференции, Иваново-Плес, 15—16 мая 2008 г. Иваново, 2008. С. 118—123; Полетта С.В. Проблема национально-культурной идентичности в свете взаимодействия правовых систем современности // Государство и право. 2008. № 1.

3 Ивашевскии С.Л. Идеальная сущность права: постановка проблемы // Журнал российского права. 2007. № 1; КруссВ.И. Российская конституционная аксиология: актуальностьи перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 2; Шугуров М.В. Правовая субъекшость и инверсии современной культуры // Общественные науки и современность. 2005. № 1.

4 Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М.И. Байтин. Изд. 2-е, доп. М., 2005. С. 18. См. также: Добрынин Н.М. Федерализм и юридическая ответственность: математическое моделирование // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1.

ной общности, группе»1. Идентичность обуславливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире. При этом человек не просто осознает себя частью определенной общности, но разделяет культивируемые ею ценности и готов действовать в соответствии с этими знаниями и оценками 2. Таким образом, социальная идентичность предполагает познавательный, оценочный и поведенческий компоненты, которые вполне могут быть перенесены в правовую сферу.

Правовая идентичность личности может рассматриваться как усвоение, принятие ею нормативных установок, правил поведения (правовое сознание, правовые оценки, правовые установки) и соотнесение своего поведения с этими правилами (правопользование, правовая деятельность). Правовая идентичность строится на осознанном отношении к объекту идентификации. Правовые предпочтения личности определяются ее жизненными потребностями, общей культурой, включая правовую, наличием (отсутствием) правовых навыков и опыта 3.

Конституция как нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации, обязывает всех соблюдать ее нормы. Однако насколько безусловным будет соблюдение конституционных норм, зависит от отношения к ней конкретного человека, их созвучности тем правовым идеалам, которые сформированы воспитанием, образованием, социальной, этнической, религиозной и иной средой. Соглашаясь с В.И. Круссом в том, что конституционная аксиология дает «особые и отчетливые ценностные ориентиры и личного самоопределения, и публично-властной (в том числе — правоохранительной) практики»4, вместе с тем следует напомнить, что современная российская Конституция вобрала в себя европейские либерально-демократические ценности, включая систему прав и свобод человека и гражданина, которые далеко не во всех положениях разделяются безусловно всеми. Учитывая многоконфессиональный характер российского общества, а также существенное влияние ислама в последние годы5, сле-

1 Рябова Т.Б. Рекрутирование гендерной идентичности в современной российской политической риторике // Новые направления политической науки: гендерная политология. Институциональная политология. Политическая экономия. Социальная политика / редкол.: С.Г. Айвазова (отв. ред.), С.В. Патрушев (отв. ред.) и др. М, 2007. С. 165.

2 См. подробнее: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

J Еще в советское время В.П. Казимирчук указывал на важность исследования ценностей, образов и установок человека в правовой сфере: Казимирчук В.П. Личность и уважение к закону. Социологический аспект. М., 1979.

4 Крусс В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы. С. 9.

5 О российском опыте сосуществования права и ислама см. : Ислам и право в России: Материалы научно-практ. сем. «Проблемы реализации законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в отношении российских мусульман (Северный Кавказ, Поволжье)». Вып. I. / сост. и ред.: И.Л. Бабич, JI.T. Соловьева. М.: РУДИ, 2004; Ислам и право в России: материалы научно-практич. сем. «Мусульманское право в мире и России (Северный Кавказ, Поволжье)» / сост. и ред.: И.Л. Бабич, Л.Т. Соловьева. М.: РУДИ, 2004. Вып. 2; Ислам и право в России: Правовой статус ислама на Северном Кавказе. Вып. 3 / сост. ИЛ. Бабич. М.: РУДИ, 2004.

дует прислушаться к мнению тех ученых-юристов, которые предупреждают, что «исламские представления о свободе, равенстве и справедливости во многом не совпадают с европейским их пониманием. Это касается не только общих категорий, но конкретных прав и свобод человека»1.

Социологические исследования показывают, «что в отличие от динамичных, ситуативных идеологических и политических взглядов религиозные убеждения более консервативны»2. Об этом свидетельствовали и социологические исследования советского периода. Так, по воспоминаниям В.В. Смирнова, участвовавшего в середине 1970-х гг. под руководством В.П. Казимирчука в анкетировании и глубинных опросах жителей Средней Азии, его «буквально потрясло открытие твердо укоренившихся норм шариата в правовом сознании таджиков, прежде всего в сфере семейных отношений и семейного права. Судьи в сельской местности фактически использовали традиции шариата как в процессуальном, так в материальном праве»3. И если в советское время эта информация скрывалась, то сейчас мы не можем игнорировать факт влияния религиозных норм на правовую сферу, учитывая, что в ряде субъектов Российской Федерации, в частности в Чеченской Республике, через двадцать лет после описываемых В.В. Смирновым событий идеология шариата насаждалась правящими политическими лидерами и оказала значительное влияние на формирование правового сознания и правовой культуры населения этой республики. Из опасений этого влияния в данном субъекте до сих пор не создан суд присяжных заседателей. Нельзя закрывать глаза на то, что сформировалось целое поколение молодых людей, для которых не только состояние военного конфликта, но и религиозная обособленность стали обычными, повлияли на их мировоззрение, культурные, включая правовые, ценности. В этой ситуации очень важно, чтобы «инаковые» ценности не превратились в антиценности, чтобы не сформировался «на индивидуальном уровне ценностный антагонизм»4, могущий повлечь «практическое разрешение» в форме противоправных действий, включая преступления. Очевидно, для этого нужна кропотливая, вдумчивая и очень тонкая воспитательная и образовательная работа, в том числе со стороны государства, которое своей деятельностью может корректировать правовую идентичность личности. Однако для этого само государство в лице приходящих во власть людей должно демонстрировать безусловное признание конституционных ценностей. Мы разделяем

1 Полента С.В. Указ. соч. С. 38.

2 Шахов М. О. Рец. на книгу: Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М.: Наука, 2005 // Вопросы философии. 2006. № 6. С. 183.

J Смирнов В.В. Правовая культура: теоретико-методологическая эволюция и практика // Ценности и образы права //Труды Института государства и права РАН. 2007. № 4. С. 154.

4 Крусс В.И. Российская конституционная аксиология. С. 10.

позицию В.И. Крусса, который пишет, что это не должна быть власть как таковая, «сама по себе и для себя сущая. Конституция (ст. 2, 17, 18) не оставляет для публичной власти всех уровней — в лице ее представителей — возможности иной деятельности, кроме той, которая определена смыслом и содержанием непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина»1.

Слишком выраженная устремленность к власти часто сопряжена с использованием ее в качестве источника доходов, что особенно опасно в условиях провозглашения в Конституции РФ идеологии рыночной экономики. Конституционная аксиология не может быть рассмотрена вне конституционной идеологии, «поскольку в конституции любого государства прямо или косвенно присутствуют идеологические начала»2. Несмотря на то что категория рыночной экономики прямо не закрепляется в Конституции, как пишет Н.А. Богданова, «соответствующий принцип вытекает из норм о признании многообразия и равноправия форм собственности (ч. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9), а ее либеральный вариант проявляется в практическом отсутствии норм о государственном участии в экономической жизни общества. Вместе с тем Российское государство провозглашается социальным государством (ст. 7). Однако этот принцип не реализуем в условиях либеральной экономики. Таким образом, имеет место непоследовательность в идеологических подходах Конституции РФ к закреплению экономических и социальных отношений»3. На практике это может привести не только к отчуждению личности, общества от власти, но и к отрицанию конституционных ценностей как объектов идентификации. Несовпадение провозглашенного в Конституции и реальности опасно и возможностью развития правового нигилизма. Учитывая современное социально-экономическое состояние России, на которое, кроме прочего, негативное влияние оказывает глобальный экономический кризис, переживаемый мировым сообществом, следует, очевидно, прислушаться к мнению действующего председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина о том, «что демократические ценности становятся для граждан ценностями в собственном смысле слова, только начиная с определенного уровня благосостояния общества»4.

Вместе с тем, социологические исследования показывают существенный уровень авторитета Конституции РФ у населения. Так, по результатам проведенных в 2007, 2008 гг. в Ивановской области студентами старших

1 Крусс Б.И. Российская конституционная аксиология. С. 11.

2 Богданова Н.А. Идеология Конституции и ее отражение в принципах конституционного строя // Конституция Российской Федерации и развитие законодательства в современный период / Материалы Всероссийской научной конференции. Т. 1. М., 2003. С. 21.

ä Тамже. С. 21.

4 Зорькин В.Д. Указ. соч. С. 93.

курсов юридического факультета Ивановского государственного университета опросах1 более 500 респондентов в возрасте от 14 до 68 лет, разного социального происхождения, имущественного, образовательного, профессионального положения, конфессиональных предпочтений, свыше 90% опрошенных высказывают уважительное отношение к действующей Конституции РФ, мотивируя это не только тем, что она закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и правовое демократическое государство. Сфера прав человека рассматривается как безусловная конституционная ценность — 78,1% респондентов, 8,2% не смогли ответить на вопрос, оставшиеся отдают предпочтение (по убывающей) семейным, религиозным, профессиональным, иным (так в ответах) ценностям. Однако из признающих конституционные ценности только каждый пятый рассматривает (осознает) их в качестве объекта личной идентификации. Остальные не рассматривают их таковыми, мотивируя это тем, что они слишком «декларативны», «формальны», «далеки от жизни», «не обеспечиваются на практике». Таким образом, в сфере «конституционных притязаний»2 демонстрируется ожидание полезности Конституции для решения непосредственной жизненной проблемы. Это подтверждается и ответами тех опрошенных, которым, как они пишут, Конституция «помогла в защите их прав», в том числе путем обращения в Конституционный Суд РФ, и потому, как написала пенсионерка 62 лет, «она стала частью моего образа жизни».

Наибольшую чувствительность к Конституции и праву в целом проявляет молодежь, переживающая процесс активной социализации, овладевающая знаниями, в том числе в рамках изучения в школе программы по об-ществознанию. Практически 100% опрошенных в возрасте до 30 лет на вопрос: «Откуда они знают о Конституции РФ?» — ответили, что из школы. Данные социологических исследований, в частности проводимых на юге России в 2000—2005 гг. среди молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет, показывают, что право и закон молодежь относит к жизненно важным эталонам идентификации3.

Несмотря на идеологическую непоследовательность, несовпадение реальности и конституционных притязаний личности, Конституция Россий-

1 Опросы проводились в рамках читаемых автором специальных курсов «Российский конституционализм: проблемы теории и практики», «Проблемы развития конституционного права России» в целях изучения общественного мнения на предмет отношения к Конституции РФ как правовой ценности и объекту идентификации личности, а также выработки у студентов навыков сбора и обработки данных, важных для понимания степени эффективности законодательства.

2 Крусс В.И. Указ. соч. С. 13.

3 Чекрыгина Т.А. Исследование специфики идентификации личности в современных социокультурных условиях // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 3. С. 116.

ской Федерации может выступать «объективным “индикатором" индивидуальной и общенародной идентичности и важным средством социокуль-тур-ного самосохранения в условиях глобализации»1. Для достижения этого представляется полезным, среди прочего, обратить внимание на высказывание В.И. Крусса о важности «постоянно учитывать особую значимость той части конституционного текста, которую называют преамбулой»2. «Здесь, — пишет он далее, — утверждены ценности, без композиционноцелостного восприятия которых нельзя уяснить содержание и ценностное значение основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, иных жизненных благ и возможностей, упомянутых в Конституции».

Безусловно, усвоение конституционного смысла, идей и ценностных установок требует известных усилий как со стороны личности, так общества и государства. Представляется, что конституционная аксиология должна стать неотъемлемой частью образовательных программ, начиная со школы и заканчивая повышением квалификации судей, государственных и муниципальных служащих. Таким образом, будет создаваться основа взаимопонимания людей, диалога власти и общества, обеспечения и защиты прав личности, которая доверяет государству, поскольку у личности и государства в лице его представителей фундаментом правовой идентичности станут одни и те же идентификационные конституционные ценности.

Цыганков A.B.*

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ И СВОБОД ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Говоря о проблемах законодательного регулирования, обеспечивающего реализацию социально-экономических прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране, прежде всего, следует обратить внимание на законодательную базу, регулирующую трудовую деятельность иностранных работников в РФ.

Важно отметить, что в Трудовом кодексе Российской Федерации нет специальных норм, посвященных особенностям регулирования их труда. В настоящее время большинство вопросов, связанных с трудовыми правоот-

1 Крусс В.И. Указ. соч. С. 9.

2 Там же.

* Аспирант Курского института государственной и муниципальной службы. E-mail: artur-chi@niail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.