УДК 342.4(470 + 571)
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ
А.Н. Филиппов
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила прогрессивные правовые новеллы, все то позитивное, что выработано современными государствами. Вот поэтому к содержанию Конституции нет никаких претензий со стороны общественности, политических движений, отдельных граждан, специалистов в области конституционного права. Нормы Конституции изложены логично, последовательно, они понятны каждому.
Особенностью является то, что уже многие положения Конституции реализованы и успешно работают. «Российская Конституция эффективна, она работает» - подчеркнул Президент России Д. Медведев1.
В Конституции получили закрепление общечеловеческие ценности.
Впервые закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Провозглашено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Конституция предопределила путь обновления России как государства свободной нации, как сообщества, для которого высшей ценностью являются права и достоинства каждого человека.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Выделены формы осуществления народом власти.
Российская Федерация объявлена социальным государством. Обязанностью государства является обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека, охрана труда и здоровья людей, поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, гарантии социальной защиты.
Глава 2 Конституции Российской Федерации закрепляет права и свободы человека и гражданина, которые обеспечиваются деятельностью законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Интерес вызывает положение Конституции о том, что Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Созданы необходимые конституционные механизмы защиты прав и свобод граждан.
Особенностью является то, что по Конституции (статья 80) Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина.
В Российской Федерации действует институт Уполномоченного по правам человека. В соответствии с Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» указанная должность учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами.
Конституция устанавливает, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Важным моментом является то, что положения глав 1, 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающие гарантии прав и свобод граждан не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Предусмотрены специальные процедуры их пересмотра (статья 135).
В Конституции регламентируется устройство государственной власти, контуры государственного механизма, система органов власти.
При этом предусмотрены механизмы защиты от повторения тоталитарного прошлого. Прослеживается устойчивая тенденция к правовому государству.
Согласно Конституции Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.
Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, все эти субъекты Федерации равноправны. Федеративное устройство Российской Феде-
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Российская газета. 6 ноября 2008 г.
рации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация гарантирует всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка.
Подробно регулируется организация и деятельность Президента, Парламента, Правительства, органов суда.
Главой государства является Президент Российской Федерации, он определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Он назначает выборы Государственной Думы, с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Он осуществляет руководство внешней политикой государства, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, осуществляет иные полномочия.
Представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
С учетом федеративного устройства государства в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Осуществлено перераспределение полномочия между центральной властью и федеральными единицами.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы о федеральном бюджете, ратификации и денонсации международных договоров и др.
«Известно, что независимый и честный суд - это основа справедливого общественного порядка. И по мере укрепления нашего демократического государства роль суда будет только возрастать» - отметил Президент России Д. Медведев в своем послании Федеральному собранию.
2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Российская газета. 6 ноября 2008 г.
После принятия 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации начался следующий этап в осуществлении судебной реформы, начатой в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года «О концепции судебной реформы». Конституция заложила правовые основы организации судебной власти в системе разделения властей, закрепила структуру судебной системы, статус судей, гарантии судебной защиты прав и свобод граждан, конституционные принципы правосудия и др.
31 октября 1995 года Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Это решение способствовало единообразному применению судами норм Конституции.
В Конституции специальная глава посвящена судебной власти. В статье 118 Конституции отмечается, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, закреплены принципы несменяемости, независимости, неприкосновенности судей, а также открытости, состязательности разбирательства дел.
В целях дальнейшей реализации судеб -ной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти утверждена федеральная целевая программа «Развитие судебной реформы России» на 2007-2011 годы». Она направлена на комплексное решение проблем обеспечения доступности, открыто -сти и прозрачности правосудия, повышения доверия граждан к правосудию, эффективности рассмотрения дел, внедрение мировых стандартов в области судопроизводства.
К числу достижений следует отнести принятие Федеральных конституционных законов: О Конституционном Суде, Об Арбитражных Судах, Судебной системе Российской Федерации. 17 декабря 1998 года принят Федеральный закон о мировых судах.
Значимым событием стало учреждение органов судейского сообщества - Совета судей, квалификационной коллегии судей.
Расширены возможности обжалования в суд неправомерных действий и решений органов власти и их должностных лиц, введен институт нормоконтроля.
«Придать реформе судебной системы новый и серьезный импульс» - подчеркнул Президент России Д. Медведев2.
В современных условиях остро стоит вопрос о стабильности Конституции. В течение
15 лет Конституция работала эффективно, на ее основе в стране произошли базовые изменения. Стабильность — это ее действие в течение длительного времени без внесения изменений и дополнений.
«Реформаторский зуд» в отношении Основного закона абсолютно неуместен, ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми» - отметил Президент России Д. Медведев в своем послании Федеральному Собранию.
В связи с этим нам представляется, что реализация положений Конституции еще не завершена. Необходимо принятие ряда законов в целях реализации норм Конституции, а также осуществление ряда организационных мер.
Конституция Российской Федерации имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (статья 4), высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (статья 15).
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции (статья 80).
Реализация этих положений должна обеспечиваться всей деятельностью органов государственной власти и общественных организаций. Исполнение норм Конституции должно стать нормой поведения должностных лиц, органов власти и граждан. Необходимы практические шаги по повышению авторитета и популяризации Основного закона страны, чувство уважения к нему. Надо выработать социальные, экономические, политические и организационные гарантии, без которых фундаментальные, базовые положения Конституции могут превратиться только в лозунги.
Представляется, что руководители органов государственной власти, депутаты должны глубоко владеть основными положениями Конституции. Государственные служащие в ходе прохождения аттестации должны проверяться на предмет знания Конституции.
У граждан России важно формировать веру в незыблемость конституционных положений.
Не до конца решен вопрос обеспечения соответствия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Федерации Конституции. Эту работу нужно углублять с помощью согласительных и судебных процедур.
Статья 80 (ч. 1) Конституции Российской
Федерации гласит, что Президент Российской Федерации является главой государства. Однако это основополагающее конституционное положение не получило дальнейшее законодательное развитие.
Мы полагаем необходимо принятие Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации», в котором надо конкретизировать статус президента как главы государства.
Требует дальнейшего развития положение части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации. На основе принятых соответствующих законов осуществляется конституционное, гражданское и уголовное судопроизводство. Назрела острая необходимость восполнить пробел и принять административно-процессуальный кодекс. Пока административное судопроизводство осуществляется на основе Кодекса РФ об административных правонарушениях, который многие процессуальные аспекты не предусматривает, а это приводит к нарушению закрепленных Конституцией прав граждан.
Настала острая необходимость принятия федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации», который определил бы его полномочия, порядок образования и деятельности, а также структуру этого органа. Принятие данного закона способствовало бы установлению оптимальной структуры этого органа и устранению излишней громоздкости.
Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию выдвинул ряд инициатив по увеличению сроков конституционных полномочий Президента и Государственной Думы, по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти, о расширении контрольных функций Государственной Думы в отношении исполнительной власти. При этом Президент Д. Медведев подчеркнул, что «речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции»3.
Как указывает С.А. Авакьян «вместе со стабильностью перед Конституцией стоит вечная проблема динамизма»4.
Корректировка Конституции продиктована трудностями нынешнего времени, необходимостью укрепления демократических институтов и поддержания стабильности.
3 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Российская газета. 6 ноября 2008 г.
4 Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД «Сашко», 2000. - С. 30.
A. Filippov. CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION RESULTS AND PROSPECTS OF REALIZATION.
Fundemental aspects of the Constitution in the sphere of social and political system of the country and garantees of rights and freedoms of a personality and a citizen are analysed in the article. The necessity of enactment and taking organizational measures for providing of efficient realization of constitutional statements is justified.
Specifically the author considers, that it is necessary to pass the law " about the President of the Russian Federation", "about the High Court of the Russian Federation", "about administrative legal procedure" to develop regulations of the Constitution of the Russian Federation.
ФИЛИППОВ Александр Николаевич — кандидат юридических наук, специалист Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике. Автор 3 научных работ.
УДК 316.35:347.471.032
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЮРИДИЧЕСКОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ
Я.В. Свеклина
Неотъемлемым элементом гражданского общества и правового государства является признание свободы союзов и права граждан на участие в общественной самодеятельности. Получив в ходе либерально-демократических преобразований второй половины XIX в. фактическую возможность объединяться в общества и союзы, российские граждане стремились к юридическому признанию своего права на участие в совместной организованной деятельности.
В формировании правовых основ организации и деятельности общественных организаций отчетливо выделяются четыре периода. Первый период сводится к зарождению основ правовой регламентации деятельности частных обществ, который приходится на последнюю четверть XVIII века. Второй период развития нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение общественных организаций, относится ко времени подготовки и проведения буржуазно-демократических реформ (80-90-е годы XIX века). Третий период (конец XIX - начало XX вв.) характеризуется интенсификацией процесса формирования нормативной правовой базы деятельности общественных организаций на рубеже XIX-XX веков. Четвертый период эволюции юридического закрепления правового статуса добровольных объединений в дореволюционной России приходится на исторический период, начиная с издания Временных правил от 4 марта 1906 года и до октября 1917 года.
Очевидно, что окончательное правовое оформление общественные организации получили во Временных правилах от 4 марта 1906 года. Предшествующие периоды, на наш взгляд, следует рассматривать как предпосылки формирования нормативной правовой базы организации и функционирования общественных организаций, так как именно тогда были заложены основные принципы и методы правового регулирования общественных организаций. Несмотря на несовершенство Временных правил от 4 марта 1906 года и частые нарушения свободы союзов через механизм государственного контроля, тем не менее необходимо согласиться с позицией зарубежных ученых и признать данный правовой акт законодательной базой для участия российской общественности в публичной деятельности.
Итак, началу формирования нормативной правовой базы, регулирующей организацию и деятельность общественных организаций, положил устав Вольного экономического общества. Эта была первая общественная организация дореволюционной России, возникшая по собственной инициативе императрицы Екатерины 11. При принятии решения ориентиром для нее, по всей видимости, послужили западно-европейские общественные традиции, неотъемлемым элементом которых являлись самоуправляемые организации граждан.
Свое развитие правовое регулирование общественных организаций получило в Ус-