Научная статья на тему 'Конституция Российской Федерации и проблемы продовольственной безопасности'

Конституция Российской Федерации и проблемы продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1198
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продовольственная безопасность / независимость государства / достойная жизнь / суверенитет / легитимность государственной власти / food security / independence / dignity / sovereignty / legitimacy of state power

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кожевников Владимир Валентинович

Рассматривается проблема продовольственной безопасности российского государства. Раскрываются понятие и содержание продовольственной безопасности, ее значение как для обеспечения суверенитета государства, укрепления легитимности государственной власти, так и, в контексте Конституции Российской Федерации, для создания достойных условий жизни человека. На основании статистических данных делается вывод о том, что данная проблема весьма далека от разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PROBLEMS OF FOOD SECURITY

In the scientific article the problem of food security of the Russian state. The notion and content of food safety, its importance as to ensure the sovereignty of the state, strengthening the legitimacy of state authority and, in the context of the Constitution of the Russian Federation, to create worthy conditions of human life. On the basis of statistical data, it is concluded that this problem is very far from being resolved

Текст научной работы на тему «Конституция Российской Федерации и проблемы продовольственной безопасности»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 3 (44). С. 56-60.

УДК 340

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PROBLEMS OF FOOD SECURITY

В. В. КОЖЕВНИКОВ (V. V. KOZHEVNIKOV)

Рассматривается проблема продовольственной безопасности российского государства. Раскрываются понятие и содержание продовольственной безопасности, ее значение как для обеспечения суверенитета государства, укрепления легитимности государственной власти, так и, в контексте Конституции Российской Федерации, для создания достойных условий жизни человека. На основании статистических данных делается вывод о том, что данная проблема весьма далека от разрешения.

Ключевые слова: продовольственная безопасность; независимость государства; достойная жизнь; суверенитет; легитимность государственной власти.

In the scientific article the problem of food security of the Russian state. The notion and content of food safety, its importance as to ensure the sovereignty of the state, strengthening the legitimacy of state authority and, in the context of the Constitution of the Russian Federation, to create worthy conditions of human life. On the basis of statistical data, it is concluded that this problem is very far from being resolved

Key words: food security; independence; dignity; sovereignty; legitimacy of state power.

Продовольственная безопасность -сравнительно новый, но уже хорошо известный термин, который используется преимущественно для характеристики уровня развития сельскохозяйственного производства и продовольственной независимости отдельных государств от импорта продукции, доступности населения к качественным и разнообразным продуктам питания [1].

Справедливости ради, отметим, что в ряде случаев продовольственная безопасность рассматривается в качестве составной части экономической безопасности. Например, А. А. Чеботарева утверждает, что продовольственная безопасность государства -важнейшая часть экономической и национальной безопасности страны, подразумевающей такое состояние экономики и АПК страны, которое при сохранении и улучшении среды обитания без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, при бесперебойном поступлении про-

дуктов питания в места их потребления обеспечивает население страны по доступным ценам экологически чистыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства в объеме не ниже 80 %, энергетическая полезность которых не ниже 75 % научно обоснованных норм. Автор подчеркивает что продовольственная безопасность определяется аграрной политикой государства во всех ее направлениях, включая финансовую поддержку производителей, защиту их интересов, развитие материально-технической базы, что в совокупности закрепляется в Конституции Российской Федерации, в других законодательных и нормативных актах государства [2].

Г. Г. Файзуллин трактует продовольственную безопасность в качестве составной части национальной безопасности, сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимого условия обеспечения здоровья,

© Кожевников В. В., 2015

физической активности, долголетия и высокого качества жизни населения страны [3].

Как известно, одна из проблем, которой занимается всё мировое сообщество, - это производство питания как важнейшее условие жизни. Этот процесс должен быть непрерывным, так как человечество не только не может прекратить потреблять, но и должно увеличивать производство продуктов питания, так как происходит непрерывный рост потребностей и численности населения на планете [4].

Мировое сообщество с созданием ООН преодолению дефицита продовольствия уделяет постоянное внимание. В 1996 г. по инициативе этой организации была принята Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности, в которой была поставлена задача к 2015 г. снизить в мире в два раза численность недоедающих людей и обеспечить население продовольствием.

Продовольственная безопасность отражает прежде всего социальную направленность на реализацию важнейшего права человека - обеспечение своего существования. В ст. 7 Конституции РФ закрепляется, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Конституционное закрепление социального государства означает возложение на го -сударство общесоциальной функции. Государство должно выступать фактором общественного благополучия, основывающегося на принципах социального равенства, солидарности и взаимной ответственности членов общества. Взвешенная социальная политика государства, преследуя цель равномерного содействия благу всех граждан, распределения материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу, одновременно выступает условием социальной стабильности и в конечном счете прочности конституционного строя, ибо создает социальную базу его поддержки, формирует атмосферу общественного доверия к политическим и экономическим институтам. Под достойной жизнью, упомянутой выше, обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого

общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживания, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т. п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование. Думается, что в этом аспекте важнейшей основой жизнеобеспечения человека выступает продовольственная безопасность.

На наш взгляд, следует согласиться с

Е. А. Глотовой, утверждающей, что продовольственная безопасность - составная и важнейшая часть национальной безопасности, ибо обеспечивает устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению. При отсутствии необходимых запасов и резервов в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, обеспечивающим национальную безопасность. Автор подчеркивает, что требуется создание таких экономических условий и достижение такого уровня доходов населения, цен на продовольствие, при которых гарантировалась бы его доступность для населения. В основе обеспечения продовольственной безопасности лежит обеспечение такого состояния экономики, при котором достигается достаточное (по медицинским нормам) обеспечение продуктами питания за счет собственной продукции или за счет собственных средств при соответствующем уровне доступности продовольствия и минимальной степени уязвимости продовольственного снабжения в Российской Федерации, а также нарушений и осложнений в мировой торговле продовольствием [5].

Нормативной основой продовольственной безопасности России должен стать федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации», принятый Государственной Думой 10 декабря 1997 г., в котором под продовольственной безопасностью понимается такое состояние экономики России, в том числе ее агропромышленного комплекса, при котором население обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и без

уменьшения государственного продовольственного резерва независимо от внешних и внутренних условий удовлетворяются его потребности в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами. Следует отметить, что в этом же законе вводится понятие «продовольственная независимость», означающее обеспечение продовольственной безопасности, при которой в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает чрезвычайная продовольственная ситуация. При этом отмечается, что продовольственная независимость России считается необеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания составляет менее 80 % годовой потребности населения в этих продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания [6]. Думается, что данное положение закона в настоящее время было бы весьма актуальным в связи с введением западными государствами антироссийских санкций. Здесь следует пояснить, почему в отношении этого закона нами используется сослагательное наклонение.

В октябре 1995 г. Совет Федерации предложил Правительству РФ подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона об обеспечении продовольственной безопасности РФ. Правительство проигнорировало рекомендации Совета Федерации. Во второй раз Государственная Дума предложила разработать и внести на рассмотрение проект федерального закона «О продовольственной безопасности РФ» до 1 июля 1996 г.

4 июля 1996 г. закон «О продовольственной безопасности РФ» был рассмотрен Советом Государственной Думы, 25 декабря 1997 г. одобрен Советом Федерации. Президент РФ возвратил без рассмотрения по причине отсутствия финансового заключения Правительства РФ. На сегодняшний день в нашей стране фактически нет закона «О продовольственной безопасности РФ».

Анализ реальной ситуации в России позволяет сделать вывод, что по уровню питания наша страна в настоящее время занимает 67-е место в мире, тогда как три-четыре десятка стран обеспечивают наиболее высокие показатели потребления населением продовольствия. Сегодня Россия отстает от стран

Запада по уровню потребления мяса в 1,42,5 раза, молока - в 1,1-1,6 раза, рыбы - в 1,1-2,5 раза [7].

По мнению академика В. В. Милосердо-ва, по импорту продовольствия Россия впереди планеты всей. По официальным данным, импорт всего мяса составляет 2,7 млн тонн. Кроме того, по «серым» схемам завозится еще 300 тыс. Усиление импортной зависимости создает несомненную угрозу национальной безопасности. Иностранные

фирмы завоевали наш внутренний рынок. В огромных объемах к нам завозится некачественная и генетически модифицированная продукция. Например, в некоторых партиях американской курятины содержание антибиотиков в 200 раз превышает допустимые нормы. Ежегодно бракуется каждая четвертая тонна импортного мяса, десятая тонна рыбы и рыбопродуктов, более половины плодов и ягод. Имеют случаи ограничения поставок мяса из США, Дании, Казахстана, Бразилии. Во всех случаях были обнаружены возбудители для человека болезней. По мнению ученого, усиление продовольственной зависимости в условиях глобализации мировой экономики усугубляет национальную безопасность, опасность завоевания ее внутреннего рынка иностранными товаропроизводителями. Руководство страны должно понять безысходность существующего положения и принять необходимые меры, чтобы остановить развал жизненно важной отрасли. Без этого невозможно ни решить демографическую проблему, ни обеспечить суверенитет государства [8].

Последние годы в России особую остроту приобретает проблема безопасности продуктов питания для потребителей, что связано с увеличением поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов. Для обеспечения продовольственной безопасности в России в 1993 г. был создан Национальный фонд защиты прав потребителей. В государственном докладе о защите прав потребителей в РФ в 2013 г. приводится много статистических данных, характеризующих качество поступивших на рынок товаров. Так, при инспектировании 2 593,9 тонн мяса из продажи было изъято 286 тонн (11 %). По другим сведениям, около 50 тыс.

россиян погибают ежегодно от отравлений алкоголем [9].

Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2010 г. № 1863-р [10], под государственной политикой Российской Федерации в области здорового питания населения понимается комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. В Основах отмечается, что, несмотря на положительные тенденции в питании населения, уровень смертности от хронических заболеваний, развитие которых в значительной степени связано с алиментарным фактором (т. е. фактором питания), остается более высоким, чем в большинстве европейских стран. Как отмечено в Основах, питание большинства взрослого населения не соответствует принципам здорового питания из-за потребления пищевых продуктов, содержащих большое количество жира животного происхождения и простых углеводов, недостатка в рационе овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к росту избыточной массы тела и ожирению, распространенность которых за последние 8-9 лет возросла с 19 до 23 %, увеличивая риск развития сахарного диабета, заболеваний сердечнососудистой системы и др. [11].

В контексте понимания того, что решение проблемы качества и безопасности продовольственных товаров на потребительском рынке России, ее субъектов требует объединения усилий органов государственной власти, производителей и продавцов продовольственных товаров, органов правоохранительной системы и государственных контрольнонадзорных органов, общественных организаций, утверждение Президентом РФ 30 января 2014 г. [12]. Доктрины продовольственной безопасности является в этом направлении важным шагом. В Доктрине понятие продовольственной безопасности определено как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в сред-

несрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета -повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Угрозами обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в Доктрине названы: низкий уровень платежеспособного спроса населения на пищевые продукты; недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего рынка; ценовые диспропорции рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов - с другой; недостаточный уровень инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия; сокращение национальных генетических ресурсов животных и растений; дефицит квалифицированных кадров; различия в уровне жизни городского и сельского населения; искусственные конкурентные преимущества зарубежной продукции, формируемые за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.

Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что реализация соответствующих мер, направленных на обеспечение различных видов национальной безопасности территории российского государства, в том числе продовольственной, будет способствовать укреплению его как внутреннего, так и внешнего суверенитета, легитимности государственной власти.

1. Правовое обеспечение сельского хозяйства в России. - М., 2005. - С. 66.

2. Чеботарева А. А. Продовольственная безопасность регионов в контексте доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 3. - С. 26.

3. Файзуллин Г. Г Продовольственная безопасность страны // Аграрное и земельное право.

- 2014. - № 9. - С. 143-144.

4. Глотова Е. А. Продовольственная безопасность России как гарант национальной безопасности // Право и политика. - 2010. - № 11.

- С. 1919.

5. Там же. - С. 1920.

6. Протопопов В. Россельхоз бьет тревогу: рынок наводнили опасные фрукты и овощи // Вечерняя Москва. - 2013. - 5 марта.

7. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2013 году : Государственный доклад. - М., 2014. - С. 213.

8. Демоскоп: смертность в России. - URL: http://www.polit.ru/news/2004/02/death. html.

9. URL: htttp://www.bestpravo.ru/federalnoje/bz-

dokum4nty/d3w.htm (дата обращения: 9.03. 2015).

10. Основы государственной политики Россий-

ской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2010 г. № 1863-р. - URL:

http://www.mpmo.ru/achives/5753-

11. Там же.

12. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 // Российская газета. - 2010. - 3 февр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.