МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА МЯСА И МЯСОПРОДУКТОВ
УДК 311.3:338.439
Алексей Владимирович Пузаков,
аспирант кафедры Математической статистики и эконометрики (МСиЭ), Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Тел.: (499) 248-36-68
Эл. почта: APuzakov@mesi.ru
Проблема обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации - одна из важнейших стратегических задач, стоящих перед государством. В статье на примере производства мяса и мясопродуктов рассмотрена методика оценки состояния продовольственной безопасности России: раскрыты принципы составления балансов продовольственных ресурсов, рассчитаны основные индикаторы самообеспечения страны продовольствием, предложены варианты совершенствования методов расчета указанных показателей, даны рекомендации по улучшению статистического учета запасов продукции.
Ключевые слова: рынок мяса, продовольственная безопасность, продукция животноводства, производство, импорт мяса, самообеспечение, балансы продовольственных ресурсов, статистическая отчетность.
Aleksey V. Puzakov,
Post-graduate student, Department of Mathematical Statistics and Econometrics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Tel.: (499) 248-36-68 E-mail: APuzakov@mesi.ru
METHODICAL APPROACHES TO RUSSIAN FOOD SECURITY EVALUATION ON THE EXAMPLE OF MEAT AND MEAT PRODUCTS INDUSTRY
In the Russian Federation the problem of food security guaranteeing appears to be one of the most important strategic issues facing the state. On the example of meat and meat products industry the article considers the method of Russia's food security assessment: the concept of food balance sheet is disclosed, the main indicators of food self-sufficiency of the country are calculated, versions of improvement of the main indicators are offered, ways of development of statistical accounting of food stocks are recommended.
Keywords: meat market, food safety, livestock products, production, import of meat, self-sufficiency, food balance sheet, statistical reports.
1. Введение
Продовольственная безопасность как понятие возникло в середине 1970-х годов в ходе обсуждения международных продовольственных проблем. Понятие продовольственной безопасности базируется на гибкой концепции и может иметь разные трактовки [1]. В настоящем исследовании мы будем придерживаться определения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которое было предложено и одобрено на Всемирном продовольственном саммите в Риме в 1996 году. Согласно ВОЗ, продовольственная безопасность - ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище, необходимой для ведения активной и здоровой жизни [2].
Из определения следует, что продовольственная безопасность не ограничивается обеспечением достаточных запасов пищевых ресурсов на территории страны: продовольствие должно отвечать диетическим потребностям людей, а также их предпочтениям в еде, содержать все необходимые питательные свойства и химические элементы, необходимые для поддержания здорового и активного образа жизни. Обеспечение национальной продовольственной безопасности тесно связано со здравоохранением, влиянием качества продуктов на состояние здоровья и продолжительность жизни населения.
В силу вышесказанного, продовольственная безопасность в сфере производства мяса является одним из приоритетных вопросов общенациональной продовольственной безопасности страны: мясо и мясные продукты являются товарами повседневного спроса населения, их пищевая ценность и химический состав труднозаменимы и необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. Мясо является одним из источников белка (содержание - 15-20%), минеральных веществ (содержание колеблется от 0,8 до 1,6%), - в основном это фосфаты калия, кальция, магния, цинк и медь, а также железо. Печень является источником витаминов группы В, витаминов D и А, а также основным источником витамина В12 [3].
Цель настоящего исследования заключается в рассмотрении существующей методики расчета основных статистических индикаторов продовольственной безопасности России в сфере производства мяса, а также в предложении вариантов их улучшения. В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
• проанализирована нормативно-правовая база обеспечения продовольственной безопасности России;
• рассмотрена методика расчета балансов продовольственных ресурсов, составляемых Федеральной службой государственной статистики;
• предложены варианты улучшения методики расчета показателей самообеспечения страны основной сельскохозяйственной продукцией;
• произведен расчет показателей самообеспечения страны мясом и мясопродуктами, выполненных с учетом данных рекомендаций.
2. Реализация государственного контроля продовольственной безопасности
Проблема продовольственной безопасности населения России - одна из центральных в экономической, политической и социальной жизни страны. Последние пять лет руководством страны уделяется особое внимание вопросу продовольственной безопасности: была существенно укреплена нормативно-правовая база, оценка и прогноз продовольственной безопасности страны ежегодно докладывается Президенту РФ, внесены коррективы в Госпрограмму и в Стратегию социально-экономического развития России до 2020 года [4]. Основными нормативными актами Российской Федерации, определяющими государственную
экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности, являются:
• Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537;
• Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. Определение продовольственной
безопасности, приведенное в Доктрине, соответствует определению ВОЗ и конкретизировано в соответствии с законодательством РФ. Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [5].
Продовольственная безопасность -одно из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе [6]. Выполнение Доктрины и обеспечение продовольственной безопасности ведет к общему повышению качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения, является необходимым условием сохранения государственности и суверенитета России [5].
Контроль над выполнением условий продовольственной безопасности России обеспечивается следующими государственными институтами:
• Правительством Российской Федерации, в вопросах проведения единой политики продовольственной безопасности, организации мониторинга состояния продовольственной безопасности, принятия мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, координации деятельности органов исполнительной власти;
• Органами государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными
органами государственной власти, в вопросах реализации единой государственной экономической политики продовольственной безопасности с учетом региональных особенностей, мониторинга показателей на территории субъектов РФ, формировании продовольственных резервов;
• Советом Безопасности Российской Федерации, в рамках рассмотрения стратегических вопросов обеспечения продовольственной безопасности в контексте национальной безопасности, подготовки рекомендаций по выполнению федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них функций в этой сфере деятельности [5]. Обеспечение продовольственной
безопасности в агропромышленном комплексе координируется:
• Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу;
• Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Мин-сельхоз России).
Сбор и обработка статистических данных по продукции агропромышленного комплекса, на основе которых вычисляются показатели продовольственной безопасности в АПК (в том числе по мясу и мясопродуктам), производятся Федеральной службой государственной статистики (Росстат).
3. Балансы продовольственных ресурсов
Балансы продовольственных ресурсов представляют собой систему сбалансированных данных по источникам поступления ресурсов основных видов сельскохозяйственных продуктов, сырья и продовольствия и направлениям их использования. Баланс отражает движение продукции от момента производства до момента конечного ее использования, позволяет осуществлять текущий анализ и прогнозировать развитие ситуации на рынке продовольствия, оценивать потребности в импорте, рассчитывать уровень самообеспечения страны и субъектов Российской Федерации, определять фонды потребления продуктов питания и рассчитывать среднедушевой уровень потребления основных продуктов питания.
Балансы мяса и мясопродуктов составляются органами государственной статистики за календарный год в натуральном выражении в целом по Российской Федерации и по входящим в ее состав субъектам. В баланс мяса и мясопродуктов включаются мясо всех видов скота и птицы с учетом жира-сырца и субпродуктов I и II категорий в убойном весе, а также мясопродукты в пересчете на мясо (колбасные изделия, мясные консервы, мясорастительные консервы, сало пищевое топленое и т.д.). Для пересчета используются коэффициенты перевода продуктов переработки в основной вид продукции.
Информационной базой при составлении балансов мяса и мясопродуктов являются данные форм федерального государственного статистического наблюдения и других источников информации [7]:
1. Форма № 24-СХ «Сведения о состояния животноводства»;
2. Форма № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и численности скота»;
3. Форма № 2 «Производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах»;
4. Форма № П-1(СХ) «Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции»;
5. Приложение к форме № 21-СХ «Сведения о вывозе сельскохозяйственной продукции»;
6. Форма № 1-натура «Сведения о производстве и отгрузке продукции»;
7. Форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
8. Форма № 1-ИП (пром) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем»;
9. Форма № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия»;
10. Форма № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»;
11. Форма № 9-АПК (мясо) «Сведения о переработке скота и птицы и выходе мясопродуктов»;
12. Форма № 1-торговля «Обследование розничной продажи отдельных товаров в разрезе ассортиментных групп»;
13. Форма № 1-потребительские цены «Бланк регистрации цен и тарифов на товары и платные услуги населению»;
14. Форма № 1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)»;
15. Форма № 1-В «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хозяйств (годовой);
16. Данные таможенной статистики;
17. Форма № 16-АПК «Баланс продукции» (отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса);
18. Форма № 13-АПК «Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства» (отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса).
Ресурсная часть баланса - объем поступлений - складывается из объема произведенных в стране мяса и мясопродуктов, их импорта, запасов, находящихся в наличии на начало отчетного периода.
Распределительная часть баланса -использование ресурсов - складывается из мяса и мясопродуктов, производственного потребления, переработки на непищевые цели, потерь, личного потребления населением и запасов, имеющихся в наличии на конец отчетного периода.
Схема баланса в общем виде выглядит следующим образом [7]: РЕСУРСЫ:
1. Запасы на начало года;
2. Производство;
3. Импорт (для отдельных субъектов Российской Федерации - ввоз, включая импорт);
4. Итого ресурсов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ:
5. Производственное потребление в сельском хозяйстве; Переработка на непищевые цели; Экспорт (для отдельных субъектов Российской Федерации - вывоз, включая экспорт); Потери;
Запасы на конец года; 10. Фонд личного потребления населением (4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9). Фонд личного потребления населением продуктов питания рассчитывается как разность между всеми приходными статьями баланса и статьями, отражающими использование продукции на непищевые цели, и используется Федеральной службой государственной статистики для оценки уровня потребления продуктов питания в расчете на душу населения.
Фонд потребления мяса и мясопродуктов включает мясо различных
6. 7.
9.
видов животных (говядина, свинина, баранина, козлятина, мясо кроликов, оленина, конина, верблюжатина, мясо птицы и др.), мясопродукты в пересчете на мясо по соответствующим коэффициентам (колбасные изделия, мясные и мясорастительные консервы, котлеты, пельмени, замороженные мясные блюда и т.д.), субпродукты I категории (печень, мозги, сердце, мясокостный хвост крупного и мелкого рогатого скота), субпродукты II категории (рубец, желудок, легкие, головы, селезенка, вымя и т.д.), жиры животные пищевые в пересчете на жир-сырец [7].
При составлении балансов продовольственных ресурсов на уровне субъекта Российской Федерации в ресурсную и расходную части баланса добавляются статьи о межрегиональном ввозе и вывозе продукции организациями и населением.
4. Коэффициент самообеспечения
На базе балансов продовольственных ресурсов определяется показатель, характеризующий продовольственную безопасность страны: уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции.
Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией отражает, в какой мере собственное производство способно удовлетворить все потребности страны («внутреннее потребление») или ее регионов. Уровень самообеспечения определяется в целом по стране и по субъектам Российской Федерации.
Уровень самообеспечения страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции определяется как процентное отношение производства соответствующих видов продукции сельского хозяйства к потреблению их на территории страны. Аналогично определяется уровень самообеспечения по отдельным видам сельскохозяйственной продукции субъектов Российской Федерации.
В общем виде алгоритм расчета коэффициента самообеспечения (КСО) может быть представлен следующей формулой [7]:
100%.
_ Объём производства Внутреннее потребление
Внутреннее потребление включает в себя: производственное потребление, личное потребление (фонд потребления), потери продукции,
промышленная переработка на непищевые цели.
Производственное потребление, отражает использование продукции сельхозпроизводителями на внутрихозяйственные нужды: на семена, корм скоту и птице, яйца на инкубацию.
Фонд личного потребления населения включает объемы продукции, идущие на питание населения страны или субъектов Российской Федерации.
Промышленная переработка на непищевые цели включает объемы продукции, израсходованной предприятиями и организациями на выработку медицинских и биопрепаратов, использованной для научно-исследовательских целей и пр.
Объем произведенной продукции, отраженный в числителе коэффициента самообеспечения, может быть израсходован на внутреннее потребление или экспортирован за пределы страны (в случае оценки самообеспечения страны в целом) или региона (в случае расчета КСО для отдельного субъекта Федерации). Таким образом, коэффициент самообеспечения, не учитывающий вывоз из страны части произведенной продукции, носит теоретический характер. По нашему мнению, наряду с приведенным выше коэффициентом самообеспечения следует производить расчет показателя, скорректированного на объем экспортированной продукции:
КСО* _
Объём производства - Экспорт Внутреннее потребление
100%.
Объем экспорта для расчета КСО* берется из соответствующего продовольственного баланса.
Объемы экспорта мяса и мясопродуктов из России невелики: в 2010 году объем экспорта мяса составлял 97,4 тыс. тонн, что равно 1,4% произведенного на территории РФ мяса, в 2011 году - 76,1 тыс. тонн или 1,0% от производства (см. рис. 1). Однако нельзя не принимать во внимание эти величины: в условиях рыночной экономики может сложиться ситуация, когда отечественным производителям будет выгоднее экспортировать продукцию в страны ближнего зарубежья, чем реализовывать её на территории страны. Наступление подобной ситуации вероятно в наиболее развитом сегменте рынка - производство мяса птицы.
120
100
80
=
= о 60
-
и ы 40
-
20
0
3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0
в ■и
ч о X м в
о &
с ■с
'О 'С 'о1 'V '<Т 'О
Годы
I Экспорт мяса и мясопродуктов в убойном весе — Экспорт мяса и мясопродуктов, доля от производства
Рис. 1. Объем экспорта мяса и мясопродуктов из России за 2000-2011 гг.
Источник: рассчитано автором по данным Росстата [8],[9],[10]
Расчет скорректированного на экспорт коэффициента самообеспечения позволит определить, в какой мере собственное производство с учетом вывоза товара за пределы страны (региона) способно удовлетворить все потребности страны (региона).
Расчет коэффициента самообеспечения России мясом и мясопродуктами и скорректированного коэффициента самообеспечения за последние 12 лет приведен в таблице 1.
С учетом выполненных вычислений, разница между КСО и КСО* по мясу и мясопродуктам может составлять до 1%, что, по нашему мнению, является существенным для показателя на макроуровне и подтверждает необходимость расчета коэффициента самообеспечения, скорректированного на объем экспортируемой продукции.
дуктов, имеющий пороговое значение в отношении мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85% [5]. Таким образом, показатель удельного веса, выступающий индикатором состояния продовольственной безопасности и определенный Доктриной, может быть рассчитан по формуле: Производство + + запасы отечественной продукции
100%.
Уд. вес = -
Ресурсы продукции
Коэффициент самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией является внутрибалансовым показателем. Оценка самообеспечения страны продовольствием в рамках Доктрины продовольственной безопасности производится иным способом, обратимся к его рассмотрению.
5. Выполнение Доктрины продовольственной безопасности РФ
Согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов данной категории (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих про-
Ресурсы в данной формуле включают как отечественную, так и импортную продукцию.
При расчете данного показателя возникает некоторая сложность с определением объема запасов отечественной продукции: в балансах продовольственных ресурсов нет деления запасов на отечественные и импортные. Оценка величины переходящих запасов отечественной продукции может быть получена исходя из соотношения объемов производства и импорта мяса и мясопродуктов в прошлом году.
Удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка за 2000-2011 гг. представлен на рис. 2.
Расчеты позволяют сделать вывод, что пороговое значение показателя, определенное Доктриной продовольственной безопасности, не достигалось за последние двенадцать лет: удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов в общем объеме товарных ресурсов данной категории в 2000-2011 гг. был значительно ниже 85%. Наиболее
Таблица 1. Расчет коэффициента самообеспечения России мясом и мясопродуктами и скорректированного
коэффициента самообеспечения за 2000-2011 гг.
Показатель Расчет Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Производство, тыс. тонн 1 4445,8 4477,4 4732,8 4993,3 5046,4 4972,1 5259,3 5790,1 6268,0 6719,8 7166,6 7519,6
Производственное потребление, тыс. тонн 2 57,4 56,2 64,7 67,6 60,7 53,9 52,2 55,2 46,4 41,3 37,0 36,1
Потери, тыс. тонн 3 14,0 16,2 16,7 16,7 14,7 15,9 12,9 15,4 17,5 17,6 19,1 17,4
Личное потребление, тыс. тонн 4 6564,1 6801,8 7241,3 7521,3 7683,2 7871,0 8287,4 8774,1 9352,8 9454,8 9870,5 10109,0
Экспорт, тыс. тонн 5 34,5 38,0 33,7 35,8 43,3 66,5 57,4 65,2 89,8 65,1 97,4 76,1
КСО, % 1:(2+3+4) 67,0 65,1 64,6 65,7 65,0 62,6 63,0 65,5 66,6 70,6 72,2 74,0
КСО*, % (1-5):(2+3+4) 66,5 64,6 64,2 65,2 64,5 61,8 62,3 64,7 65,6 69,9 71,2 73,2
Источник: рассчитано автором по данным Росстата [8],[9],[10].
673 63,6 63,1 647 647 61,5 62,0 64,1
65,4
,1 71,0 73,0
100 90 80 70 60 £ 50 40 30 20 10 0
% % \ % Ч % % % \ \ % %
Годы
i i Уровень самообеспечения страны мясом и мясопродуктами ---Пороговое значение показателя (85%)
Рис. 2. Удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) в общем объеме товарных ресурсов данной категории (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка за 2000-2011 гг., %
Источник: рассчитано автором по данным Росстата [8],[9],[10].
низкое значение показателя - 61,5% -наблюдалось в 2005 году. Периоду с 2000 по 2005 год характерна общая тенденция к снижению обеспеченности страны мясом собственного производства с незначительным ростом показателя (в пределах 1,3%) в 2003 - 2004 гг. С 2006 года начинается устойчивое увеличение доли отечественной продукции на рынке, среднегодовой темп прироста показателя за 2006 - 2011 гг. составлял 3,3%. В 2011 году удельный вес отечественного мяса и мясопродуктов в общем объеме мясных ресурсов составил 73,0%. К сожалению, несмотря на разворот тенденции в сторону увеличения самообеспеченности страны мясом и мясопродуктами и улучшению показателя состояния продовольственной безопасности в последние годы, ситуация с обеспечением продовольственной безопасности страны остается напряженной и требует внимания со стороны государства. В настоящее время на производство мясопродуктов (колбасные изделия, консервы, полуфабрикаты) преимущественно идет импортное мясо. Причина заключается не столько в недостаточном отечественном производстве, сколько в более высоком технологическом удобстве использования импортного сырья [11].
В условиях актуальности проблемы продовольственной безопасности РФ
и необходимости ее своевременного решения, важным является точная и полная оценка текущего состояния продовольственной безопасности, проверка ее соответствия критерию, представленному в Доктрине.
С учетом вышесказанного, Федеральной службе государственной статистики целесообразно организовать сбор информации об объемах переходящих запасов отечественной и импортной продукции, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. №120, в том числе по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо), путем добавления в соответствующие формы статистической отчетности следующих показателей:
запасы продукции, всего из них
продукция, произведенная на территории РФ импортная продукция
Раздельный учет импортных и отечественных запасов продукции в сельскохозяйственных организациях, у населения, на предприятиях-изготовителях, в оптовой торговле по стратегически важным продуктам питания позволит получать более точную оценку уровня продовольственной безопасности России.
6. Заключение
Проблема обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации - одна из важнейших стратегических задач, стоящих перед государством. Согласно исследованиям зарубежных специалистов, проблема нехватки продовольствия выйдет на первое место в мире в течение ближайших сорока лет. Ряд экспертов сходится во мнении, что нефтяная эпоха близится к концу, и начинается эра, в которой ведущим фактором мировой политики становится продовольствие [12].
Актуальность вопроса продовольственной безопасности с 2012 года существенно повышается в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), конкурентоспособность отечественных отраслей АПК становится приоритетным направлением развития. Для того, чтобы поставить отечественных производителей в равные условия с зарубежными, необходимо обеспечить такую же государственную поддержку агропромышленному сектору, какая имеется в западных странах [13].
В настоящем исследовании была рассмотрена методика Росстата по расчету балансов продовольственных ресурсов, выполнено вычисление уровня самообеспечения страны стратегически важными продовольственными ресурсами (на примере мяса и мясопродуктов), предложены варианты совершенствования методов расчета показателей самообеспечения, а также даны рекомендации по улучшению статистического учета запасов продукции.
Результаты исследования могут найти применение в работе органов государственной статистики России (Росстата), государственных институтов, контролирующих реализацию Доктрины продовольственной безопасности РФ, а также аналитических служб, специализирующихся на исследовании экономики и продовольственного рынка. Результаты исследования могут быть использованы компаниями, являющимися производителями, импортерами и экспортерами мяса и мясопродуктов.
Литература
1. Trade reforms and food security: conceptualizing the linkages // Food and Agriculture Organization of the United Nations. Rome, 2003. - С. 25.
2. Всемирная организация здравоохранения: продовольственная безопасность [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.who.int/ trade/glossary/story028/en/# (дата обращения: 01.11.2012).
3. Скурихин И.М. Химический состав пищевых продуктов: в 3 кн. Кн. 1: Справочные таблицы содержания основных пищевых продуктов // под ред. И.М. Скурихина, М.Н. Волгарева. М.: Агропромиздат, 1987. - С. 74-76.
4. Хамитова И.А., Хамитов Р.З. Меры по обеспечению продовольственной безопасности российской экономики // Научный журнал «Фундаментальные исследования» - 2009
- №3 (приложение). - С. 53-55.
5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. №120
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537
7. Методические указания по составлению годовых балансов продовольственных ресурсов, утвержденные постановлением Росстата от 25.12.2006 №82
8. Потребление основных продуктов питания населением российской федерации: Стат. бюллетень. Росстат.
- М., 2012. - 43 с.
9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. gks.ru/ (дата обращения: 01.11.2012)
10. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС): показатели ведомства «Федеральная служба государственной статистики» по федеральному плану статистических работ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. fedstat.ru/indicators/org.do?id= 1 (дата обращения: 01.11.2012)
11. Белая В., Михайленко М. Рынок мяса и мясных продуктов в России: состояние и тенденции развития // Мясная сфера. - 2010. - спецвыпуск IFFA-2010. - С. 32-37.
12. Макеева А. Проблемы продовольственной безопасности населения России // Информационно-аналитический бюллетень «Мосты», Ноябрь 2007. - М. - 2007. - С. 18-20
13. Кузьмичева М.Б. Логистическая поддержка реструктуризации товародвижения на российском рынке мяса: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. -Москва, 2006. - 24 с.
14. Климова Н.В. Продовольственная безопасность - основа обеспечения экономической безопасности региона // Научный журнал «Фундаментальные исследования» - 2009. - .№3 (приложение). - С. 214-219.
15. Кайгородцев А.А. Организационно-экономический механизм продовольственной безопасности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований -2012. - №7. - С. 155-156.
References
1. Trade reforms and food security: conceptualizing the linkages // Food and Agriculture Organization of the United Nations. Rome, 2003. - P. 25.
2. World Health Organization: Food security [Electronic resource]. - Access mode: http://www.who.int/trade/ glossary/story028/en/ # (date of access: 01.11.2012).
3. Skurihin I.M. The chemical composition of food products: in 3 vol. Vol. 1: Reference tables of basic food products content // pod red. I.M. Skurihina, M.N. Volgareva. M.: Agropromizdat, 1987. - P. 74-76.
4. Hamitova I.A., Hamitov R.Z. Arrangements of the Russian economy food security insurance // Nauchnyy jurnal «Fundamentalnye issledovaniya» - 2009 - №3 (prilojenie). - P. 53-55.
5. Food Security Doctrine of the Russian Federation, approved by Presidential Decree of January 30, 2010 № 120
6. The National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020, approved by Presidential Decree of 12 May 2009 № 537
7. Methodical instructions on the preparation of the annual food balance sheet, approved by the Decree of the Federal State Statistics Service of Russia of 25.12.2006 № 82
8. Consumption of basic food products in the Russian Federation: stat. newsletter. Rosstat. - M., 2012. - 43 p.
9. The Federal State Statistics Service of Russia [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/ (date of access: 01.11.2012)
10. Unified interdepartmental information and statistical system: indicators of the institute «Federal State Statistics Service», according to the federal statistical work plan [Electronic resource]. - Access mode: http://www.fedstat.ru/indicators/ org.do?id=1 (date of access: 01.11.2012)
11. Belaya V, Mihaylenko M. Market of meat and meat products in Russia: status and development trends // Myasnaya sfera. -2010. - specvypusk IFFA-2010. - P. 32-37.
12. Makeeva A. Food security issues of the population of Russia // Informa-cionno-analiticheskiy byulleten «Mosty», Noyabr 2007. - M. - 2007. - P. 18-20
13. Kuzmicheva M.B. Logistic support of restructuring of commodity circulation at the Russian meat market: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. - Moskva, 2006. - 24 p.
14. Klimova N.V. Food security - the basis of ensuring the economic security of the region // Nauchnyy jurnal «Funda-mentalnye issledovaniya» - 2009. - №3 (prilojenie). - P. 214-219.
15. Kaygorodcev A.A. Organizational and economic mechanism of food security // Mejdunarodnyy jurnal prikladnyh i fundamentalnyh issledovaniy - 2012. -№7. - P. 155-156.