Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 57 — 59. Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):57 — 59.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья
УДК 342.41 NIION: 2007-0062-1/22-011
doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-57-59 MOSURED: 77/27-004-2022-01-211
Конституция Российской Федерации 1993 года: направления развития в интересах государства и общества
Никита Сергеевич Грудинин
МИРЭА — Российский технологический университет, Москва, Россия, nekit-07@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются возможные направления дальнейшего совершенствования нормативных установлений Конституции Российской Федерации. По мнению автора, Конституция не может не изменяться вслед за развитием общества и государства, однако при этом любые изменения должны быть продиктованы объективными потребностями общественно-политического и социально-экономического развития. Представляется целесообразным в обозримой перспективе уточнить конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации как контрольного органа, усилить его контроль за Правительством, а также конституировать основные параметры избирательной системы и гарантии избирательного права граждан России непосредственно в тексте Конституции 1993 г.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, разделение властей, конституционно-правовой статус, Президент, Федеральное Собрание, избирательная система
Для цитирования: Грудинин Н.С. Конституция Российской Федерации 1 993 года: направления развития в интересах государства и общества // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 1. С. 57 — 59. doi: 1 0.2441 1 /20733305-2022-1-57-59.
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Scientific article
The Constitution of the Russian Federation of 1993: directions of development in the interests of the state and society
Nikita S. Grudinin
MIREA — Russian Technological University, Moscow, Russia, nekit-07@mail.ru
Abstract. The article discusses possible directions for further improvement of the normative provisions of the Constitution of the Russian Federation. According to the author, the Constitution cannot but change following the development of society and the state, however, any changes must be dictated by the objective needs of socio-political and socio-economic development. It seems appropriate in the foreseeable future to clarify the constitutional and legal status of the Federal Assembly of the Russian Federation as a supervisory body, strengthen its control over the Government, and also constitute the main parameters of the electoral system and guarantees of the electoral right of Russian citizens directly in the text of the Constitution 1993.
Keywords: The Constitution of the Russian Federation, separation of powers, constitutional legal status, President, Federal Assembly, electoral system
For citation: Grudinin N.S. The Constitution of the Russian Federation of 1993: directions of development in the interests of the state and society // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2022;(1):57 — 59. (In Russ.). doi: 10.24411/2073-3305-2022-1-57-59.
Конституционная реформа 2020 г. ознаменовала собой новый этап в развитии теории и практики российского конституционализма, а также оказала заметное влияние на конституционную доктрину Российской Федера-
© Грудинин Н.С., 2022
ции. Влияние конституционной реформы 2020 г. на дальнейшее развитие российского конституционализма, на наш взгляд, в первую очередь проявляется в совершенствовании системы разделения властей за счет усиления законодательной и президентской ветвей власти, включении органов местного самоуправления в систему пуб-
Юридические науки
личной власти и их сближении с органами государственной власти, усилении социального вектора Конституции Российской Федерации, а также формировании основ национального правового суверенитета России.
Конституционная реформа 2020 г. оказала влияние и на некоторые контуры отечественной доктрины конституционного права. Если ранее считалось, что Конституция — это максимально сжатый и компактный с точки зрения объема нормативный правовой акт, то теперь мы видим, что Конституция — это своего рода барометр социально-правовой действительности, который может в различные периоды времени уменьшаться или увеличиваться в своем объеме, развиваться, сохраняя в неизменном виде свои базовые принципы (гл. 1, 2, 9 Конституции РФ 1993 г.). При этом после конституционной реформы 2020 г. Конституция России приобрела статус основного доктринального источника российского права: все ключевые государственно-правовые идеи и концепции, вводящиеся в практику государственного строительства, конституируются и детализируется в нормах Конституции.
Вместе с этим говорить, что конституционная реформа 2020 г. поставила точку в процессе совершенствования нормативных установлений Конституции РФ, не представляется возможным: государству и обществу предстоит еще многое сделать и претворить в жизнь, создать действенный механизм реализации всех без исключения норм Конституции, либо в противном случае сама Конституция рискует превратиться в формальный документ, не отражающий реальных процессов развития государства и общества, и даже поставить под угрозу единство государства и общества [2, с. 9]. В случае если Конституция не отражает векторы развития государственно-правовых институтов, она неизбежно устаревает и рано или поздно заменяется новой. Именно по этой причине совершенствование текста Конституции РФ 1993 г., которая продолжает оставаться ключевой основой развития демократической правовой государственности в стране, должно быть продолжено.
Представляется, что дальнейшее развитие Конституции РФ должно идти по пути совершенствования механизма разделения властей и оптимизации баланса ветвей власти внутри данного механизма. Очевидно, что исполнительная власть не должна явно доминировать над законодательной, а наоборот: исполнительная власть должна быть подконтрольна законодательной. С целью реализации данного принципа представляется целесообразным изложить ст. 94 Консти-
туции РФ в следующей редакции: «Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации является представительным, законодательным и контрольным органом Российской Федерации, определяющим основные направления законодательной политики государства в интересах развития гражданского общества, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина».
Вторым направлением дальнейшего совершенствования нормативного содержания Конституции РФ в интересах государства и общества могло бы стать уточнение конституционно-правового статуса Президента РФ и парламента России. Как известно, в настоящее время полномочия основных институтов государственной власти Российской Федерации перечислены в Конституции РФ 1993 г. В то же время правовой статус Правительства Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации и судебной системы регулируются соответствующими федеральными конституционными законами. При этом аналогичные федеральные конституционные законы, детализирующие правовой статус Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, отсутствуют. С этой целью, как представляется, ст. 80 Конституции РФ 1993 г. должна быть дополнена ч. 5 следующего содержания: «Деятельность Президента Российской Федерации, его ответственность как главы государства регулируется специальным федеральным конституционным законом». В свою очередь ч. 1 ст. 95 Конституции РФ должна звучать следующим образом: «Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, деятельность которых регулируется федеральным конституционным законом». Подчеркнем, что принятие федеральных конституционных законов «О Президенте Российской Федерации» и «О парламенте Российской Федерации» призвано не только детализировать их конституционно-правовой статус, но и регламентировать основания и порядок реализации мер конституционно-правовой ответственности в отношении указанных публичных институтов.
Наконец, еще одним достаточно важным направлением развития Конституции РФ 1993 г. могло бы стать включение в ее состав главы об избирательной системе. Следует отметить, что такая глава содержалась в Конституции СССР 1977 г. [1, с. 44], однако при разработке действующей Конституции РФ от нее было решено отказаться под предлогом динамизма в развитии электоральных отношений. Представляется,
58
Образование. Наука. Научные кадры 2022 / № 1
что такой подход является достаточно спорным, поскольку динамизм в развитии электоральных отношений не исключает закрепления на конституционном уровне основных контуров избирательной системы государства.
Как известно, на протяжении всей истории современной России в стране не наблюдается стабильности в формировании представительных органов государственной власти, законодательно не определена и единая избирательная система для избрания депутатов представительных органов публичной власти. Полагаем, что после введения главы об избирательной системе Российской Федерации в текст Конституции 1993 г. должна быть конституирована мажоритарно-пропорциональная (смешанная) избирательная система избрания депутатского корпуса Государственной Думы Российской Федерации, представительных органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Помимо этого, в данной главе было бы целесообразно детализировать содержание фундаментальных принципов избирательного права и, в первую очередь, принципа свободных выборов, а также предусмотреть надежный механизм реализации избирательного права граждан.
Таким образом, резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что конституционное развитие России должно отражать развитие государ-
ства и общества. Совершенствование нормативного содержания Конституции РФ 1993 г. должно быть подчинено цели развития правовой демократической государственности, совершенствования системы разделения властей в интересах гражданского общества, а также повышения благосостояния россиян.
Список источников
1. Митюшев Д.И. Конституция Российской Федерации и избирательная система России / / Вестник. Государство и право. 2013. № 16. С. 41—45.
2. Саликов М.С. Конституционные реформы и стабильность Конституции: проблемы поиска баланса / / Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 3. С. 5—14.
References
1. Mityushev D.I. The Constitution of the Russian Federation and the electoral system of Russia // Vestnik. State and Law. 2013. № 16. P. 41—45.
2. Salikov M.S. Constitutional reforms and stability of the Constitution: problems of finding a balance / / Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Humanities and Social Sciences. 2019. № 3. P. 5—14.
Информация об авторе
Н.С. Грудинин — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного и административного права.
Information about the author N.S. Grudinin — candidate of legal sciences, associate professor, associate professor of the department of state and administrative law.
Статья поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 22.02.2022; принята к публикации 10.03.2022.
The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 22.02.2022; accepted for publication 10.03.2022.