УДК 342.413
Тоневицкая В.В.
студент 3 курса МГЮА им. О.Е. Кутафина Московский Государственный Юридический Университет имени Олега Емельяновича Кутафина (МГЮА)
(Россия, г. Москва)
КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Аннотация: В настоящей статье рассматривается историческое развитие Конституции Российской Федерации, указываются существующие проблемы, возможные пути их решения. Актуальность заявленного заключается в том, что на сегодняшний день, как в политических, так и в научно-правовых кругах ведётся постоянная дискуссия между сторонниками и противниками внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. Автор приходит к выводу: конституционное законодательство, имея неоспоримый потенциал, может и должна его реализовать.
Ключевые слова: Конституция, государство, власть, полномочия, развитие, возможности.
Без документа нельзя говорить о том или ином явлении в истории. Даже если речь об эпохе глобальной трансформации.
В последнее время все чаще можно лицезреть мнение о том, что Конституция Российской Федерации содержит большое количество положений, которые нуждаются в изменении. При этом данное вызвано как пробелами и коллизиями, допущенными при подготовке текста Конституции Российской Федерации, так и меняющейся социально-политической действительностью, активно развивающимися общественными отношениями, на регулирование которых и направлена Конституция Российской Федерации.
Соответственно, приоритетными задачами, имеющимся сегодня перед
современной наукой конституционного права, являются проведение научно-
правового анализа способов внесения изменений в Конституцию Российской
25
Федерации, выявление и анализ проблем, с которыми связано внесение изменений в Конституцию Российской Федерации, поиск механизмов, способов решения данных отклонений.
Для всех изменений в сфере публичных отношений есть свои причины. Для всего есть ответ на вопросы «зачем?» и «почему?».
Декабрь 1993 года ознаменован принятием Конституции Российской Федерации. Другой уровень правосознания, иные общественные волнения. Противостояние президента и Верховного Совета привели к созданию того документа, который буквально дал новый виток в развитии государственности. Формальная «победа» президента отразилась на положениях Конституции, что проявляется в значительном объёме полномочий у одной стороны и незначительном у другой.
Отсутствие должной ясности при сложившихся обстоятельствах привело к принятию того, что без обновления Основного Закона разобраться подобной хаотичной системе было бы невозможно, необходимым представилось упорядочить имеющееся. Итогом предстало создание двух конституционных комиссий, которые посвятили сею разработке конституции.
Соответственно, каждой из комиссий были предприняты все меры по достижению того или иного превосходства одной из ветвей над другой. Одна пыталась создать парламентскую республику, где парламент имел бы широкие полномочия, вплоть до возможности отстранения президента и инициирования против него уголовного дела. Конечно, противоборствующая сторона к такому стечению событий была не то чтобы не готова, а выражала явное нежелание с подобным примиряться. Команда готовила иной конституционный проект, из которого следовало получение президентом практически абсолютной власти, а Россия же становилась уже не просто президентской, а суперпрезидентской республикой.
Правильно будет упомянуть и о том, что Конституция рассматривалась
временной. Связано это возможностью осуществления реформаторской
деятельности президентом и его «победой красно-коричневых», что соответствует
26
воспоминаниям секретаря одной из конституционных комиссий, Румянцева и Сергея Шахрая. Далее говорилось о пересмотре конституционных положения в более демократичную сторону. Итогом же предстала реальность, в которой потеря данного предполагаемого продолжения была утеряна. По мнению О. Е. Кутафина, Конституция была принята только для того, чтобы создать видимость наличия в стране нового Основного закона.
Одновременно с референдумом состоялись и выборы в Государственную Думу. Всем известно, что отмечает страна День Конституции 12 декабря, вступил же документ в законную к 25 числу того же месяца после публикации страна День Конституции 12 в официальном печатном органе правительства, «Российской газете». Стоит, кроме прочего, обратить внимание на факты, взятые из статистики: действующей Конституцией был недоволен 41,57% голосовавших. Заметим и то, что в постсоветской России данное является крайним (если не последним) примером такого рода голосования, далее же последовала эпоха автократической демократии.
Ещё в уже далёком 2005 году Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию отметил, как после гибели СССР, что явилось «крупнейшей геополитической катастрофой века», имело место мнение, «что наша молодая демократия является не продолжением российской государственности, а ее окончательным крахом, является затянувшейся агонией советской системы. Те, кто так думал - ошиблись. Именно в этот период в России происходили крайне значимые события... В те непростые годы народу России предстояло одновременно отстоять государственный суверенитет и безошибочно выбрать новый вектор в развитии своей тысячелетней истории».
Но следует также отметить, что принимая Конституцию, российское общество явно отставало от нее в своем развитии.
Двадцать первый век. Век информационных технологий, где правит техника и умение её правильно использовать. Реальностью стало то, что совсем недавно можно было наблюдать лишь разве что в фантастических книгах. Настало время реализации самых смелых идей и предложений.
И что на сегодняшний день представляет из себя Конституция? Распространено мнение о нахождении России лишь на пути к конституционной демократии. Но несмотря на все доводы, которые так или иначе имеют обоснование, стоит отметить, что основы демократического конституционного строя не так призрачны, а скорее прочно устоялись в стране. Кроме того, существует мнение и об отсутствии надобности изменения Конституции, так как Россия не имеет опыта в столкновении с такими проблемами, при которых не было бы возможности разрешить сию ситуацию путём применения положений действующей Конституции. Здесь позиция склоняется к факту недостаточности применения Основного закона, повышению эффективности использования. Конечно, стоит отметить возможность наличия частичных изменений, но никак не радикальных, а таких правок, наличие которых не затрагивало бы сущность Конституции. Посредством совершенствования отдельных правовых институтов можно достичь тех же целей, что и при внесении изменений в Конституцию, но уже без ущерба существующему.
Говоря о совершенствовании, хотелось бы обратить внимание на несколько аспектов. Прежде всего данное движение необходимо для развития правового потенциала Конституции. Нельзя рассматривать нормативно-правовой акт с идеалистической позиции, ведь ему присущ ряд недостатков. А именно отсутствие необходимого для системы сдержек и противовесов баланса, неясность в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры. Кроме прочего, существует проблема в разграничении предметов ведения Федерации и субъектов и их полномочий, в разграничении полномочий между президентом и правительством.
Говоря об упомянутом ранее разграничении полномочий, в частности о перевесе в системе разделения властей в сторону исполнительной власти, можно сказать о возможности разрешения данного путём исправления в рамках парламентского контроля. Сенаторами обоснованно поддерживаются предложения по усилению роли прокуратуры. Несомненно, значимость её деятельности обуславливается надобностью защиты интересов населения.
Упоминая пробелы в реализации положений Конституции о самостоятельности органов местного самоуправления, Клишас А.А., член Совета Федерации обозначил: они представляют собой уровень публичной власти, формирующейся на местах, и имеющей законодательно определённый ряд полномочий. Исправление же данного аспекта приведёт к исключению недостатков, тем самым проблем с реализацией положений не возникнет.
«Россия сегодня стоит перед лицом нарастающих внешних вызовов.»
Список литературы:
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс], принята всенародным голосование 12 декабря 1993 г., (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗЗО декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс»; Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации»; Зорькин В.Д. - «Буква и дух Конституции», 2018 г.;
Кутафин О.Е. Конституция и проблемы ее реализации // Российский конституционализм: проблемы и решения: сборник материалов международной конференции. М., 1999: С. 315-390.