Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ: ЭПОХА РЕФОРМИРОВАНИЯ?'

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ: ЭПОХА РЕФОРМИРОВАНИЯ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
Конституция Российской Федерации / Российская Федерация / Основной закон / демократия / кибернетическое общество / гражданское общество / Constitution of the Russian Federation / Russian Federation / fundamental law / democracy / cybernetic society / civil society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Викторович Тонконогов

В статье обосновывается необходимость постоянного совершенствования положений Конституции Российской Федерации как Основного закона прямого действия. Автор предлагает внести значительное количество изменений и дополнений в Конституцию России в целях укрепления демократических институтов в контексте формирования нового социального феномена — кибернетического общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Constitution: The Era of Reforms?

The article substantiates the need for constant improvement of the provisions of the Constitution of the Russian Federation as the basic law of direct action. The author proposes to make a significant number of changes and additions to the Constitution of Russia in order to strengthen democratic institutions in the context of the formation of a new social phenomenon — cybernetic society.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ: ЭПОХА РЕФОРМИРОВАНИЯ?»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-15-18

КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ: ЭПОХА РЕФОРМИРОВАНИЯ?

Александр Викторович ТОНКОНОГОВ, доктор философских наук, академик РАЕН, профессор РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации, научный руководитель НОО «Институт духовной безопасности» [email protected]

Аннотация. В статье обосновывается необходимость постоянного совершенствования положений Конституции Российской Федерации как Основного закона прямого действия. Автор предлагает внести значительное количество изменений и дополнений в Конституцию России в целях укрепления демократических институтов в контексте формирования нового социального феномена — кибернетического общества.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Российская Федерация, Основной закон, демократия, кибернетическое общество, гражданское общество.

Annotation. The article substantiates the need for constant improvement of the provisions of the Constitution of the Russian Federation as the basic law of direct action. The author proposes to make a significant number of changes and additions to the Constitution of Russia in order to strengthen democratic institutions in the context of the formation of a new social phenomenon — cybernetic society.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, Russian Federation, fundamental law, democracy, cybernetic society, civil society.

Ррссия, «несомненно, находится накануне революции. Финансы расстроены до-последней степени. Налоговый пресс отказывается служить... Администрация давно развращена до мозга костей; чиновники живут больше воровством, взятками и вымогательством, чем своим жалованьем»1.

Обычно своим ученикам мы настоятельно рекомендуем не начинать свои работы с цитат и не заканчивать их цитатами. Однако всегда есть исключения. Вышеуказанное предвидение, которое высказал Фридрих Энгельс в своей статье «О социальном вопросе в России» в 1875 г., т.е. фактически за 30 лет до революционных событий в Российской империи 1905 г., конечно же, заслуживает особого внимания.

Очень хотелось бы верить, что современная Россия за постсоветское тридцатилетие после криминальной капиталистической революции 1991 — 1992 гг. не подошла к новым социальным потрясениям. Для того чтобы их избежать, а так-

же в целях профилактики деструктивных недемократических процессов, необходимо внести в Конституцию Российской Федерации, которая является динамичным законодательным актом, изменения и дополнения по аналогии с теми поправками, которые были приняты на общероссийском референдуме в 2020 г.

Конституция — это живой правовой организм, развивающийся вместе с обществом и государством, чьи социальные отношения она должна регулировать. Именно поэтому эпоха реформирования Конституции никогда не может закончиться, так как постоянно меняются условия существования человечества, появляются новые вызовы и угрозы локального и глобального характера, в том числе связанные с проблемами взаимодействия людей с искусственным интеллектом в контексте развития в современном мире феномена — кибернетического общества2.

Постоянные изменения Конституции России также необходимы в связи с тем, что скоро,

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

подобно евреям, вышедшим под предводительством Моисея из полона египетского, россияне пройдут сорокалетний рубеж и своего блуждания по постсоветской «пустыне», т.е. к моменту, кода в обществе практически не останется граждан с советской ментальностью, готовых «потерпеть» ради «светлого будущего», полностью лишенных советской, увы, по сути, «рабской психологии».

Эти духовно свободные россияне однозначно не будут удовлетворены теми антидемократическими экзерсисами, которыми изобилует существующий вариант Конституции России. Следовательно, жизненно важно начать научный дискурс и общенациональную дискуссию по вопросу дальнейшего совершенствования Основного закона нашей страны.

При этом обратим особое внимание на тот факт, что Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие на всей территории Российской Федерации (ст. 15)3, поэтому ее положения не должны носить абстрактно-общий характер, наоборот, все статьи Конституции следует излагать предельно конкретно, точно, ясно и понятно любому здравомыслящему человеку. То есть, никаких «толкователей» положений Конституции быть не может. В связи с этим, по нашему мнению, поправки в Конституцию России должны быть следующие:

1. Любые законопроекты, поправки в Конституцию по представлению депутатов и / или сенаторов, а также по коллективному требованию граждан должны выноситься на утверждение народом на общенациональном референдуме; каждый закон, поправка в Конституцию утверждаются / не утверждаются отдельно.

2. Граждане имеют право голосовать как тайно, так и открыто на выборах любого уровня, а также контролировать прохождение своего личного голосования в электронных системах избирательных комиссий.

3. По всем направлениям формирования государственной политики в сфере развития любых социальных отношений должен приниматься пакет правовых документов: доктрина — концепция — стратегия — федеральные законы — указы Президента — постановления Правительства — ведомственные нормативно-право-вые акты4.

4. Природные ресурсы являются государственной собственностью и принадлежат всем народам России.

5. Леса и водные ресурсы не могут находиться в частной собственности как физических, так

и юридических лиц, являясь общенациональным достоянием.

6. Использование земель сельскохозяйственного назначения в иных целях законодательно запрещается.

7. Центральный банк является государственным органом, подотчетным непосредственно Президенту и председателю Правительства, федеральным органам законодательной и судебной власти, а также институтам гражданского общества.

8. Решения об аннулировании долговых обязательств других стран, транснациональных корпораций, иных юридических и / или физических лиц принимаются на национальных референдумах, приуроченных к проведению любых общенациональных выборов5.

9. Отторжение части национальных территорий возможно только после утверждения такого решения на общенациональном референдуме.

10. Размещение бюджетных средств (определение соответствующих процентных ставок и сроков вложения) в банковском и производственном секторе иностранных государств разрешается только после одобрения высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

11. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации избираются гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и / или открытом голосовании на срок не более пяти лет с правом переизбрания не более двух раз подряд. Председатель Конституционного Суда и Председатель Верховного Суда осуществляют назначение судей федеральных судов; председатели судебных коллегий субъектов Российской Федерации назначают мировых судей в пределах своей компетенции6.

12. Любые правовые и нормативные акты федерального уровня не могут вступать в законную силу без одобрения большинством судей Конституционного Суда Российской Федерации; любые законы могут быть приостановлены в действии в соответствии с компетенцией и по решению коллегий Верховного Суда России.

13. Судьи обязаны выносить решения строго в соответствии с положениями конкретных законов. Вынесение судебных решений на основе субъективных мнений судей не допускается.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

14. Избрание представителей в органы законодательной власти всех уровней осуществляется только в индивидуальном порядке и по спискам не допускается7.

15. Активно участвовать в политической жизни (быть избранными / назначенными в качестве представителей всех ветвей и уровней власти) могут граждане, достигшие 35-летнего возраста и не старше 65 лет.

16. Избирать своих представителей в государственные и муниципальные органы законодательной, исполнительной и судебной власти любого уровня имеют право граждане, достигшие возраста — 21 год.

17. Выборы народных представителей всех уровней (муниципальные, региональные, федеральные) могут быть признаны состоявшимися только при условии участия в них не менее 50% от списочного количества избирателей плюс один голос.

18. Граждане, состоящие на военной и гражданской государственной службе, имеют право на получение пенсии в полном объеме по выслуге лет в случае потери трудоспособности в период исполнения ими служебных обязанностей. В случае гибели государственного служащего в период исполнения служебных обязанностей право на получение его пенсии в полном объеме по выслуге лет имеют ближайшие родственники в равных долях (мать, отец, опекуны, не лишенные родительских прав; жена, муж; дети до 21 года); также ближайшим родственникам единовременно в течение года в равных долях выплачивается сумма, эквивалентная одной тысяче минимальных размеров оплаты труда.

19. Замещение должностей в государственных и муниципальных учреждениях и органах происходит исключительно по итогам открытых профессиональных конкурсов.

20. Лица, когда-либо привлекавшиеся к уголовной ответственности, не имеют права в государственных учреждениях и органах занимать должности, предполагающие работу с секретными документами.

21. Сроков давности за уголовные преступления, в том числе совершенные в экономической сфере, не существует, а субъектами криминальной деятельности (преступниками) признаются как физические, так и юридические лица.

22. Конфискация незаконно приобретенного движимого и недвижимого имущества по решению суда осуществляется вне зависимости от места и времени его обнаружения.

23. Подделка и выпуск некачественной продукции (с нарушением государственного стандарта): медикаментов, медицинского оборудования (материалов); строительных, технических средств и материалов; табачной, алкогольной, пищевой продукции; незаконное распространение психотропных и наркотических средств является особо тяжким преступлением и наказывается пожизненным лишением свободы с полной конфискацией собственного и коммерческого имущества физических и юридических лиц.

24. Продажа акций предприятий сырьевого сектора, естественных монополий иностранным инвесторам разрешается в переделах не более чем 20% акций коммерческих и государственных предприятий.

25. Предприятия производственного сектора, что-либо производящие, имеющие штатную численность работников до 30 (а в случаях емкого по технологии производственного цикла до 100) человек, не облагаются налогами и находятся под контролем как государственных органов, так и институтов гражданского общества.

26. Средства, направленные на благотворительную деятельность, контролируются государственными налоговыми органами, институтами гражданского общества и освобождаются от налогообложения.

27. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается в соотношении с заработной платой Президента Российской Федерации, но не ниже уровня среднего по стране прожиточного минимума.

28. Граждане, имеющие совокупные доходы на одно физическое лицо в семье (муж, жена, несовершеннолетние дети, иные лица, находящиеся на иждивении) ниже трех минимальных размеров оплаты труда, освобождаются от налогообложения. Семьи, имеющие пять и более детей, освобождаются от любого налогообложения с предоставлением социального жилья и возможностью его дальнейшей приватизации при условии отсутствия судимости за уголовные преступления, в том числе и погашенной, у всех членов многодетной семьи.

29. Государственная социальная норма жилья устанавливается в размере 25 метров жилой площади на одного человека.

30. Государство регулирует цены на товары первой необходимости, включая газ, бензин и дизельное топливо.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

31. Продажа товаров и услуг, любых видов сырья, драгоценных, полудрагоценных металлов и камней на внутреннем рынке по более высокой цене, чем на экспорт, запрещается.

32. Перепродажа товаров и услуг, в том числе ресурсов, необработанных материалов, электроэнергии с более чем 30%-ным увеличением их стоимости законодательно запрещается.

33. Незаконно осужденные граждане имеют право на материальную компенсацию от государства, а в случае их посмертной реабилитации компенсация выплачивается ближайшим родственникам в равных долях (мать, отец, опекуны, не лишенные родительских прав; жена, муж, не расторгнувшие брак; дети вне зависимости от возраста).

34. Осужденные за уголовные преступления обязаны возмещать в государственный бюджет затраты на их содержание в местах лишения свободы.

35. При возбуждении административного и / или уголовного дела в процессе административного и / или уголовного расследования в отношении физических и / или юридических лиц одновременно (без дополнительных обращений потерпевших) возбуждается гражданское дело о возмещении возможного (или уже фактически известного) материального ущерба и морального вреда, причиненного потерпевшим, в том числе общественным и государственным организациям, с последующей одновременной передачей гражданских исков в суд вместе с материалами административных и / или уголовных дел.

36. Заведомо ложная реклама товаров, услуг, в том числе медикаментов, механизмов, аппаратов, а также несуществующих способностей людей, признается особо тяжким преступлением.

37. Институты гражданского общества осуществляют социальный контроль за всеми государственными средствами массовой информации, государственными учреждениями культуры, включая музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, концертные залы, парки культуры и отдыха.

38. Владеть огнестрельным оружием имеют право граждане старше 21 года, не имеющие судимости, не страдающие психическими заболеваниями, не проживающие совместно с лицами, имеющими судимость и / или страдающими психическими заболеваниями.

39. Родители обязаны возмещать физическим и юридическим лицам в полном объеме материальный ущерб, причиненный их несовершеннолетними детьми.

40. Истязание животных является уголовно наказуемым деянием.

Скорейшее обсуждение российским обществом вышеуказанных поправок в Конституцию Российской Федерации является одним из важнейших условий сохранения социальной стабильности и в целом гражданского мира в нашей стране, а также основой профилактики социальных потрясений в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Особенно это актуально в контексте формирования феноменов — кибернетического сознания (взаимодействие человеческого сознания и искусственного интеллекта), кибернетического общества, кибернетической экономики и кибердемократии.

1 Энгельс Ф. О социальном вопросе в России / Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч.: В 9 т. Т. 4. М.: Политиздат, 1986. С. 495.

2 Тонконогов A.B. Кибернетическое общество — Cybernetic societatis. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2018.

3 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // http://duma.gov. ru/news/48953/

4 Тонконогов A.B. Геостратегические императивы развития России в XXI веке: Монография. М.: Изд. РГАУ-МСХА, 2015. С. 68.

5 Тонконогов A.B. Народный киберкапитализм. М., 2019.

6 Тонконогов A.B. К вопросу о самостоятельности органов судебной власти Российской Федерации // Закон и право. 2020. № 1.

7 Тонконогов A.B. Кибердемократия, или гражданское общество как четвертая власть // Закон и право. 2020. № 4.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.