Конституция Республики Северная Осетия - Алания. Комментарий / под ред. А.М. Цалиева. Владикавказ, 2008.
В декабре 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Этот документ приобрел новые качественные характеристики: признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей, возможность ее непосредственного применения, что существенно повысило авторитет и значимость Конституции. На основании Конституции РФ были приняты многие региональные основные законы, в числе которых и Конституция Республики Северная Осетия -Алания (далее РСО - А). В связи с демократическими преобразованиями в Российской Федерации отношение к разработке проекта новой Конституции Республики РСО - А было особым.
Республика прошла сложный путь конституционного строительства: от первой Конституции Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики (СО АССР), утвержденной на чрезвычайном VII съезде Советов СО АССР 10 июля 1937 г., затем второй, принятой Верховным Советом СО АССР 30 мая 1978 г. (от 3 ноября 1989 г. в нее были внесены существенные изменения и дополнения, обусловленные периодом «перестройки») и до Конституции РСО - А, принятой всенародным голосованием 12 ноября 1994 г.
Конституция РСО - А - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права, учреждающий политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливающий порядок их формирования и способ функционирования, закрепляющий права и свободы человека и гражданина. Это прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.
Конституция РСО - А 1994 г. представляет собой единый кодифицированный текст, документ писаного права, выдержанный в традициях романо-германской (континентальной) семьи права, к которой традиционно относится Россия, субъектом которой является РСО - А. Основной закон республики далеко не безупречен с точки зрения формы и содержания, но с уверенностью можно утверждать, что это лучшая из действовавших в РСО - А Конституция. Ее демократический потенциал далеко не исчерпан, а сам факт существования является одним из гарантов национально-государственного строительства в республике.
Появление всякого нового Основного закона в большинстве случаев происходит не на пустом месте, этому предшествует длительная, в том числе правовая история. При этом у инициаторов конституционной реформы есть два пути - революционный и эволюционный. Первый означает отмену всех предшествовавших актов и начало формирования правовой системы страны, что называется «с чистого листа». Это наиболее эффективный с точки зрения выстраивания новой правовой системы путь, но наиболее губительный для части населения страны. Всякая революция, какие бы благие цели она ни преследовала, требует немалых жертв. Эволюционный путь предполагает инкорпорацию (включение в состав, встраивание) норм новой Конституции в существующую правовую систему.
В комментарии к Конституции РСО - А подробно, с привлечением фундаментальной теории конституционного права и практических примеров, анализируются основы конституционного строя, нормы о правах и свободах человека и гражданина, положения о гла-
ве Республики, парламенте, правительстве, судебной власти и местном самоуправлении
Конституция РСО - А за период ее существования корректировалась неоднократно в связи с необходимостью приведения ее норм в соответствие с нормами федеральных законов, а также в связи с изменениями, происходящими в обществе. Но, несмотря на то, что она во многом воспроизводит нормы Конституции РФ, все же является самостоятельным учредительным актом субъекта России. Стратегически Конституция РСО - А направлена на защиту прав и свобод человека, новой формы организации государственной (законодательной, исполнительной, судебной) и местной власти и в конечном итоге на стабилизацию общественных отношений, на развитие и укрепление государственных и общественных институтов.
Нет необходимости говорить о том, насколько своевременно вышло в свет данное издание и следует отметить большую и полезную работу его непосредственных инициаторов - главы республики Т.Д. Мамсурова и Председателя КС РСО - А А.М. Цалиева, а также других членов авторского коллектива, в числе которых Т.В. Ба-таева - судья-секретарь КС РСО - А, Р.М. Дзидзоев - член научно-консультативного совета при КС РСО - А, О.Х. Качмазов - судья КС РСО - А, С.Н. Каргинов - руководитель аппарата КС РСО - А, М.С. Басиев - старший специалист правового отдела КС РСО - А.
Рецензируемый научно-практический (постатейный) комментарий к Конституции РСО - А является совершенным и необходимым подспорьем для широкого круга читателей, которые интересуются проблемой функционирования реального механизма обеспечения прав и свобод. Заметим, что авторы комментария далеки от «обожествления» норм Основного закона республики, высказывают критические замечания и практические предложения о совершенствовании его текста. В то же время они научно осмысляют и анализируют положения каждой статьи Конституции РФ.
Цель, поставленная авторами комментария, важна и очевидна: конституционные нормы должны быть не просто известны, но и доступны каждому, поскольку глубокое понимание конституционных положений - одна из составляющих формирования правосознания. Традиционная постатейная структура изложения улучшена за счет конкретизации материала по каждому пункту статьи. Для правильного понимания и применения конституционных положений такой способ наиболее эффективен и удобен.
Приводимые постатейно соответствующие федеральные законы облегчают анализ и прямое применение конституционных положений. Особо отмечается, что в регулировании прав и свобод человека и гражданина приоритет отдается общепризнанным принципам и нормам международного права, которые, согласно ст. 14 Конституции РСО -А, составляют часть правовой системы республики. Примечательно, и это одно из достоинств комментария, что обширно использован международный правовой материал. Для рецензируемого издания характерны достоверность изложения и информативность, обусловленные глубоким анализом положений многочисленных нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, а также разъяснением смысла не только конституционных положений, но и положений указанных актов.
Данное издание предназначено для широкого круга читателей. Особый интерес книга вызывает у работников государственной власти, органов местного самоуправления, преподавателей, аспи-
рантов, студентов юридических вузов, а также для всех тех, кто интересуется вопросами своих прав и свобод.
К несомненным достоинствам комментария следует также отнести уместное и неоднократное использование решений КС РФ и КС РСО - А, а также постановлений Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ.
Рецензируемое издание, безусловно, будет востребовано не только в образовательных учреждениях (студентами, аспирантами, соис-
кателями, преподавателями), но и в государственных органах, органах местного самоуправления, а также будет полезным для практикующих юристов.
Таким образом, рецензируемая книга, несомненно, является заметным событием в юридической науке Республики Северная Осетия - Алания.
В.Д. Дзидзоев, И.Л. Пагаева