Научная статья на тему 'Цалиев А. М. Очерки о Конституции и конституционно-правовых проблемах. Владикавказ, 2014. 648 с'

Цалиев А. М. Очерки о Конституции и конституционно-правовых проблемах. Владикавказ, 2014. 648 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дзидзоев В. Д., Бетеева М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Цалиев А. М. Очерки о Конституции и конституционно-правовых проблемах. Владикавказ, 2014. 648 с»

Хартлиньски (Университет Вармии и Мазур) детально рассмотрели избирательные системы и их влияние на современный этап элитогенеза. Т. Г Лешкевич (ЮФУ) выявляет механизмы распределения привилегий и преференций между региональными элитами Северного Кавказа, Б. Г. Койбаев и Ю. В. Ускова (СОГУ, Владикавказ) рассмотрели институциональные аспекты становления политических элит на Северном Кавказе. О. Васюта и С. Васюта (Педуниверситет, Краков) обращают внимание на роль этнокланов в республиках Северного Кавказа. М. А. Васьков (ИСиР ЮФУ) выявляет кланократические механизмы обеспечения лидерства и формирования элит на Северном Кавказе.

Исламскую элиту и контрэлиту Северного Кавказа проанализировали В. Х. Акаев (Комплексный институт РАН, Грозный) И. П. Добаев (ИСиР ЮФУ), Р. Г. Гаджибеков (Махачкала) и А. В. Понеделков (ЮРИУ РИАНХиГС), взаимоотношения бизнес-элит и власти - Е. Ю. Баженова (ИСиР ЮФУ). Обобщающий обзор проблем лидерства и элит на Северном Кавказе представляет собой материал патриарха кавказоведения Х. Г. Тхагапсоева (КБГУ, Нальчик).

Сущностные черты и особенности лидерства в Дагестане рассмотрел Я. Залесны (Варшавский университет), Ингушетии - А. Глодек, Северной Осетии - А. Томчик. Не часто используемый в России сравнительный подход к политическому процессу и лидерству в Чечне и Ингушетии удачно продемонстрировал П. Грохмальски (Институт Николая Коперника в Торуне). Главы Т. Бодио и П. Серадзана дают широкую панораму развития элит и лидерства в Калмыкии в ХХ-ХХ1 вв. Разделы, подготовленные польскими учеными, свидетельствуют о глубоком и профессиональном их интересе к элитологии Кавказа. Свой труд авторы посвятили выдающемуся польскому кавказоведу проф. Анджею Ходубскому.

Подводя итог, следует отметить, что Т. Бодио и В. В. Черноусу с коллегами удалось реализовать проект, который не имеет аналогов ни в российской, ни в зарубежной элитологии и кавказоведении. Это важный, этапный шаг как в разработке темы, так и в развитии плодотворного международного научного сотрудничества, особенно польских и российских ученых. Совместная работа, конструктивный диалог (хотя и в определенной степени заочный) раскрывает большие возможности для дальнейшего партнерства и укрепления доверия, особенно в условиях обострения российско-польских отношений.

Литература

1. Ольховая М. А., Черноус В. В. Элитология Кавказа в контексте сравнительных международных исследований // Государственное и муниципальное управление: уч. зап. СКАГС. 2013. № 2.

2. Индикова В. Г., Крамарова Е. Н. Дни Юрия Андреевича Жданова в ИППК Южного федерального университета. 2012. № 4. С. 197.

References

1. Ol'hovaja M. A., Chernous V. V. Jelitologija Kavkaza v kontekste sravnitel'nyh mezhdunarodnyh issledovanij [Elitology of the Caucasus in the Context of Comparative International Studies] // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: uch. zap. SKAGS. 2013. № 2.

2. Indikova V. G., Kramarova E. N. Dni Jurija Andreevicha Zhdanova v IPPK Juzhnogo federal'nogo universiteta [Days of Yurii Andreievich Zhdanov in the Training Institute of Southern Federal University]. 2012. № 4. S. 197.

Э. А. Попов, Е. Н. Крамарова

Цалиев А. М. Очерки о Конституции и конституционно-правовых проблемах. Владикавказ, 2014. 648 с.

Предлагаемый вниманию специалистов, а также широкой общественности, интересующейся консти-туционно-правовыми вопросами, труд А. М. Цалиева посвящен актуальным проблемам Конституций РФ, Республик Северная Осетия-Алания и Южная Осетия. Читатели и специалисты в данном исследовании найдут много интересного и по проблемам в сфере законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Сложность настоящей рецензии определяется значительным объёмом информации, содержащейся в работе, разнообразием освещаемых в ней вопросов. Но именно это делает её незаменимой при рассмотрении многих актуальных конституционно-правовых аспектов не только в Осетии, но в целом и Российской Федерации. Поэтому трудно дать краткое резюме результату творчества автора, плодотворно работающего над данной проблемой уже многие годы.

Рецензируемые очерки отличаются актуальностью, добротностью и глубиной анализа. Они включают в себя статьи, изданные с 1990 г. по настоящее время в абсолютном большинстве в центральных специализированных научных

журналах. Таким образом, материал исследования прошел солидную апробацию на самом высоком уровне среди профессионального сообщества ученых-юристов. Его востребованность подтверждают факты многочисленных ссылок в юридической литературе. Многолетнее исследование также представляет интерес не только для специалистов, но и для широкой общественности, благодаря многоаспектности рассмотрения проблем и разнообразию приведенных фактов. А. М. Цалиеву удалось написать такое объемное и содержательное исследование, которое не всегда под силу даже целой группе учёных. Позитивные результаты творческих поисков автора являются, на наш взгляд, следствием его энтузиазма, работоспособности, целенаправленности, принципиальности и, конечно же, идейной закалки, достойной лучших времен советского периода.

По замечанию самого автора, «...работы ученого приобретают особую значимость и социальную ценность тогда, когда содержащиеся в них идеи, предложения воплощаются в жизнь в законодательных актах, в практике организации и деятельности органов государственной и местной власти»

(с. 10). Действительно А. М. Цалиев всегда к этому стремился и теперь можно с уверенностью сказать, что многие из его предложений были услышаны и материализованы. Например те, которые касаются отдельных положений Конституции Республики Северная Осетия-Алания, республиканских законов и некоторых конституционно-правовых проблем.

1. Так произошло изменение названия «Республика Северная Осетия» на «Республику Северная Осетия-Алания», мотивированное тем, что с ростом национального самосознания народы в сложных условиях обретения реального политико-правового статуса своих государственно-территориальных образований обращаются к своим историческим корням, с тем, чтобы «идентифицировать себя и свои государственно-территориальные образования в тех понятиях, которые позволяют восстановить историческую связь времен и тем самым влиять на будущее» (с. 11).

2. Конституция Северной Осетии, являющейся субъектом Российской Федерации, должна опираться на Конституцию РФ, и по примеру российского Основного Закона важнейшее место в нём должен занимать человек, его права и свободы, а также обязанности. В то же время, по мнению автора, Основной Закон национально-государственного образования обязан отражать особенности республики.

3. Северная Осетия, входящая в состав РФ, не обладает государственным суверенитетом. По этой причине из преамбулы Конституции Республики Северная Осетия-Алания был исключен абзац третий, предусматривающий наличие государственного суверенитета республики, а из ст. 3 (ч. 1) изъяты слова «носителем суверенитета».

4. С целью укрепления конституционной законности, более эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина вместо Комитета конституционного надзора необходимо было создать Конституционный суд республики, полномочия которого должны быть предусмотрены в конституции республики, а порядок организации и деятельности - в Конституционном законе «О Конституционном суде Республики Северная Осетия-Алания». Необходимо создать также, по мнению А. М. Цалиева, мировые суды, организация, полномочия и порядок деятельности которых должны в развитие основополагающих конституционных положений определяться специальным законом.

5. В законе «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» в числе важнейших органов местного самоуправления необходимо предусмотреть, по убеждению автора, исполнительный орган в лице местной администрации.

6. Судебную систему республики должны представлять Конституционный суд Республики Северная Осетия-Алания и мировые судьи и т. д.

Все озвученные во введении исследования предложения (их 22) имеют разную социальную, научную и публицистическую ценность. Некоторые из них реализованы в организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления путем внесения изменений и дополнений как в конституционное, так и в текущее республиканское законодательство. Многие из них способствуют повышению эффективности функционирования новых органов власти, правовой базой которых стали Конституция РФ и Конституция Республики Северная Осетия-Алания.

В очерке «Совершенствование конституционных норм -путь к государственно-правовому развитию Осетии» (с. 625638) автор анализирует Конституции двух осетинских республик. Заметим, что Республика Северная Осетия-Алания как субъект Российской Федерации заложила в основу своей Конституции многие принципиальные положения Конституции РФ. Однако и народ Южной Осетии, являясь частью единой Осетии, совместно и добровольно вошедший в состав Российской империи в 1774 г., а затем и в СССР, в своей конституционно-правовой сфере во многом следует традициям российского конституционализма. Причина тому историческая, государственно-правовая, а также генетические связи поколений наших народов. Это не могло не сказаться и на содержании Конституции Республики Южная Осетия, несмотря на то, что сегодня она - самостоятельное независимое государство.

Такие нетипичные исторические сюжеты в судьбе одного народа, руководствовавшегося столетиями в своей жизни нормами обычного права, вызывают, по мнению А. М. Цалиева, закономерный интерес к тому, насколько эти неписаные нормы сохранились в действующих Конституциях обеих республик, если не в буквальном смысле, то хотя бы в их духе. Однако автор с сожалением констатирует, что это практически невозможно обнаружить даже при очень внимательном изучении конституционных норм, и связывает это с безудержной, бездумной и ничем не аргументированной критикой норм обычного права. Но именно благодаря им народ, и не только осетинский, столетиями, а может быть и тысячелетиями смог сохранить себя и свою национальную самобытность. Как известно, после Октябрьской революции 1917 г. всё, связанное с прошлым, стали крушить и уничтожать, не гнушаясь порой никакими методами, вплоть до различных форм насилия по искоренению национальных обычаев и традиций, многих правил и норм социального, национального и религиозного поведения.

Только в последнее время заговорили о высоком социальном значении норм обычного права как эффективных регуляторов социального поведения, которые должны дополнять действующее правовое регулирование и правоприменительную деятельность. Это, по мнению А. М. Цалиева, более всего касается республик, где в регуляции социального поведения все еще важное место занимают нормы традиционного общества - обычаи, традиции, составляющие основу неписаной конституции и отражающие представления о добре, зле, справедливости, несправедливости и т. д. Но здесь напрашивается вопрос: как в сегодняшней действительности, в условиях невероятного социального расслоения, когда 10 % населения незаконным, практически преступным путем овладели национальными богатствами огромной России и приватизировали основную часть государственной собственности, при вопиющей безответственности и безнаказанности высоких должностных лиц и разного уровня чиновников, на сотни миллиардов долларов обкрадывающих государство, разгуле преступности, заново воспитать уважение не только к нормам обычного права, но и к Основному Закону? По мнению автора, это можно сделать только с помощью эффективной деятельности правоохранительных и судебных органов и заинтересованных институтов гражданского общества. Они должны обеспечить реализацию социальной функции

государства, которую необходимо закрепить в Конституции РФ.

В настоящее время в Конституциях Северной и Южной Осетии дается характеристика республик как демократических правовых государств (см. ст. 1 Конституции Республики Южная Осетия и ст. 1 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Вместе с тем в них отсутствуют важнейшие положения о справедливости и социальном государстве, что свидетельствует о минимизации социальной роли государства.

В рассматриваемом очерке А. М. Цалиев говорит также о необходимости совершенствования консти-туционно-правового регулирования всех вопросов, связанных с земельными отношениями. В условиях существенного перепада в количественном и качественном соотношении территорий (и соответственно земельных ресурсов) субъектов РФ, автору видится необходимым более дифференцированное правовое регулирование земельных отношений в стране. Он предлагает учитывать особенности ситуации с землей в каждом конкретном регионе, что возможно только с большей долей участия их самих в решении данного вопроса.

В совершенствовании нуждается и ст. 12 Конституции Республики Северная Осетия-Алания (с. 634), которая по своему содержанию воспроизводит ст. 13 Конституции РФ. Признав политическое и идеологическое многообразие, в нее, по мнению автора, абсолютно необоснованно включили норму о том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной». Сегодня такую установку автор называет «вредоносной» или даже «провокационной» и повторяет, что запрет на установление государственной идеологии в Конституциях является большой ошибкой. Кстати, Республика Южная Осетия поступила по данному вопросу более мудро. Будучи суверенным государством, она не включила норму об установлении или запрете государственной идеологии в свою Конституцию.

Хочется еще обратить внимание на исследования А. М. Цалиева, которые касаются высшего образования. В очерках « Об изучении конституционного права и его институтов в контексте совершенствования юридического образования» (с. 362-367) и «О профессионализации и конститу-ционализации в подготовке студентов юридических учебных заведений» (с. 529-538) автор поднимает серьезные вопросы о качестве высшего образования, которое, по его мнению, должно состоять во взаимном интересе преподавателей и студентов в создании такого процесса обучения, где единолично властвует сила познания. Преподаватель выступает в качестве активного инициатора не только передачи студентам знаний, но и их осмысливания. Необходимо живое общение преподавателей и студентов, в том числе и в процессе экзамена, так как в противном случае не происходит активизации личностного и интеллектуального потенциала студента. Автор считает целесообразным разработать и принять государственную программу по развитию юридического об-

разования, основанную на положительном историческом и национальном опыте в сфере образования и учитывающую передовые достижения других стран в этой области; ввести на юридических факультетах вузов спецкурс «Права человека и способы их защиты», который в разы должен повысить эффективность защиты конституционных прав и свобод человека. Игнорирование данной дисциплины происходит вопреки ст. 2 Конституции РФ, предусматривающей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства».

Только простое перечисление проблем, поднятых в книге (без учета озвученных выше), займет несколько десятков страниц, но каждая из них заслуживает серьезного внимания и глубокого анализа. К сожалению, формат рецензии не позволяет подробно останавливаться на всех. Обращаем еще раз внимание на актуальность и востребованность научного исследования, проведенного А. М. Цалиевым. В то же время следовало бы отметить и отдельные недостатки, упущения, спорные положения. В первую очередь хотелось бы увидеть в книге сопоставительный анализ с Конституциями наших ближайших соседей по Северному Кавказу. Было бы интересно знать мнение Конституционного суда Российской Федерации относительно несоответствия некоторых статей Конституции отдельных республик Северного Кавказа Основному Закону страны. Желательно было бы углубить и расширить политико-правовой анализ Закона РСФСР 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов». Анализ этого Закона имеется на страницах 151-154. Однако столь авторитетный и популярный юрист, каковым является автор исследования, обязан был значительно большее внимание уделить именно этому Закону, учитывая его актуальность и продолжающиеся вокруг него дискуссии.

Однако высказанные замечания, которые в сущности являются доброжелательными пожеланиями, не умаляют большой проделанной научной работы.

Книга «Очерки о Конституции и конституционно-правовых проблемах» А. М. Цалиева, бесспорно, является значительным вкладом в современную отечественную юридическую науку. Данное исследование - результат многолетней и кропотливой творческой научно-аналитической работы, которое заслуживает высокой позитивной оценки. Работа интересная, подготовлена в хорошем научном стиле, где содержательность сочетается с лаконичностью, оригинальность суждений и выводов - с простотой и ясностью их изложения. Книга может быть рекомендована ученым -юристам, представителям государственной, судебной и исполнительной власти, преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов, а также всем, кто стремится глубже понять сложные и противоречивые процессы конституционного строительства в Российской Федерации и современной государственно-правовой жизни.

В. Д. Дзидзоев, М. М. Бетеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.