Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ ЛИЦ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ В СФЕРЕ ТРУДА'

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ ЛИЦ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ В СФЕРЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
599
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЧ/СПИД / ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ / СТИГМАТИЗАЦИЯ / ПРАВО НА ТРУД / РАВЕНСТВО / HIV/AIDS / PROHIBITION OF DISCRIMINATION / STIGMA / RIGHT TO WORK / EQUALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Торосян Р.А.

Статья посвящена комплексному исследованию понятия и причин стигматизации и дискриминации лиц с ВИЧ-инфекцией в сфере труда. Отмечается, что в условиях ежегодного роста числа ВИЧ-инфицированных граждан в Российской Федерации конституционно-правовое регулирование запрета дискриминации в отношении лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, приобретает особую значимость и актуальность. Особое внимание уделено явлению дискриминационного увольнения и действиям работодателя в подобных ситуациях. Автор приходит к выводу, что конституционный запрет дискриминации независимо от состояния здоровья в отношении лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, недостаточно эффективно обеспечивает защиту ВИЧ-инфицированных граждан в процессе реализации их трудовых прав, способствует скрытой их дискриминации в обществе. По этой причине необходимо признать ВИЧ-инфицированных особыми субъектами правоотношений, нуждающимися в усиленной правовой защите. До тех пор пока ВИЧ будет приравниваться к серьезной болезни и смерти, общественное отношение к эпидемии будет меняться очень медленно и не обеспечит реализации положений ст. 19 Конституции РФ. Предлагается создание действенных механизмов по обеспечению равенства и недискриминации данных категорий лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Торосян Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL PROHIBITION OF DISCRIMINATION AGAINST PERSONS WITH HIV AT WORK

The article presents a comprehensive study of the concept and causes of stigmatization and discrimination of persons with HIV infection in the world of work. The author notes that in the context of the annual increase in the number of HIV-infected citizens in the Russian Federation, the constitutional and legal regulation of the prohibition of discrimination against persons infected with the human immunodeficiency virus (HIV) is of particular importance and relevance. Particular attention is paid to the phenomenon of discriminatory dismissal and the actions of the employer in such situations. The author comes to the conclusion that the constitutional ban on discrimination, regardless of the state of health in relation to people infected with HIV and AIDS, does not provide effective protection for HIV-infected citizens in the process of exercising their labor rights, and contributes to their hidden discrimination in society. For this reason, it is necessary to recognize HIV-infected as special subjects of legal relations in need of enhanced legal protection. As long as HIV is equated with serious illness and death, public attitudes towards the epidemic will change very slowly and will not ensure the implementation of the provisions of Art. 19 of the Constitution of the Russian Federation. It is proposed to create effective mechanisms to ensure equality and non-discrimination of these categories of people.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ ЛИЦ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ В СФЕРЕ ТРУДА»

152

Пра во

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2020, № 4, с. 152-158

УДК 342.734

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ ЛИЦ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ В СФЕРЕ ТРУДА

© 2020 г. Р.А. Торосян

Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов

пта_1@таП. ги

Поступила в редакцию 18.02.2020

Статья посвящена комплексному исследованию понятия и причин стигматизации и дискриминации лиц с ВИЧ-инфекцией в сфере труда. Отмечается, что в условиях ежегодного роста числа ВИЧ-инфицированных граждан в Российской Федерации конституционно-правовое регулирование запрета дискриминации в отношении лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, приобретает особую значимость и актуальность. Особое внимание уделено явлению дискриминационного увольнения и действиям работодателя в подобных ситуациях. Автор приходит к выводу, что конституционный запрет дискриминации независимо от состояния здоровья в отношении лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, недостаточно эффективно обеспечивает защиту ВИЧ-инфицированных граждан в процессе реализации их трудовых прав, способствует скрытой их дискриминации в обществе. По этой причине необходимо признать ВИЧ-инфицированных особыми субъектами правоотношений, нуждающимися в усиленной правовой защите. До тех пор пока ВИЧ будет приравниваться к серьезной болезни и смерти, общественное отношение к эпидемии будет меняться очень медленно и не обеспечит реализации положений ст. 19 Конституции РФ. Предлагается создание действенных механизмов по обеспечению равенства и недискриминации данных категорий лиц.

Ключевые слова: ВИЧ/СПИД, запрет дискриминации, стигматизация, право на труд, равенство.

Численность ВИЧ-инфицированных граждан в России ежегодно увеличивается, и по состоянию на 1 января 2019 г. количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации составило 1 326 239 человек [1]. Число зараженных может увеличиться к 2020 году в два с половиной раза, и эпидемия выйдет из-под контроля. Об этом глава Минздрава РФ заявила на заседании правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан [2]. В условиях ежегодного роста числа ВИЧ-инфицированных граждан в Российской Федерации конституционно-правовое регулирование запрета дискриминации в отношении лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), приобретает особую значимость и актуальность.

Следует отметить, что среди больных ВИЧ преобладают лица трудоспособного возраста. Масштабы распространения ВИЧ-инфекции в России свидетельствуют о том, что увеличение числа ВИЧ-инфицированных работников неизбежно. На сегодня нет достоверных статистических данных о количестве увольнений в связи с диагнозом «ВИЧ-инфекция». Люди обычно умалчивают о проблеме, не обращаются в суд, в правозащитные организации и профсоюзы. Кирилл Барский, руководитель фонда борьбы с ВИЧ «Шаги», отмечает, что за 2014-2016 гг.

фондом было предотвращено 15 случаев незаконного увольнения работников с ВИЧ, из них 4 попытки увольнения работников метрополитена, 7 - военнослужащих по контракту Вооруженных сил РФ и 4 - работников сферы образования [3].

Таким образом, вирус иммунодефицита человека - болезнь, которая наносит тяжелый удар по самой перспективной в демографическом и экономическом планах группе населения (людям в возрасте 20-40 лет) и все сильнее подрывает социальную стабильность государства, является угрозой для дальнейшего его развития. В связи с этим вопрос о борьбе с эпидемией встает особенно остро, но, к сожалению, сегодня существует ряд объективных факторов, препятствующих активной и эффективной работе в этом направлении.

Стигма - это «ярлык», «клеймо», которое приводит к негативному отношению к себе как к носителю нежелательного качества [4, с. 138]. Дискриминация определяется как любое различие, исключение, отрицание, умаление прав, свобод, возможностей их реализации. Следовательно, дискриминация и стигма выступают негативными социальными явлениями, что порождает социальные последствия, лежащие в плоскости человеческой психологии и права, приводит к нарушению основных прав человека.

При проведении социологических исследований в России «подавляющее большинство демонстрирует различную степень негативного отношения к ВИЧ-положительным. Крайне отрицательную позицию занимают респонденты далекие от медицины, люди старших возрастных групп, жители сельской местности». Результаты таких исследований показывают, что подавляющее большинство опрошенных против того, чтобы ВИЧ-положительные работали с детьми. Среди ВИЧ-инфицированных не хотят иметь друзей, и многие согласны на ограничение прав этих людей, так как считают весьма возможным бытовой путь передачи инфекции. И такое отрицательное отношение к ВИЧ-инфицированным зачастую является враждебным, что в целом и сказывается на сфере труда, приводит к дискриминации и стигматизации данной категории лиц [5, с. 132].

Важно отметить, что люди, живущие с ВИЧ, могут внутренне примириться с негативным отношением и реакцией других, и часто этот процесс приводит к тому, что называется «внутренней стигматизацией» или самостигматизацией, что в последующем влияет на самоуважение и самооценку человека. У людей, живущих с ВИЧ, это может проявляться в чувстве стыда, неполноценности, заставляет их винить себя в том, что с ними произошло, и все это вместе с чувством социальной изоляции может привести к депрессии, закрытости и даже возникновению суицидальных мыслей.

Очень часто инфицированные люди стараются не менять своего обычного поведения и продолжают жить так, как жили раньше, считая, что если они изменят свое поведение, это вызовет подозрение в том, что они ВИЧ-инфицированы. Все это негативно влияет на профилактику данного заболевания, люди боятся знать, инфицированы они или нет. Но именно сами ВИЧ-инфицированные должны понимать и соблюдать меры профилактики передачи ВИЧ-инфекции, тем самым сдерживая и контролируя эпидемию [6, с. 30].

Согласно позиции Международной организации труда, проблема ВИЧ угрожает достойному труду во всех отношениях; также отмечается, что ВИЧ уже оказал отрицательное воздействие на экономический рост и занятость во всех отраслях экономики, сократил численность людских ресурсов, поставив под угрозу социальное обеспечение и систему здравоохранения, систему охраны и гигиены труда на производстве. ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относят страх стигматизации и дискриминации в качестве основной

причины, по которой люди неохотно проходят тестирование, раскрывают свой ВИЧ-статус и не принимают антиретровирусные препараты (АРВ) [7].

Многие страны объединились для борьбы со стигмой и дискриминацией ВИЧ-инфицированных. Дискриминация во всех формах запрещается на конституционном и международном уровнях. ВИЧ-положительные люди, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют одинаковые права и обязанности с любыми гражданами РФ. Поэтому основным документом, который эти права и свободы определяет, является Конституция РФ [8]. Статьей 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статья предусматривает и другие обстоятельства, по поводу которых запрещается дискриминация личности. Следовательно, больные ВИЧ-инфекцией не должны подвергаться дискриминации. Данное положение Конституции РФ находит отражение в ст. 136 Уголовного кодекса РФ [9], согласно которой при умышленном нарушении равноправия граждан по признаку расы, национальности, отношения к религии предусмотрено наказание в виде лишения свободы или штрафа.

Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» [10] в большей степени регламентирует основные аспекты жизни ВИЧ-положительных людей. Закон гласит, что ВИЧ-положительные граждане имеют право наравне со всеми получать образование, трудоустраиваться, получать бесплатные лекарственные препараты.

Согласно ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации [11] запрещается дискриминация в сфере труда на основании обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, на всех стадиях трудовых отношений. Это относится и к состоянию здоровья работников.

Конвенция МОТ № 111 (1958) «Относительно дискриминации в области труда и занятий» [12], принятая до официального открытия ВИЧ / СПИДа, запрещает дискриминацию в области труда и занятий; гарантирует равные права в сфере труда лицам, не имеющим специальных ограничений по медицинским показаниям или при выполнении определенных видов работ.

Во исполнение перечисленных нормативно-правовых актов, запрещающих дискриминацию

по состоянию здоровья, работодатель должен обеспечить работнику с ВИЧ надлежащие условия на рабочем месте, не допускать дискриминации и негативного отношения со стороны коллектива в отношении данного работника. Однако на практике, как мы видим, несмотря на наличие в России нормативно-правового регулирования в области защиты прав ВИЧ-инфицированных пациентов, положения, содержащиеся в них, не всегда соблюдаются, а дискриминация ВИЧ-инфицированных работников со стороны работодателей случается.

Дискриминация на рабочем месте может принимать различные формы, в их числе: прямая дискриминация (например, когда работодатель относится к ВИЧ-позитивному работнику менее благосклонно, чем к другим); косвенная дискриминация (например, когда условия или правила на рабочем месте неблагоприятны для ВИЧ-позитивных работников); ассоциативная дискриминация (например, когда человек страдает от дискриминации из-за своей связи с ВИЧ-инфицированным); домогательства (например, оскорбительное или запугивающее поведение, направленное на то, чтобы сделать существование человека на рабочем месте трудным или неприемлемым); виктимизация (например, несправедливое обращение с ВИЧ-позитивным работником, подавшим жалобу на притеснения на рабочем месте) [13].

Для решения данной проблемы работодатели должны осознавать свою ответственность перед работниками, инфицированными ВИЧ, чтобы обеспечить справедливое и достойное обращение с ними. Организации должны иметь надлежащие процедуры для рассмотрения жалоб на притеснения или плохое обращение на рабочем месте (что также может помочь избежать дорогостоящих и сложных судебных дел). Сотрудникам следует предоставлять информацию о равенстве, а также повышать осведомленность о ВИЧ в рамках организации в целях предотвращения дискриминации и стигматизации.

По действующим российским правилам работодатель не вправе требовать от работника сведений о наличии или отсутствии заболевания ВИЧ, кроме случаев, когда это является условием приема на работу; в частности, это касается отдельных профессий: доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, что не следует рассматривать как дискриминацию граждан, это меры узаконенной профилактики передачи ВИЧ-инфекции российскому населению [14]. Действительно, ст. 86 ТК РФ устанавливает, что все персональные данные работника работодатель должен получать у него самого. То есть работники не обязаны сообщать

работодателям о своем ВИЧ-статусе, за исключением некоторых профессий, где работники могут фактически столкнуться с риском заражения ВИЧ или заразить кого-то в результате случайного прямого воздействия зараженной крови, главным образом в результате несчастного случая с иглой/шприцем. Такой работник проходит переквалификацию и подлежит переводу на другую занимаемую должность. Увольнение на основании ВИЧ недопустимо. Увольнение возможно только в случае отказа самого работника от перевода на основании п. 8 ст. 77 ТК РФ. В случае если статус ВИЧ+ установлен при поступлении на работу, работодатель обязан принять работника на работу, если его деловые качества отвечают установленным требованиям по должности и отсутствуют обстоятельства, препятствующие его работе.

В литературе существует множество точек зрения по вопросу введения или отсутствия обязанности граждан, располагающих информацией о наличии у них ВИЧ-инфекции, сообщать работодателю указанные данные о заболевании в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью других работников и лиц, их окружающих [15, с. 47]. Считаем, что предоставление работодателю медицинского заключения о наличии у работника ВИЧ-инфекции может вызвать массовую их дискриминацию в коллективе и последующее увольнение, что не соответствует конституционному регулированию запрета дискриминации прав и свобод человека и гражданина независимо от состояния здоровья. Введение специальных трудовых льгот для ВИЧ-инфицированных, в том числе квотирование рабочих мест, считаем нецелесообразным, так как информация о состоянии здоровья является врачебной тайной и выступает правовым средством защиты равенства ВИЧ-инфицированных.

Очень часто нарушаются права ВИЧ+ в сфере труда в результате нарушения конфиденциальности информации, разглашения персональных данных работника. Так, Ольга Макарев-ская, глава фонда «Компас» (г. Нижний Новгород), член негосударственной правозащитной организации «Е.В.А.», заявляет о трудовой дискриминации ВИЧ-инфицированных граждан в крупных организациях при их трудоустройстве. От будущих работников требуют справку об отсутствии ВИЧ в компаниях «Газпром» (г. Пыть-Ях, г. Новый Уренгой), РЖД, ОАО «ГАЗ» (г. Нижний Новгород). Затем сотрудники подписывают согласие на разглашение диагноза руководителю и сдают во время прохождения медосмотра анализы на ВИЧ. Так, у 56-летней женщины, сотрудницы ОАО «ГАЗ», при прохождении планового медосмотра выявили ВИЧ-

инфекцию. Женщина при приеме на работу подписала договор о праве работодателя на получение информации о состоянии ее здоровья, и информация стала известна ее руководителю, от руководителя - коллективу. Женщина почувствовала негативное отношение к себе со стороны коллектива, в итоге она уволилась и предпринимала попытку суицида [16, с. 50].

В России наблюдается практика принятия подзаконных актов различными ведомствами, обязывающими своих работников проводить исследование на ВИЧ-инфекцию. Например, освидетельствование на ВИЧ является обязательным для работников железнодорожного транспорта, что, на наш взгляд, противоречит действующему законодательству и может быть при необходимости оспорено, так как данная обязанность не закреплена в федеральном законодательстве и ограничивает права работников на тайну диагноза [17].

В начале 2019 года Минтруд предложил проводить тестирование на ВИЧ на работе, отмечалось, что обследования будут строго добровольными и конфиденциальными. Результаты исследований скроют от работодателей и коллег. Проводить тест будут только сотрудники центров по борьбе с ВИЧ и СПИДом. Все это необходимо не только для определения ВИЧ-положительных, но и чтобы не допустить дискриминации и стигматизации в трудовых коллективах тех, кто живет с ВИЧ-инфекцией. Однако юристы и правозащитники относятся к этой государственной инициативе скептически -как показывает практика, российские работодатели стараются избавиться от сотрудников с пугающим их диагнозом. Следует согласиться с данной точкой зрения, кроме того, непонятно, как будет организована сама процедура проведения тестирования [18].

Степень дискриминации на рабочем месте трудно установить. Государственные учреждения, уполномоченные расследовать и преследовать в судебном порядке нарушения Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», не ведут базу данных о таких случаях и полагаются почти исключительно на неправительственные организации.

Несмотря на рост количества исследований ВИЧ за последние несколько десятилетий, продолжают сохраняться мифы о болезни, которая непропорционально влияет на многих людей. Именно эти мифы, движимые «необоснованной фобией» передачи ВИЧ и ВИЧ-позитивных людей, находятся в центре дискриминации на рабочем месте в отношении людей, живущих с ВИЧ [19].

Мнение о «невозможности лечения» особенно сильно способствует стигматизации многих из тех, кто пострадал от эпидемии. Нельзя не отметить, что в некоторых странах изменилось отношение к ВИЧ+ благодаря расширению доступности противовирусных препаратов и ан-тиретровирусной терапии, используемых для их лечения, и возможности лечения этого заболевания в целом. Например, согласно недавним исследованиям, 20-летний человек, живущий с ВИЧ в Соединенных Штатах или Канаде, который находится на лечении, может рассчитывать дожить до своего 70-летия - ожидаемая продолжительность жизни приближается к ожидаемой продолжительности жизни всего населения [20].

Большинство ВИЧ-позитивных людей теперь могут работать и жить «действительно здоровой» жизнью. Но поскольку открытость в отношении своего ВИЧ-статуса на работе может угрожать их экономическому существованию, ВИЧ-позитивные часто воздерживаются от защиты своих прав.

По этой причине, а также исходя из принципов равенства и справедливости, ведется работа по расширению доступности антиретровирус-ных препаратов. В частности, в рамках Национального проекта «Здравоохранение» особое внимание было уделено именно этому вопросу. Но тем не менее во многих регионах Российской Федерации сегодня перебои с поставками лекарств не являются редкостью [21, с. 159].

При этом необходимо отметить, что лечение ВИЧ является дорогостоящим, оно назначается пожизненно. Отсутствие доступа к лечению антиретровирусными препаратами является ключевой проблемой, способствующей расширению и развитию стигмы и дискриминации в связи с ВИЧ/СПИД во многих странах, в том числе и в России.

В России полис обязательного медицинского страхования дает право его владельцам получать ряд медицинских услуг на территории страны и за ее пределами на бесплатной основе. Перечень заболеваний, подлежащих бесплатной терапии на всей территории РФ, кратко представлен в п. 6 ст. 35 Федерального закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [22], однако лечение ВИЧ/СПИДа не входит в программу. В нашей стране закон берет под свою защиту несовершеннолетних детей с диагнозом «ВИЧ-инфекция», по правам они приравниваются к инвалидам. При достижении 18 лет этим детям инвалидность не устанавливается и льготы снимаются.

Следовательно, ВИЧ-инфицированные работники, занимающие низкооплачиваемые

должности, в наибольшей степени страдают от дискриминации на рабочем месте как с точки зрения экономической безопасности, так и с точки зрения обращения в суд. Для ВИЧ-позитивных людей с низким доходом получение юридической консультации, необходимой для борьбы с дискриминацией на рабочем месте, может быть финансово недоступным.

Таким образом, конституционный запрет дискриминации независимо от состояния здоровья в отношении лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИДом, недостаточно эффективно обеспечивает защиту ВИЧ-инфицированных граждан в процессе реализации их трудовых прав, способствует скрытой их дискриминации в обществе. По этой причине необходимо признать ВИЧ-инфицированных особыми субъектами правоотношений, нуждающимися в усиленной правовой защите.

Представляется необходимым увольнение руководителя организации за проведение медицинского освидетельствования сотрудников на ВИЧ-инфекцию в случаях, когда это освидетельствование не предусмотрено действующим законодательством; ужесточение ответственности в случаях, когда результаты медицинского освидетельствования становятся причиной увольнения.

Для обеспечения равенства, противодействия стигматизму и дискриминации в связи с ВИЧ необходимо информирование и просвещение о данном заболевании, о путях передачи инфекции, создание действенных механизмов по обеспечению равенства и недискриминации данных категорий лиц.

Огромную роль в реализации данного принципа играет вовлечение средств массовой информации (сеть Интернет, телевидение, радио, газеты, журналы) государством в формирование правильного отношения к ВИЧ-инфицированным. Учебные программы по вопросам ВИЧ необходимо включать в государственных и коммерческих учреждениях образования. Серьезная работа должна проводиться с журналистами, чтобы они понимали важность борьбы со стигматизацией и дискриминацией в государстве и не были сторонниками этих явлений. Но, к сожалению, как было выше сказано, в России недостаточна работа с населением по вопросам распространения ВИЧ-инфекции. Население плохо ориентируется в пути передачи ВИЧ-инфекции, «выдумывает» новые способы передачи, большинство населения отрицательно относится к ВИЧ-инфицированным. Учебные программы реализуются в государстве, но их недостаточно, чтобы остановить стигматизацию и дискриминацию в стране.

Мнение о «невозможности лечения» особенно сильно способствует стигматизации многих из тех, кто пострадал от эпидемии. До тех пор пока ВИЧ будет приравниваться к серьезной болезни и смерти, общественное отношение к эпидемии будет меняться очень медленно и не обеспечит реализации положений ст. 19 Конституции РФ.

Список литературы

1. Официальная статистика по ВИЧ в России (обновляемая, аналитика, графики) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo? text=https%3A%2F%2Fspid-vich-zppp.m%2Fstatistika0/o2 Fepidemiya-vich-spida-v-rossii-2017.html&d=1 (дата обращения: 16.01.2020).

2. Глава Минздрава Вероника Скворцова дала тревожный прогноз о ситуации с заболеваемостью ВИЧ-инфекцией в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ntv.ru/novosti/1554576/ (дата обращения: 12.12.2019).

3. Справка: ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vocmp.oblzdrav.ru/wp-content/uploads/ Справка.-ВИЧ-инфекция-в-Российской-Федерации-в-2018-rpdf (дата обращения: 16.01.2020).

4. Мирхамидова С.М., Рахмонов Т.О., Исаев Н.Ш., Ирсманбетова А.Р. Stigma, discrimination and human rights violations in connection with HIV // Молодой ученый. 2018. № 14 (200). С. 138-139.

5. Басова А.В. Стигма и дискриминация ВИЧ-инфицированных // Интегративные исследования в медицине: Научные труды III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Саратов: ООО «Издательский Центр "Наука"», 2014. С. 132-134.

6. Басова А.В., Торосян Р.А. Конституционно -правовое регулирование запрета дискриминации в отношении лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и больных СПИДом: Монография / Под ред. Г.Н. Комковой. М.: РУСАЙНС, 2019. 136 с.

7. Всемирная организация здравоохранения выпустила новые рекомендации по лечению всех людей, живущих с ВИЧ-инфекцией [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ special/news/2015/10/02/2562-vsemirnaya-organizatsiya-zdravoohraneniya-vypustila-novye-rekomendatsii-po-lecheniyu-vseh-lyudey-zhivuschih-s-vich-infektsiey (дата обращения: 12.12.2019).

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398; 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4202; 2019. № 51 (часть I). Ст. 7491.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; 2019. № 52 (часть I). Ст. 7818.

10. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017): Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-Ф3 (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 14. Ст. 1212; 2016. № 22. Ст. 3097.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

12. Конвенция № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1961 г. № 44. Ст. 448.

13. ВИЧ и дискриминация на рабочем месте [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// fitforwork.org/blog/hiv-and-discrimination-in-the-workp lace/ (дата обращения: 16.01.2020).

14. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724; 2019. № 52 (часть I). Ст. 7836.

15. Басова А.В. Лица, инфицированные ВИЧ и больные СПИДом: проблемы обеспечения конституционного запрета дискриминации независимо от состояния здоровья // Взаимодействие власти, общества и бизнеса в решении экологических проблем: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России. 2017. С. 47-53.

16. Макаревская О. Стигматизация в трудовых отношениях в связи с ВИЧ // Защита прав уязвимых групп в трудовой сфере: Сборник докладов и тезисов конференции, г. Москва, 24 сентября 2016 г. / Под ред. И. Ясина, А. Оболенского. М.: ООО «Изд-во «Авторская книга», 2016.

17. О порядке проведения медицинских осмотров на ВИЧ-инфекцию отдельных профессиональных групп железнодорожников: Указание МПС РФ от 19.02.1996 № Б-166у от 19.02.1996 // СПС «КонсультантПлюс».

18. Минтруд предложил тестировать на ВИЧ на работе. Начнут ли увольнять за диагноз? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tvrain.ru/ teleshow/vechernee_shou/mintrud_predlozhil_testirovat_n а_иЛ-481907/ (дата обращения: 16.01.2020).

19. Правда и мифы о ВИЧ и СПИД [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ozppp.com/vich/pravda-i-mify-o-vich-i-spid.html (дата обращения: 16.01.2020).

20. Стигматизация ведет к дискриминации на рабочем месте в отношении работников, живущих с ВИЧ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// rewire.news/article/2014/05/07/stigma-drives-workplace-discrimmatюn-Ыv-positrve-workers/ (дата обращения: 16.01.2020).

21. Луговая Е.А. Современная российская проблематика стигматизации и дискриминации ВИЧ-инфицированных // Вестник Поволжского института управления. 2007. № 13. С. 159-163.

22. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ(ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 49. Ст. 6422; 2019 (часть V). № 49. Ст. 6958.

CONSTITUTIONAL PROHIBITION OF DISCRIMINATION AGAINST PERSONS WITH HIV AT WORK

R.A. Torosyan

The article presents a comprehensive study of the concept and causes of stigmatization and discrimination of persons with HIV infection in the world of work. The author notes that in the context of the annual increase in the number of HIV-infected citizens in the Russian Federation, the constitutional and legal regulation of the prohibition of discrimination against persons infected with the human immunodeficiency virus (HIV) is of particular importance and relevance. Particular attention is paid to the phenomenon of discriminatory dismissal and the actions of the employer in such situations. The author comes to the conclusion that the constitutional ban on discrimination, regardless of the state of health in relation to people infected with HIV and AIDS, does not provide effective protection for HIV-infected citizens in the process of exercising their labor rights, and contributes to their hidden discrimination in society. For this reason, it is necessary to recognize HIV-infected as special subjects of legal relations in need of enhanced legal protection. As long as HIV is equated with serious illness and death, public attitudes towards the epidemic will change very slowly and will not ensure the implementation of the provisions of Art. 19 of the Constitution of the Russian Federation. It is proposed to create effective mechanisms to ensure equality and non-discrimination of these categories of people.

Keywords: HIV/AIDS, prohibition of discrimination, stigma, right to work, equality.

References

1. Oficial'naya statistika po VICh v Rossii (obnovly-aemaya, analitika, grafiki) [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F% 2Fspid-vich-zppp.ru%2Fstatistika%2Fepidemiya-vich-spida-v-rossii-2017.html&d=1 (data obrashcheniya: 16.01.2020).

2. Glava Minzdrava Veronika Skvorcova dala tre-vozhnyj prognoz o situacii s zabolevaemost'yu VlCh-infekciej v Rossii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.ntv.ru/novosti/1554576/ (data obrashcheniya: 12.12.2019).

3. Spravka: VICh-infekciya v Rossijskoj Federacii v 2018 g. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://vocmp.oblzdrav.ru/wp-content/uploads/Spravka.-

158

Р.А. Topocm

VICH-infekciya-v-Rossijskoj -Federacii-v-2018-g.pdf (data obrashcheniya: 16.01.2020).

4. Mirhamidova S.M., Rahmonov T.O., Isaev N.Sh., Irsmanbetova A.R. Stigma, discrimination and human rights violations in connection with HIV // Molodoj uchenyj. 2018. № 14 (200). S. 138-139.

5. Basova A.V. Stigma i diskriminaciya VICh-inficirovannyh // Integrativnye issledovaniya v medicine: Nauchnye trudy III Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov: OOO «Izdatel'skij Centr "Nauka"», 2014. S. 132-134.

6. Basova A.V., Torosyan R.A. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie zapreta diskriminacii v otnoshenii lic, inficirovannyh virusom immunodeficita cheloveka (VICh) i bol'nyh SPIDom: Monografiya / Pod red. G.N. Komkovoj. M.: RUSAJNS, 2019. 136 s.

7. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya vypustila novye rekomendacii po lecheniyu vsekh lyudej, zhivushchih s VICh-infekciej [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.rosminzdrav.ru/ special/news/2015/10/02/2562-vsemirnaya-organizatsi ya-zdravoohraneniya-vypustila-novye-rekomendatsii-po-lecheniyu-vseh-lyudey-zhivuschih-s-vich-infektsiey (data obrashcheniya: 12.12.2019).

8. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsen-arodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Kon-stitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2014. № 31. St. 4398; 2014. № 30 (Chast' I). St. 4202; 2019. № 51 (chast' I). St. 7491.

9. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 27.12.2019) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1996. № 25. St. 2954; 2019. № 52 (chast' I). St. 7818.

10. O preduprezhdenii rasprostraneniya v Rossijskoj Federacii zabolevaniya, vyzyvaemogo virusom immuno-deficita cheloveka (VICh-infekcii) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2017): Federal'nyj zakon ot 30.03.1995 № 38-FZ (red. ot 23.05.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1995. № 14. St. 1212; 2016. № 22. St. 3097.

11. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ (red. ot 16.12.2019) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2002. № 1 (ch. 1). St. 3.

12. Konvenciya № 111 Mezhdunarodnoj organizacii truda «Otnositel'no diskriminacii v oblasti truda i zanyatij» (prinyata v g. Zheneve 25.06.1958 na 42-oj sessii General'noj konferencii MOT) // Vedomosti VS SSSR. 1 noyabrya 1961 g. № 44. St. 448.

13. VICh i diskriminaciya na rabochem meste [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://fitforwork. org/blog/hiv-and-discrimination-in-the-workplace/ (data obrashcheniya: 16.01.2020).

14. Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 № 323-FZ (red. ot 27.12.2019, s izm. ot 13.01.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 08.01.2020) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 48. St. 6724; 2019. № 52 (chast' I). St. 7836.

15. Basova A.V. Lica, inficirovannye VICh i bol'nye SPIDom: problemy obespecheniya konstitucionnogo zapreta diskriminacii nezavisimo ot sostoyaniya zdorov'ya // Vzaimodejstvie vlasti, obshchestva i biznesa v reshenii ekologicheskih problem: Materialy mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyash-chennoj Godu ekologii v Rossii. 2017. S. 47-53.

16. Makarevskaya O. Stigmatizaciya v trudovyh otnosheniyah v svyazi s VICh // Zashchita prav uyazvimyh grupp v trudovoj sfere: Sbornik dokladov i tezisov konferencii, g. Moskva, 24 sentyabrya 2016 g. / Pod red. I. Yasina, A. Obolenskogo. M.: OOO «Izd-vo «Avtorskaya kniga», 2016.

17. O poryadke provedeniya medicinskih osmotrov na VICh-infekciyu otdel'nyh professional'nyh grupp zheleznodorozhnikov: Ukazanie MPS RF ot 19.02.1996 № B-166u ot 19.02.1996 // SPS «Konsul'tantPlyus».

18. Mintrud predlozhil testirovat' na VICh na rabote. Nachnut li uvol'nyat' za diagnoz? [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://tvrain.ru/teleshow/vechernee_ shou/mintrud_predlozhil_testirovat_na_vich-481907/ (data obrashcheniya: 16.01.2020).

19. Pravda i mify o VICh i SPID [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://ozppp.com/vich/pravda-i-mify-o-vich-i-spid.html (data obrashcheniya: 16.01.2020).

20. Stigmatizaciya vedet k diskriminacii na rabochem meste v otnoshenii rabotnikov, zhivushchih s VICh [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://rewi re.news/article/2014/05/07/stigma-drives-workplace-disc rimination-hiv-positive-workers/ (data obrashcheniya: 16.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Lugovaya E.A. Sovremennaya rossijskaya prob-lematika stigmatizacii i diskriminacii VICh-inficiro vannyh // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2007. № 13. S. 159-163.

22. Ob obyazatel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.11.2010 № 326-FZ (red. ot 02.12.2019) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2010. № 49. St. 6422; 2019 (chast' V). № 49. St. 6958.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.