Научная статья на тему 'Конституционный Суд в системе государственных органов современной России'

Конституционный Суд в системе государственных органов современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
739
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE POWERS OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL-LAW DEVELOPMENT OF RUSSIA / CONSTITUTIONAL JUSTICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коннов И. А.

В статье рассматриваются особенности современной модели конституционного правосудия на примере становления и развития Конституционного Суда Российской Федерации на различных этапах его исторической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционный Суд в системе государственных органов современной России»

Коннов И.А. ©

Кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной

деятельности Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академии правосудия»

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности современной модели конституционного правосудия на примере становления и развития Конституционного Суда Российской Федерации на различ -ных этапах его исторической деятельности.

Ключевые слова: Конституция; Конституционный Суд Российской Федерации; полномочия Конституционного Суда Российской Федерации; конституционно-правовое развитие России; конституционное правосудие.

Keywords: Constitution; Constitutional Court of the Russian Federation; the powers of the Constitutional Court of the Russian Federation; constitutional-law development of Russia; constitutional justice.

Особое место в системе государственных (в том числе и судебных) органов современной Рос -сии занимает Конституционный Суд Российской Федерации, обеспечивающий судебный конституционный контроль, охрану действия принципа верховенства конституции. В Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации» данный институт рассматривается как «судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства» [2].

В Конституциях Союза Советских Социалистических Республик (далее СССР) контроль за соблюдением Конституции государства был отнесен к ведению высших органов государственной власти и управления СССР (ст. 14 Конституции СССР 1936 года[4]; ст. 73 Конституции СССР 1977 года) [3]. Конституция СССР 1977 года (п. 4 ст. 121) наделила функциями конституционного контроля и Президиум Верховного Совета СССР - постоянно действующий орган высшего органа государ -ственной власти.

В 1988 - 1989 гг. на общесоюзном и республиканском уровнях предпочтение было отдано специализированному конституционному надзору в качестве организационно-правовой охраны Конституции, обеспечения ее верховенства и соответствия ей нормативных актов. На основании Закона об изменениях и дополнениях ст. 125 Конституции СССР от 23 декабря 1989 года в СССР был учрежден Комитет конституционного надзора СССР. 23 декабря 1989 года был принят Закон СССР «О конституционном надзоре в СССР» [5].

Комитет конституционного надзора СССР (далее ККН СССР) в соответствии с Законом должен был рассматривать вопросы о соответствии Конституции СССР:

- проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда народных депутатов СССР;

- законов СССР и иных актов, принятых Съездом народных депутатов СССР;

- конституций союзных республик.

ККН СССР предписывалось осуществлять надзор за соответствием Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, законов СССР и иных актов, принятых Верховным Советом СССР, постановлений Совета Союза и Совета Национальностей, а также проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов.

В полномочия ККН СССР так же входил надзор за соответствием Конституции СССР и зако -нам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР:

- указов и постановлений Президиума Верховного Совета СССР;

- распоряжений Председателя Верховного Совета СССР;

- законов союзных республик;

© Коннов И.А., 2012 г.

- постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

- международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик, представленных на ратификацию или утверждение;

- руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР;

- актов Генерального прокурора СССР и Главного государственного арбитра СССР, имеющих нормативный характер, а также нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор.

Надзорные функции ККН СССР не распространялись на приговоры и иные решения судов, решения органов расследования, прокуратуры, государственного арбитража по гражданским, уголов -ным, административным, арбитражным делам.

Комитет конституционного надзора должен был стать принципиально новым институтом конституционного контроля, призванным формировать в системе органов государственной власти механизм сдержек и противовесов. Но возможность его полнокровного функционирования была блокирована Постановлением Съезда народных депутатов СССР от 23 декабря 1989 года «О порядке введения в действие Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР»[6]. Согласно ему положения Закона, «касающегося надзора за соответствием конституций и законов союзных республик Конституции СССР и законам СССР, вступают в силу одновременно с изменениями и дополнениями раздела Конституции СССР о национально-государственном устройстве, который так и не был изме -нен. В соответствии с конституционными положениями функции конституционного контроля фактически имел право осуществлять Президент СССР.

Комитет конституционного надзора СССР прекратил свою деятельность в связи с распадом СССР и заключением 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.

В Российской Федерации (далее РФ) создание Конституционного Суда как самостоятельного и специализированного органа судебного конституционного контроля было предусмотрено Законом РФ от 12 декабря 1990 года, внесшим соответствующее дополнение в Конституцию РСФСР, а уже 12 июля 1991 года был принят Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР»[7]. 30 октября 1991 года пятый (внеочередной) Съезд народных депутатов РСФСР сформирован первый правомочный состав Конституционного Суда в количестве 13 (из 15, как это предусматривалось ст. 165 Конституции РСФСР, ч. 1 ст.3 Закона о Конституционном Суде РСФСР) судей.

При принятии решения об учреждении Конституционного Суда народными депутатами России обсуждались достоинства и недостатки как американской, так и европейской модели судебного конституционного контроля.

В качестве основных черт европейской модели судебного конституционного контроля выделялось следующее:

- в европейской модели конституционное правосудие реализуется как особая деятельность специальных судебных органов в сфере конституционного контроля; в федеративных государствах подобные органы могут создаваться как на общефедеральном уровне, так и в субъектах Федерации;

- судебный конституционный контроль - не одна из побочных функций наряду с другими, как у судов общей юрисдикции в «американской» модели, а единственная;

- конституционные суды, учитывая их функциональное предназначение, образуются способом, отличным от формирования судов общей юрисдикции. Нередко он предполагает участие государственных органов, относящихся к различным ветвям власти. В состав конституционных судов избираются (назначаются), как правило, профессора права, государственные чиновники высокого ранга, другие высококвалифицированные юристы;

- особенности правового положения конституционных судов обусловливают процессуальный порядок их деятельности, отличный от всех иных судебных процедур, который именуется конституционным судопроизводством;

- конституции и законы европейских стран предусматривают, что решения органа конституционной юрисдикции носят общеобязательный характер, т.е. обязательны не только для сторон по делу, как это свойственно «американской» модели, а для всех субъектов права. Признание какого-ли -бо правового акта не соответствующим Конституции непосредственно влечет за собой утрату им юридической силы[8,28].

Европейская модель судебного конституционного контроля в отличие от американской в своей деятельности дистанцирована от обычного правосудия. Особые организационные условия осуществления конституционных полномочий дают возможность более квалифицированно осуществлять

судебное разбирательство.

В конечном итоге предпочтение и было отдано европейской модели судебного конституционного контроля.

Основными отличиями Конституционного Суда РФ от Комитета конституционного надзора СССР являлось то, что:

- Конституционный Суд стал составной частью судебной, а не парламентской системы;

- решения Конституционного Суда вступали в силу немедленно после их провозглашения и не могли быть пересмотрены, в том числе и самим Конституционным Судом, тогда как решения ККН СССР могли быть отклонены Съездом народных депутатов СССР;

- признание Конституционным Судом нормативного правового акта не соответствующим Конституции влекло утрату им силы, а решения ККН СССР лишь приостанавливали действие признанных неконституционными актов, за исключением тех из них, которые были признаны нарушаю -щими основные права и свободы человека;

- Конституционный Суд не вправе инициировать рассмотрение дел (за исключением дел о нарушении Конституции высшими должностными лицами государства), ККН СССР был вправе рассматривать большинство вопросов, отнесенных к его компетенции, и по собственной инициативе;

- производство в Конституционном Суде велось в соответствии с принципами и правилами судебного разбирательства, тогда как процедура разрешения вопросов ККН СССР была весьма дале -кой от судебной.

С 1991 по 1993 г. Конституционный Суд РСФСР рассмотрел 27 дел и принял ряд решений, направленных на формирование институтов демократии и гражданского общества, утверждение принципов разделения властей, федерализма и местного самоуправления; способствовал организации и функционированию Российской Федерации как демократического правового государства. В центре внимания Суда была защита конституционных прав и свобод граждан. Создание Конституционного Суда в России явилось своевременным шагом, способствующим процессу формирования демократического правового государства, новой правовой системы, проведению судебной реформы[9,131].

Очередным этапом в развитии конституционного контроля стало принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации [1], которая установила состав Конституционного Суда РФ (далее КС РФ) в количестве 19 судей, утвердила юридическую силу решений Конституционного Суда и их юридические последствия. Конституция РФ определила природу КС РФ как органа судеб -ной власти, обладающего широким кругом полномочий: толкование Конституции РФ, осуществление конституционного нормоконтроля, предметом которого стали федеральные законы, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные правовые акты не ниже постановлений Правительства РФ, внутригосударственные договоры и не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации. КС РФ мог разрешать споры о компетенции, проверять соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционному Суду были предоставлены полномочия выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, направлять послания Федеральному Собранию, а судьям КС РФ - участвовать в процедуре принесения присяги Президентом РФ.

Принятие Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [2] (далее - Закон о КС РФ) стало важным шагом в развитии конституционного правосудия в России. В Законе о КС РФ сформирована модель конституционного судопроизводства, в полной мере отвечающая классическим образцам конституционного правосудия, функционирующего в государствах с устоявшейся демократией. КС РФ в силу исключительности его компетенции является высшим судом в осуществлении конституционного контроля. Цель деятельности КС РФ - защита Конституции РФ, обеспечение ее верховенства, высшей юридической силы и прямого действия на всей территории государства, соблюдение и утверждение правового режима конституционности в обществе и государстве. Задачи деятельности КС РФ состоят в защите основных прав и свобод человека и гражданина, человеческого достоинства, иных конституционных ценностей, основ конституционного строя[9,120].

В соответствии с Законом о КС РФ Председатель КС РФ, заместитель и судья-секретарь избирались тайным голосованием самими судьями. Наряду с Пленумом КС РФ было учреждено две палаты. Решения Пленума и двух палат обладали одинаковой юридической силой, т.е. рассматривались как решения КС РФ. Заседания Пленума КС РФ вел его Председатель, заседания палат вели судьи из состава палаты по очереди. Целью создания двух палат было ускорение рассмотрения дел, обеспече -ние оперативной защиты конституционных прав и свобод граждан, что за годы их существования

вполне оправдалось.

Закон о КС РФ довольно полно отрегулировал судопроизводство в Конституционном Суде РФ, определив общие правила, принципы и стадии, процедурные правила судебного заседания и установив особенности отдельных видов производств по конкретным категориям рассматриваемых дел.

С 1991 г. местом постоянного пребывания Конституционного Суда РФ был г. Москва. Согласно Федеральному конституционному закону от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ местом постоянного пребывания КС РФ определен г. Санкт-Петербург. В целях обеспечения доступа граждан и их объединений к конституционному правосудию, сохранения постоянной связи КС РФ с иными органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ, содействия в осуществлении КС РФ своих полномочий в г. Москве создано представительство Конституционного Суда РФ, финансируемое за счет средств федерального бюджета, выделенных на содержание КС РФ.

В соответствии с ФКЗ от 3 ноября 2010 года в структуре КС РФ упразднены две палаты, состоявшие из 9 и 10 судей, т.е. внесены существенные изменения в организационно-правовые формы осуществления конституционного судопроизводства.

В Закон о КС РФ внесены серьезные изменения, связанные с назначением должностных лиц КС РФ. Ранее Председатель КС РФ, его заместитель и судья-секретарь избирались самими судьями тайным голосованием на три года. Однако этот демократический порядок занятия указанных должно -стей вместо его дальнейшего распространения на иные высшие судебные инстанции был заменен но -вым. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 2 июня 2009 г. № 2-ФКЗ ликвидирована должность судьи-секретаря и введена должность второго заместителя Председателя КС РФ. Председатель и заместители Председателя КС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ, по истечении срока их полномочий они могут быть назначены на должность на новый шестилетний срок. На Председателя КС РФ не распространяется установленный законами предельный возраст пребывания в должности судьи. Следовательно, Председатель КС РФ и после наступления возраста 70 лет может быть назначен Председателем КС РФ.

С упразднением палат в КС РФ и новым порядком назначения его руководителей значительно повысилась роль Председателя КС РФ. Он руководит подготовкой заседаний КС РФ, созывает их и председательствует на них, подписывает протоколы заседаний, вносит на обсуждение КС РФ вопро -сы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях, представляет КС РФ в отношениях с государственными органами и общественными объединениями т.д. Во внутренней жизни Конституционного Суда РФ Председатель осуществляет общее руководство аппаратом Суда, представляет на утверждение КС РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата КС РФ, а также Положение о Секретариате КС РФ и структуру аппарата.

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репу -тацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъ -ектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведом -ствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведе -ниями.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Со -ветом Федерации в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

Председатель Совета Федерации в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права, при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

На сегодняшний день Конституционный суд является авторитетным органом государственной власти и занял достойное место в российской судебной системе. Главная его задача видится в поддержании тактики деполитизации для сохранения позиции независимого органа, способствующе -го поддержанию баланса и стабильности государственной власти, публичных и частных интересов.

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации вобрала в себя как зарубежный опыт, так и небольшой, но показательный опыт Комитета конституционного надзора СССР и проде -монстрировала, что наиболее эффективным способом разрешения государственных споров, конфликтов между властью и человеком является компетентное и независимое конституционное правосудие. За два десятилетия своего существования Конституционный Суд кардинально изменил российскую правовую систему - законодательство, правотворчество, правоприменение, правосознание и правовую культуру. Все эти годы Конституционный Суд неуклонно следовал такому толкованию Конституции Российской Федерации и законов, которые в полной мере адекватны прогрессивному пониманию гуманистической сущности государства, служащего человеку, защищающего его права и свободы[10,12].

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.

3. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) //Свод законов СССР, т. 3, с. 14, 1990

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283, 06.12.1936.

5. Закон СССР от 23.12.1989 «О конституционном надзоре в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1989, № 29, ст. 572.

6. Постановление СНД СССР от 23.12.1989 О порядке введения в действие Закона СССР «О конституционном надзоре в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1989, № 29, ст. 573.

7. Закон РСФСР от 12.07.1991 № 1599-1 «О Конституционном Суде РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 25.07.1991, № 30, ст. 1017.

8. Брежнев О.В. Правовая природа конституционного суда, как судебного органа конституционного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 6. С. 27-28.

9. Витрук Н.В. Актуальные проблемы модернизации конституционного правосудия в России // Журнал российского права. 2011. № 10. С. 119 - 133.

10. Нарутто С.В. «За 20 лет своего существования Конституционный Суд кардинально изменил российскую правовую систему...» // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 6. С. 11 - 13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.