Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ГЕНЕЗИС И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА'

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ГЕНЕЗИС И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
принцип разделения властей / Конституция / ветви власти / теория / principle of separation of powers / Constitution / branches of power / theory

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шохин В.Н.

В статье рассматривается сущность конституционного принципа разделения властей, описывается цель его установления. Автором проводится анализ исторических аспектов возникновения и развития данного принципа, анализируется практика применения принципа в современное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS: GENESIS AND POLITICAL PRACTICE

The article discusses the essence of the constitutional principle of separation of powers, describes the purpose of its establishment. The author analyzes the historical aspects of the emergence and development of this principle, analyzes the practice of applying the principle in modern times.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ГЕНЕЗИС И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»

хоть и создают единую систему уголовного права, содержат в себе ряд неточностей. Сам уголовный кодекс нередко содержит в себе крайне широкие трактовки норм уголовного права, что приводит к хаотичности судебной практике. При этом Постановления Пленума Верховного Суда РФ, которые призваны дополнять правовое понимание уголовного кодекса сами содержат в себе всё те же ошибки.

Также необходимо отметить, что многие проблемы уголовного законодательство моментально выявляются на практике, при их применении, однако Верховный суд уже долгое время ни только не выпускает новые постановления, хотя уголовное законодательство уже успело пополниться рядом новых составов преступлений, но и не проясняет свою позицию по уже выявленным проблемам уголовного законодательства.

В связи со всей вышеприведённой информацией можно сделать вывод о некомпетентности и малом профессионализме современного законодателя. Так как наблюдается не только плохая законодательная техника, но и неспособность прояснять нормы уголовного права для их корректного применения.

Список использованной литературы:

1. Данильченко Т. Ю. Лакуны: проблема, термин, понятие // Журнальный клуб Интелрос "Credo New". 2010. № 4.

2. Коллизии законодательства России и ряда стран (краткий научный комментарий): монография / под общ. ред. А. А. Крымова; под науч. ред. А. П. Скибы. 3-е изд. М., 2018

3. Попова С. А., Грузинская Е. И. Качество закона как элемент юридической техники (на примере уголовного закона) // Вопросы российского и международного права. 2019. Т. 9. № 5-1.

4. Коржанский Н.И. Очерки теории уголовного права. Волгоград, 1992

© Ушаков Д. С., 2023

УДК 34

Шохин В.Н.

Магистрант 2 курса СГЮА, г. Саратов, РФ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ГЕНЕЗИС И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация

В статье рассматривается сущность конституционного принципа разделения властей, описывается цель его установления. Автором проводится анализ исторических аспектов возникновения и развития данного принципа, анализируется практика применения принципа в современное время.

Ключевые слова: принцип разделения властей, Конституция, ветви власти, теория

CONSTITUTIONAL PRINCIPLE OF SEPARATION OF POWERS: GENESIS AND POLITICAL PRACTICE

Abstract

The article discusses the essence of the constitutional principle of separation of powers, describes the

purpose of its establishment. The author analyzes the historical aspects of the emergence and development of this principle, analyzes the practice of applying the principle in modern times.

Keywords:

principle of separation of powers, Constitution, branches of power, theory

На протяжении многих столетий подходы о необходимости разделения властей являлись одним из условий развития системы эффективного управления в обществе и в настоящее время не утратили своей актуальности. В научной литературе не сложилось единой точки зрения о начале становления этой теории.

Одни ученые отмечают, что идея разделения властей была связана непосредственно с некоторыми способами ограничения властных полномочий монарха, например, властью Бога и Церкви или законом, которому несет обязанность подчиняться верховный правитель. Иные авторы подчеркивают, что генезис теории разделения властей на три ветви власти взял свое начало из предложенных позиций античными философами, а именно Платоном и Аристотелем. В то же время авторами, изучаемыми этот феномен, не разграничиваются понятия «разделение властей» и «распределение властных полномочий между государственными органами» [5, c.85]. Как верно отметил В. С. Нерсесянц, «античные мыслители в своих трудах указывали именно на разграничение полномочий органов государственной власти, а теория о разделении властей выступает более поздним правовым явлением» [3, c.115].

Рассматривая истоки зарождения теории разделения властей, следует отметить, что во времена античности Аристотель в устройстве государства выделял законосовещательные органы, которые рассматривали, в свою очередь, дела государства; административные органы, которые ведали государственными должностями, а также органы судебной власти.

Позднее, положения, касаемые идеи разделения властей, были выдвинуты Д. Локком и Ш. Монтескье, которые и заложили основу становления «классической» теории разделения властей. Так. Д. Локк свои представления изложил в своих научных трудах, например, в таком, как «О гражданском правлении». Он стал сподвижником течения естественного права и общественного договора, опираясь на которое ученый представил свое понимание концепции разделения властей. Так, он разработал систему сдержек и противовесов, чем обусловил необходимость разделения власти на три ветви. Ученый выделил три ветви власти, к которым отнес законодательную, исполнительную (реализующую правительственные и судебные полномочия), и федеративную (реализующую полномочия во внешней политике) [4, c.118].

В то же время мыслитель считал законодательную власть верховной, где подчеркивал, что «законодательная власть обладает правом создавать законы для каждого члена общества, предписывая им правила поведения и давая силу для наказания, поэтому она по необходимости должна быть верховной для остальных». При всем этом, по мнению ученого, исполнительная власть обладает определенными прерогативами в отношении законодательной власти, проявляющиеся, например, в обладании правом осуществлять созыв и роспуск законодательного органа.

Ш. Монтескье также выделил три ветви власти, к которым отнес законодательную, где по мнению ученого, «государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы»; исполнительную, которая ведает вопросами внешнего сношения, войны и мира, а также обеспечением безопасности самого государства, и судебную, которая, по мнению мыслителя, разрешает различного рода столкновения частных лиц и карает за совершение преступных деяний. Стало быть, подобное распределение функций всех трех властей позволяет в существенной степени ограничить абсолютную власть правителя, а также поможет избежать злоупотребления властью [2, c.384].

В настоящее время принцип разделения властей на территории Российской Федерации нашел свое закрепление в ст.10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [1]. Этот принцип на сегодняшний день отнесен к числу общих принципов демократического правового федеративного государства и выступает одной из основ конституционного строя. Смысл данного конституционного принципа состоит во избежание неограниченности, диктатуры одного лица или группы лиц, в формировании так называемой системы «сдержек и противовесов» против предполагаемого возвышения одной ветви власти над иными и тем самым должен непосредственно гарантировать соблюдение демократических начал в управлении современным обществом.

Рассматривая политическую практику в области реализации конституционного принципа разделения властей, хотелось бы отметить, что существующие на сегодняшний день в России проблемы с организацией госвласти в соответствии с принципом разделения властей, состоят именно в том, что существующая в нашем государстве система разделения и взаимодействия властей имеет в общем асимметричный и несбалансированный характер, причем с заметным перекосом в пользу полномочий главы государства и его преобладающей роли в разрешении дел государства, при этом с выраженными слабостями иных ветвей государственной власти в их соотношении с властью Президента РФ. Сегодня Основной закон государства наделяет главу российского государства достаточно широким перечнем прав, который задевает абсолютно все сферы и направления организации и реализации в России госвласти. Президент РФ выступает главой государства и гарантом Конституции РФ. В соответствии с положениями ч.3 ст. 80 Конституции РФ «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» [1].

В то же время конституционный принцип разделения властей в его современном прочтении включает в себя два взаимосвязанных элемента, которые в своей совокупности создают неразрывное единство. По сей день данный конституционный принцип направлен на то, чтобы предотвратить абсолютизацию одной из ветвей государственной власти, а также утверждение авторитарного правления в обществе. Сегодня же актуальным остается устранение институционального несоответствия, определяющего смешение и переплетение функций разных ветвей государственной власти. Причем ни одна из них никоим образом не должна вмешиваться в прерогативы другой или же вовсе сливаться с ней. Это, в свою очередь, обеспечивается следующими аспектами: разными источниками формирования ветвей власти; разными сроками полномочий; а также степенью защиты одной власти от другой.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что концепция разделения властей имеет достаточно продолжительный путь своего развития, которая, проявив себя как определенная идея, возникшая во времена античности, она сформировалась в особое учение. В настоящее время концепция разделения властей положена в основу базового принципа конституционного законодательства всех демократических государств, в т. ч. т в России. Сущность этой идеи состоит именно в возможности структурировать единую государственную власть, дабы взаимно уравновесить три ветви власти, а целью данной теории выступает не допущение концентрировать эти ветви власти в руках одного лица, поскольку это, в свою очередь, может привести к определенному произволу и злоупотреблению государственной властью. Следовательно, для обеспечения в стране демократии, необходимо было разделить власть на три основные ветви.

Список использованной литературы: 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,

одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - №31. - Ст.4398.

2.Каирова, А.И. Концепция разделения властей: происхождение и содержание // Вопросы устойчивого развития общества. - 2020. - №9. - С.384-389.

3.Несесянц, В.С. Философия права: учебное пособие / В.С. Нерсесянц. - М.: Норма, 2005. - 656 с.

4.Нудненко, Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие / Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2020. - 264 с.

5.Овсянников, П.Ю. Истоки теории разделения властей // Правовая культура в современном обществе. -2020. - №2. - С.85-89.

© Шохин В.Н., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.