ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ ЗА ДЕМОКРАТИЮ ЧЕРЕЗ ПРАВО (ВЕНЕЦИАНСКАЯ КОМИССИЯ): ПРАВО НА СВОБОДУ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ПРАВОВЫЕ СТАНДАРТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 342
Базарова Дулма Жамбаловна Уральский государственный юридический университет
Институт юстиции Россия, Екатеринбург [email protected] Bazarova Dulma Zhambalovna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
КОНСТИТУЦИОННЫЙМЕХАНИЗМРАЗДЕЛЕНИЯ
ВЛАСТЕЙ В РФ
Аннотация: в этой работе анализируется фактическое претворение принципа разделения властей в РФ. Теоретически рассматриваются полномочия и функции органов государственной власти, оценивается их деятельность, производится их разграничение функций между собой. Выводятся на рассуждение проблемы и пути их разрешения.
Ключевые слова: органы государственной власти, принцип разделения власти, Конституция РФ, полномочия, конституционный механизм.
THE CONSTITUTIONAL MECHANISM OF SEPARATION AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation: this work analyzes the actual implementation of the principle of separation of powers in the Russian Federation. Theoretically, the powers and functions of public authorities are considered, their activities are evaluated, their functions are differentiated among themselves. Displayed on the reasoning problems and ways of their permission.
Key words: public authorities, the principle of separation of powers, the Constitution of the Russian Federation, powers, constitutional mechanism.
Для начала хотелось бы обратиться к истории. Деятельность Государства многогранна, она должна поддерживать все сферы и выполнять различные функции. Это понимали еще в давние времена и огромную роль в разделении власти вложил Джон Локк. В своей работе «Два Трактата о правлении». (1690). Всего Дж. Локк выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную (правительственные и судебные полномочия) и федеративную (полномочия в области внешней политики).
Таким образом, в Конституции РФ имеется статья, которая посвящена принципу разделения власти. В статье 10 власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. В ныне действующей Конституции этот принцип реализован более последовательно и полно.
Для слаженной работы системы органов государственной власти нужно соблюдать несколько условий:
- принцип разделения властей базируется на функциях государства, и для осуществления которых создает специальные органы со специальной компетенцией;
- запрет для органа осуществлять функции, принадлежащие другому органу государственной власти.
- взаимный контроль и ограничение власти.
В Конституции РФ имеются главы, посвященные отдельной ветви власти. Давайте кратко опишем их.
Федеральное Собрание. Ему посвящена глава 5 Конституции РФ.
Согласно Конституции, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом РФ.
Статус представительного органа означает, что он выражает волю всего народа и является представителем многонационального народа РФ.
В статье 95 определена структура Федерального Собрания. Она состоит из: Совета Федерации и Государственной Думы.
Каждая из палат имеет собственную компетенцию, определенную в статье 102, 103 КРФ
По статье 105 ФЗ принимаются ГД. А уже принятые ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ. Ей посвящена глава 6 КРФ. Также она регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ». Основная компетенция указана в 114 статье КРФ.
Состав: Председатель, Заместители (10) и федеральные министры.
Основная форма работы- заседания, проводятся еженедельно(четверг), решения принимаются голосованием.
Правительство - это орган общей компетенции, стоит во главе всей системы.
Далее идут Федеральные Министерства-определяют государственную политику в своей сфере. Главные субъекты нормотворчества, регулируют общественные отношения в своей сфере.
Федеральные службы- специальные федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору, функцию обороноспособности и безопасности государства.
Федеральные Агентства призваны осуществлять функции государства по предоставлению государственных услуг и управление государственным имуществом.
Все имеют территориальные органы.
Далее идет судебная власть. Правосудие в РФ осуществляют суды, образованные в соответствии с КРФ и ФКЗ.
Судебная власть и правосудие не совсем равнозначные понятия. Можно сказать, что понятие судебная власть шире, чем понятие правосудие.
Судебные органы, кроме осуществления правосудия, выполняют и иные полномочия. Например, разъясняют действующее законодательство на основе данных судебной практики и статистики, осуществляют контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Для реализации принципа разделения власти на практике нужна кропотливая работа органов. Ветви власти не могут быть полностью изолированными друг от друга, они постоянно взаимодействуют друг с другом. Законодательная власть вторгается в исполнительную и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Сущность данной системы состоит в том, чтобы уравновесить власти не дать возможности каждой из них оставаться бесконтрольной. Приведу в пример таблицу:
Элемент Президент СФ ФС ГД Правительст Высшие
статуса: РФ во РФ Суды (КС, ВС)
1)Формулир 1) 1)Формируе 1) 1)Председат 1)Судьи КС,
ование(избр Избирается тся на Избирается ель ВС
ание)и населением; основе населением; Правительст назначаются
досрочное 2)М.б. представите 2)М.б ва СФ по
прекращени отрешен от льства S РФ распущена назначается представлен
е должности и самой Президенто Президенто ию
полномочий СФ по РФ(от м РФ. м РФ с Президента;
обвинению, выдвинутом у ГД. Президента РФ) 2) Не м.б распущен. согласия ГД; 2)Зам. Председател я и федеральны е министры назначаются Президенто м по предложени ю Председател я; 3)М.б. отправлено в отставку Президенто м. 2) Суды не м.б. распущены.
2)Участие в 1)Обладает 1) Обладает 1)Принимае 1)Обладает КС и ВС
законодател правом правом т законы; правом обладают
ьном законодател законодател 2)Вправе законодател правом
процессе. ьной ьной преодолеть ьной законодател
инициативы инициативы вето СФ(2/3 инициативы ьной
; ; голосов) ; инициативы
2)Отклоняет 2)Одобряет 3)В праве 2)Дает по вопросам
принятые или преодолеть предварител их ведения.
ГД и отклоняет (вместе с ьные
одобренные принятые СФ) вето заключения
СФ ГД законы; Президента( по ряду ЗП.
ФЗ(право 3)Вправе 2/3 голосов)
вето); преодолеть(
3)Подписыв вместе с ГД)
ает и вето
обнародует Президента(
законы. 2/3 голосов)
3) Участие в 1)Ведет Ратифициру Ратифициру 1)Исполняет КС
международ переговоры ет и ет и МД РФ; рассматрива
но- и денонсирует денонсирует 2)Заключает ет запросы о
договорном подписывае МД РФ. МД РФ. межправите конституцио
процессе. т льственные нности МД
МД(межгос договоры. РФ, не
ударственны вступивших
е) договоры; в силу.
2)Подписыв
ает ФЗ о
ратификаци
и МД РФ;
3)Подписыв
ает
ратификаци
онные
грамоты.
4)Участие в 1)Назначает 1)Назначает 1)Принимае 1)Исполняет 1)КС решает
избирательн выборы ГД; выборы т законы о избирательн дела о
ом процессе. 2)Участвует Президента выборах; ое проверке
в РФ; 2)Участвует законодател конституцио
формирован 2)Участвует в ьство; нности
ии в формирован 2)Содейству избирательн
ЦИКа(назна формирован ии ет ого
чает 5 ии ЦИКа(назна проведению законодател
членов) ЦИКа(назна чает 5 выборов. ьства;
чает 5 членов) 2)ВС
членов) рассматрива
ет жалобы
на действия
и решения
ЦИКа.
Первое примечание-это особое положение Президента РФ. Хоть он и не входит ни в одну из ветвей власти, он наделен возможностью обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
1. Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти.
• На законотворческую работу парламента он влияет правом отлагательного вето, предусмотренного статьей 107 КРФ. Причем КРФ не требует юридически обосновывать это действие.
• Также Президент может распустить ГД в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117, как следствие выражения депутатов недоверия Правительству. Таким образом, Президент может в любое «удобное» время распустить ГД. А вот отрешение от должности Президента РФ
очень затруднительно. Тут уже приобщаются СФ, ГД, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. Может это и обоснованно, но разница в двух процедурах неимоверная.
• Правотворческая деятельность Президента подзаконна, но нет перечня вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом. Так, например, Президент издавал указы, не относящиеся к его ведению. Вопросы о социальной выплате относятся к ведению ИВ. Но был указ Президента от 9 апреля 2018 года № 150 «О единовременной материальной помощи некоторым категориям граждан РФ»
Решение:
• Закрепить в НПА обстоятельства (условия), при которых Президент может использовать право отлагательного вето.
• Усложнить процедуру роспуска Президентом Государственной Думы.
2. Проблема разграничения Исполнительной Власти и Президента.
Президент фактически выполняет исполнительную функцию,
исполнительная власть зависит от Президента. Анализ конституционных положений приводит к выводу, что имеется только формальное их отграничение друг от друга. Практика же показывает, что деятельность Правительства имеет зависимость от деятельности Президента. Если сейчас у нас во власти спокойно, но только лишь из-за того, что президентская власть и исполнительная власть могут взаимодействовать и нашли способ решения вопросов без конфликта, но ведь нужно смотреть в будущее, что, если у них возникнет противостояние, которое может привести к раскладу в обществе и государстве.
Решение: нужна корректировка соответствующих полномочий Президента РФ.
3. Также очень важная проблема - место контрольно-надзорных органов.
Органы: Прокуратура РФ, Счетная Палата, Уполномоченный по правам человека.
Хочу подробнее рассмотреть Органы Прокуратуры РФ. В статье 129 КРФ, вместе с судебной властью, упоминается Прокуратура. В Конституции ее полномочия не раскрыты. Но имеется специальный ФЗ «О Прокуратуре РФ». Она не относится ни к одной ветви власти, но и не имеет собственное обозначение.
В ФЗ «О Прокуратуре» определена её цель-охранительная. То есть надзор за исполнением КРФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Также в статье 5 ФЗ содержится недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Она имеет свою собственную систему. Если рассматривать её в таблице сдержек и противовесов, то получается:
1) Формирование (избрание) и досрочное прекращение полномочий: Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. (п.2 ст.129 КРФ) Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами РФ. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ. (п.3 ст.129)
2) Участие в законодательном процессе: Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. (ст.9 ФЗ)
3) Участие в международном договорном процессе: Указ Президента РФ от 26.10.2004 пункт 2- Генеральная Прокуратура определенным
центральным органом по реализации положений о сотрудничестве по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам.
4) Участие в избирательном процессе: оказывает содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий.
Решение: общество эволюционирует и принцип разделения власти на 3 ветви уже не охватывает всю полноту органов в государстве. Образование новой ветви- Контрольно-надзорной.
Вывод.
Единство государственного механизма достигается на основе распределения функций между государственными органами и возможностью противостоять друг другу, отрегулировать алгоритм согласования позиций.
Если сравнить государство с телом человека, государственные органы-это и есть органы человека. А без функционирования одного органа или части тела человек считается ограниченным в жизнедеятельности. То есть если в государстве одна ветвь власти не реализована полностью, то вопрос его развития будет затормаживаться. Также только 3 ветви не могут охватывать все вопросы государства. Для достижения правового (не только юридически, но и фактически) нужно отрегулировать и рассмотреть все функции различных органов власти, затем уже претворить в жизнь.
Список литературы:
1. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин.
2. Чеботарёв Г.Н. «Принцип разделения властей в государственном устройстве РФ» 1997.
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.
4. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
5. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция).
6. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации".
7. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция).
8. https://zakon.rm.ru/cgiЫn/view.pl?midr=481&id=646&npage=3&pagem=3.