Научная статья на тему 'Конституционные ценности современной России'

Конституционные ценности современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14722
1282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ / ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ / ФЕДЕРАЛИЗМ / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ТРУД / ДЕМОКРАТИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ / ПРЕЗИДЕНТ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL VALUE / THE FUNDAMENTALS OF THE CONSTITUTIONAL SYSTEM / FEDERALISM / THE SECULAR STATE / LABOR / DEMOCRACY / THE BASIS DISTRICT COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамонов Вадим Васильевич

В статье дается определение конституционной ценности; выделяются конституционные ценности современной России, определяется их соотношение с основами конституционного строя. Называются «основные конституционные ценности». Рассматриваются ценности, не закрепленные в Конституции РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Constitutional Values of Modern Russia

The article gives a definition of the constitutional values, are the basis of the values of the modern Russia, is determined by their relation with the fundamentals of the constitutional system. The author describes the main constitutional values. Discusses the value is not fixed in the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Конституционные ценности современной России»

обращению гражданина Калюжного М.В. относительно официального толкования положений ч. 1 ст. 216 ГК Украины (Определение от 7 ноября 2012 г. № 30-в/2012). Суд заявил позицию оценки приложенных к конституционному обращению копий судебных решений, определив, что они приняты по различным юридически значимым обстоятельствам, а следовательно, отсутствует неопределенность в применении судами положений абз. 2 ч. 1 ст. 216 ГК Украины.

Ссылаясь на такой же «отказ» в ранее принятом Определении от 12 мая 2012 г. № 31-в/2012, Конституционный Суд оказался в плену собственного сужения обязанностей применить предоставленные ему Конституцией полномочия для толкования положений законов тогда, когда есть практическая необходимость. Искусственное «октроирование» предоставленных полномочий в дальнейшем будет мешать Конституционному Суду решать весомые конституционно-правовые проблемы правопонимания на основе требований приоритета интересов и конституционного статуса человека и гражданина.

В.В. Мамонов

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье дается определение конституционной ценности; выделяются конституционные ценности современной России, определяется их соотношение с основами конституционного строя. Называются «основные конституционные ценности». Рассматриваются ценности, не закрепленные в Конституции РФ.

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционная ценность, основы конституционного строя, федерализм, светское государство, труд, демократия, Конституционный Суд РФ, Президент РФ.

V.V. Mamonov

THE CONSTITUTIONAL VALUES OF MODERN RUSSIA

The article gives a definition of the constitutional values, are the basis of the values of the modern Russia, is determined by their relation with the fundamentals of the constitutional system. The author describes the main constitutional values. Discusses the value is not fixed in the Constitution of the Russian Federation.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, constitutional value, the fundamentals of the constitutional system, federalism, the secular state, labor, democracy, the basis district Court of the Russian Federation, the President of the Russian Federation.

Чтобы иметь ясное представление об обществе, определить перспективы его развития, необходимо выяснить ценности, имеющие приоритетное значение. В ценностях народа концентрированно выражается историческое, культурное наследие, доставшееся от предков. Ценности — это тот признак, который позволяет идентифицировать принадлежность субъекта к какой-либо группе. В системе ценностей особое значение имеют те, которые установлены Конституцией страны, поскольку этот документ принимается населением непосредственно или от его имени, имеет высшую юридическую силу и носит учредительный характер.

© Мамонов Вадим Васильевич, 2013

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права (Санкт-Петербургский государственный экономический университет); e-mail: mamonov1975@yandex.ru

Для современной России определение конституционных ценностей имеет приоритетное значение по следующим обстоятельствам: во-первых, они объединяют относящихся к различным социальным, возрастным, профессиональным, религиозным и иным группам граждан, делают из населения, проживающего на определенной территории, многонациональный народ России. И.Е. Фарбер справедливо обращал внимание на то, что Конституция — это не только юридический акт, но и важнейший политический документ1. Как бы ни был высок уровень социально-экономического развития страны, этот фактор, взятый в отдельности, не может создать из людей одну общность. Именно совместные ценности предопределяют сплоченность народа. Идеалы советских людей были в немалой степени утопическими, но они служили опорой дружбы этносов, основой сохранения государственности, вдохновляли граждан на подвиги.

Во-вторых, важным элементом реализации суверенитета государства следует признать свободное установление им своих национальных ценностей, которые позволяют проводить независимую внешнюю политику. Желаемый результат не может быть достигнут без определения ценностей, которые стали бы общепризнанными в мире. Свидетельством этому выступают частые разногласия постоянных членов Совета Безопасности ООН по ключевым вопросам. Геополитическое положение делает неизбежным наличие для России ценностей, учитывающих приоритеты как западной, так и иных современных цивилизаций. Однако отечественная аксиология не может копировать иностранные ценности.

Разрешение конкуренции традиционных и заимствованных ценностей имеет практическое значение. Мнения Конституционного Суда РФ и Европейского Суда по правам человека по вопросу предоставления военнослужащим мужского § пола отпуска по уходу за ребенком оказались диаметрально противоположны-~ ми2. Анализируя эту ситуацию, А.А. Ливеровский верно обращает внимание на

* проблему совместимости двух культур, двух цивилизаций в рамках правовой

% 3

? системы нашего государства3.

| B-третьих, в условиях жизненно необходимого для экономики притока ми-

| грантов, неизбежно требуется выработать идеи, учитывающие традиционные

| устои российского общества и взгляды, разделяемые натурализованными граж-

й данами и приезжими.

5 В-четвертых, сегодня очевидным фактом является востребованность измене® ний в различных сферах жизни общества, взаимоотношений его с государством. § Мы переживаем особый момент в нашей истории, когда прерывание необходимой £ модернизации может превратиться не в очередной эксцесс, что уже немало, а в | окончательную катастрофу народа и государства4. Конституционные ценности ё могут стать гарантией от застоя, поскольку устанавливают ориентиры, дости-§ жение которых требует непрерывного, постоянного развития. Вместе с тем они

ш

£ препятствуют революционному слому устоявшихся норм.

и Дать определение понятия «конституционная ценность» представляется не-

1 простой задачей, поскольку ценности могут включать в себя процессы, субъект ты, предметы, убеждения, ориентиры. В.П. Тугаринов определял ценности как «явления природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества в качестве действительности или идеала»5. По мнению Н.В. Витрука, «конституционная ценность — объекты реальной действительности, признанные в качестве основных ценностей и нашедшие свое закрепление и гарантирование в использовании, реализации, охране и защите

126

в Конституции Российской Федерации»6. Конституционные ценности не всегда

воплощены в жизнь. В ряде случаев их лишь предстоит достичь. Например, Н.С. Бондарь и Ю.В. Капранова рассматривают равноправие как базовую ценность современных демократий. Однако реализация гражданами своих прав в политике пока еще в значительной степени зависит от принадлежности к партии, в социальной сфере — от места жительства.

В современном конституционализме феномен ценностей проявляется в трех измерениях: а) сама по себе конституция как ценность; б) получающие прямое закрепление в нормах и институтах конституции ценности; в) имплицитно выраженные конституционные ценности как результат практической конституционно-судебной аксиологии7. Конституционные ценности не всегда непосредственно закреплены в конституции. Этому могут быть объективные и субъективные причины. Жизнь динамична, поэтому возможно появление новых ценностей, которые не были известны либо отрицались ранее. Однако для закрепления их в тексте основного закона требуется время. Иногда придание им соответствующего статуса сдерживается юридически сложной процедурой внесения дополнений в конституцию. Благоприятная окружающая среда не всегда рассматривалась в конституциях как ценность. Во втором десятилетии XXI в. все большую значимость приобретают Интернет, социальные сети. В июле 2012 г. Совет по правам человека ООН одобрил резолюцию о всеобщем праве на свободное пользование интернетом. Нельзя исключать, что доступ к интернету станет самостоятельной ценностью, отраженной в конституциях будущего.

Конституционные ценности в ряде случаев прямо не закреплены в конституциях в силу несовершенства их текстов, возникшего из-за поспешности принятия или сознательного дистанцирования авторов от предшествовавшей эпохи. В Конституции РФ не определены универсальные ценности, на которых с основывается внешняя политика — всеобщий мир, безопасность. В преамбуле | Конституции РФ сказано, что Россия является частью мирового сообщества. Но р ведь оно неоднородно. Действия России по признанию Южной Осетии и Абхазии ° как субъектов международного права поддержали лишь несколько государств. | В Конституции СССР 1977 г. в качестве ценностей провозглашались безопас- У ность народов, дружба, широкое международное сотрудничество, разоружение. р

о

В эпоху принятия Конституции РФ распространенным было мнение, выра- е

женное О.Г. Румянцевым: «Текст новой Конституции деидеологизирован, он не |

содержит идеологические директивы, заманчивые и эмоциональные посулы»8. р

Однако не следует игнорировать то обстоятельство, что одна из функций любой Ч

конституции — идеологическая. Конституционная идеология основывается на о

конституционных ценностях. К

Вероятно, конституционные ценности — это конституция, закрепленные в |

ней процессы, цели, к достижению которых стремятся государство, общество 1

и поддерживаемые большинством граждан, определяющие стратегические на- №

правления развития страны. з

По мнению Н.С. Бондаря, генерируют конституционные ценности судебные ■

органы конституционного контроля9. По своей сути это утверждение справед- 3 ливо. Конечно, решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, не могут выходить за рамки ценностей, установленных Конституцией РФ. Однако официальное установление сути ценностей, их взаимосвязи возможно лишь через решения Конституционного Суда РФ.

Следует признать, что в действующей системе власти и, исходя из своего статуса гаранта Конституции РФ, де-факто Президент РФ не только руководствуется 127

конституционными ценностями, но и устанавливает среди них приоритеты при осуществлении внутренней и внешней политики. Так, в Указе Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» отмечалось, что этот нормативный акт был издан с учетом того, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти10. Ценности России особо выделены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г.: справедливость, свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм.

Ценности не одинаковы по своему значению. Для более ясного понимания и повышения эффективности защиты необходимо определить их иерархию. Не все институты и процессы, закрепленные в Конституции РФ, следует рассматривать в качестве конституционных ценностей. Статус конституционных необходимо признать лишь за жизненно важными ценностями, без которых немыслима жизнь человека, сохранение государственности, развитие общества по пути прогресса.

В литературе, решениях Конституционного Суда РФ часто используются термины, близкие по значению к понятию «конституционная ценность» или производные от него. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2001 г. № 30-П говорится о «конституционно защищаемых ценностях» — независимости суда, состязательности судопроизводства. В Постановлении Конституционного Суда от 20 декабря 2011 г. № 29-П выделены «основные конституционные ценности», в т. ч. защита прав и законных интересов других т лиц. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П 3 одной из «базовых ценностей общества и государства» выделено право каждого й на объединение. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2001 г. | № 14-П говорится о «балансе конституционного значимых ценностей». Можно встретить упоминание в качестве конституционных ценностей представитель-I ства, прав коренных малочисленных народов11.

| Вряд ли оправдано использование в юридической лексике термина «консти-

1 туционно защищаемые ценности», поскольку любая конституционная норма

о

| подлежит защите, выражающейся в деятельности Конституционного Суда РФ.

| Таким образом, нет разницы между конституционной ценностью и конституционно защищаемой ценностью. К конституционно значимым ценностям следует

0

| относить те ценности, которые не закреплены в тексте Основного Закона, но

| имеют конституционное значение.

1 Определения «основные конституционные ценности» и «базовые ценности | общества и государства» тождественны в том случае, если совпадают юридиче-

§ ская и фактическая конституции страны. В такой ситуации основные конститу-

£ ционные ценности выступают краеугольным камнем, на котором выстраивается пирамида всех иных ценностей. Основные конституционные ценности неизмен-

1 ны. Иное ведет к неминуемым революционным потрясениям или эволюционным

о

т реформам и принятию новой конституции. Они первичны по отношению к иным конституционным ценностям.

Основные конституционные ценности должна быть устойчивыми, понимаемыми и разделяемыми большинством населения. Их можно условно разделить на виды: духовно-нравственные (любовь и уважение к Отечеству, историческое и культурное наследие, справедливость, добро, просвещение, труд, семья, дружба), 128 политические (суверенитет, гражданство, национальное развитие, мир, граждан-

ское согласие, безопасность), юридические (Конституция РФ, законность), имущественные (территория, земля), экологические (благоприятная окружающая среда). Отдельное место занимают выступающие в качестве самостоятельных ценностей многонациональный народ России, государственность, личность.

Статья 2 Конституции РФ провозглашает высшей ценностью человека его права и свободы. Для того чтобы понять значение такого пиетета к человеку, необходимо вспомнить, что многие из воспринятых Конституцией РФ идей зародились в предшествовавший ее принятию период, называемый часто «романтическим» конституционализмом. В начале 90-х гг. XX в. была предпринята попытка навсегда уйти от тоталитаризма, в котором фактически отрицались не только права человека, но и умалялся сам человек как субъект, представляющий значение для государства. Рассматривая Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г., Б.С. Эбзеев пишет: «Память о недавнем прошлом была слишком свежа. Отсюда стремление авторов Декларации ограничить власть государства как можно основательнее»12.

Идея первостепенной значимости ценности человека своими корнями уходит к нормам Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Преисполненные решимости не допустить повторения ужасов Второй мировой войны, принявшие ее государства, вероятно, исходили из достаточности для гармоничного развития самого факта постановки человека на высшую ступень пьедестала. Возвышение значимости человека привело к дисбалансу ценностей. Кризисы последних лет в странах Европы в своей основе заключаются не в расстройстве финансовых или экономических систем, а в неадекватности современным реалиям гуманитарных политик. Государственные бюджеты все чаще не в состоянии нести бремя обще- ш признанных обязательств перед человеком. н

«Высший» означает превосходную степень от слова «высокий» и предполагает, С

а

что над ним уже нет иных рангов. Однако абсолютное понимание ст. 2 Консти- т

о

туции РФ привело бы нас к тому, что любой преступник, лицо, перешедшее до- к

о

пустимую грань добра и зла, были бы ориентиром для развития общества и святы о' для государства. Конституционной ценностью следует признать не каждого че- уа ловека вообще, а лишь личность, ответственную за свои действия, заботящуюся о о благополучии близких, созидающую, вкладывающую собственные ресурсы, н

о

энергию для процветания малой родины и Отечества в целом. Для воспитания Ю и развития личности должны прилагать усилия общество и государство. и

Одной из привилегированных конституционных ценностей, требующей при- с

к

стального внимания государства, является общность многонациональный народ а России. Именно он принял Основной Закон страны, в котором конституировал Л все иные ценности. Народный суверенитет неосуществим вне рамок отечествен- | ной государственности, которой в 2012 г. исполнилось 1150 лет. Древняя Русь, • Московское царство, Российская империя, СССР, Российская Федерация — это 99 этапы ее становления. Интересы сохранения государственности в различные ^ периоды истории как никакой иной ценности требовали напряжения всех люд- к ских ресурсов, часто сопровождались многочисленными жертвами. С ее утратой не мог смириться российский народ.

Таким образом, высшими взаимосвязанными ценностями современной России следует рассматривать общность многонациональный народ России, государственность и личность. Можно встретить утверждения, что конституционной ценностью являются отдельные права человека13. Вряд ли это верно. Гармоничное развитие 129

личности предполагает обладание и возможность использования всего комплекса прав, присущих гражданину цивилизованного государства нынешнего века.

Главные конституционные ценности находятся в тесной взаимосвязи, но не совпадают с основами конституционного строя, которые выступают ценностями юридической конституции, поскольку имеют в силу ст. 16 Конституции РФ особый статус. Мы не относим к основным конституционным ценностям ряд основ конституционного строя: демократический политический режим, федеративную форму государственного устройства, социальное и светское государство, республиканскую форму правления, самостоятельность местного самоуправления.

Очевидно, что демократии нет приемлемой альтернативы. Однако нельзя выделить идеальную ее модель. Демократия не может быть самоценностью, ее институты представляет собой важность лишь в обществе, которое достигло определенного уровня стабильности и свободы, гарантирующего от наступления охлократии и следующей за ней тоталитарной диктатуры. Демократия жизнеспособна, если большинство избирателей — граждане, самостоятельно обеспечивающие себе достойную жизнь, не связывающие доступ к благам исключительно с преференциями от государства. Несмотря на формальное присутствие в нашей действительности многих принципов демократии, она еще не стала ценностью жизни. На власти лежит ответственность по подготовке социально-экономических предпосылок для поступательного движения к ней.

Ряд авторов считают, что конституционной ценностью является федерализм14. По нашему мнению, более адекватным для России является унитаризм с правом предоставления широкой автономии для территорий, имеющих особенности в своем развитии. Такая модель выгодна самим регионам с неординарным статусом, поскольку позволяет им выстраивать отношения с центром с учетом своей уникальности. Равноправие субъектов ведет к ординарности их положения в России.

Одной из послевоенных европейских ценностей, воспринятых Конституцией РФ (ст. 7), является провозглашение России социальным государством. Вероятно, сегодня выделять как особый признак социальный характер государства не имеет практического смысла. Каждое современное цивилизованное государство является социальным. Сложность состоит не в конституционном признании обязательств перед нуждающимися в социальной защите лицами, а в экономических возможностях страны для установления уровня гарантий. Например, все европейские страны устанавливают пенсионное обеспечение. Однако размер выплат разный. Социальное государство — это не юридическая проблема, а экономический вопрос.

В настоящее время можно наблюдать рост активности религиозных объединений в общественной жизни и деятельности государства. В ряде случаев это делает уместной дискуссию о соответствии позиционирования церкви принципам светского государства, провозглашенного ст. 14 Конституции РФ. Нелепо отрицать рост за последние десятилетия религиозного самосознания людей. Атеизм для отдельного человека может быть благом, поскольку позволяет более объективно познавать окружающий мир, следовать научным теориям. Вместе с тем безверие всего народа может обернуться для него катастрофой. В условиях конституционного запрета на активное участие государства в выработке и продвижении своей идеологии образовавшийся идейный вакуум может быть быстро заполнен губительными для государственности и традиционных морально- нравственных основ общества идеями. Присутствие Церкви в публичной сфере — это совершенно нормальное для свободного общества явление15. Ценность сотрудничества государства и религиозных объединений, а не отделения их друг от друга может быть

признана в качестве конституционной. Это позволит четко определить пределы совместных действий, взаимную ответственность и обязательства.

Одной из основных конституционных ценностей является труд. Статья 37 Конституции РФ необоснованно исходит из узкого понимания труда, рассматривает его лишь как право каждого. В широком смысле труд имеет колоссальное общественное значение. В ст. 14 Конституции РСФСР 1978 г. он признавался источником роста общественного богатства, благосостояния народа, первой жизненной потребностью человека, определяющей его положение в обществе. Конституционная ценность труда не означает его принудительный характер, но указывает на то, что только труд дает каждому возможность повысить свой статус в обществе, сделать свою жизнь более достойной.

В Конституции РФ не выражена ценность просвещения. Образование рассматривается лишь как право и до определенного уровня обязанность каждого. Ничего не сказано о ценности научного знания. Как самостоятельную конституционную ценность следует понимать развитие страны, выражаясь современным термином, модернизацию. Конституционные доктрины ряда зарубежных стран включают соответствующие положения в свои правовые системы в качестве базовых норм. Например, преамбула и ст. 3 Конституции Республики Бразилии от 5 октября 1988 г. среди высших ценностей и основных целей Бразилии называет обеспечение национального развития16.

Добро как основная конституционная ценность находит воплощение через принцип гуманизма, закрепленный в нормативных актах (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О помощи беженцам и вынужденным переселенцам», ст. 7 УК РФ, ст. 8 УИК РФ), реализуемый в деятельности органов государственной власти РФ (амнистия, помилование), работе общественных объединений и с жизни граждан (благотворительность, волонтерство). На протяжении 2012 г. к наблюдалась тенденция усиления и введения ответственности за совершение р различных преступлений. В УК РФ внесены ст. 128.1 «Клевета», 298.1 «Клеве- в та в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, | производящего дознание, судебного пристава». Ужесточены санкции за нару- у шение правил проведения массовых мероприятий (ст. 20.2, 20.2.2. КоАП РФ). р Необходимо учитывать тот факт, что лишь криминализация явлений, попытка » регулирования их только через ужесточение воздействия государства не спо- но собна решить проблемы. Во всех возможных ситуациях государству следует р проявлять гуманность, сопоставляя ее со справедливостью, являющейся еще ч одной основной конституционной ценностью. Жизнеспособно только добро. Его о противоположности — зло, жестокость — в исторической перспективе оказыва- К ются неконкурентоспособными и проигрывают. е

Названные основные конституционные ценности следовало бы полно ука- и зать в преамбуле Конституции РФ. Процедура внесения изменений в эту часть щ Основного Закона РФ не установлена. Полную ясность в урегулирование данной к проблемы могла бы позиция Конституционного Суда РФ. ^

Конституция РФ сама выступает в качестве одной из основных конституци- 3 онных ценностей. Будучи принятой в условиях противостояния политических, социальных, региональных сил и групп, она помогла избежать безвозвратного распада общества, парализации государства, что привело бы к повсеместному нарушению естественных прав человека. Конституция РФ не идеальна, но она позволяет достигать всем участникам политической жизни приемлемых компромиссов, двигаться многонациональному народу России вперед в своем 131

развитии, обеспечивает связь поколений, формирует прогрессивные традиции. Согласимся с В.Т. Кабышевым в том, что «в обозримом будущем нечто лучшее, чем Конституция РФ, не предвидится»17. Изучить конституционное наследие страны позволяет знание ее конституционных ценностей. Через их совершенствование возможно приумножение потенциала Конституции России.

1 См.: Советское государственное право / под ред. И.Е. Фарбера. Саратов, 1979. С. 71.

2 См.: Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г., Постановление Европейского Суда по правам человека от 7 октября 2010 г. «Константин Маркин против России».

3 См.: Ливеровский А.А. Перспективы претворения шариата и адата в современной России. Махачкала, 2012. С. 9.

4 См.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2011. С. 544.

5 Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960. С. 3.

6 Витрук Н.В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституционные ценности // Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ и 60-летию Всеобщей декларации прав человека (Санкт-Петербург, 13-14 ноября 2008 г.) / отв. ред. В.Д. Зорькин. М., 2009. С. 270.

7 См.: Бондарь Н.С. Конституционные ценности — категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда РФ) // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 6. С. 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Румянцев О.Г. Новая Конституция для России: наши подходы // Из истории создания Конституции Российской ФЯедерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990-1993): в 6 т. Т. 1: 1990 / под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2007. С. 840.

9 См.: Бондарь Н.С. Конституционное право как фундаментальная ценность демократического правового государства (по мотивам научного наследия академика О.Е. Кутафина) // LEX RUSSIA. Научные труды МГЮА. Т. LXIX. 2010. № 2. С. 271.

10 См.: САПП РФ. 1993. № 39, ст. 3597.

11 См.: Брежнев О.В. Права коренных малочисленных народов как конституционная ценность (рецензия на книгу: Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010) // Право и политика. 2010. № 7. С. 1383-1385.

12 Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2011. С. 163.

13 См.: Колоцей И.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как конституционная ценность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2010.

14 См.: Юсубов Э.С. Российский федерализм как конституционно-правовая ценность // Российское правосудие. 2009. № 8. С. 10-16.

15 См.: Речь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на конференции «От Древней Руси к Российской Федерации — история российской государственности» 28 сентября 2012 г. // Официальный сайт Русской Православной Церкви. URL: www.patriarchia.ru (дата обращения: 15.04.2013).

16 См.: Конституции государств Америки: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. М., 2006. С. 122-302.

17 Кабышев В.Т. Россия — суверенное демократическое государство (к 20-летию Декларации о государственном суверенитете РСФСР) // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2010. Вып. 11. С. 13.

В.О. Лучин, Т.М. Пряхина

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье анализируются социально-психологические факторы реализации Конституции РФ как гаранта обеспечения реальности норм Основного Закона страны, построения в России правового конституционного государства. Дается оценка вкладу профессора И.Е. Фарбера в развитие конституционной теории, особенно развитие им концепции право-

© Лучин Виктор Осипович, 2013

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, судья Конституционного Суда РФ (в отставке).

© Пряхина Татьяна Михайловна, 2013

Доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин юридического 132 факультета (Московский городской педагогический университет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.