Научная статья на тему 'Конституционные принципы демократии в Российской Федерации'

Конституционные принципы демократии в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2482
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные принципы демократии в Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Широбоков С.А.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Пермского филиала Нижегородской академии МВД России

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

При изучении конституционного права Российской Федерации особое внимание уделяется различным правовым институтам. Но, к сожалению, очень редко рассматривается связь между преамбулой и основным содержанием, а если говорить о комментировании положений Конституции, то именно оно никогда и не учитывается. Между тем основополагающие положения, расположенные в преамбуле, как раз устанавливают смысл всего документа, его главные цели. Создается ситуация, при которой в практике комментирования положений Конституции отсутствуют конституционные принципы. По нашему мнению, эти принципы необходимо анализировать для выработки действенных правовых механизмов их реализации, так как нормы-принципы не содержат в себе очень важную гарантию — ответственность (санкцию).

Усваивая смысл и целепологание Конституции, выделим такие положения, как «суверенная государственность России,...незыблемость ее демократической основы, ...ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, ...осознание себя частью мирового сообщества». Данные положения являются наиболее важными принципами, определяющими фундамент всего демократического взаимодействия между человеком и государством. В дальнейшем по тексту Конституции устанавливается, каким образом можно достичь обозначенных целей, наделяя конкретикой отдельные демократические правоотношения, связанные с возможностями реализации гражданами права на демократию. Для этого необходимо рассмотреть отдельные аспекты, выражающие содержание демократии в государственной форме управления в современной юридической науке. Л.А. Нудненко предлагает рассматривать демократию как форму государства, в этом случае требуется наличие учреждений, с помощью которых воля граждан и их объединений формулируется в виде законов, и о демократической форме государства уже судят по наличию в государстве конституции и реализации на практике таких общечеловеческих ценностей, как народовластие; политический, идеологический плюрализм; широкие гражданские, социально-экономические и политические права и т.д.1. А.А. Мишин

1 Нудненко Л.А. Теория демократии / Л.А. Нудненко. М.: Юриста, 2001. 95 с. С. 6.

рассматривает политический режим, для которого характерно наличие центральных и местных представительных учреждений, выборности, законности и легального существования различных партий и общественных организаций А.С. Автономов утверждает, что предпосылкой и гарантией существования демократического политического режима в любой стране является гражданское общество, для которого характерно взаимодействие людей друг с другом в интересах управления их общими делами2. В.М. Городицкий, в свою очередь, предполагает, что важнейшими элементами демократии как правового режима жизни общества во всех его сферах служат постулаты, закрепленные в конституции, а также другие юридические формулы, выступающие как способы и механизмы формирования реальной демократии в нашей стране3.

По мнению О.Е. Кутафина, «в условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами государства, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане»4. Е. И. Козлова, характеризуя тенденции развития конституционного права Российской Федерации, подчеркивает то, что «в процессе пересмотра концепции взаимоотношения государства и гражданина вместо приоритета общественных, государственных интересов над личными в основу кладется приоритет интересов личности, взаимной ответственности государства и личности»5. Данный подход можно встретить у Ж. Ма-ритена: «Власть происходит от воли и согласия народа, от его основного права на самоуправление и от того пути, которым природа побуждает политическое общество существовать и действовать»6. В.Е.Чиркин, определяя связь личности и государства через взаимосвязь гражданина и государственного управления, акцентирует внимание на том, что могут быть два основных подхода: экономический и политический. В экономическом используется концепция рыночного механизма, т.е. выбор гражданами модели управления в зависимости от ее стоимости, расходов, и предлагается вариант нового публичного менеджмента. Политический подход включает в себя концепцию объяснения деятельности государственных органов по уп-

1 Мишин АЛ. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: А. А. Мишин. М.: Белые альвы, 1996. 400 с. С. 114—115.

2 Автономов А. С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки) / А.С. Автономов. М.: Формула права, 2002. 80 с. С. 6.

3 Городицкий В.М. Пути формирования механизма народовластия на основе действующей Конституции Российской Федерации / В.М. Городицкий // Государство и право на рубеже веков. Москва, 2—4 февраля 2000 г.: тез. докл. М., 2000. С. 27.

4 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кута-фин. М.: Юристъ, 2000. 520 с. С. 87.

5 Там же. С. 32.

1 Маритен Жак. Человек и государство / Жак Маритен / пер. с англ. Т. Лифинцевой. М.: Идея-Пресс, 2000.196 с. С. 120.

равлению с точки зрения политических предпочтений граждан, их требований к управлению при сохранении социальной солидарности в обществе, с позиций общих интересов управляющих и управляемыхА.В. Малько критически оценивает содержание прямой демократии и отмечает ее сильные стороны, к коим относятся: возможности для выражения интересов граждан и их участия в политическом процессе; обеспечение полной легитимности власти; обеспечение контроля за политической элитой и недостатки: отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься управленческой деятельностью; сложность и дороговизна проводимых прямо демократических мероприятий; низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства правителей2. Ю.Е. Волков убежден, что при демократическом строе люди могут свободно заниматься политической деятельностью в соответствии со своими пристрастиями, реализуя, таким образом, свои цели \

Конституции, как правило, в большинстве своем содержат установочные нормы-принципы. Универсальный подход установления демократических принципов во взаимосвязи с миром, развитием, правами человека и демократией, можно определить из содержания международных документов. Общепризнанные принципы и нормы международного права сегодня являются составной частью правовой системы Российской Федерации, им отдается приоритет при условии, если международные договоры соответствуют Конституции. Это означает, что Российская Федерация осознает себя частью мирового сообщества и выражает свое согласие с общепринятыми и общепризнанными принципами международного права. Рассмотрим некоторые положения о демократии, отраженные в международных источниках, в частности, в Варшавской декларации «К сообществу демократий». Основными положениями данного документа являются:

1) основой власти правительства будет воля людей, выражаемая посредством осуществления гражданами права и гражданских обязанностей выбирать своих представителей с помощью периодических, свободных и справедливых выборов с всеобщим и равным избирательным правом, открытых для разнообразных партий и проводимых тайным голосованием под контролем независимых избирательных властей, свободных от мошенничества и запугивания;

1 Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс / В.Е. Чиркин. М.: Юристъ, 2001. 320 с. С. 94-95.

2 Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: учебное пособие / А.В. Малько. М.: Юристъ, 2000. 256 с. С. 106.

3 Политическая социология / под ред. чл.-корр. РАН Ж.Т. Тощенко (и др.). М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2002. 495 с. С. 60.

2) право каждой личности на равный доступ к общественной службе и участию в ведении общественных дел непосредственно или через свободно избранных представителей;

3) право каждой личности на равную защиту перед законом без какой-либо дискриминации по признакам расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства;

4) право каждой личности на свободу мнения и выражения, включая обмен и получение идей и информации с помощью средств массовой информации, независимо от государственных границ;

5) право каждой личности на свободу мысли, совести и религии;

6) право каждой личности на равный доступ к получению образования;

7) право прессы на сбор, сообщение и распространение информации, новостей и мнений, которое может подвергаться только таким ограничениям, которые необходимы в демократическом сообществе и в соответствии с законом, принимая при этом во внимание складывающуюся международную практику в этой области;

8) право каждой личности на уважение частной семейной жизни, жилища, корреспонденции, включая электронные средства коммуникации, свободные от произвольного или незаконного вмешательства;

9) право каждой личности на свободу мирных собраний и ассоциаций, включая создание и вступление в свои собственные политические партии, гражданские группы, профсоюзы или иные организации с необходимыми правовыми гарантиями, позволяющими им действовать свободно на основе равного положения перед законом;

10) право лиц, принадлежащих к меньшинствам или уязвимым группам, на равную защиту законом и свободу пользоваться своей собственной культурой, исповедовать свою религию и пользоваться своим родным языком;

11) право каждой личности быть свободной от произвольного ареста или задержания, пыток и другого жестокого, негуманного или унижающего достоинство обращения, а также на соответствующее судебное разбирательство, включая презумпцию невиновности до доказания виновности в суде;

12) вышеупомянутые права, которые являются существенными для полного и эффективного участия в демократическом обществе, будут подкреплены компетентной, независимой и беспристрастной судебной властью, открытой для общественности, установленной и охраняемой законом;

13) избранные лидеры будут придерживаться закона и действовать строго в соответствии с конституцией своей страны и процедурами, установленными законом;

14) право должным образом избранных лиц формировать правительство, занимать должности и исполнять служебные обязанности в соответствии с законом;

15) обязательство избранного правительства воздерживаться от неконституционных действий, разрешать проведение периодических выборов и уважать их результаты, а также оставлять власть по истечении срока действия мандата;

16) правительственные учреждения должны быть прозрачными, представительными и полностью подотчетными гражданам страны и должны предпринимать шаги для борьбы с коррупцией, которая разлагает демократию;

17) законодательная власть будет должным образом избираться и должна быть прозрачной и подотчетной народу;

18) должен быть установлен и сохраняться впредь гражданский демократический контроль над военными;

19) все права человека — гражданские, культурные, экономические, политические и социальные — будут развиваться и защищаться в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и другими соответствующими инструментами в области прав человека

Перед тем как рассмотреть соответствие российских принципов демократии международным, необходимо определиться с существующими подходами в определении значения и назначения демократии в России.

О.Е. Кутафин отмечает, что: «В конституционном государстве, построение которого в нашей стране осуществляется при решающем воздействии конституционно-правовых норм, народ все более становится демократически конституированным сообществом, социально ориентирующимся на защиту человека как высшей ценности, и видит в этом свой долг»2, а также: «...осуществление демократических преобразований в России возможно лишь на основе политического многообразия. Конституционное право закрепляет принцип политического многообразия и основные гарантии его реализации на практике»3. Эту идею развивает В.Е Чиркин и предлагает «...найти в конституционном праве такие конкретные методы регулирования взаимосвязей личности, коллективов, государства, общества, которые, обеспечивая права и свободу человека, устанавливая пределы государственного вмешательства, одновременно закрепляли бы принципы общественной жизни и не закрывали бы возможностей для саморегулирования общества, позволяли

1 Варшавская декларация «К сообществу демократий» (Варшава, 26—27 июня 2000 г.) // Московский журнал международного права, 2001, № 41.

2 Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации / О.Е. Кутафин. М.: Юристъ, 2002. 348 с. С. 7.

3 Там же. С. 8.

бы использовать регулирующую роль государственной власти для сочетания блага личностей, их различных группировок и общества в целом»1.

Большинство специалистов связывают демократию с политическими правами личности. Объяснение этому можно найти в переводах терминов «кратия» и «политика», где речь идет о власти или об отношении к власти. В Конституции Российской Федерации указано, что единственным источником власти является многонациональный народ. А высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Но референдум на уровне всей Федерации вообще не проводился в рамках правового регулирования действующей Конституции. Следовательно, данная форма демократии в нашей стране чисто формальна и не имеет никакого практического смысла. Выборы имеют определенную периодичность, но также проводятся раз в 5 лет или раз в 4 года, а в промежутках между выборами народ оторван от власти. Ее осуществляют сформированные органы государственной власти, в которой управленческой деятельностью занимаются одни и те же лица, что также является значительным недостатком избирательной системы.

Подлинная демократия предполагает осуществление народом своей власти непосредственно или опосредованно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Обратим внимание на соотношение этих двух категорий непосредственно или опосредовано. По логике вещей, объема непосредственного осуществления власти должно быть намного больше, чем опосредованного. На практике мы встречаемся с диаметрально противоположной ситуацией. Опосредованность выражается в определенной профессиональной деятельности чиновников. В демократическом понимании управленческая деятельность должна быть направлена на обеспечение интересов всего народа, но в России она направлена на использование народа для достижения целей и благополучного существования, прежде всего, самих управленцев. Возникает насущная необходимость расставить приоритеты власти в соответствии с объективными законами демократии, необходимо увеличить количество форм, видов, вариантов непосредственного осуществления народом своей власти. А Конституция должна обеспечить правовое и организационноправовое регулирование отношений, складывающихся в процессе реализации этой деятельности. Выделим ряд положений, которые следует отнести к принципам демократии в России:

1) признание и гарантии местного самоуправления;

2) признание политического многообразия;

3) запрещение создания и деятельности отдельных общественных объединений (п. 5. Ст. 13);

1 Чиркш В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. М.: Зерцало, 1998. 448 с. С. 20.

4) права и свободы являются непосредственно действующими;

5) гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина;

6) право на свободу и личную неприкосновенность;

7) право свободного передвижения;

8) гарантии свободы мысли и слова;

9) свобода массовой информации;

10) запрет цензуры;

11) право на объединение;

12) право собираться мирно, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование;

13) право участвовать в управлении делами государства;

14) право избирать и быть избранными;

15) право обращения;

16) право свободного использования своих способностей и имущества;

17) гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина;

18) гарантии судебной защиты прав и свобод;

19) право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

20) право на возмещение государством вреда;

21) допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны;

22) установление ограничений в условиях чрезвычайного положения;

23) гарантии защиты и покровительства граждан за пределами страны.

Однако, фактически, все перечисленные положения не реализуются в

полной мере, а иногда и используются органами власти в своих интересах, что приводит к тому, что само государство использует человека как средство для утверждения абстрактной формы. В Российской Федерации накоплено огромное количество средств, позволяющих обеспечить любую деятельность человека, но при этом сам человек обречен государством на вымирание. Значительный профицит федерального бюджета 1 и средства стабилизационного фонда оцениваются в триллионы рублей2, но они помещены недальновидными экономистами в иностранную валюту, на чем Россия уже потеряла около 60 млрд долларов. По данным, рассчитанным незаинтересованными специалистами статистического отдела ООН в 2003 году, с учетом демографической ситуации, сложившейся в странах на начало XXI века,

1 События. Факты. Прогнозы / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, № 7, апрель 2007 г.

2 Финансовый курьер / Финансовая газета. Региональный выпуск, № 21, май 2007 г.

в 2050 году в России будет вместо 143, 4 млн человек всего 101, 4 млн человек. По индексу развития человеческого потенциала, который включает в себя среднее арифметическое индексов средней ожидаемой продолжительности жизни, охвата населения образованием и уровнем жизни Российская Федерация занимает 57 место после Болгарии, перед Ливией1. По рождаемости (среднее годовое число новорожденных на тысячу населения) Российская Федерация занимает 206 место из 215 государственных и иных подобных образований. По приросту населения Россия на 157 месте, по ожидаемой продолжительности жизни на 132 месте, по общему уровню рождаемости на 173 месте и после нас — только десять государств2. Такой ситуации нет ни в одном демократическом государстве мира, даже с примитивной государственной формой.

По-нашему глубокому убеждению, демократические институты в Российской Федерации требуют новых подходов правового регулирования, основанных на реальных формах прямой непосредственной демократии, на демократическом взаимодействии человека и государства.

1 Новый универсальный справочник стран и народов мира / А.Г. Стадник. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 380 с. С. 72.

2 Географический справочник ЦРУ. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 704 с. С. 662.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.