Научная статья на тему 'Теоретические аспекты понятия и системы гарантий депутатской деятельности'

Теоретические аспекты понятия и системы гарантий депутатской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
576
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ / ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКИХ ПРАВ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТА / DEPUTY ACTIVITY GUARANTEES / GUARANTEES OF DEPUTY AUTHORITY / GUARANTEES OF DEPUTY WRIGHTS / CONSTITUTIONAL LEGAL STATUS OF DEPUTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карасев А. Т.

Анализ общих и специальных гарантий депутатской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL ASPECTS OF THE CONCEPTION AND SYSTEM OF DEPUTY ACTIVITY GUARANTEES

The analysis of common and special deputy activity guarantees.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты понятия и системы гарантий депутатской деятельности»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ И СИСТЕМЫ ГАРАНТИЙ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Т. КАРАСЕВ,

кандидат юридических наук, доцент

Аннотация. Анализ общих и специальных гарантий депутатской деятельности.

Ключевые слова, гарантии депутатской деятельности гарантии депутатской неприкосновенности, гарантии депутатских прав, конституционно-правой статус депутата.

THE THEORETICAL ASPECTS OF THE CONCEPTION AND SYSTEM OF DEPUTY ACTIVITY GUARANTEES

A.T. KARASEV,

Candidate of ¡aw, assistant professor Assistant professor of the department of constitutional ¡aw, Ural Law Institute of the Ministry of Interior Affairs of Russian Federation

Annotation. The analysis of common and special deputy activity guarantees.

Keywords. Deputy activity guarantees, Guarantees of deputy authority, Guarantees of deputy wrights, Constitutional legal status of deputy.

Выступая представителем избирателей, депутат наделяется соответствующими правами и обязанностями, реализация которыш позволяет ему быть активным участником государствен-но-властныш отношений, действовать в интересах избирателей. Беспрепятственное и эффективное осуществление депутатом своих прав и обязанностей обеспечивается соответствующими гарантиями, которые выступают важнейшим условием реализации полномочий депутата. Гарантии депутатской деятельности служат важным средством обеспечения эффективности работы депутата, уполномоченного народом на реализацию функций государственной власти. Они создают атмосферу независимости и защищенности депутата от возможных проявлений волюнтаризма и произвола со стороны исполнительной и судебной властей, политического преследования1. Цель гарантий состоит в том, чтобы обеспечить независимость депутата, его неприкосновенность и успешное выполнение возложенный на него задач. Для этого депутатам создаются необходимые условия, которые, как отмечает О.Е. Кутафин, и являются важней-

шими гарантиями их депутатской деятельности2. От того, как эффективно работают депутаты, зависит результативность деятельности представительный органов, отношение к ним со стороны избирателей. Вся деятельность депутатов должна служить также основному предназначению представительный органов: всестороннему и непрерывному осуществлению законодательного (нормотворческого) процесса.

Гарантии депутатской деятельности рассматривались как при анализе в целом правового статуса депутата. так и непосредственно самих гарантий депутатской деятельности. Анализ позиций и мнений, представленных в научных работах, дает основание сказать, что в юридической литературе не существует единства взглядов как по вопросу понятия гарантий депутатской деятельности, так и по вопросу объекта данных гарантий.

Одни авторы употребляют термин — «гарантии депутатской деятельности»3, другие — «гарантии депутатских полномочий»4, а некоторые — «гарантии депутатских прав» или все термины подряд, не проводя различий между ними5.

Употребление термина «гарантии депутатских прав» значительно обедняет содержание объекта гарантий, поскольку многие права депутатов выступают одновременно и как их обязанности в зависимости от субъекта отношения. Кроме того, институт гарантий вводится не только и даже не столько ради обеспечения прав депутата, сколько ради того, чтобы депутатская деятельность осуществлялась действительно эффективно и беспрепятственно, приносила оптимальным результаты. Не исключена такая ситуация, когда права депутатов должным образом обеспечены, а депутатская деятельность малоэффективна или даже совсем неэффективна по причине недобросовестного исполнения депутатом своих обязанностей.

Поэтому наиболее обоснованным представляется отнесение к объекту депутатских гарантий основныш правомочий народного представителя, непосредственно связанных с осуществлением представительного народовластия, т.е. соответствующей совокупности субъективным прав и юридических обязанностей депутата, предусмотренный его конституционно-правовым статусом6.

Наиболее точно, на наш взгляд, определил сущность гарантий депутатской деятельности С.А. Авакьян, отметивший, что специальным, оформленные правом, гарантии депутатской деятельности — это установленные конституциями, законами о статусе народных депутатов, другими актами правила, касающиеся создания депутатам необходимых условий для выполнения депутатских полномочий, защиты их интересов, чести и достоинства7.

Но законодательно установленные правила правового поведения как совокупность юридических норм в качестве своего содержания предполагают взаимные права и обязанности субъектов соответствующего поведения, или правоотношений8.

В литературе высказана также позиция, что система гарантий является категорией, выгхо-дящей за пределы конституционно-правового статуса9, что, на наш взгляд, представляется весьма спорным. Во-первых, основные права и обязанности депутата как народного представителя тесно связаны с гарантиями, они «ничто без гарантий, способный реализовать их»10, гарантии имманентно присущи правам и обязанностям депутата. Во-вторых, по своему юридическому содержанию гарантии депутатской деятельности в силу народного суверенитета представляют собой обязательства11 государства в отношении народныгх представителей

по обеспечению их деятелыности. Поэтому конституционно-правовой статус депутата как правовая регламентация соответствующих правовым отношений в сфере народного представи-телыства немыслим не толыко без прав и обязанностей депутата непосредственно по осуществлению представителыного народовластия, но и без прав депутатов на обеспечение своей деятелыности и корреспондирующих им обязанностей государства, составляющих суты гарантий депутатской деятелыности как относи-телыныгх обеспечителыны1х правоотношений. Не случайно законы о статусе депутатов уделяют гарантиям особое внимание. Наличие в законах о статусе депутатов органов представителы-ной власти Российской Федерации различного уровня норм о гарантиях дает основание и формалыно считаты их составны м элементом конституционно-правового статуса депутата того или иного уровня власти12.

В правовой науке под гарантиями (от французского — garantie — обеспечение) с той или иной степеныю обобщения и интерпретации понимается система социалыно-экономических, политических, нравственных, юридических, идеологических, организационные предпосышок, условий, средств и способов, создающих реалы-ные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов13.

«Гарантии... служат тем надежным мостиком, который обеспечивает необходимый переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возможности к действителынос-ти. Во всех предшествующих гарантиям элементах основ правового статуса личности последняя предстает как идеалыная моделы, в соответствии с которой должно формироватыся юридическое и фактическое положение конкретного лица. Но для этого процесса нужны благоприятны е условия, необходимы эффективные средства, и все это объединяется весы-ма емким понятием "гарантия"»14. Все это применимо и к конституционно-правовому статусу депутата, и такому его элементу, как гарантии депутатской деятелыности. Как правомерно отмечает Л.А. Нудненко, «общее определение гарантий прав граждан полностыю применимо и к гарантиям деятелыности депутатов как граждан...»15. Методологические основы такого заимствования обосновывают тем, что «правовой статус депутата является одним из спе-циалыныгх видов правового статуса гражданина, выступающего в качестве депутата». Данный специалыный статус есты положение «гражданина в обществе и государстве, связан-

ное с особой (в отличие от общегражданской) его деятельностью, что регламентировано соответствующими специальными нормами»16.

С таким подходом в принципе можно согласиться. При этом необходимо учитывать, что наличие специального статуса дает депутату (в отличие от рядового гражданина) не только дополнительные права и гарантии, но и дополнительные обязанности, реализацию которыш также необходимо гарантировать. Как отмечает С.А. Авакьян, «гарантии депутатского статуса (речь, конечно же, идет о гарантиях депутатской деятельности) надо видеть в... общественном строе, во всей политической системе, системе народного представительства»17. Видимо, все это повлияло и на появление различных взглядов по вопросу определения понятия гарантий депутатской деятельности. Во-первых, под гарантиями депутатской деятельности понимаются условия и средства, непосредственно и реально обеспечивающие беспрепятственное и эффективное осуществление депутатами своей деятельности18. Данное понятие включает в себя две группы гарантий: во-первы1х, условия, обеспечивающие эффективное осуществление депутатской деятельности; во-вторы1х, средства, обеспечивающие беспрепятственное осуществление депутатских полномочий. Это означает, что гарантии депутатской деятельности представляют целостную систему, в которой можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой элемента: а) условия, образующие в своей совокупности такой элемент, как общие гарантии; б) средства, составляющие специальные гарантии депутатской де-ятельности19. Полагаем, что в качестве общих гарантий можно выделить политические, экономические и правовые. В литературе отмечается, что «общие гарантии могут быть правовые и неправовые. Правовые — это такие условия, которые закреплены конституционно-правовыми нормами. К неправовым гарантиям относят социально-психологические и духовно-нравственные устои20. С положением о том, что общие гарантии являются правовыми, можно согласиться, так как все они получили, прежде всего, свое закрепление в Конституции Российской Федерации (например, в ст. 1—3, 7—9, 10, 13).

Социально-психологические и духовно-нравственные устои достаточно сложно отнести к общим гарантиям депутатской деятельности. Они в целом присущи всему обществу, а потому выступают его характеристикой. Чем выше духовно-нравственные устои членов общества

(а значит, и всего общества), тем более эффективной в интересах общества будет деятельность его отдельный членов, наделенныш специальным конституционно-правовым статусом депутата. Можно сказать, что и социально-психологические условия, и духовно-нравственные условия есть внутреннее качество самого общества, и соответственно они должны лежать в основе деятельности каждого члена общества, независимо от того, является он носителем какого-либо специального статуса или нет. П.И. Новгородцев отмечал, что для достижения демократии нужен народ, созревший до управления самим собой, сознающий свои права и уважающий чужие, понимающий свои обязанности и способный к самоограничению. .И чем сложнее и выше задачи, которые ставятся государством, тем более требуется для этого политическая зрелость народа, содействие лучших сторон человеческой природы и напряжения всех нравственный сил21.

В совокупности общих правовых гарантий выделяются закрепленные конституционно-правовыми нормами политические, экономические условия и предпосылки, обеспечивающие фактическую возможность реализации депутатами своих прав и обязанностей.

В свое время Ю.Г. Просвирнин, анализируя гарантии депутатской деятельности, выделял в их системе необходимую для реализации депутатских полномочий обстановку, к которой относил экономические, политические и идеологические гарантии, действующие через правовые средства22. При этом необходимо подчеркнуть, что, даже если такие общие гарантии, как экономические, политические, идеологические, не создаются правом, они находят прямое правовое воплощение, поскольку отражаются в праве и в первую очередь в Конституции23. Действующие в настоящее время конституционно-правовые нормы закрепляют соответствующие политические и экономические условия, выступающие общими гарантиями депутатской деятельности. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет демократический, правовой, социальный характер Российского государства, в котором признается идеологическое и политическое многообразие (ст. 1, 13).

Понятие демократического государства тесно связано с понятием правового государства, которое включает в себя следующие качества: а) обязательность для государства прав и свобод человека и гражданина, являющихся высшей ценностью (ст. 2); б) обязанность органов государственной власти, органов местного са-

моуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15); в) возможность урегулирования законом любых вопросов государственной и общественной жизни24. При этом, как справедливо подчеркивает профессор С.А. Авакьян, в демократическом государстве есть единство государственный установлений и институтов, с одной стороны, и практики государственно-политической жизни, отношения к правам и свободам индивида — с другой25. Именно в демократическом государстве носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ, осуществляющий эту власть через непосредственную и представительную форму демократии, с установлением запрета на присвоение кем-либо власти в Российской Федерации (ст. 3 Конституции РФ). Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). В Конституции также закрепляется, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст. 12). Это означает, что в основе демократического государства находится предопределенность задач и деятельности государства интересами народа, гуманистическая направленность политического режима, доступность любому гражданину реализации государственных функций, а следовательно, и подконтрольность власти гражданам и обществу в целом. Все это в совокупности, закрепленное к тому же нормами Конституции Российской Федерации, и выступает политическими гарантиями, обеспечивающими депутатам надлежащие условия для реализации ими своих прав и обязанностей. Очень тесно с данными гарантиями связаны такие общие гарантии, которые вытекают из правового характера Российского государства (ст. 1 Конституции РФ). «Правовое государство есть форма ограничения власти правами и свободами человека. Права и свободы индивида — важнейший противовес всесилию государственной власти, призванной обеспечивать ее ограничение и самоограничение»26. В правовом государстве власть и политика подчиняются праву, а граждане отстаивают свои права, используя правовые формы судебной защиты. Вместе с тем пока граждане не в полной мере используют эти формы защиты своих прав. Поэтому не случайно Р. Иеринг стремление отстаивать свое право сопрягал с чувством достоинства личности. «Кто не чувствует, что в том

случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но об его собственной личности, кто в подобном положении не испытывает стремления защищать себя и свое право, тот уже человек безнадежный»27. Поэтому не случайно в ст. 21 Конституции Российской Федерации записано, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Цель правового государства — обеспечить достоинство личности. Это означает, что между человеком и властью должны возникнуть такие взаимоотношения, при которых «человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных формах контроль за деятельностью властных структур»28. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина возможна только в условиях демократического правового государства. А это, в свою очередь, позволит гражданам обеспечить контроль за деятельностью депутатов, ее соответствием задачам народного представительства. С другой стороны, депутаты получат возможность более эффективно и целенаправленно осуществлять свои права и обязанности в интересах граждан, чувствуя свою ответственность перед ними за реализацию прав и свобод в строгом соответствии с нормами права.

Общей гарантией депутатской деятельности выступает идеологическое и политическое многообразие, позволяющее гражданину активно участвовать в политической деятельности, в осуществлении государственной власти и местного самоуправления (ст. 13 Конституции Российской Федерации). Признание идеологического многообразия означает право каждого человека, политической партии, общественной организации свободно разрабатывать, исповедовать и пропагандировать идеи, теории, концепции об экономическом, социальном, политическом устройстве общества, предлагать рекомендации в этом направлении властям и об-ществу29. Продолжением идеологического многообразия является политическое многообразие. Именно оно создает условия для возникновения и деятельности различных политических партий, выражающих интересы тех или иныгх социальные групп населения. Эти различные интересы в представительных органах и выражают депутаты. Именно они формируют указанные интересы, отстаивают их при обсуждении того или иного вопроса и принятии соответствующего решения. Если депутаты (не-

зависимо от представляемой ими идеологии) свободны в выражении и отстаивании своих взглядов и убеждений; если они могут их донести до представителей других позиций; если их мнение, их позиция учитываются при принятии решения по тому или иному вопросу, — следовательно, можно говорить о том, что такая гарантия не только закрепляется в Конституции Российской Федерации, но и на практике реализуется. Соответственно данная гарантия обеспечивает не только эффективную деятельность представительного органа и законность его деятельности, но и легитимность.

В литературе отмечается, что общей гарантией является и норма ст. 7 Конституции Российской Федерации о социальном характере Российской Федерации30. Полагаем, что с этой позицией можно согласиться.

Социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии граждан, их социальной защищенности. Политика социального государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Основными направлениями социальной политики государства должны стать: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда при создании необходимые условий для реализации каждым своих способностей к труду; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилые людей; развитие системы социальные служб; установление государственный пенсий, пособий; создание предпосышок для свободного развития личности; установление иных гарантий социальной защиты. Реализация данной функции государства зависит в первую очередь, от качества работы представительные органов власти, а следовательно, и депутатов. Конституция Российской Федерации закрепила задачи органов государства в сфере социальной политики. А будет ли реализация этой политики эффективной — зависит от народных представителей, их конкретной деятельности, прежде всего в представительном органе власти. Именно с этих позиций соответствующую норму Конституции Российской Федерации о социальном государстве можно относить к общей гарантии депутатской деятельности.

Особое значение в совокупности общих условий обеспечения депутатской деятельности занимают экономические условия и факторы. Для того чтобы депутаты могли реализовать свои права и обязанности в той или иной сфе-

ре, они должны опираться на материальные возможности их воплощения. Основы экономических гарантий закреплены в ст. 8 Конституции Российской Федерации. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Под понятие иныш форм собственности подпадают: собственность общественных объединений, религиозных организаций, иностранных собственников, смешанные формы собственности. Содержание экономических гарантий как общих условий обеспечения депутатской деятельности определяется развитием производства, темпами роста экономики, развитием производственной, технологической, информационной инфраструктуры по всем формам собственности. Только в этом случае можно говорить не только о возможности существования экономических гарантий депутатской деятельности, но и их реальном действии.

Особую группу гарантий в системе гарантий депутатской деятельности (наряду с общими гарантиями) образуют специальные гарантии депутатской деятельности (или можно сказать — специальные меры обеспечения депутатской деятельности). Если исходить из того, что «правовой статус депутата является одним из специальные видов правового статуса гражданина, выступающего в качестве депутата»31, то и гарантии, предусмотренные в качестве структурного элемента данного статуса, также выступают как специальные гарантии.

1 См.: Михалева H.A. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие. М., 1998. С. 306.

2 См.: Кутафин O.E. Права и обязанности депутата местного Совета. М., 1971. С. 39.

3 См., например: Безуглов A.A. Правовой статус советского депутата. М., 1974. С. 54; Зиновьев A.B. Гарантии депутатской деятельности в СССР // Советское государство и право. 1975. № 6. С. 52; Нудненко ЛА. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб., 2004. С. 315.

4 См., например: Богомолов М.Т. Основы правового положения депутатов Советов депутатов трудящихся // Проблемы конституционного права. Саратов, 1974. Вып. 1. С. 123.

5 См., например: Ярматов А.Я. Гарантии депутатской деятельности. М., 1978. С. 8-10.

6 См.: Просвирнин .Ю.Г. Гарантии депутатской деятельности в развитом социалистическом обществе. Воронеж, 1982. С. 8.

7 См.: Авакьян CA. Депутат: статус и деятельность. М., 1991. С. 4.

8 См. об этом подробнее: Поляков A.B. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001. С. 562-565.

9 См.: Права человека / Под ред. ЕА. Душевой. М., 1999. С. 92.

10 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 36.

11 Понятие обязательства в данном случае используется в широком смысле как межотраслевая категория и не исчерпывается исключительно признаками имущественного характера. Так, И.Б. Новицкий и A.A. Лунц полагали, что «содержанием обязательства может быть право требовать совершения всякого вообще правомерного, имеющего серьезный характер, нуждающегося в защите и заслуживающего защиты действия лица». См.: Новицкий И.Б, Лунц A.A. Общее учение об обязательстве. М., 1950. С. 59.

12 См., например, гл. II Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-Ф3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с посл. изменениями и дополнениями от 12 марта, 15 августа 1996 г.; 5 июля 1999 г.; 12 февраля, 4 августа 2001 г.; 9, 25 июля 2002 г.; 10 января, 30 июня, 23 декабря 2003 г.; 22 апреля, 19 июня, 22 августа, 16 декабря 2004 г.; 9 мая, 21 июля 2005 г.; 12 июля 2006 г. // С3 РФ. 1999. № 28. Ст. 3466; 2001. № 7. Ст. 614; 2002. № 28. Ст. 2785; № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 160; № 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 17. Ст. 1588; № 25. Ст. 2484; № 35. Ст. 3607; № 51. Ст. 5128; 2005. № 19. Ст. 1749; 2006. № 29. Ст. 3124).

13 См., например: Мордовец A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 168; Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2001. С. 257; Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. М., 2003. С. 276. Весьма близкое к приведенному выше дается определение понятия гарантий В.Д. Переваловым: «Гарантии — это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод». См.: Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2005. С. 312. Примерно в таком же аспекте дают понятие гарантий Н.Е. Колобаева (см.: Колобаева Н.Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (вопросы теории и практики): Автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 22; Лебедев В.А. Конституционные юридические гарантии социалистической законности: ¿Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1983. С. 3; Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов,1987. С.8; Нурмагамбетов Р.Г. Конституционно-правовые запреты и ограничения: ¿Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 24.

14 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 221.

15 См.: Нудненко Л.А. Правовое регулирование гарантий деятельности депутатов Верховного Совета СССР // Вестник Московского университета. 1976. № 2. С. 76.

16 См.: Витрук Н.В. Структура правового статуса депутата (вопросы теории) // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 1976. С. 20—23.

17 См.: Авакьян C.A. Депутат: статус и деятельность. С. 214.

18 См., например: Безуглов A.A., Солдатов C.A. Конституционное право России. С. 658; Безуглов A, Фадеев В. Основные правовые гарантии депутатской деятельности // Советская юстиция. 1980. № 3. С. 5; Зиновьев А.В. Гарантии депутатской деятельности в СССР //Советское государство и право. № 6. С. 52; Нудненко Л.А. Правовое регулирование гарантий деятельности депутатов Верховного Совета СССР. С. 76; Колюшин Е.И. Конституционное право России. 1999. С. 29; Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Челябинск, 2003. С. 142; и др.

19 О том,что в общей системе гарантий следует выделять такую группу, как специальные гарантии, отмечает

B.А. Лебедев (см.: Лебедев В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России. М.: МГУ, 2005. С.151—152; Н.Е. Колобаева, рассматривая конституционно-правовой статус Президента РФ, в числе его элементов называет гарантии деятельности Президента РФ, при этом в их системе выделяет такие, как: правовые, организационные, материальные, социальные и гарантии неприкосновенности (см.: Колебаева Н.Е. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации (вопросы теории и практики): Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С.129), которые по своему содержанию относятся к группе социальных гарантий, хотя автор об этом и не говорит.

20 См., например: Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. С. 316, 319.

21 См.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Власть и право. Из истории русской мысли. Л., 1990. С. 548.

22 См.: Просвирнин Ю.Г. Гарантии депутатской деятельности в развитом социалистическом обществе. Воронеж, 1982. С. 39.

23 См., например: Макаренко О.Н. Конституционные основы участия народных депутатов в осуществлении Советами государственной власти: Автореф. дис. ... Саратов, 1982. С. 13—14.

24 См., например: Колюшин Е.И. Конституционное право России. С. 107.

25 См.: Авакьян CA. Конституционное право России. Т. 1. С. 344.

26 См.: Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2001.

C. 178.

27 См.: Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.

28 См.: Права человека. С. 183.

29 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. С. 148.

30 См.: Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. С. 317.

31 Витрук Н.В. Структура правового статуса депутата (вопросы теории). С. 20—23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.