Научная статья на тему 'К вопросу о конституционных гарантиях обеспечения достоверности волеизъявления народа'

К вопросу о конституционных гарантиях обеспечения достоверности волеизъявления народа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
618
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ДОСТОВЕРНОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАРОДА / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF FAIR EXPRESSION OF THE WILL OF THE PEOPLE / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравченко Олег Александрович

Определяются конституционные гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа. Проведён конституционный анализ, из которого сделан однозначный вывод: правовые нормы Конституции Российской Федерации содержат необходимый фундамент и перечень правовых средств, при помощи которых можно установить механизм, обеспечивающий достоверность определения волеизъявления народа при голосовании, не имеющий каких-либо серьёзных недостатков и не вызывающий сомнений у общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF ENSURING THE CREDIBILITY OF THE WILL OF THE PEOPLE

The Article is devoted to revealing of the constitutional guarantees of ensuring the credibility of the will of the people. Held constitutional analysis is made of a clear conclusion: the legal norms of the Constitution of the Russian Federation contain the necessary Foundation and the necessary list of legal means with which you can establish a mechanism of ensuring the accuracy of determining the will of the people of the vote, doesn't have any serious deficiencies and does not cause doubts of the society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о конституционных гарантиях обеспечения достоверности волеизъявления народа»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 1 (38). С. 34-37.

УДК 342.8

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННЫХ ГАРАНТИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ НАРОДА

TO THE QUESTION OF CONSTITUTIONAL GUARANTEES OF ENSURING THE CREDIBILITY OF THE WILL OF THE PEOPLE

О. А. КРАВЧЕНКО (O. A. KRAVCHENKO)

Определяются конституционные гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа. Проведён конституционный анализ, из которого сделан однозначный вывод: правовые нормы Конституции Российской Федерации содержат необходимый фундамент и перечень правовых средств, при помощи которых можно установить механизм, обеспечивающий достоверность определения волеизъявления народа при голосовании, не имеющий каких-либо серьёзных недостатков и не вызывающий сомнений у общества.

Ключевые слова: конституционные гарантии достоверного волеизъявления народа; Конституция Российской Федерации.

The Article is devoted to revealing of the constitutional guarantees of ensuring the credibility of the will of the people. Held constitutional analysis is made of a clear conclusion: the legal norms of the Constitution of the Russian Federation contain the necessary Foundation and the necessary list of legal means with which you can establish a mechanism of ensuring the accuracy of determining the will of the people of the vote, doesn't have any serious deficiencies and does not cause doubts of the society.

Key words: constitutional guarantees of fair expression of the will of the people; the Constitution of the Russian Federation.

Основным документом, содержащим гарантии обеспечения достоверности волеизъявления народа в нашей стране, является Конституция Российской Федерации, в первую очередь её первая и вторая главы - «Основы конституционного строя» и «Права и свободы человека и гражданина».

По мнению В. А. Туманова, В. Е. Чир-кина, Ю. А. Юдина, «конституционные гарантии - конституционные положения, обеспечивающие правовую защиту институтов и принципов, закрепляемых конституцией» [1].

Конституционные основы достоверного определения волеизъявления народа предопределены нормами права, закреплёнными в Конституции Российской Федерации.

Так, Конституция Российской Федерации в ст. 2 декларирует, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Через конституцию обеспечивается

высокий юридический статус личности, первичного субъекта демократии как народовластия [2], а значит государство берет на себя обязанность по реализации избирательных прав гражданина таким образом, чтобы его волеизъявление было достоверно определено в официальных избирательных документах. Как верно отмечено в науке конституционного права, «не человек создан для государства, а государство для человека - таков теперь главный принцип их отношений» [3].

В ст. 3 Конституции РФ народ провозглашен единственным источником власти, также указывается, что народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления. В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции РФ высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Из положений Конституции РФ следует, что власть народа осуществляется выражением

© Кравченко О. А., 2014 34

волеизъявления на выборах путём голосования, результаты которого должны быть достоверно определены, поскольку иное положение не означало бы выражения власти народа.

В ч. 1 ст. 7 Конституции РФ закреплено положение о том, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что означает в том числе такое определение волеизъявления народа при голосовании, которое является достоверным.

Норма права, закреплённая в ст. 15 Кон -ституции РФ устанавливает, что Конституция РФ имеет высшую юридическою силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Указанная норма права является основой, во-первых, для осуществления такого голосования граждан Российской Федерации, официальные результаты которого адекватно отражают волеизъявления граждан, во-вторых, совершенствования избирательного законодательства таким образом, чтобы у граждан Российской Федерации не могло возникнуть сомнений в том, что их волеизъявление официальными властями определено недостоверно, а также чтобы они могли проверить правильность и достоверность отражения их волеизъявления в официальных избирательных документах, а в случае необходимости - защитить своё право на достоверное определение результатов их волеизъявления.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплён приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров, которые включаются в правовую систему Российской Федерации в качестве её составной части.

Указанная правовая норма вводит в действие международные нормы, которые регламентируют право на защиту прав человека, в том числе и в области защиты избирательных прав граждан на достоверное определение их волеизъявления в официальных избирательных документах.

Так, в соответствии со ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это

нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Согласно ст. 47 Хартии основных прав Европейского союза каждый человек, чьи права и свободы, гарантированные правом Европейского союза, были нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в суде при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей. Каждый человек имеет право на справедливое, публичное и своевременное разбирательство его дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Каждый человек может прибегнуть к помощи адвоката, защитника и назначить своего представителя.

В области защиты избирательного права человека действуют следующие нормы.

Согласно ч. 1 ст. 16 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, заключённой в городе Кишиневе 7 октября 2002 г., в случае нарушения провозглашённых в настоящей Конвенции стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод граждан, а также законов о выборах лицо или лица, чьи права были нарушены, должны иметь право и возможность обжалования и восстановления нарушенных прав в судах, а в случаях и порядке, установленном законами, - также в избирательных органах.

В соответствии с ч. 7 ст. 9 данной Кон -венции каждый кандидат и каждая политическая партия (коалиция), участвующие в выборах, должны признавать итоги голосования и результаты демократических выборов, иметь возможность обжаловать официальные итоги голосования, результаты выборов, нарушающие избирательные права и свободы гражданина, в судебные и (или) иные органы в порядке и сроки, предусмотренные законами, международными обязательствами государства.

В силу ч. 9 гл. 4 Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, принятой единогласно на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза в Париже от 26 марта 1994 г. государства должны обеспечить меры для того, чтобы случаи нарушения прав человека и жалобы, относящиеся к избирательному процессу, рассматривались

О. А. Кравченко

быстро и эффективно во временных рамках избирательного процесса такими независимыми и беспристрастными органами, как избирательные комиссии или суды.

Согласно ч. 3 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путём тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ указывает, что: в п. 6 воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства; в п. 7 подсчёт голосов должен быть честным.

Международные нормы являются надёжной основой для совершенствования избирательного законодательства таким образом, чтобы каждый избиратель мог проверить правильность учёта его голоса в официальных документах, а в случае необходимости защитить своё волеизъявление от искажения.

Конституция РФ в ст. 17 закрепляет, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Указанное конституционное положение позволяет каждому избирателю требовать от всех государственных органов, в том числе и органов, осуществляющих организацию выборов, и их должностных лиц реализации его прав, а также осуществлять контроль за их исполнением.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека являются непосредственно действующими и они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поскольку реализация прав гражданина, в том числе и права избирать и быть избранным, невозможна без участия государства, то его органы должны обеспечивать создание таких механизмов,

которые исключат недостоверное определение волеизъявления народа при осуществлении голосования. Все ветви власти, а также органы местного самоуправления призваны обеспечивать названное положение.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Указанное право позволяет избирателю знакомиться с теми документами, в которых отражено его волеизъявление, и выявлять в них недостоверный учёт такого волеизъявления.

Конституция РФ в ч. 4 ст. 29 гарантирует каждому право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституционная гарантия, отраженная в этой норме, обеспечивает права как граждан, так и общества на достоверную и необходимую информацию. Данная гарантия создаёт необходимые условия для получения избирателем информации об официально учтенном его голосе.

По мнению В. А. Туманова, В. Е. Чир-кина, Ю. А. Юдина, «право на информацию -одно из фундаментальных прав человека, призванное обеспечить как его личные интересы, так и участие в делах общества и государства» [4].

Обеспечение достоверного волеизъявления избирателей невозможно без широкого участия общественных объединений на таких стадиях избирательного процесса, как организация голосования и подведение его итогов, в связи с чем важное значение приобретает ст. 32 Конституции РФ, которая закрепляет право на объединение и свободу деятельности общественных объединений.

В силу ч. 1 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данное конституционное положение означает, что граждане вправе выбирать любые правовые средства для участия в управлении делами государства, в том числе и такое, которое позволит им прове-

рять деятельность органов государства, организующих выборы в части правильности учёта голосов избирателей и достоверности определения волеизъявления народа.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Указанное право не ограничивается только лишь опусканием избирателем бюллетеня в урну для голосования. Право избирать и быть избранным означает недопустимость искажения кем бы то ни было в какой бы то ни было форме волеизъявления не только конкретного гражданина, но и других избирателей.

Норма права, закреплённая в ст. 45 Конституции РФ, гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина и предоставляет каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Из названной нормы права следует, что способы защиты прав не ограничены и перечень их неисчерпывающий, а потому создание механизма, обеспечивающего достоверное волеизъявление народа, будет одним из правовых способов такой защиты.

Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также возможность обжалования в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Чем больше у избирателей будет возможностей проверки достоверности учёта их волеизъявлений организаторами голосования с отражением такого волеизъявления не только в официальных документах, но и в документах, предоставляемых проголосовавшим избирателям, тем эффективнее будет механизм судебного рассмотрения жалоб на недостоверное волеизъявление народа.

Справедливо отмечается, что правовая защита составляет гарантию конституционализма и, следовательно, демократии, а значит «у защиты нет иной цели, как только обеспечить действенность демократических политических ценностей, порождающих и определяющих» конституционные нормы [5].

Из проведённого конституционного анализа можно сделать следующий вывод: правовые нормы Конституции РФ содержат необходимый фундамент и тот необходимый перечень правовых средств, при помощи которых можно установить механизм, обеспечивающий достоверность определения волеизъявления народа, не имеющий каких-либо серьёзных недостатков и не вызывающий сомнений у общества. Иными словами, из Кон -ституции РФ не прямо, а косвенно выводится следующее: результаты волеизъявления народа, установленные органами власти, организующими выборы, должны (могут) подвергаться ревизии любым избирателем, чтобы можно было исправить допущенные ошибки. Конституционные гарантии достоверности волеизъявления народа направлены на то, что бы голоса избирателей были подсчитаны с сохранением тайны голосования и правильно, без искажения их волеизъявления и, например, без незаконных вбросов бюллетеней, и подразумевают следующее: организация голосования должна быть точной и проверяемой; каждый избиратель имел возможность убедиться, что никто не проголосовал с нарушением принципа «один избиратель - один голос»; отданный избирателем голос и другие голоса учтены правильно и достоверно отражены в протоколе об итогах голосования соответствующей избирательной комиссии; незаконного вброса бюллетеней не было, бюллетени проголосовавших избирателей не были уничтожены или подменены; голосовали только те избиратели, которые имеют такое право на данном избирательном участке.

1. Конституция Российской Федерации : энциклопедический словарь / В. А. Туманов,

B. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М. : Большая российская энциклопедия, Юристъ, 1997. - С. 119.

2. Нудненко Л. А. Теория демократии. - М. : Юристъ, 2001. - С. 69.

3. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. - М. : 1996. - С. 98-99.

4. Конституция Российской Федерации. -

C. 212-213.

5. Валадес Д. Контроль над властью. - М. : Идея-Пресс, 2006. - С. 217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.