Актуальные проблемы конституционного права
ного выбора. Однако, обилие законодательных возможностей организации местной власти не всегда позволяет муниципалитетам осуществлять выбор оптимальной модели организации местной власти с учетом местных особенностей и интересов. Следствием, не смотря на недостатки, стало подавляющее применение модели, при которой глава местного самоуправления является выборным лицом и исполняет обязанности руководителя администрации муниципального образования. В этой связи представляется необходимой разработка правового механизма смены модели местного самоуправления в случаях, когда по решению субъекта РФ или федеральной власти выявлена неэффективность деятельности муниципалитета.
Использование подобного опыта, к примеру, применялось в Смоленской области, где решением Совета по развитию местного самоуправления при губерна-
торе области была рекомендована муниципалитетам всех уровней, по мнению специалистов, одна из самых перспективных моделей организации местной власти, согласно которой избрание глав муниципальных образований осуществляется из состава депутатов и назначение представительным органом глав администраций по контракту5. Такой подход обеспечит подконтрольность и высшего должностного лица муниципального образования и профессионального управленца, возглавляющего местную администрацию. Кроме того, это позволит расширить реализацию демократических принципов путем включения населения через своих депутатов в управленческий процесс в отношении, как формирования муниципальной власти, так и контроля ее деятельности.
5 Белоусова Е.В. Указ. соч.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИЦИЕЙ МЕКСИКИ СВОИХ ФУНКЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПОДАВЛЕНИЕ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.В. САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Образования и науки Научная специальность: 12.00.02 — конституционное право, муниципальное право
E-mail: northen. [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению конституционных основ реализации полицией Мексики своих функций, направленных на предупреждение и подавление преступной деятельности. Автор проводит анализ и делает выводы.
Ключевые слова: конституционные основы, полицейская деятельность, предупреждение и подавление преступной деятельности, Мексика.
MEXICAN POLICE AND THE CONSTITUTIONAL BASIS TO PERFORM THEIR FUNCTIONS OF PREVENTION AND REPRESSION OF THE CRIMINAL ACTIVITY
M.V. SAUDAKHANOV,
candidate of law, senior researcher in the Research Institute for Education and Science
Annotation. In this article we explore the Mexican police and the Constitutional basis to perform their functions of prevention and repression of the criminal activity. The author makes the analysis and gives the conclusions.
Keywords: constitutional basis, police activity, prevention and repression of the criminal activity, Mexico.
Основной из главных функций полиции по предупреждению преступлений (которую также именуют административной полицией), находящейся в подчинении у властей федеральных, штатов и муниципали-
тетов, является исполнение решений и регламентов таких властей (ст. 21 Политической Конституции Соединенных Штатов Мексики — далее ПКСШМ). Также деятельность по расследованию преступлений
Актуальные проблемы конституционного права
и уголовному преследованию осуществляют органы прокуратуры; кроме того, они осуществляют вспомогательную деятельность, контролируют работу ораги-нов полиции и отдают соответствующие приказы (ст. 21 ПКСШМ).
При задержании того или иного лица полиция должна действовать на основании соответствующей санкции вышестоящего компетентного органа, который, в свою очередь, перед тем как выдать такую санкцию должен иметь все основания и причины для одобрения задержания (ст. 16 ПКСШМ).
В случае, когда полиция осуществляет задержание на основании распоряжения судебного органа, после проведения такого задержания полиция должна незамедлительно представить задержанного в распоряжение судьи (ст. 16 ПКСШМ). В случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления большой степени тяжести, полиция без промедления должна доставить задержанного в распоряжение органа прокуратуры (ст. 16 ПКСШМ). При проведении задержания любой факт плохого обращения с подозреваемым порицаем и должен пресекаться властными структурами (ст. 19 ПКСШМ). Полиция не вправе самостоятельно выносить решение в отношении подозреваемого, изолировать и запугивать его, применять к нему насилие (ст. 20 ПКСШМ).
В ст. 3 Закона «Об обращении с несовершеннолетними нарушителями» перечислены действия, которые органы полиции не вправе осуществлять в отношении несовершеннолетних: плохое обращение; изолирование; психологическое и физическое насилие; любое другое действие, принижающее достоинство несовершеннолетнего.
Статья 36 Закона устанавливает минимальные гарантии несовершеннолетнего нарушителя: презумпция невиновности; немедленное уведомление родственников или законных представителей несовершеннолетнего о его задержании; право на защиту; право знать, на каком основании его задержали, и по какой причине в отношении него ведется уголовное преследование.
В том, что касается уголовного преследования, проводимого в отношении организованных преступных групп, то этим занимаются органы прокуратуры. Обычный срок задержания равен 48 часам, однако при задержании лиц, подозреваемых в участии в организованных преступных группах, этот срок может быть удвоен (ст. 2 Закона «О противодействии организованной преступности»).
Важно отметить, что на деле многие из закрепленных конституционных гарантий нарушаются. В одном из докладов Центра по правам человека в Мексике приводится около двухсот интервью с людьми, связанными так или иначе с уголовным процессом, которые в подавляющем большинстве сходятся во мнении, что: «существующая сегодня система уголовного преследования и уголовного судопроизводства делает своего рода «приглашение» людям совершать преступления и нарушать закон»1. Кроме того, в докладе предпринята попытка показать чем «дышит» уголовное судопроизводство Мексики, с какими трудностями сталкивается, а также как себя компрометирует и какие поражения терпит в глазах общественности, например, когда соответствующими органами применяются пытки с целью получения информации от подозреваемых и свидетелей.
Часты случаи, когда полиция осуществляет задержание без соответствующего распоряжения судебного органа, не имея достаточных оснований для такого задержания, под пытками заставляют задержанного взять на себя ответственность за совершение того или иного преступного деяния, на основании чего в дальнейшем выносится обвинение. Надо отметить, что ПКСШМ гарантирует задержанному право на предоставление ему защитника при сборе и выяснении предварительной информации органами полиции в первые часы после задержания. Однако, на деле закон лишь декламирует это право, поскольку на практике указанными нормами пренебрегают, и задержанный спустя лишь несколько дней может воспользоваться услугами защитника.
Всякий раз нормы законодательства интерпретируются органами полиции не в пользу, а против лица задержанного или обвиняемого в совершении преступления, а судьи, в свою очередь, закрывают глаза на подобные нарушения законов, требуя применения пыток для получения необходимых показаний.
Национальная комиссия по правам человека, объединив свои данные с данными, предоставленными им различными неправительственными организациями, как мексиканскими, так и зарубежными, в последнее время все чаще и чаще сигнализирует о том, что уже в течение длительного времени органы правопорядка нарушают права человека; нарушения выражаются в принудительной изоляции, физическом и/или психическом насилии. В своих докладах Комиссия сообщает Мини-
1 Injusticia legalizada. Centro de Derechos Humanos Miguel AgustHn pro Juárez, A.C. y Lawyers Commitee for Human Rights, México, 2005. P. 14.
№ 1 / 2014 -Вестник Московского университета МВД России - 31
Актуальные проблемы конституционного права
стерству внутренних дел о том, что творится на практике, о самоуправстве органов полиции. Министерство внутренних дел, в свою очередь, отреагировав на эти сообщения, опубликовало «Общие рекомендации по практике осуществления задержаний»2. Отмечая в данном документе необходимость следования нормам законодательства и ненарушения прав граждан, в одной из глав Министерство предусмотрело пункт, согласно которому органам полиции рекомендуется по всей стране без наличия соответствующей санкции судебного органа осуществлять случайную (выборочную) проверку граждан, а также автомобилей с целью выявления и обнаружения преступного элемента.
Также можно ознакомиться с информацией о нарушениях законодательства органами полиции в докладах государственных и неправительственных структур иных государств в виде обобщенной информации по соответствующим случаям нарушений3.
Указанная в настоящей статье информация позволяет предложить два уровня анализа интерпретации поведения органов полиции. Первый относится к действиям полиции, связанным со злоупотреблением полномочиями. В этом смысле функции органов полиции являются одним из инструментов в руках политических структур, которые имеют возможность заниматься законотворческой деятельностью и принимать удобные для себя нормативные акты. Второй уровень анализа относится к процедуре расследования в рамках уголовного судопроизводства, когда закон предоставляет органам полиции возможность реализовывать свои функции на практике для удовлетворения различных требований, которые Министерство внутренних дел и судьи «навязывают» полиции при осуществлении последней своих формальных и неформальных функций.
Периодически появляются различные программы по модернизации и реформации полицейской системы в Мексике, которые повторяют тот или иной зарубежный опыт, однако дальше разговоров дело не заходит. Стоит отметить, что с предложениями провести реформу полиции выступил в свое время Международный Комитет Красного Креста, суть предложений которого строилась на уважении к таким понятиям и явлениям как: переговоры, убеждение и разрешение конфликтов. Это показывает, насколько указанная организация находится далеко от реальных проблем, которые существуют в каждодневной деятельности органов полиции4. То же самое можно сказать и о предложениях по демократизации полиции, выдвинутых Дэвидом Бэйли и ко-
торые заключаются в четырех принципах: отдание приоритета потребностям граждан и их группам; подчинение законам и правительству; защита человеческих прав и поддержка общественных и политических организаций, борющихся за права человека; прозрачное развитие этих организаций и их деятельности.
Что касается злоупотребления полицией полномочиями в рамках расследования преступления, следственных действиях и уголовного судопроизводства, то существует ряд предложений, которые могли бы в значительной степени сократить случаи полицейского самоуправства, а также изменить поведение полиции по отношению к гражданскому населению:
♦ устранить самоуправные задержания граждан;
♦ обеспечить безопасность задержанного;
♦ обеспечить быстрый и беспрепятственный доступ задержанного к адвокату;
♦ улучшить качество услуг, оказываемых защитниками (адвокатами) по назначению;
♦ обеспечить беспристрастное взятие показаний;
♦ исключить взятие показаний силой (под принуждением);
♦ обеспечить независимое участие судьи в уголовном процессе;
♦ обеспечить наличие эффективного судебного разбирательства.
Кроме того, необходимо уделить значительное внимание расследованию и судебному производству по делам о применении насилия сотрудниками полиции, что, в свою очередь, позволит сократить случаи безнаказанности за совершение подобных действий и предъявить законные обвинения преступникам. Дело в том, что соответствующие властные структуры зачастую скрывают факты и случаи пыток и истязаний по отношению к подозреваемым и обвиняемым, поскольку это крайне негативно отражается на авторитете указанных структур в глазах общества. И лишь после предоставления неопровержимых фактов местными, государственными или международными организациями по защите прав человека, органы полиции и прокуратуры начинают расследование.
2 Cfr. Recomendaciones General numero 2/2001 sobre la practica de las detenciones arbitraries. Diario Oficial (Primera seccion), miercoles 27 de junio 2001. P. 105.
3 Cfr. Country Reports on Human Right Practicies. Released by the Bureau of Democracy. Human Rights and Labor. U.S. Department of State, February 25, 2000.
4 De Rover, Cees. Servir y proteger: Derecho de los derechos humanos y derecho humanitario par alas fuerzas de policia y de seguridad. Comite Internacional de la Cruz Roja. Ginebra, 1998, cap. P. 5.