Научная статья на тему 'Конституционные основы организации публичной власти и местного самоуправления в Федеративной Республике Нигерия'

Конституционные основы организации публичной власти и местного самоуправления в Федеративной Республике Нигерия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
Нигерия / федерация / Конституция / конституционные основы организации публичной власти / государственная власть / муниципальная власть / Nigeria / federation / Constitution / constitutional foundations of the organization of public power / state power / municipal power

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Василий Александрович Карпов

Действующая Конституция Нигерии в настоящий момент не закрепляет такого понятия, как «публичная власть», что несколько замедляет дальнейшее конституционное развитие государства. Автор полагает, что внесение изменений в Конституцию в части добавления положений, устанавливающих единую систему публичной власти в Федеративной Республике Нигерии, позволило бы сформировать эффективный стимул для дальнейшего развития и качественного функционирования системы публичной власти. Однако существует опасение, что конституционное закрепление единой системы публичной власти негативно скажется на самостоятельности и без того зависимых от государственной власти органов местного самоуправления. В связи с этим единство системы публичной власти не должно подразумевать расширительное толкование по отношению к органам местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Василий Александрович Карпов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional foundations of the organization of public power and local self-government in the Federal Republic of Nigeria

The current Constitution of Nigeria currently does not enshrine such a concept as public authority, which somewhat slows down the further constitutional development of the state. The author believes that amending the Constitution in terms of adding provisions establishing a unified system of public authority in the Federal Republic of Nigeria would create an effective incentive for the further development and high-quality functioning of the system of public authority. However, there is a concern that the constitutional consolidation of a unified system of public authority will negatively affect the independence of local self-government bodies that are already dependent on state power. In this regard, the unity of the system of public authority should not imply an expansive interpretation in relation to local governments.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы организации публичной власти и местного самоуправления в Федеративной Республике Нигерия»

Закон и право. 2024. № 2. С. 59-62. Law and legislation. 2024;(2):59-62.

Научная статья УДК 342.55

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-59-62 EDN: https://elibrary.ru/TABZVO

NIION: 1997-0063-2/24-071 MOSURED: 77/27-001-2024-2-271

Конституционные основы организации публичной власти и местного самоуправления в Федеративной Республике Нигерия

Василий Александрович Карпов

Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы,

Москва, Россия, karpovvasil98@mail.ru

Аннотация. Действующая Конституция Нигерии в настоящий момент не закрепляет такого понятия, как «публичная власть», что несколько замедляет дальнейшее конституционное развитие государства. Автор полагает, что внесение изменений в Конституцию в части добавления положений, устанавливающих единую систему публичной власти в Федеративной Республике Нигерии, позволило бы сформировать эффективный стимул для дальнейшего развития и качественного функционирования системы публичной власти. Однако существует опасение, что конституционное закрепление единой системы публичной власти негативно скажется на самостоятельности и без того зависимых от государственной власти органов местного самоуправления. В связи с этим единство системы публичной власти не должно подразумевать расширительное толкование по отношению к органам местного самоуправления.

Ключевые слова: Нигерия, федерация, Конституция, конституционные основы организации публичной власти, государственная власть, муниципальная власть.

Для цитирования: Карпов В.А. Конституционные основы организации публичной власти и местного самоуправления в Федеративной Республике Нигерия // Закон и право. 2024. № 2. С. 59—62. М1р8:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-59-62 ББЫ: https://elibrary.ru/TABZVO

Original article

Constitutional foundations of the organization of public power and local self-government in the Federal Republic of Nigeria

Vasiliy A. Karpov

Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba,

Moscow, Russia, karpovvasil98@mail.ru

Abstract. The current Constitution of Nigeria currently does not enshrine such a concept as public authority, which somewhat slows down the further constitutional development of the state. The author believes that amending the Constitution in terms of adding provisions establishing a unified system of public authority in the Federal Republic of Nigeria would create an effective incentive for the further development and high-quality functioning of the system of public authority. However, there is a concern that the constitutional consolidation of a unified system of public authority will negatively affect the independence of local self-government bodies that are already dependent on state power. In this regard, the unity of the system of public authority should not imply an expansive interpretation in relation to local governments.

Keywords: Nigeria, federation, Constitution, constitutional foundations of the organization of public power, state power, municipal power.

For citation: Karpov V.A. Constitutional foundations of the organization of public power and local self-government in the Federal Republic of Nigeria // Law and legislation. 2024; (2) :59—62. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-59-62 EDN: https://elibrary.ru/TABZVO

© Карпов В.А. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 02-2024

Говоря об отечественной правовой науке, необходимо отметить сложившееся устойчивое представление о термине «публичная власть». Считается, что данное понятие необходимо рассматривать в широком смысле. Принято считать, что термин «публичная власть» подразумевает государственную власть, общественную власть и власть местного самоуправления. В настоящей работе акцент будет сделан на взаимодействии государственной власти и местного самоуправления в контексте федеративного административно-территориального устройства.

Вышеуказанный термин закреплен в п. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации, причем появился он в Конституции в рамках конституционной реформы 2020 г. Данная статья раскрывает особенности организации публичной власти на федеральных территориях. Кроме того, термин «публичная власть» встречается в ст. 71 Конституции Российской Федерации, содержание которой посвящено разграничению предметов ведения в Российской Федерации, а также встречается в ст. 80 Конституции Российской Федерации, закрепляющей полномочия Президента Российской Федерации. Это подчеркивает важность законодательного закрепления термина «публичная власть» для отечественного конституционного развития.

Однако детальное раскрытие термина «публичная власть» было осуществлено несколько позднее, в ходе принятия Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» от 8 декабря 2020 г. № 394-Ф3. Так, в ст. 2 указанного Федерального закона содержится официальное закрепление дефиниции «публичная власть».

Представляется, что целью ее закрепления является обеспечение дальнейшего надлежащего применения, толкования и формирования верного представление о ее природе в российской правовой действительности. Само определение из текста ст. 2 указанного Федерального закона приводить не будем. Остановимся лишь на признаках, характерных для данного понятия, цель которых подчеркнуть, что для отечественного законодателя было важно раскрыть элементы, характерные для явления «публичная власть». Среди них: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов, органы местного самоуправления и иные государственные органы, образующие в ходе взаимодействия единую систему публичной власти.

Согласно Конституции Федеративной Республики Нигерия данное государство представляет собой федерацию, состоящую из штатов и федеральной столичной территории. В настоящий момент в мире существует чуть более двух десятков федераций.

Отечественный исследователь A.M. Арбуз-кин обращает внимание на факт того, что эти данные могут быть искажены ввиду того, что некоторые зарубежные исследователи при определении административно-территориального устройства государства игнорируют конституционные документы и относят к федерациям государства на основании признаков, характерных для государств с таким административно-территориальным устройством [1, с. 162].

С.А. Авакьян справедливо полагает, что каждая Федерация обладает «собственным лицом», или «портретом» [3, с. 26].

В свою очередь, В.Е. Чиркин выявил и систематизировал критерии, характерные для государств с данной формой государственного устройства. Федерацию прежде всего характеризует наличие суверенного союзного государства, с принадлежащим только ему, а не его составным частям суверенитетом. В государстве, являющимся федерацией, должен эффективно работать принцип верховенства федеральной государственной власти и федерального права. В связи с этим важно подчеркнуть необходимость четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и субъектами [4].

Согласно точке зрения С.А. Авакьяна, существует две разновидности публичной власти. К ним относятся публичная власть, которая предстает в виде государственной власти, и публичная власть в виде власти местного самоуправления. Данная точка зрения была обоснована через анализ текста Конституции Российской Федерации.

Так, в главе I «Основы конституционного строя» ст. 11 содержит и раскрывает систему государственной власти, а, в свою очередь, ст. 12 — систему местного самоуправления, тем самым закрепляя единство сущности публичной власти в Российской Федерации.

С точки зрения отечественной доктрины необходимо отметить, что публичная власть строится на народовластии. Данное положение содержится в подп. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации, а в подп. 2 указанной статьи закреплено дополнительное уточнение, согласно которому власть народа осуществляется через

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Однако в Конституции Нигерии положения, гласящие о том, что источником власти является народ, отсутствуют. В подп. 2 ч. 1 главы 1 Конституции Нигерии делается акцент на том, что никто не может осуществлять управление государством и никакие лица или группы лиц не могут брать контроль над правительством или над его частью в обход положений Конституции.

Данное положение в Конституции появилось не случайно и представляет собой следствие накопленного опыта, ведь власть Нигерии, с момента обретения Независимости в 1961 г., часто сменялась в ходе военных переворотов и насильно удерживалась диктаторами.

Рассмотрим детальнее особенности федерализма в Нигерии. В стране существует два уровня публичной власти: федеральный и уровень субъекта федерации. Говоря о федеральном уровне, нельзя не отметить высокую степень централизации. Все это находит отражение в ч. 2 главы I Конституции Нигерии, которая, несмотря на название «Полномочия Федеративной Республики Нигерия», содержит полномочия законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти не только федерации, но и ее составных частей — штатов.

Также важно обратить внимание на то, что в ч. 2 главы I Конституции Нигерии закрепляются положения, гарантирующие систему местного управления демократически избранными советами местного самоуправления, а обязанность по обеспечению деятельности данных советов возложена на правительство каждого штата.

По вопросу употребления терминов «местное самоуправление» и «местное управление» в Конституции Федеративной Республики Нигерии необходимо отметить следующее. Нигерия являлась колонией Великобритании, активно внедряла особенности англосаксонской правовой семьи и строила свое законодательство, ориентируясь на опыт Великобритании и США. В законодательстве этих стран термин «местное самоуправление» не используется. Вместо него используется термин «местное управление».

Функционирование советов местного самоуправления, обеспечиваемое руководством штатов, позволяет сделать выводы относительно того, что местное управление вписывается в систему публичной власти Нигерии. В связи с этим можно говорить о существовании своеобразного «третьего уровня федерализма» в Нигерии, так как штаты, будучи составными частями Федера-

тивной Республики Нигерия, по своей природе олицетворяют форму децентрализации государства в целом, а советы местного самоуправления, в свою очередь, — это некая «децентрализация в самой децентрализации».

Существование третьего уровня власти в Федеративной Республике Нигерии спорно. Без сомнений, как ранее отмечалось, мы пока еще можем говорить о том, что публичная власть в Нигерии — это власть центра и власть субъектов, что подтверждалось ранее положениями из Конституции Нигерии.

Однако в связи с этим нельзя не оставить без внимания функции советов местного самоуправления, которые содержатся в приложении 4 к Конституции Нигерии. Анализ указанного приложения позволяет сделать вывод о том, что советы местного самоуправления своими функциями затрагивают сферы полномочий самих штатов.

Кроме этого, в приложении осуществлено закрепление обязанности советов местного самоуправления принимать участие в деятельности правительства штата в отношении следующего круга вопросов: образование, развитие сельского хозяйства, использование природных ресурсов, оказание медицинских услуг и т.д. Данный перечень не является исчерпывающим и может существенно разнится «от штата к штату». Это следует из того, что Палаты собрания штатов обладают необходимыми компетенциями, позволяющими обеспечить его расширение.

Представляется, что здесь имеет место своего рода диссонанс. Конституция Нигерии в части III гарантирует местное управление, реализует его через советы местного самоуправления, которые, в свою очередь, не входят в систему органов государственной власти, однако тесно с ними взаимодействуют на уровне субъектов. В случае если будет осуществлено конституционное закрепление термина «публичная власть», представляется, что это станет стимулом для дальнейшего конституционного развития Нигерии. Положения, позволяющие закрепить единую систему публичной власти в Нигерии, с нашей точки зрения, позволят в дальнейшем обеспечить эффективность ее организации на всех уровнях.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, выполняя общие задачи, местное самоуправление тесно переплелось с властью субъектов и в результате стало частью публичной власти. Однако, по нашему мнению, это следует закрепить конституционно.

LAW & LEGISLATION • 02-2024

Нередко именно наличие соответствующих конституционных положений является основой для эффективного взаимодействия государственной и муниципальной власти [2]. Представляется, что сближение государства и местного самоуправления позволит эффективнее решать вопросы местного значения.

Именно это имеет прикладное значение, так как местное самоуправление — это самый близкий к населению институт, являющийся к тому же следствием демократизации государственной власти.

В связи с этим считаем необходимым внести положения в Конституцию Нигерии относительно включения органов местного самоуправления в единую систему публичной власти.

Список источников

1. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. 3-е изд., пере-раб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018.

2. Комлев Е.Ю. Координация деятельности местных органов власти в России и Испании: сравнительно-правовое исследование // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2022. Т. 26. № 3. С. 634—654. 10.22363/2313-2337-2022-26-3634-654

3. Конституционное право России: Учебный курс: учеб. пособие: В 2-х т. / С.А. Авакьян. 4-е изд., перераб. и доп. M.: Норма: ИНФРА-M, 2010.

4. Чиркин В.Е. Основные конституционные признаки федеративного государства: традиция и современность // Образование и право. 2017. № 2. С. 72—77.

References

1. Arbuzkin A.M. Constitutional law of foreign countries: Textbook. 3rd ed., reprint and additional M.: Norm: INFRA-M, 2018.

2. Komlev E. Yu. Coordination of the activities of local authorities in Russia and Spain: a comparative legal study // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Ser: Legal Sciences. 2022. Vol. 26. № 3. Pp. 634—654. doi: 10.22363/2313-2337-202226-3-634-654

3. Constitutional law of Russia: Training course: textbook: In 2 volumes / S.A. Avakian. 4th ed., reprint and additional M.: Norma: INFRA-M, 2010.

4. Chirkin V.E. The main constitutional features of a federal state: tradition and modernity // Education and law. 2017. № 2. Pp. 72—77.

Информация об авторе

Карпов В.А. — аспирант кафедры муниципального права

Статья поступила в редакцию 1 7.1 2.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the author

Karpov V.A. — postgraduate student of the department of municipal law

The article was submitted 17.12.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.