Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
204
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / государства / территория / The Constitution / state / territory

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирзаева Ф.О.

В данной статье освещено конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE STATE AND ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

This article highlights the constitutional foundations of the state and administrative-territorial structure of the Republic of Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

УДК 34

Мирзаева Ф. О.

преподаватель Ферганский юридический техникум Узбекистан, Фергана

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация: В данной статье освещено конституционные основы государственной и административно-территориальной структуры республики Узбекистан.

Ключевые слова: Конституция, государства, территория.

Mirzayeva F. O. teacher Uzbekistan

CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE STATE AND ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL STRUCTURE OF THE REPUBLIC

OF UZBEKISTAN

Abstract: This article highlights the constitutional foundations of the state and administrative-territorial structure of the Republic of Uzbekistan.

Keyword: The Constitution, state, territory.

Форма государственного управления - организация административно-территориального и государственного управления, а также характер взаимоотношений между местными и центральными органами. Таким образом, административно-территориальная организация является основным показателем государственной структуры.

Административно-территориальная структура государства -социально-экономическая часть организации государственной территории, представляющая собой систему деления государственной территории на части, отделённые для удобства осуществления основных задач государственного строительства. Территориальная организация государства по цели и задачам может выражаться в следующих формах:

- территориально-экономическая (например, зоны для свободной торговли) - военно-территориальная (например, 6 округов, составляющих военно-территориальную целостность: Ташкентский (центральный), Северный, Южный, Восточный и Западный);

- территориально - политический (например, регионы, отделённые для решения этических проблем);

- территориально-экологический (например, акватория и территории, нуждающихся в особой экологической защите: Аральское море и

территории Приаралья). Основными задачами центрального государственного аппарата Республики Узбекистан являются: защита территориальной целостности, государственной независимости и конституционального строя, защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка, защита прав собственников и экономической свободы, проведение результативной внешней политики и т.п.

Согласно статье 68 Конституции, Республика Узбекистан состоит из областей районов, городов, кишлаков, аулов. Кроме того, в ее состав также входит Республики Каракалпакстан.

Административно-территориальные единицы Республики Узбекистан можно сгруппировать и разделить на 3 степени.

Единицы высшего уровня - Республика Каракалпакстан, области и город Ташкент;

Единицы среднего уровня - кишлаки и районы городов, города областного подчинения;

Единицы нижнего уровня - города районного подчинения, поселки городского типа, кишлаки и сельские сходы граждан. Единицы высшего уровня - по государственному строению Республики Узбекистан является унитарным государством. Поэтому Республика Каракалпакстан, области и город Ташкент приравнены к частям с особым статусом.

Административно-территориальные единицы государства включают в себя все сферы социальной жизни. По национально -этническому, социально-экономическому и политическому потенциалу вышеуказанные части стоят близко друг к другу. Самыми большими административно -территориальными единицами являются области, их число в Узбекистане составляет двенадцать. Термин «вилоят» является синонимом к слову «область», он даёт точное значение административно -территориального строения, так как термин «область» употребляется не только по отношению к административным единицам, но и к природным, экономическим, военным единицам.

«Вилоят» же употребляется по отношению к определённым территориям, кроме того этот термин отображает нашу историю и национальные ценности. Разделение на области нашей страны отражает мощность производства, характер расположения производств, развитие транспорта и коммуникаций, управляющие структуры. Административные единицы среднего и нижнего уровней входят в состав административно -территориальных единиц более высокого порядка, выполняют важные организационные функции. Город Ташкент - население составляет более 2,5 млн. человек, здесь проживают представители более 100 наций. Ввиду расположения всех центральных государственных управлений, научных и культурных центров, экономического положения, его можно поставить в один ряд с областями.

Республики Каракалпакстан - суверенная республика, входящая в состав Республики Узбекистан. По своему социально -экономическому и национальному состоянию имеет высший правовой статус. Столица - город Нукус. Район (Туман) - данный термин впервые был употреблен тимуридами. Районы - это звенья, которые непосредственно руководят социальной, экономической, хозяйственной и культурной сферами местности.

Административно-территориальные изменения в нашей стране осуществляются путем изменения границ кишлаков района. Города областного подчинения - отличаются тем, что промышленное и служебное направления в них развиты намного больше чем аграрное направление. По закону города, население которых превышает 30 тысяч человек, по своему правовому статусу подразделяются на 2 группы:

Областные центры;

Города областного подчинения. Система управления в городах этих двух типов отличается. К административным единицам нижнего уровня можно причислить такие административно-территориальные подразделения, которые не имеют местных органов власти (хокимиятов), и упорядочивают свои социальные отношения через органы самоуправления.

В число городов районного подчинения входят такие населённые пункты, которые имеют промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, социальные и культурные учреждения, торговые пункты и пункты бытового обслуживания и население которых составляет не менее 7 тысяч человек. Для присвоения такого правового статуса требуется, чтобы населённый пункт имел административное значение и позитивный прогноз на будущее. Такие населённые пункты расположены вблизи промышленных предприятий, строительств, железнодорожных станций и других важных объектов.

Кишлаки и аулы - отличаются от поселков городского типа тем, что в них большя часть населения занимается сельским хозяйством, количество населения меньше, и не ограничено. В Республики Каракалпакстан и в области Навои большинство населённых пунктов называется «аул», а в других вилоятах «кишлак». В Узбекистане более 11,8 тысяч кишлаков и 1451 аулов. Для них характерны органы самоуправления - гражданские собрания.

Использованные источники:

1.Закон об «Основах независимости Республики Узбекистан» 1991 г.

2.Конституции Республики Узбекистан, Тошкент, 2018.

3. Теория государства и права / под редакцией Х. Б. Бабаева и Х. Т. Адилкариева - Тошкент: Мир экономики и права, 2000.

4. URL: https://moluch.ru/archive/118/32556/ (дата обращения: 03.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.