Научная статья на тему 'Конституционные обязанности граждан Российской Федерации как форма выражения публичных интересов'

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации как форма выражения публичных интересов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3786
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные обязанности граждан Российской Федерации как форма выражения публичных интересов»

Г.Ю. Воропаева*

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

В статье анализируются проблемы определения конституционных обязанностей граждан Российской Федерации как формы выражения публичных интересов. Автор выделяет основные характеристики государственного, частного и публичного интереса.

В процессе формирования в России демократического правового государства вопрос соотношения конституционных обязанностей и интересов личности, общества и государства во всех сферах государственной и общественной жизни становится весьма актуальным, так как затрагивает область признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина государством, а также разрешает задачи по защите основ конституционного строя, безопасности государства, обеспечения обороны страны.

Одним из первых в отечественной литературе проблему определения публичного интереса затронул Ю.А. Тихомиров, который утверждает, что публичные интересы — это общественные интересы, без удовлетворения которых невозможно, с одной стороны, реализовать частные интересы, с другой — обеспечить целостность, устойчивость и нормальное функционирование государства и общества в целом. Ю.А. Тихомиров формулирует определение публичного интереса как признанного государством и обеспеченного правом интереса социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития [5.С.55].

Как утверждает С.В. Дорохин, определение публичного интереса, данное Ю.А. Тихомировым, является идеалистическим, поскольку не учитывает тот факт, что интересы государства и общества находятся в постоянной динамике и обнаруживают серьезные противоречия, следовательно, государственно-правовые нормы, устанавливаемые государством, выражают не просто общественный интерес в чистом виде, а интерес, сопряженный с потребностями самого государства. В зависимости от формы государства публичные интересы будут выражением воли большинства граждан либо воли отдельной группы лиц, находящихся у власти [1.С.65]. В результате С.В. Дорохин считает возможным сформулировать определение публичного интереса «как взаимообусловленных интересов общества и государства, которым в конкретный исторический момент времени придается нормативное значение» [1.С.65].

* © Воропаева Г.Ю., 2006

Воропаева Галина Юрьевна — кафедра государственного и административного права Самарского государственного университета

В конституционном (государственном) праве Конституция Российской Федерации является нормативным выражением публичных интересов. По мнению Ю.А. Тихомирова, конституционный смысл публичного интереса выражается в преамбуле, в статьях 1-15, закрепляющих основы конституционного строя и являющихся незыблемыми и базовыми для всех государственных и правовых институтов [5.С.61]. В последующих главах Конституции Российской Федерации более подробно раскрывается содержание основных принципов, выражающих публичные интересы в нормативном виде. Это нормы, закрепляющие основы конституционного строя, правовой статус человека и гражданина, федеративное устройство, организацию государственной власти и местного самоуправления.

Правовое разграничение понятий национальных интересов, интересов личности и интересов общества было проведено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 [8]: национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина. Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. С нашей точки зрения, учитывая диалектическую взаимосвязь и обусловленность различных видов интересов, публичный интерес интегрирует в себе все иные интересы — национальный, государственный, общественный, позитивный личный (позитивный частный).

Отношения между государством и личностью строятся не только на предоставлении и гарантировании гражданам прав и свобод, но и возложением на них обязанностей. Обеспечение нормального функционирования государства и в целом всего общества невозможно без установления конституционных обязанностей. В настоящее время, в условиях формирования демократического правового государства, для достижения определенных обществен-нозначимых целей государство должно обладать эффективными средствами (мерами), способными обеспечить общественные интересы. Одним из таких средств является установление конституционных обязанностей человека и гражданина, а также юридической ответственности, возникающей при невыполнении обязательных предписаний. Таким образом, конституционные обязанности являются юридической формой выражения ответственности

личности перед обществом, гражданина перед государством и основой правового регулирования общественных отношений.

Конституционные обязанности — одна из форм выражения публичных интересов. Они представляют собой необходимость такого поведения гражданина, которое обеспечивает реализацию не только общественных, но в конечном счете и частных интересов. Несоблюдение конституционных обязанностей может привести к дестабилизации отношений в обществе, стать причиной разрушения государственного суверенитета и ослабления безопасности государства.

Однако до сих пор проблеме института конституционных обязанностей граждан в научной литературе уделяется очень мало внимания по сравнению с институтом прав и свобод. Как точно отмечает Н.И. Матузов, «и в советской и постсоветской юридической литературе обязанностям уделялось неизмеримо меньшее внимание, чем правам. Последним посвящены десятки, если не сотни работ (монографий, диссертаций, сборников, материалов конференций, бесчисленное количество статей), в то время как обязанностям — единицы» [4.С.284].

Многие исследователи по-разному определяют само понятие обязанностей. Например, Ю.Г. Ткаченко считает, что юридическая обя-занность может быть определена как устанавливаемая нормами права «необходимость совершения определенных действий или воздержания от действий» [6.С.5]. Категория необходимости положена в основу исследования понятия обязанностей многими государствоведами, в том числе и Н.И. Матузовым, который определил юри-дическую обязанность как вид и меру государственно-целесобразного, разумного, полезного, объективно обусловленного поведения, призванного вносить порядок и умиротворение в жизнь [3.С.64].

Другой точки зрения придерживаются авторы, определяющие юридическую обязанность через категорию должного. Например, Н.Г. Александров писал, что обязан-ность есть мера должного поведения обязанного лица. Г.В. Мальцев полагает, что юридическая обязанность есть не только должное, но и возможное в человеческом поведении [7.С.214].

Конституционная обязанность человека и гражданина представляет собой материально обусловленную необходимость в поведении личности, пределы которой определены нормами права, в целях использования определенных благ и ценностей для удовлетворения частных и публичных потребностей и интересов на основе их единства и сочетания. Следовательно, конституционная обязанность выступает частью механизма обеспечения баланса интересов личности и государства и является формой выражения публичных интересов.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации выступают парной категорией основных прав и свобод. Они, как и субъективные конституционные права, опосредуют наиболее существенные отношения и связи между обществом и его членами, государством и его гражданами [7.С.217]. Если рассмотреть систему прав и обязанностей человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации, можно увидеть определенный дисбаланс в их правовом закреплении, который выражается в боль-

шом объеме прав и малом количестве обязанностей, в связи с чем для нормального функционирования государства необходимо развитие института конституционных обязанностей.

Для более точного раскрытия содержания и назначения конституционных обязанностей как формы выражения публичных интересов важное значение имеет их классификация. В юридической литературе существуют различные классификации конституционных обязанностей, например, деление их совместно с конституционными правами на три группы: личные, политические и социально-экономические.

Другой подход отражен в учебнике «Конституционные права и свободы человека и гражданина» под редакцией О.И. Тиунова, в котором предлагается разграничить обязанности человека и обязанности гражданина. К обязанностям человека относятся: обязанность человека осуществлением своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), заботиться о детях, их воспитании, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38), защищать Отечество (ч. 1 ст. 59), а к обязанностям гражданина — защищать Отечества и нести военную службу. При этом делается уточнение, что «обязанности человека в результате их государственного признания и конституционного закрепления трансформируются в обязанности гражданина» [2.С.285-286].

Подробную типологию конституционных обязанностей граждан Российской Федерации предложил Б.С. Эбзеев, классифицировав их на 4 группы в зависимости от социальной и юридической природы: гражданские обязанности; этико-социальные обязанности; социально-культурные обязанности и обязанности в сфере охраны окружающей среды [7.С.227-228].

Исходя из содержания в Конституции России публичных интересов, можно выделить следующие конституционные обязанности граждан Российской Федерации:

1) признание, соблюдение и защита прав и свобод других лиц (ст. 2);

2) соблюдение Конституции и законов (ч.2 ст. 15);

3) сохранение исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44);

4) сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);

5) забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38);

6) получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43);

7) плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57);

8) защита Отечества (ст. 59).

Демократия не означает слияния интересов личности с интересами коллектива, общества, государства или других лиц. Общественные интересы не могут быть лишь суммой личных интересов, подобно тому, как само общество никогда не было и не является простой совокуп-ностью своих членов. Публичные интересы выражаются в положениях Конституции о верховенстве основных прав и свобод человека и гражданина, что порождает серьезные требования к осуществлению публичной власти с учетом интересов граждан и общественных интересов. Обязанность соблюдать права и свободы, т.е. не вмешиваться в сферу самостоятельного осуществления человеком и гражданином своих прав и свобод и их использование, создает условия для их ре-

ализации, а также защищает права и свободы от всяческих посягательств и нарушений со стороны других граждан.

Конституция и законы являются высшей формой выражения государственной воли народа, имеют наибольшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам государства и составляют основу всей системы права. Поэтому, провозглашая и обеспечивая верховенство закона, правовое государство тем самым утверждает в обществе принципы и ценности конституционного строя, выражая при этом публичные интересы. Конституция Российской Федерации является высшим по юридической силе законом государства только в случае, когда ее принципы воплощаются в деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Соблюдение конституционных обязанностей является основанием нормального течения не только деятельности всего государства, но и общественной жизни в целом.

Библиографический список

1. Дорохин, С.В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект / С.В. Дорохин. — М.: Волтерс Клувер, 2006.

2. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: учебник для вузов / под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.И. Тиунова. — М.: НОРМА, 2005.

3. Матузов, Н.И. Правовой статус личности и развитом социалистическом об-ще-стве в свете Конституции СССР 1977 года / Н.И. Матузов. — Саратов, 1980.

4. Матузов, Н.И. Актуальные проблемы теории права / Н.И. Матузов. — Саратов: Изд-во Сарат. гос. академии права, 2003.

5. Тихомиров, Ю.А. Публичное право / Ю.А.Тихомиров. — М., 1995.

6. Ткаченко, Ю.Г. Социалистические правоотношения / Ю.Г.Ткаченко. — М., 1980.

7. Эбзеев, Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации / Б.С. Эбзеев. — М.: Юрид. лит., 2005.

8. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 № 1300 (в ред. от 10.01.2000) «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 2. — Ст. 170.

G. Voropaeva

CONSTITUTIONAL DUTIES OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS THE FORM EXPRESSION OF THE PUBLIC INTEREST

The article deals with citizens duties and public interest under the Constitution of The Russian Federation. The author takes into consideration the specific character of governmental interest, individual interest and public interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.