1 См.: Указ Президента РФ от 22 апреля 2013 г. № 375 «О проведении в Российской Федерации Года культуры» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 17, ст. 2112.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 23, ст. 2756.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 52, ч. I, ст. 7753.
4 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46, ст. 2615; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 48, ст. 6723.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 26, ст. 2519.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2965; 2014. № 45, ст. 6146.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7477.
8 См.: «Бурятия». 1994. 9 марта; 2015. 1 дек.
9 См.: Собрание законодательства Республики Дагестан. 2003. № 7, ст. 503; Дагестанская правда. 2015. 15 апр.
10 См.: Вестник Хакассии. 2005. 14 нояб.; 2015. 9 апр.
11 См.: Звезда Алтая. 2007. 1 июня; Официальный портал Республики Алтай. URL: http://www.altai-republic.ru (дата обращения: 08.07.2015).
12 См.: Ингушетия. 2009. 26 мая; 2015. 10 окт.
13 См.: Тихоокеанская звезда. 1996. 13 янв.; Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края. URL: http://laws.khv.gov.ru (дата обращения: 03.11.2015).
14 См.: Собр. законодательства Республики Карелия. 2001. № 2; Карелия. 2015. 22 окт.
15 См.: Кабардино-Балкарская правда. 2001. 22 авг.; Официальная Кабардино-Балкария. 2015. 6 марта.
16 Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва. 1999. № 20; Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва. 2015. № 19.
17 См.: Забайкальский рабочий. 2009. 18 февр.; 2009. 9 дек. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.07.2015).
18 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 26, ст. 2519; 2015. № 29, ч. 1, ст. 4359.
19 См.: Закон от 12 мая 2003 г. «О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан» (в ред. от 16 января 2015 г.) // Республика Татарстан. 2003. 16 мая; 2005. 17 дек.; 2015. 23 янв.
20 См.: Известия Мордовии. 1995. 22 сент.; 2015. 4 сент.
21 См.: Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1996. № 10; Собр. законодательства Республики Бурятия. 2007. № 10-11 (103-104); Бурятия. 2015. 13 янв.
А.А. Афанасьева
КОНСТИТУЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В статье на основе российского законодательства и международного права, научных исследований рассматривается вопрос о конституционных критериях ограничений прав человека.
Ключевые слова: ограничение прав и свобод человека, права и свободы человека, международное законодательство, конституционные критерии ограничений прав человека, Европейский союз.
A.A. Afanaseva
CONSTITUTIONAL CRITERIA FOR RESTRICTION OF HUMAN RIGHTSIN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE EUROPEAN UNION
In this article, on the basis of Russian legislation and international law, scientific papers and research, the author addressed the issue of the constitutional criteria for restrictions on human rights
Keywords: restrictions of rights and freedoms, human rights and freedoms, international legislation, constitutional criteria for restrictions on human rights, European Union.
© Афанасьева Анастасия Алексеевна, 2016
Соискатель кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
Исследуя положения Конституции РФ, а также конституций ряда государств Евросоюза, можно прийти к выводу, что конституционные ограничения прав человека в них рассматриваются как исключительные меры конституционно-правового характера, призванные защитить общественные интересы. При этом они во многих случаях носят исключительный характер, но общим является правило, что свобода одного индивида заканчивается там, где начинается свобода другого. Таким образом, закладываются критерии определения правомерности конституционных ограничений прав человека, к которым в первую очередь можно отнести необходимость гарантировать равные права и свободы всем физическим лицам, находящимся на территории государства, а также необходимость соблюдения и защиты интересов общества в целом.
Ограничение прав и свобод человека зачастую обусловливается различными факторами, в основном политико-правового свойства, имеющими определенные цели, которые осуществляются как правовыми, так и неправовыми способами и средствами, количественным или качественным умалением субъектами власти прав и свобод человека. К примеру, если говорить о Российской Федерации, к обстоятельствам, при наступлении которых могут вводиться ограничения прав человека, называются чрезвычайными. К ним относят следующие: чрезвычайное положение в государстве, при угрозе жизни нации и о наличии которого официально объявлено; бедствие или угроза бедствием (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии, нашествия вредных животных, насекомых или паразитов растений)1. Так, к примеру, после недавних событий, произошедших во Франции в 2015 г., правительство приняло решение установить чрезвычайное положение в стране. Такой режим строго ограничивает е основные права и свободы человека, в особенности свободу движения. и
Одновременно с ограничениями прав и свобод, которые распространяются а на все население государства, конституции иногда закрепляют персональное о лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребление ими. Например, ст.18 к Основного закона Республики Германия2 гласит: граждане, которые злоупотре- о
с
бляют свободой выражения мнений, в особенности свободой печати, свободой | преподавания, свободой собраний, свободой объединения, тайной переписки, в
е
почтовых или телеграфных сообщений, собственностью или правом убежища, о против свободного демократического строя, лишается этих основных прав. Также ю
Т5
следует отметить, что в конституциях часто предусматривается возможность |
временного ограничения некоторых прав и свобод при чрезвычайных обстоя- к
тельствах (война, стихийные бедствия и др.). Данный вопрос является крайне а
сложным и дискуссионным не только в России, но и за рубежом. |
Главной причиной ограничения прав и свобод граждан является возник- ии
новение чрезвычайной ситуации. В различных нормативно-правовых актах №
ряда стран могут быть использованы такие термины, как «исключительная 1
ситуация», «экстремальная ситуация» и др. К примеру, законы Великобрита- )
о 2
нии о защите королевства3, известные еще досоветскому военному праву как 6 ДОРА и новая ДОРА, основанием введения чрезвычайного положения называли исключительные обстоятельства. Данный термин вошел в употребление во время Первой мировой войны именно как юридическое понятие и означал «такое непредвиденное стечение или сочетание обстоятельств, которое требует немедленной деятельности или спасительных средств». Подобные проблемы могут возникнуть из-за войн, угрозы агрессии, вооруженного восстания, сепа- 179
ратистских движений, массовых движений, а также из-за иных обстоятельств, угрожающих суверенитету и существованию государства. Таким образом, в зарубежных странах основным критерием введения ограничения конституционного права служит законность.
Конституционное право как в России, так и в зарубежных странах, устанавливает возможность ограничения прав человека в чрезвычайных ситуациях. Решение о введении режима чрезвычайной ситуации принимается компетентными органами государства, следовательно, им принадлежит и право определять, какие права человека будут ограничены в данном конкретном случае и до какой степени. Конституция РФ делегирует полномочия в этой сфере Президенту РФ. В российской Конституции к экстраординарным ситуациям, в которых возможны такие ограничения прав человека, которые не допустимы при нормальном течении общественной жизни, относят состояние войны и чрезвычайную ситуацию. При сравнительно-правовом анализе некоторых нормативно-правовых актов стран Евросоюза можно сказать, что имеются различные чрезвычайные государственно-правовые режимы относительно ограничения прав и свобод человека. Например, чрезвычайное положение в Дании, Венгрии; осадное положение в Испании, Греции и Португалии; состояние войны в Италии и Франции; состояние напряженности и состояние обороны в Германии; ситуация угрозы и исключительное положение в Испании; военное положение в Великобритании; состояние опасности войны в Швеции4.
В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод5 закреплено, что данный документ является основным эффективным международным договором в области защиты прав и свобод человека, ст. 15 о чрезвычайном положении установлены ограничения, направленные на предотвращение злоупотребления государствами своими полномочиями.
В условиях чрезвычайного положения Нидерланды могут приостановить основные права личности, установленные Конституцией6: право свободно исповедовать свою религию или религиозные убеждения, если оно осуществляется не в зданиях или специально отведенных помещениях; право на свободное распространение своих взглядов или воззрений; право на создание общественных объединений; право на проведение собраний и демонстраций; право на неприкосновенность жилища; тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений; право на рассмотрение правонарушений и вынесение приговора, предусматривающего лишение свободы, только судом.
Конституцией Финляндии7 предусмотрена возможность ограничения прав человека в условиях чрезвычайного положения, но конкретный перечень прав установлен специальным нормативно-правовым актом.
В Португалии, так же как и в нашей стране, при введении чрезвычайного положения Конституцией закреплены такие права человека, которые не подлежат умалению. Так, согласно п. 6 ст. 19 Конституции Португальской Республики 1976 г. «введение осадного или чрезвычайного положения ни в коем случае не может затрагивать право на жизнь, на личную неприкосновенность, на индивидуальность, на гражданскую дееспособность и на гражданство, а также запрет на установление обратной силы уголовного закона, право на защиту подсудимого и свободу совести и вероисповедания»8. Перечень прав, которые государство вправе ограничить, является открытым.
Анализируя вышесказанное, можно сказать, что в конституционном праве государств Евросоюза для описания таких экстренных ситуаций, в которых требуются дополнительные ограничения прав человека, используются различные термины. На наш взгляд, все они описывают либо состояние войны, включая реальную угрозу ее возникновения, либо бедствие, создающее угрозу общественным интересам (стихийное бедствие, техногенную катастрофу или иное непредвиденное состояние, носящее указанный характер).
В случае объявления войны или чрезвычайной ситуации ограничению могут подлежать те права человека, которые не ущемлялись до их наступления, а те права, которые ограничивались и до этого момента могут ограничиваться более жестко, чем ранее. Например, общеизвестен тот факт, что в документах о правах человека, действующих на европейском уровне, запрещается такое ограничение права на жизнь, как смертная казнь. Однако в условиях войны введение такого ограничения не исключено. Право на информацию, свободу слова и печати ограничивается в мирное время существованием личной, семейной, государственной, профессиональной или иной тайны и необходимостью их охраны. Также передаваемая информация не должна содержать клевету. Тем не менее, во время войны и чрезвычайной ситуации может возникнуть необходимость ограничения передачи как через СМИ, так и частными лицами, иной информации, например, для того, чтобы избежать паники среди населения и обеспечить нормальное функционирование органов государственной власти, местного самоуправления и т. д. Следует отметить, что введение ограничений прав человека в подобных ситуациях может стать и своеобразной гарантией защиты некоторых прав, например, права на жизнь, ограничения права на свободу передвижения в виде запрета на въезд в опасные зоны в случае стихийных бедствий или техногенных катастроф.
Как показывает анализ конституционного законодательства европейских стран, в случае возникновения экстраординарных ситуаций чаще всего подлежат ограничению такие права, как: личная неприкосновенность и неприкосновенность жилища, свобода слова, печати, право на информацию, тайна переписки, свобода передвижения и выбора места жительства, свободы частной собственности и т.п9. В зависимости от положений конкретной конституции могут подлежать ограничению и другие права. Так, на основании п. 6 ст. 12-а Основного закона ФРГ может быть ограничена свобода прекратить работу по профессии или оставить рабочее место10.
Поскольку для европейских государств характерна концепция правового государства, то ограничения прав и свобод человека даже в указанных ситуациях должны также соответствовать критериям правомерности, приведенным выше. Безусловно, ограничению подлежат только те права, которые подлежат такому ограничению в соответствии с Конституцией.
1 См. п. «d» ст. 2 Конвенции № 29 Международной организации труда «Относительно принудительного или обязательного труда» (принята в г. Женеве 28 июня 1930 г. на 14-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 13, ст. 279.
2 См.: Конституции государств Европейского Союза / под ред. Л.А. Окунькова. М., 1997. С. 816.
3 Defence of the Realm Act 1914 г. Закон о защите королевства (Великобритания, 1914 г.). URL: www. world_history.academic.ru/1317/; The emergency Powers (Defense) Act 1939 г. URL: www.world_history. academic.ru/1317/ (дата обращения: 18.03.2016).
4 См.: Ализаде И.Ф. Ограничения прав и свобод человека в экстраординарных условиях: теория и практика зарубежных стран // Молодой ученый. 2009. № 12. С. 289-293.
5 См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. Март. 2001. № 3.
6 См. ч. «п» ст. 103 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л.А. Окунькова. М., 1999.
7 См.: Конституция Финляндии (г. Хельсинки 11 июня 1999 года). URL: www.www. finlex. fi/fi/laki/ kaannokset/1999/ru19990731.pdf (дата обращения: 23.02.2016).
8 Конституции государств Европейского Союза / под ред. Л.О. Окунькова. С. 525.
9 См.: Ализаде И.Ф. Указ. раб.
' См.: Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 157-158.