Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ИМПЛИЦИТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ИМПЛИЦИТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
378
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ДОСТУПНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ О ГЛАВЕ ГОСУДАРСТВА / ИМПЛИЦИТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СТАТУС ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лангнер Татьяна Сергеевна

Рассмотрены полномочия и функции Президента Российской Федерации, а также принадлежность его к одной из трех ветвей публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND IMPLICIT POWERS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The powers and functions of the President of the Russian Federation, as well as his belonging to one of the three branches of public power are being examined.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ И ИМПЛИЦИТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-l-121-125

2015-0066-1/23-608 MOSURED: 77/27-011-2023-01-807

Конституционные и имплицитные полномочия Президента Российской Федерации

Татьяна Сергеевна Лангнер

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Рассмотрены полномочия и функции Президента Российской Федерации, а также принадлежность его к одной из трех ветвей публичной власти.

Ключевые слова: Президент Российской Федерации, социально доступный нормативный правовой акт о главе государства, имплицитные полномочия, полномочия главы государства, внутренняя и внешняя политика Президента Российской Федерации, статус главы государства, Конституция Российской Федерации

Для цитирования: Лангнер Т. С. Конституционные и имплицитные полномочия Президента Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 121-125. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-121-125.

Original article

Constitutional and implicit powers of the President of the Russian Federation

Tatiana S. Langner

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia,

[email protected]

Abstract. The powers and functions of the President of the Russian Federation, as well as his belonging to one of the three branches of public power are being examined.

Keywords: President of the Russian Federation, socially accessible normative legal act on the head of state, implicit powers, powers of the head of state, internal and foreign policy of the President of the Russian Federation, status of the head of state, Constitution of the Russian Federation

For citation: Langner T. S. Constitutional and implicit powers of the President of the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(1):121-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-121-125.

XXI век обоснованно считается веком высоких технологий и прогресса. Человечество шагнуло вперед в различных областях: медицине, компьютерных технологиях, космосе и др. Однако, по мере развития нам, обществу, необходимы сдерживающие механизмы - нормативные правовые акты, которые регулируют наши права и обязанности, чем гармонизируют общее настроение в государстве, дают уверенность в завтрашнем дне.

Российская Федерация - сильное государство со смешанной формой правления, то есть во главе государства стоит Президент Российской Федерации, который является гарантом единства в системе публичной власти России. Данное единство достигается посредством разделения власти на: исполнительную, законодательную и судебную власти, что отражено в Основном законе Рос-

сийской Федерации. Президент Российской Федерации не относится ни к одной из вышеупомянутых властей, однако Конституция Российской Федерации и нормативные правовые акты России регламентируют их взаимодействие между собой.

При более глубоком изучении законодательства Российской Федерации о публичных органах власти Российской Федерации становится понятно, только должность Президента Российской Федерации не имеет самостоятельного документа. Конечно, его полномочия закреплены в Конституции Российской Федерации и во многих федеральных законах Российской Федерации, например, в Федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» [1] от 8 декабря 2020 г. № 394-Ф3, Федеральном конституционном законе от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Россий-

© Лангнер Т. С., 2023

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ской Федерации» [2], Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ [3], Законе РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 [4], Федеральном законе «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 [5], однако для полного понимания предназначения института Президентства, функций и полномочий данная правовая картина абсолютно неудобна и некорректна, как для правоприменителя, так и для законодателя.

Особый отпечаток накладывает юридическая безграмотность российского общества. Непонимание нормативных правовых актов Российской Федерации встречается даже среди дипломированных юристов, которые искаженно трактуют закон и его положения.

На наш взгляд, необходим нормативный правовой акт, толкование Конституционного суда Российской Федерации о вопросах полномочий и функций Президента Российской Федерации. Данный закон установит определенные границы для общества, предоставит ответы на существующие вопросы о полномочиях Президента Российской Федерации, а главное сформирует верное и грамотное общественное мнение.

Для начала стоит разобраться в том обилии прописанных полномочий Президента Российской Федерации, далее стоит упомянуть об имплицитных полномочиях (скрытых) и контрольных функциях.

Современная Конституция Российской Федерации разделяет публичную власть на 3 самостоятельных ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых регулирует определенную сферу жизни общества. В теории их взаимодействие четко и понятно разделяется, на практике, то есть в реальной жизни, четко разделить сферы влияния достаточно проблематично, каждая ветвь власти норовит стать ведущей и подчинить себе две другие.

Президент Российской Федерации в данной ситуации выступает «уравнителем», он имеет определенные властные полномочия в отношении каждой ветви власти.

Первой предлагаем рассмотреть судебную ветвь власти, которая существует со времен древней Руси и находится в постоянной эволюции. Деятельность судебной власти обладает определенной самостоятельностью от волеизъявления других ветвей власти, так ни законодательная, ни исполнительная власти никаким образом не могут оказать влияние на деятельность судов, решения которых имеют юридическую силу на территории всей Российской Федерации. Судебная ветвь власти имеет свою систему и разделена на 4 вида судопроизводства (административное, гражданское, уголовное и конституционное). В систему судебной власти входят мировые судьи, судьи общей юрисдикции, Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, арбитражные суды. Отправление правосудия осуществляется исключительно судьями Российской Федерации, которые проходят определенный отбор, чтобы иметь право осуществлять эту де-

ятельность. Данный краткий анализ судебной власти позволяет сделать вывод, что Президент Российской Федерации не выступает членом этой сложной системы, однако у него есть уникальное право - право на помилование осужденного человека.

Далее предлагается рассмотреть основные признаки исполнительной ветви власти. Решения, принимаемые органами исполнительной власти, подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации. Кардинальной характеристикой исполнительной власти является право Президента Российской Федерации на отправление в отставку Правительства Российской Федерации при условии выражения недоверия со стороны представительного органа [6]. Реализация деятельности исполнительной власти возлагается на государственные органы, которым предоставлены исполнительно-распорядительные функции, то есть они занимаются тем, что реализуют на практике принятые нормативные правовые акты. Для реализации поставленных задач государственные органы наделены административными ресурсами. Президент Российской Федерации вправе по рекомендации Председателя Правительства Российской Федерации назначить или освободить от должности заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров [7, с. 15]. Таким образом, можно сделать вывод, что Президент Российской Федерации обладает схожими характеристиками в вопросах своих решений (они обязательны к исполнению и действуют на всей территории Российской Федерации), а также государственные органы исполнительной власти находятся в его подчинении. Однако Президент Российской Федерации не является государственным органом и наделен руководящими и координационными полномочиями, что свидетельствует о невозможности относить его к исполнительной ветви власти.

Основными отличительными чертами законодательной власти являются: право законодательной инициативы (то есть ее представители вправе вносить изменения в действующее законодательство, принимать новые нормативные правовые акты, отменять не актуальные законы); осуществление правотворческой деятельности - создание совершенно новых нормативных правовых актов, отвечающих современной действительности жизни общества; коллегиальность принятия решения в отношении «судьбы» нормативных правовых актов путем голосования. Президент Российской Федерации также наделен правами законодательной инициативы и законотворчеством [8, ст. 104], он издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, однако, его правотворчество носит более узкий характер, нежели деятельность органов законодательной власти. Несмотря на то, что Президент Российской Федерации является носителем схожих полномочий с законодательной ветвью власти, он не является ее постоянным составляющим.

JURISPRUDENCE

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Президент Российской Федерации наделен схожими полномочиями со всеми 3 ветвями власти, однако назвать его представителем ни одной из них невозможно, его функции необходимы для поддержания баланса во властной системе. Его основная задачи - это руководство государством и представление интересов Российской Федерации на международном уровне.

Следующей функцией Президента Российской Федерации в сфере политического руководства является определение основного направления внутренней и внешней политики России. Выбранные пути и намеченные цели Президент Российской Федерации ежегодно озвучивает в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. В своих посланиях действующий Президент Российской Федерации озвучивает не только внутренние задачи, связанные с социальной, культурной и иными сферами, но и задает вектор сотрудничества с мировым сообществом, отстаивая геополитические интересы России и российских граждан.

Разумеется, Президент Российской Федерации осуществляет административные, конституционно-контрольные функции, исполнением поставленных задач занимаются соответствующие представители публичной власти и ведомства.

Говоря о внутренней политике, нельзя забывать и о внешней. Связано это с экономическими, социальными и культурными аспектами, а также вопросами безопасности. Ярким примером является текущая ситуация. Защита безопасности Российской Федерации от националистической агрессии с внешней стороны - это и внутренняя, и внешняя задача, осуществлением которой занимается не только Президент Российской Федерации, но и Вооруженные силы Российской Федерации, и министерство иностранных дел, и органы внутренних дел Российской Федерации. Однако вектор и конечное решение принимает Президент Российской Федерации, соответственно ответственность несет также он.

Внешняя политика действующего президента Российской Федерации, В. В. Путина, за последние годы сильно сказалась на жизни граждан Российской Федерации, на экономике страны. Существующие санкци-онные меры в отношении России стимулировали внутренний экономический сектор. На мой взгляд, этот пример хорошо демонстрирует сложенную командную работу Президента Российской Федерации, различных ведомств и 3 ветвей публичной власти. Благодаря тому, что каждое звено этой цепи знает свои полномочия и выполняет их - получается положительный результат.

Ранее речь шла о прописанных полномочиях Президента Российской Федерации, однако наука конституционного права выделяет скрытые полномочия - имплицитные.

Этот вид полномочий выделяет М. А. Краснов. Он разделяет скрытые и имплицитные (неявные) полномочия. Специфической чертой этих полномочий является

сложность в установлении их законности. Например, устное поручение независимому органу такому, как Генеральный прокурор Российской Федерации, «разобраться в каком-то вопросе подробнее». В данной ситуации Генеральный прокурор Российской Федерации не имеет право ослушаться «просьбы» Президента Российской Федерации, в связи с тем, что последний защищает, отстаивает и является гарантом прав и свобод граждан Российской Федерации. Таким образом, данное поручение является законным.

Под скрытыми полномочиями стоит понимать функции, которые логически вытекают из Основного закона Российской Федерации и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Имплицитные полномочия появляются одновременно с конституционными, однако серьезную роль играет время, в которое руководит конкретный глава государства. В зависимости от того, находится ли государство в кризисе или нет, скрытые полномочия будут трактоваться по-разному, конечно, немалое значение будет иметь и сама личность Президента Российской Федерации.

Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный юрист Российской Федерации, педагог и государственный деятель Н. В. Витрук в 1994 году выразился следующим образом: «Институт «скрытых (подразумеваемых)» полномочий органов государственной власти известен мировой конституционной практике, однако он используется с достаточной степенью осторожности и лишь в целях обеспечения эффективного действия принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов с тем, чтобы не допустить произвольного усиления одной ветви власти за счет другой. Признание существования «скрытых (подразумеваемых)» полномочий Президента Российской Федерации в условиях действия только что принятой федеральной Конституции и писаных законов, конкретизирующих нормы Конституции, означает неправомерное расширение полномочий Президента как главы государства за счет полномочий федерального парламента и федерального правительства» [9].

Б. С. Эбзеев и В. О. Лучин придерживаются мнения, что данный вид президентских полномочий очень опасен для государства, и применять его стоит крайне осторожно, учитывая ряд факторов, в том числе рейтинг доверия Президенту Российской Федерации: «Действующая Конституция Российской Федерации не предусматривает появления в периоды кризисов исключительных, или скрытых, полномочий главы Российского государства на основе надпозитивного права государственной необходимости. Согласно части 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности не по личному усмотрению, а в установленном Конституцией Российской Федерации порядке» [10].

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации (в отставке), Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора В. О. Лучина, выражает тревогу в отношении подрыва принципа «верховенства закона»: «Президент присвоил себе не только право назначать глав администраций субъектов Федерации, но также право разрешать или запрещать проведение выборов глав администраций. Таким образом, Президент сам устанавливает свои полномочия по принципу: «Своя рука владыка». Эта «саморегуляция», не ведающая каких-либо ограничений, опасна и несовместима с принципом разделения властей, иными ценностями правового государства. Президент не может рассматривать какие-либо вопросы, если это не вытекает из его полномочий, предусмотренных Конституцией. Он не может опираться и на так называемые «скрытые (подразумеваемые)» полномочия. Использование их в отсутствие стабильного конституционного правопорядка и законности чревато негативными последствиями: ослаблением механизма сдержек и противовесов, усилением одной ветви власти за счет другой, возникновением конфронтации между ними» [11].

В современном мире редко говорят о скрытых полномочиях Президента Российской Федерации, на наш взгляд, это связано с внутриполитическим климатом в России, высоким уровнем доверия Президента Российской Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что современное конституционное право переживает сложный период реформирования, долгий путь систематизации президентской власти на законодательном уровне. В предполагаемом нормативном правовом акте «О Президенте Российской Федерации» требуется четкое определение функций и полномочий главы государства, которые обозначены в многочисленных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также указать размах и организационно-правовых гарантий их реализации, которые должны носить социально доступный характер.

Список источников

1. Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации» от 08 декабря 2020 г. № 394-Ф3 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_370105/.

2. Федеральный конституционный закон от 06 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_366950/.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/.

4. Закон РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 2481/.

5. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_108546/

6. Радько Е. Д., Резниченко В. А. Институт президента в России и Франции : сравнительно-правовой анализ // Youth World Pol.

7. Прокофьев В. Н. Полномочия президента России в призме компонентов его конституционно-правового статуса // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2016. № 2 (109).

8. Конституция Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/3f8c850abc4dc2ba4207acc563b17 6d93bdcf5f7/.

9. Особое мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации Н. В. Витрука // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/2ca2c3f200 0a8e3a39fdc6945f0bb1591d64571f/.

10. Особое мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации Б. С. Эбзеева // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/360b0c8814 ceefe5a5fc8309e476b333d4fea2ca/|.

11. Особое мнение судьи Конституционного суда Российской Федерации В. О. Лучина // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/484573b853 cc6a5bcef0414f3bc6f012afd8d1d0/.

References

1. Federal Law № 394-FZ «On the State Council of the Russian Federation» dated December 08, 2020 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 370105/.

2. Federal Constitutional Law № 4-FKZ dated November 06, 2020 «On the Government of the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_366950/.

3. Federal Law № 414-FZ of December 21, 2021 «On General Principles of the Organization of Public Power in the Subjects of the Russian Federation» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/.

4. Law of the Russian Federation «On State Secrets» dated July 21, 1993 № 5485-1 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_2481/.

5. Federal Law «On Security» № 390-FZ of December 28, 2010 // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108546/.

6. Radko E. D., V. Reznichenko. A. Institute of the President in Russia and France: comparative legal analysis // Youth world Polish.

7. Prokofiev V. N. The powers of the President of Russia in the prism of the components of his constitutional and legal status // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2016. № 2 (109).

8. Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments

JURISPRUDENCE

approved during the all-Russian vote on July 1, 2020 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/3f8c850abc4dc2ba4207acc563b176d93 bdcf5f7/.

9. Dissenting opinion ofthe judge ofthe Constitutional Court of the Russian Federation N. V. Vitruk // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/2ca2c3f200 0a8e3a39fdc6945f0bb1591d64571£/.

10. Dissenting opinion ofthe judge ofthe Constitutional Court of the Russian Federation B. S. Ebzeev // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/360b0c8814 ceefe5a5fc8309e476b333d4fea2ca/.

11. Special opinion of the judge of the Constitutional Court of the Russian Federation V. O. Luchin // https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7552/484573b853 cc6a5bcef0414f3bc6f012afd8d1d0/.

Информация об авторе

Т. С. Лангнер - старший юрисконсульт правового отдела Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author T. S. Langner - Senior Legal Adviser of the Legal Department of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 25.01.2023; одобрена после рецензирования 27.02.2023; принята к публикации 13.03.2023.

The article was submitted 25.01.2023; approved after reviewing 27.02.2023; accepted for publication 13.03.2023.

Государственная служба в органах внутренних дел

Российской Федерации I

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации. Под ред. О. В. Зиборова, Б. Н. Комахина, Е. Н. Хазова. [О. В. Зиборов и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 223 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Изложены теоретические положения, на основе которых осуществляется практическая деятельность при прохождении государственной службы в правоохранительных органах. Учтены многочисленные изменения и дополнения законодательства, а также положительный опыт и практика деятельности различных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии России.

Для студентов вузов, курсантов и слушателей, обучающихся в юридических учебных заведениях МВД России по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.