Научная статья на тему 'Конституционные гарантии социального обеспечения в Российской Федерации'

Конституционные гарантии социального обеспечения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4569
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
конституционные гарантии / социальное обеспечение / Конституция Российской Федерации / конституционные права граждан / конституционные обязанности государства / constitutional guarantees / social se- curity / Constitution of the Russian Federation / consti- tutional rights of citizens / constitutional obligations of the state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитрий Павлович Геворкьян, Мурадис Гаджиевич Ханмагомедов

В статье рассматриваются конституционные гарантии социального обеспечения в Российской Федерации. В статье дается определение социального государства, определены цели и задачи государственной политики в социальной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional Guarantees of Social Security in the Russian Federation

The article discusses the constitutional guarantees of social security in the Russian Federation. The article defines the welfare state, defines the goals and objectives of state policy in the social sphere.

Текст научной работы на тему «Конституционные гарантии социального обеспечения в Российской Федерации»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10083

Конституционные гарантии социального обеспечения в Российской Федерации

Constitutional Guarantees of Social Security in the Russian Federation

Дмитрий Павлович ГЕВОРКЬЯН,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Юридического института Дагестанского государственного университета

Мурадис Гаджиевич ХАНМАГОМЕДОВ,

магистрант 2-го года обучения Юридического института Дагестанского государственного университета

E-mail: magistr119@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются конституционные гарантии социального обеспечения в Российской Федерации. В статье дается определение социального государства, определены цели и задачи государственной политики в социальной сфере.

Ключевые слова: конституционные гарантии, социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации, конституционные права граждан, конституционные обязанности государства

Abstract. The article discusses the constitutional guarantees of social security in the Russian Federation. The article defines the welfare state, defines the goals and objectives of state policy in the social sphere.

Key words: constitutional guarantees, social security, Constitution of the Russian Federation, constitutional rights of citizens, constitutional obligations of the state

Гарантии прав и свобод человека и гражданина — это система социально-экономических, юридических, политических, нравственных, организационных предпосылок, которые создают одинаковые возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

Социальное обеспечение так или иначе касается подавляющего большинства россиян. Достаточно привести лишь отдельные примеры. С 5 до 15 лет увеличена продолжительность страхового стажа, требуемого для назначения пенсии по старости. Введено дополнительное условие приобретения права на эту пенсию — наличие не менее 30 баллов индивидуального пенсионного коэффициента. Изменены механизмы индексации пенсий и их перерасчета работающим пенсионерам. Как отмечают авторы, постоянные

трансформации системы пенсионного обеспечения привели к тому, что население не знает о требованиях законодательства, не верит в его эффективность, осознанно уклоняется от страховых платежей; соответственно, увеличивается неформальная занятость. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет теперь исчисляются не из фактически утраченного застрахованными заработка, а из заработка, полученного в течение двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая, что серьезно снижает их размер. Если при введении компенсационной выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (1994 г.), ее размер составлял 50% от минимума оплаты труда, то ныне — лишь 50 руб.

Снижение гарантий реализации россиянами конституционных прав касается всей социальной сферы. Предъявляемые к социальным правам конституционные требования зачастую игнорируются как законодательными и исполнительными, так и судебными ветвями власти.

Для законодательства о социальном обеспечении конституционные ориентиры — это прежде всего положения ст. 7, 19, 37—40, 55 Конституции РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы.

Для развития отраслевого законодательства принципиальное значение имеет теоретическое и юридическое представление о социальности государства. Статья 7 Конституции РФ, как известно, относит признание России социальным государством к основам конституционного строя. Это обязывает публичную власть надлежащим образом осуществлять государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты на основе общепринятых в правовом и социальном государстве стандартов и гуманитарных ценностей. Социальный характер государства проявляется в установлении определенных гарантий, которые, в свою очередь, обусловливают цели и задачи государственной политики. В самом общем виде такие цели и задачи могут быть сформулированы следующим образом:

■ поддержание минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей человека уровня материального достатка;

■ минимизация негативных последствий экономических решений;

■ гарантия предоставления государственной помощи лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

■ защита слабой стороны в правоотношении.

В юридической литературе нет однозначного

определения социального государства. А.В. Га-бов пишет, что государство должно в своей политике руководствоваться балансом конституционных принципов свободы экономической деятельности и социального государства. В частности, оно «обязано обеспечить: а) заботу о благополучии, сохранение условий для нормального существования; б) минимизацию негативных последствий принимаемых экономических решений; в) предоставление государственной социальной помощи лицам, оказавшимся в сложной

жизненной ситуации; г) защиту слабой стороны в экономических отношениях (потребителей, пенсионеров и проч.) и т.д. В свою очередь, бизнес-сообщество должно не только создавать национальное богатство, но и обеспечивать приемлемый уровень социальной солидарности»1.

В научной литературе не прекращаются дискуссии о том, насколько Российское государство соответствует своей конституционной характеристике. Т.Я. Хабриева, утверждая, что государство должно быть сильным (эффективным), т.е. способным создать условия для благополучной жизни людей, в то же время обращает внимание на необходимость уточнения его социальной роли («социальное государство»)2.

В России по крайней мере речь идет не о каких-то завышенных притязаниях пожилых граждан, детей, инвалидов и иных социально уязвимых групп и личностей, а о гарантиях удовлетворения их жизненно необходимых потребностей, которые они по объективным причинам не могут удовлетворить надлежащим образом из-за отсутствия достаточных для этого личных средств. Так, в 2015 г. 33,2% пенсионеров полагали, что они живут хуже, чем до реформ, начавшихся в 1991 г. Если в конце 2014 г. своим материальным положением были довольны (в той или иной степени) 28,3% пенсионеров, то через год — 25,3%. Значительное число пожилых людей вынуждено экономить практически на всем, сохраняя прежними расходы лишь на текущие нужды.

О.В. Романовская и Г.Б. Романовский обращают внимание на то, что в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ говорится не о юридически четких социальных обязательствах государства, а лишь о направлении социальной политики. Это конституционное положение носит «мифический» характер: в нем определена цель, к достижению которой можно стремиться на протяжении нескольких поколений, причем не важен результат ее достижения в конкретный исторический момент3.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционный Суд РФ отмечает: хотя социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и поддержки граждан, однако по смыслу конституционных норм основное его содержание заключается в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию. Обеспечение, предоставляемое человеку

90

Образование. Наука. Научные кадры 2019 / № 2

обществом, государством, в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, призвано гарантировать определенный социальный комфорт, восстанавливать и поддерживать статус полноценного члена социума. То, как именно осуществляются социальная защита, социальное обеспечение граждан, свидетельствует о качественном состоянии государства и общества.

Предписание Конституции РФ (ст. 39) о га-рантированности права на социальное обеспечение обязывает государство выполнять соответствующую функцию всеми возможными способами, включая правовое регулирование. Поскольку реализация социальных прав зависит от деятельности государства, государственных органов и учреждений, законодателем должна быть конкретизирована и усилена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение корреспондирующих с этими правами обязанностей.

На сегодняшний день вопросы социального обеспечения требуют анализа.Общепризнаннно, что бедность и неуверенность в завтрашнем дне представляют угрозу для экономического развития страны.

Согласно Конституции РФ положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а политика России как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, относятся к основам конституционного строя. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г., ключевым фактором развития должны быть благополучие людей, достаток в российских семьях. «Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощнос-

ти... , а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв».

1 См.: Габов А.В. Баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов как условие реализации социальных гарантий // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: Монография / Отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М., 2015. С. 49.

2 См.: Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 35.

3 См.: Романовская О.В., Романовский Г.Б. Право на достойную жизнь в трудовом законодательстве: опыт конституционного измерения // Конституционные основы трудового права и права социального обеспечения: состояние и перспективы: Матер.иалы XIV Ежегодной науч.-практ. конф. юрид. ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова и V Междунар. науч.-практ. конф. «Кутафинские чтения» Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кута-фина / Отв. ред. А.М. Куренной. М., 2013. С. 266.

Список литературы

1. Азарова Е.Г. Конституционные требования к российскому законодательству о социальном обеспечении // Журнал российского права. 2018. № 7.

2. Козырева П.М., Смирнов А.И. Российские пенсионеры в условиях кризиса // Социальные исследования. 2017. N№ 1.

3. Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы // Журнал российского права. 2016. N№ 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.