Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ'

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
314
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционное право на объединение / гарантии осуществления деятельности общественных объединений / общественные объединения / основы правового статуса.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барахоева Е.А., Батыгова М.З.

В статье проводится обзор наиболее известных научных трудов, подготовленных отечественными учеными которые посвящены рассмотрению проблемных вопросов об общественных объединениях, раскрываются особенности конституционного регулирования гарантий осуществления деятельности общественных объединений, его юридическая природа и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ»

gs4 проблемы теории права ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-97-101 БАРАХОЕВА Елизавета Абубукаровна,

NIION: 2018-0076-5/22-665 ст. преподаватель кафедры

MOSURED: 77/27-023-2022-5-864 «Теория и история государства и права»,

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

e-mail: lizabarho@bk.ru

БАТЫГОВА Мадина Заяудиновна,

младший научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,

e-mail: madina.batygova@mail.ru

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Аннотация. В статье проводится обзор наиболее известных научных трудов, подготовленных отечественными учеными которые посвящены рассмотрению проблемных вопросов об общественных объединениях, раскрываются особенности конституционного регулирования гарантий осуществления деятельности общественных объединений, его юридическая природа и содержание.

Ключевые слова: конституционное право на объединение, гарантии осуществления деятельности общественных объединений, общественные объединения, основы правового статуса.

BARAKHOEVA Elizaveta Abubukarovna,

Senior Lecturer of the Department"Theory and History of State and Law",

FGBOU VO "Ingush State University".

BATYGOVA Madina Zayaudinovna,

Junior researcher fellow, FGBOU VO "Ingush State University"

CONSTITUTIONAL GUARANTEES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE ACTIVITIES OF PUBLIC ASSOCIATIONS

Annotation. The article provides a review of the most famous scientific works prepared by domestic scientists that are devoted to the consideration of problematic issues about public associations, reveals the features of the constitutional regulation of guarantees for the implementation of the activities of public associations, its legal nature and content.

Key words: constitutional right to association, guarantees for the implementation of the activities of public associations, public associations, basics of legal status.

Общественные объединения - это любое добровольное объединение граждан, созданное для достижения общественно-полезных, значимых целей, будь то культурное, политическое, социальное или любое другое направление развития общества [13, с. 92].

Основы правового статуса общественных объединений в структуре государства, обусловленные спецификой принципов конституционного строя и правом личности на объединение определены в Конституции Российской Федерации. Статья 13 определяет, что все общественные объе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

динения равны перед законом и запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Согласно статьи 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен-

ного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельства и запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Таким обра-зом,создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Конституция устанавливает, что все общественные объединения равны перед законом независимо от организационно-правовых форм. Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их деятельности. Порядок запрещения деятельности общественных объединений по мотивам, указанным в пункте 5, регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».Если общественное или религиозное объединение, либо иная организация, осуществляют действия, попадающие под признаки экстремизма, в их отношении судом может быть принято решение о ликвидации или запрете деятельности.

В рамках статьи 30 каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется и никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Основываясь на изложенной конституционной норме можно таким образом определить природу права на объединение. Конституционное право человека и гражданина на создание общественных объединений - это естественное право, относящееся к категории политических прав и свобод, пользования которым может быть ограничено только на основе федерального закона.

Общественные объединения выступают в качестве активных участников гражданского общества, что делает акцент на их перспективной и эффективной роли в разнообразных правовых отношениях, осуществляемых в государстве.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» развивает и уточняет вышеуказанные конституционные положения в части нормативного определения понятия «общественное объединение» (статья 5) [10, с. 52].

Проблема общественных объединений граждан является популярным объектом научного рассмотрения (исследования) отечественных и зарубежных ученых.

В отечественной литературе работы посвященные исследованию общественных объедине-

ний следующие: с позиции их социальной, экономической, политической и исторической значимости Т.С. Черемная «Взаимодействие органов власти и общественных объединений бизнеса в государственно-частном партнерстве в современной России: политологический анализ», на правовую тематику «Общественные объединения в системе конституционно-правовых отношений» И.В. Аленькин, «Общественные объединения как субъекты гражданского права», «Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации» В.Н. Шеломенцев, А.В. Орлов «Правовое положение общественных объединений в Российской Федерации», Н.А. Любутов «Конституционное право граждан на объединение: правовая природа и механизм реализации», А.И. Ястребова «Конституционно-правовые основы деятельности общественных объединений в системе обеспечения общественного порядка в Российской Федерации» др.

Значительный вклад в разработку современных научных представлений об общественных объединениях и государственном регулировании их деятельности внесли зарубежные юристы и социологи М. Дюверже, К. Джанда, Дж. Лаполам-бара, К. Лоусон, Д. Сартори, К.Р. Поппер и другие [17, с. 6].

К первостепенным международным актам, устанавливающим основы статуса общественных объединений, относятся также Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Документ Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению ОБСЕ от 29 июня 1990 г., Документ Московского совещания конференции по человеческому измерению ОБСЕ от 3 октября 1991 г., Венская Декларация и Программа действий от 25 июня 1993 года [11, с. 20].

Проблемы конституционно-правового регулирования и правового статуса общественных объединений имеют четко выраженное международно-правовое измерение. Как верно отмечает Кожевников О.А «мировая история наглядно показывает возрастающее значение ассоциаций граждан, оказывающих серьезное воздействие на политику государства не только внутреннюю, но и внешнюю, а также на международные отношения. Многие международно-правовые документы, например Парижская хартия для новой Европы (1990 г.), всемирной конференции по правам человека (1993 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), признали важную роль неправительственных организаций в деле поощрения и защиты всех прав

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

человека, в гуманитарной деятельности на национальном, региональном и международном уровнях и подчеркнули важность продолжения по этим вопросам диалога и сотрудничества между правительствами и неправительственными организациями [11, с. 21].

К проблеме общественных объединений повышается внимание также со стороны представителей органов государственной власти и общества. Свидетельством этого может быть огромное разнообразие форм и типов существующих объединений и их активное включение в общественную и государственную жизнь, а также активные изменения в законодательстве, расширение предмета его регулирования, принятие различных политических и правовых программных документов, отражающих значимость объединений в современном российском обществе.

В рамках данного исследования основная задача выявить основные гарантии осуществления деятельности общественных объединений.

Гарантии - это правовые условия, методы и средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод.

В конституционно-правовой науке существуют различные подходы к категории гарантий. Так, например Козлова Е.И., Кутафин О.Е. выделяют социально-экономические, политические и юридические гарантии, А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин, Витрук Н.В дополняют их также духовно-психологическими (нравственными) и организационно - техническими гарантиями [9, 14].

Как отмечает Богданова Н.А. общими юридическими гарантиями (в качестве юридических условий реализации права на объединение) являются основы конституционного строя и нормы-принципы, к которым относятся: демократический характер Российского государства (статья 1) и признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (статья 2), принцип разделения властей (статьи 10 и 11), принцип политического плюрализма и идеологического многообразия, равноправия объединений (статья 13), обязанность всех субъектов правоотношений соблюдать Конституцию и законы (статья 15), признание и гаран-тированность прав и свобод, их неотчуждаемость и запрет злоупотребления правами (статья 17), принцип равноправия и запрет дискриминации (статья 19), а также непосредственное действие прав и свобод (статья 18) и др. [8, с. 76].

Универсальный характер носят организационные юридические гарантии. Глава 7 Конституции содержит комплекс норм, посвященных созданию и функционированию судебной системы-предусматривает создание специальных органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

свобод - органов прокуратуры (статья 129), глава 4 закрепляет за Президентом Российской Федерации статус гаранта Конституции, а также прав и свобод (часть 2 статьи 80), глава 5 также вводит должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, как государственного защитника прав и свобод (пункт «е» части 1 статьи 103).

Особую роль играют права-гарантии, закрепленные в конституционных нормах. Так, в главе 2 Конституции устанавливаются, набор прав и их защиты и специальные юридические гарантии: государственная защита прав и свобод (часть 1 статьи 45); право самостоятельно осуществлять защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45); гарантия судебной защиты прав (часть 1 статьи 46) и доступа к правосудию (статья 52), возможность обращаться за защитой своих прав в межгосударственные органы (часть 3 статьи 46), закрепляется право обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) и решения органов публичной власти, их должностных лиц, объединений (часть 2 статьи 46), установлены также право на квалифицированную юридическую помощь (статья 48), гарантии судебных процедур (статьи 47, 49-50), гарантируется защита от злоупотреблений властью и право на возмещение вреда (статьи 52 и 53).

Законодательство определяет также гарантии в виде предоставления объединениям различных мер поддержки. Так, Федеральные законы «Об общественных объединениях» (статья 17) и «О некоммерческих организациях» (глава VI) детально описывают возможные меры экономической поддержки объединений.

В системе юридических гарантий необходимо выделить положения Конституции, касающиеся допустимых ограничений прав и свобод: в обычном порядке - только федеральным законом и лишь в той мере, в которой это необходимо для достижения конституционно значимых целей, и при условии, что такие ограничения не отменяют и не умаляют прав (статья 55), и при особом режиме чрезвычайного положения.

Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены меры поддержки, как экономического характера (например, предоставление имущества в пользование), так и неэкономического характера, такие как оказание методической, консультативной, организационной помощи органами государственной власти. Например согласно ст. 24 Закона Республики Коми от 27 декабря 1993 г. N ХП-17/5 «О социальной защите ветеранов в Республике Коми» государство гарантирует всемерно содействовать деятельности общественных объединений [4].

В соответствии законом Республики Ингушетия от 12 октября 1997 года № 15-РЗ «О поддержке молодежных и детских общественных объединений» молодежным и детским объединениям предоставляются следующие меры поддержки:

• получение в пользование, имущество, находящееся в государственной собственности в период своей деятельности;

• предоставление от органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Ингушетия информации о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной и молодежной политики;

• выделение Правительством Республики Ингушетия различного вида субсидий [5]. Различного рода дополнительные гарантии

в РФ также предусматриваются для отдельных групп объединений путем признания их объединениями, относящимися к одному из специально выделяемых типов, и в рамках формирования особых стимулирующих режимов взаимоотношений с государством.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что право на объединение является одним из важнейших основных прав личности, отличается комплексностью и универсальностью.

Многообразие форм его реализации обуславливают потенциал такого явления в жизни общества как объединения граждан. Они выступают одновременно гарантией статуса личности, инструментом реализации возможностей человека в рамках различных общественных отношений, средством организации общества и управления в нем, а также формой сосуществования людей.

Государство устанавливает различные гарантии реализации прав личности через объединения граждан. Государство создает и претворяет в жизнь гарантии их статуса и деятельности, как лиц самодостаточных и самостоятельных и государством также могут вводиться и ограничения этого статуса.

Содержание конституционно-правового статуса объединений происходит путем нормативного установления объема составляющих его элементов, часть таких элементов предопределены Конституцией и детализируются в законодательстве. Иные же элементы получают закрепление в конституционном или отраслевом законодательстве.

Все вышеуказанное, определяет, что гарантии играют важнейшую роль в конструировании статуса объединений.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс

[2] Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общественных объединениях») // КонсультантПлюс

[3] Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О противодействии экстремистской деятельности» // КонсультантПлюс.

[4] Закон Республики Коми от 27 декабря 1993 г. N XII-17/5 «О социальной защите ветеранов в Республике Коми»// Гарант.

[5] Закон Республики Ингушетия от 12 октября 1997 года N 15-РЗ «О поддержке молодежных и детских общественных объединений», // Консор-циумКодекс.

[6] Агишев Р. А. Конституционные основы и гарантии права человека и гражданина на объединение в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2014. №3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-osnovy-i-garantii-prava-cheloveka-i-grazhdanina-na-obedinenie-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 08.06.2022).

[7] Аленькин И.В. Общественные объединения в системе конституционно-правовых отношений: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2019. - 30 с.

[8] Богданова Н.А. Конституционное право. Общая часть: учебно- методическое пособие к лекциям и семинарам (программа дисциплины, тезисы лекций, практикум) // М.: ИКД «Зерцало -М». 2017.

[9] Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М.: НОРМА, 2008. 448 с.;

[10] Дорофеева Ж.П., Дудаев А.Б. Конституционно-правовая сущность взаимодействия общественных объединений с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции // Вестник БелЮИ МВД России. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovaya-suschnost-vzaimodeystviya-obschestvennyh-obedineniy-s-pravoohranitelnymi-organami-v-sfere (дата обращения: 27.05.2022).

[11] Кожевников О. А. Конституционно-правовой статус общественных объединений и его реализация Российской Федерации: автореф. дис.к. ю. н.М., 2003 г. 207 aURL: https://www. dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovoi-status-obshchestvennykh-obedinenii-i-ego-realizatsiya-v-rossiiskoi

[12] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 5-е изд. М.: Проспект, 2012.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

[13] Комурзоев, З. Б. Общественные объединения: теоретико-правовой анализ / З. Б. Комурзоев // Студенческий. - 2021. - № 21-4(149). - С. 90-93. - EDN YMDFOD.

[14] Кукушкин. М.И., Кокотов А.Н. Конституционное право России: учебник. / Отв. ред. М.: Юристъ, 2003. С. 149.

[15] Любутов Н.А. Конституционное право граждан на объединение: правовая природа и механизм реализации: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2011

[16] Орлов А.В. Правовое положение общественных объединений в Российской Федерации: автореф. Дис. канд. юрид. наук. М., 2004.

[17] Черемная Т.С. Взаимодействие органов власти и общественных объединений бизнеса в государственно-частном партнерстве в современной России: политологический анализ: автореф. дис. канд. полит. наук. М., 2015. - 21 с.

[18] Шеломенцев В. Общественные объединения в россии: теоретико-правовой и институциональный анализ: автореф. дис. д. ю. н. М., 2006 г. URL: https://www.dissercat.com/content/ obshchestvennye-obedineniya-v-rossii-teoretiko-pravovoi-i-institutsionalnyi-analiz/read.

[19] Ястребова А.И. Конституционно-правовые основы деятельности общественных объединений в системе обеспечения общественного порядка в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2012.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Konsul'tantPlyus

[2] Federal'nyj zakon ot 19.05.1995 N 82-FZ (red. ot 30.12.2020) «Ob obshchestvennyh ob"edi-neniyah») // Konsul'tantPlyus

[3] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 N 114-FZ (red. ot 01.07.2021) «O protivodejstvii ekstremistskoj deyatel'nosti» // Konsul'tantPlyus.

[4] Zakon Respubliki Komi ot 27 dekabrya 1993 g. N XII-17/5 «O social'noj zashchite veteranov v Respublike Komi»// Garant.

[5] Zakon Respubliki Ingushetiya ot 12 oktya-brya 1997 goda N 15-RZ «O podderzhke molodezh-nyh i detskih obshchestvennyh ob"edinenij», // Kon-sorciumKodeks.

[6] Agishev R. A. Konstitucionnye osnovy i garantii prava cheloveka i grazhdanina na ob"edi-nenie v Rossijskoj Federacii // Leningradskij yuridich-eskij zhurnal. 2014. №3 (37). URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/konstitutsionnye-osnovy-i-garan-tii-prava-cheloveka-i-grazhdanina-na-obedi-nenie-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 08.06.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

[7] Alen'kin I.V. Obshchestvennye ob"edineniya v sisteme konstitucionno-pravovyh otnoshenij: avtoref. dis. kand. yurid. nauk. M., 2019. - 30 s.

[8] Bogdanova N.A. Konstitucionnoe pravo. Obshchaya chast': uchebno- metodicheskoe posobie k lekciyam i seminaram (programma discipliny, tezisy lekcij, praktikum) // M.: IKD «Zercalo - M». 2017.

[9] Vitruk N.V. Obshchaya teoriya pravovogo polozheniya lichnosti. M.: NORMA, 2008. 448 s.;

[10] Dorofeeva ZH.P., Dudaev A.B. Kon-stitucionno-pravovaya sushchnost' vzaimodejstviya obshchestvennyh ob"edinenij s pravoohranitel'nymi organami v sfere protivodejstviya korrupcii // Vestnik BelYUI MVD Rossii. 2018. №1. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravo-vaya-suschnost-vzaimodeystviya-obschestven-nyh-obedineniy-s-pravoohranitelnymi-organ-ami-v-sfere (data obrashcheniya: 27.05.2022).

[11] Kozhevnikov O. A. Konstitucionno-pravovoj status obshchestvennyh ob"edinenij i ego realizaciya Rossijskoj Federacii: avtoref. dis.k. yu. n.M., 2003 g. 207 s. URL: https://www.dissercat.com/content/kon-stitutsionno-pravovoi-status-obshchestvenny-kh-obedinenii-i-ego-realizatsiya-v-rossiiskoi

[12] Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii: Uchebnik. 5-e izd. M.: Prospekt, 2012.

[13] Komurzoev, Z. B. Obshchestvennye ob"ed-ineniya: teoretiko-pravovoj analiz / Z. B. Komurzoev // Studencheskij. - 2021. - № 21-4(149). - S. 90-93. -EDN YMDFOD.

[14] Kukushkin. M.I., Kokotov A.N. Konstitucionnoe pravo Rossii: uchebnik. / Otv. red. M.: YUrist", 2003. S. 149.

[15] Lyubutov N.A. Konstitucionnoe pravo grazhdan na ob"edinenie: pravovaya priroda i mekh-anizm realizacii: avtoref. dis. kand. yurid. nauk. M., 2011

[16] Orlov A.V. Pravovoe polozhenie obshchestvennyh ob"edinenij v Rossijskoj Federacii: avtoref. Dis. kand. yurid. nauk. M., 2004.

[17] CHeremnaya T.S. Vzaimodejstvie organov vlasti i obshchestvennyh ob"edinenij biznesa v gosu-darstvenno-chastnom partnerstve v sovremennoj Rossii: politologicheskij analiz: avtoref. dis. kand. polit. nauk. M., 2015. - 21 s.

[18] SHelomencev V. Obshchestvennye ob"ed-ineniya v rossii: teoretiko-pravovoj i institucional'nyj analiz: avtoref. dis. d. yu. n. M., 2006 g. URL: https:// www.dissercat.com/content/obshchestvennye-obedi-neniya-v-rossii-teoretiko-pravovoi-i-institutsional-nyi-analiz/read.

[19] YAstrebova A.I. Konstitucionno-pravovye osnovy deyatel'nosti obshchestvennyh ob"edinenij v sisteme obespecheniya obshchestvennogo poryadka v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. kand. yurid. nauk. M., 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.