Научная статья на тему 'Конституционные демократы в Государственной думе (1906–1917 гг. ): зарождение парламентского ораторского искусства в России'

Конституционные демократы в Государственной думе (1906–1917 гг. ): зарождение парламентского ораторского искусства в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
743
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКОЕ ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / ПАРЛАМЕНТСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ РИТОРИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА / ОРАТОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ / PARLIAMENTARY ORATORY / ORATORICAL SKILL / POLITICAL RHETORIC / POLITICAL METAPHOR / ORATORS IN THE STATE DUMA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Патрикеева Ольга Алексеевна

Статья посвящена малоизученной проблеме — становлению парламентского ораторского искусства в России в начале ХХ столетия. Показана роль Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу слова, собраний, союзов, в становлении и развитии новой политической культуры России и, в частности, парламентского красноречия. На примере думских речей и докладов лучших ораторов — кадетов рассмотрены три основных стиля ораторских выступлений. Эталоном эмоционально-экспрессивного стиля служат думские выступления лучшего оратора, конституционных демократов, известного столичного адвоката Ф. И. Родичева; рационально-аналитического стиля — доклады и речи лидера кадетов, выдающегося российского историка П. Н. Милюкова; синтетического стиля — 183 выступления В. А. Маклакова — популярного московского адвоката, ученика знаменитого Ф. Н. Плевако, а также В. Д. Набокова — известного петербургского правоведа, отца выдающегося писателя и литературоведа В. В. Набокова. Подробно проанализирована их манера говорить, отдельно описаны любимые риторические приемы этих ораторов. Материал для подобного исследования дают воспоминания, письма, дневники журналистов, депутатов, служащих аппарата Государственной думы. Особую ценность представляют мемуары А. В. Тырковой-Вильямс — талантливого парламентского корреспондента, проработавшего в Государственной думе с 1906 по 1917 г. и представлявшего кадетскую газету «Речь». В статье также использованы стенограммы думских заседаний, периодическая печать того времени, новые архивные документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Te Constitutional Democrats in the State Duma (1906–1917): the Conception of the Parliamentary Oratory in Russia centuries

This article focuses on a little-studied problem — the formation of the parliamentary oratory in Russia at the beginning of the XX century. The role of the manifesto «On the Improvement of the State Order» from October, 17, 1905 is shown in the article. The manifesto proclaims the freedom of speech, assemblies and unions. It plays the great role in formation and development of the new political culture in Russia, in particular, parliamentary oratory. The article pinpoints contribution of the Constitutional-democratic party, which consists of the great number of professional eloquent politicians: lawyers, professors and lecturers of the universities, in the development of the domestic oratory. On the examples of the Duma`s speeches and reports made by the best orators-kadets we can examine three main styles of speeches, which have been distinguished from the time of Cicero in the rhetoric from the point of view of emotional and linguistic expressiveness: emotional-expressive, rational-analytic and synthetic, including the special features of the f rst 188 and the second styles. T e model of emotional-expressive style is the Duma speeches of the best speaker of the constitutional democrats, a well-known capital lawyer F. I. Rodichev; rational-analytic style — the speeches and the reports of the outstanding Russian historian P. N. Milyukov, the leader of the kadets; synthetic style — the speeches of V. A. Maclakov, a popular Moscow lawyer, a pupil of the famous F. N. Plevako, and also V. D. Nabokov — a well-known lawyer from Petersburg, the father of the outstanding writer and philologist V. V. Nabokov. Their timbre of the voice, diction, facial expression, gesticulation are analysed in detail. The favourite rhetorical methods of these orators are shown in the article. The materials for the research are taken from the memoirs, letters and diaries of the journalists, deputies and of ce employees of the State Duma. T e memoirs of A. V. Tirkova-Williams, a talented parliamentary correspondent, who worked in the State Duma from 1906 to 1917 as a reporter of kadet newspaper «Rech», are of great value. The short records of Duma`s sessions, periodical press of those times, the new archival materials are used in the article as well.

Текст научной работы на тему «Конституционные демократы в Государственной думе (1906–1917 гг. ): зарождение парламентского ораторского искусства в России»

УДК 94(47).083

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 2

О. А. Патрикеева

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ДЕМОКРАТЫ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ (1906-1917 гг.): ЗАРОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТСКОГО ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА В РОССИИ

Много лет я добиваюсь, чтобы кандидаты в депутаты Госдумы сдавали экзамены по культуре русской речи. Когда слушаешь, как говорят иные думцы, вздрагиваешь. Грустно. Никто не думает о том, что речь публичных деятелей может сильно воздействовать на окружающих... (Из интервью Л. А. Вербицкой корреспонденту «Российской газеты», 9 июля 2011 г.).

Политическая культура включает в себя элементы духовной культуры, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами и оказывают значительное влияние на формирование и развитие государственных и политических структур. Подобно тому, как культура определяет и предписывает нормы и правила поведения в различных сферах жизни, политическая культура определяет и диктует нормы поведения и правила игры в политической сфере. Важным аспектом политической культуры является ораторское искусство и, в частности, парламентское красноречие.

Поворотным пунктом в становлении и развитии новой политической культуры России начала ХХ в. стал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., провозгласивший свободу слова, собраний, союзов и создание законодательной Государственной думы. В конце декабря 1905 г. в стране развернулась компания по выборам в первое общенациональное представительство. Политические партии занялись организацией предвыборных митингов и собраний. «Городская интеллигенция валом валила на митинги, упивалась новым для нее искусством красноречия», — вспоминала талантливая журналистка, член ЦК Конституционно-демократической партии А. В. Тыркова [1, с. 388]. На собраниях и митингах в ход шли простые и доходчивые лозунги, нейтральные и разговорные слова, отдельные элементы высокого стиля, понятные широкой аудитории. Главные требования к подобным выступлениям — яркость, убедительность, запоминаемость. Само слово «оратор», как отмечали современники, «было брошено революционной волной в оборот» в 1905 г. именно «в смысле митингового агитатора» [2, с. 4]. Политическим партиям и союзам, участвовавшим в выборах, крайне не хватало опытных ораторов. Прежде чем приступить к публичным выступлениям, брали уроки декламации, даже пения и таким образом вырабатывали хорошую дикцию. Профессионально красноречивы

Патрикеева Ольга Алексеевна — д-р ист. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; е-шаП: о[email protected]

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки России в рамках выполнения работ по Соглашению № 14.В37.21.0952, от 07.09.12 по теме: «Российская общественность и власть в начале XX в.: реакция на революционный террор». Руководитель — О. А. Патрикеева.

© О. А. Патрикеева, 2013 г.

были только адвокаты и преподаватели университетов. Определенный опыт публичных выступлений имели гласные городских дум, губернских и уездных собраний. «Ораторский дар часто играл решающую роль при выборе партии», — признавался секретарь московской городской думы, член ЦК Конституционно-демократической партии Н. И. Астров [3, с. 150].

Уже в первую думскую избирательную кампанию партия кадетов, с полным основанием считавшаяся «профессорской», провела рекордное количество предвыборных митингов и собраний. Только в Москве их состоялось более 50 — больше, чем у всех их политических конкурентов по избирательной борьбе, взятых вместе [4, с. 30]. Конституционные демократы одержали убедительную победу на выборах в I Государственную думу. По единодушному мнению экспертов, к успеху оппозиции привели: с одной стороны, разрозненность и пассивность проправительственных сил, отсутствие в их рядах ярких ораторов и публицистов и, с другой — энергичная деятельность кадетских организаций. «Предвыборные собрания, зажигательные речи, широкое распространение программ и боевых газет — все это поражало воображение неопытного в выборном деле обывателя» [5, л. 33 об.], — оценивал агитационную работу конституционных демократов московский губернатор В. Ф. Джунковский.

Думские выступления потребовали от ораторов более сложных и разнообразных речевых средств, большей строгости и точности языка, юридической и экономической терминологии, сложных оборотов официально-деловой речи. В стенах парламента становились неуместными разговорные, а тем более жаргонные выражения. По свидетельству современников, «Дума облегчила политические карьеры людям, обладавшим даром произносить яркие речи» [6, с. 543].

Если тодержательная часть думских выступлений начала ХХ в. изучена в отечественной исторической науке достаточно подробно [7; 8; 9; 10], то способ их подачи, форма изложения затрагивались лишь попутно и эпизодически [11; 12], не становясь предметом специального рассмотрения. Между тем необходимость в подобном изучении давно назрела. По мнению исследователей, именно красоты так «остро не хватает» сегодняшнему политическому дискурсу [13, с. 276]. Настоящая статья — одна из первых попыток проанализировать стиль и манеру выступлений выдающихся ораторов дореволюционной Государственной думы.

Даже сегодня, спустя столетие, можно получить исчерпывающее представление об ораторских баталиях, разыгрывавшихся в зале заседаний Таврического дворца, благодаря высокому уровню стенографирования деятельности Думы. «Очень хорошо работал крайне важный в парламентской жизни стенографический отдел, — вспоминала А. В. Тыркова. — Состав стенографисток и, что не менее важно, корректоров тоже был отлично подобран» [1, с. 400]. Однако даже самые безупречные стенограммы думских заседаний не способны передать живой интонации разговорной речи, возможности в устном выступлении выразить свое отношение к произносимому не только словами, но и мимикой, жестом, тембром голоса, системой логических ударений и пауз. Такие внеязыковые средства речи очень оживляют выступление, экономят слова, компенсируют недоговоренное. «В отчетах мы только слушаем Думу, и то без интонаций, страшно важных, — с сожалением отмечал известный писатель и публицист В. В. Розанов, часто посещавший думские заседания. — Это очень мало. Это одна логика и грамматика. Нет колорита, цветов, запаха» [14]. Отчасти восполнить этот пробел, почувствовать «колорит», «цвета» и «запах» думских дебатов начала ХХ в. помогают воспоминания, письма, дневники их участников и свидетелей — депутатов,

членов правительства, журналистов, служащих аппарата Государственной думы [1; 6; 15; 16; 17; 18; 19]. В характеристиках думцев, как правило, присутствуют рассуждения об их манере говорить.

С точки зрения эмоционально-языковой выразительности, в риторике еще со времен Цицерона различают три стиля ораторского выступления: эмоционально-экспрессивный, рационально-аналитический и синтетический, вбирающий в себя особенности первых двух. «В Государственной думе не было недостатка в способных, талантливых ораторах, производящих впечатление, увлекающих слушателей; при этом каждый из них имел свои особенности», — отмечали публицисты того времени [20, с. 5].

Эмоционально-экспрессивный стиль в полной мере присущ выступлениям Федора Измайловича Родичева — известного столичного адвоката, члена ЦК Конституционно-демократической партии, депутата дореволюционной Государственной думы всех четырех созывов. «Он был художник слова, оратор Божьей милостью, — свидетельствовала А. В. Тыркова. — Он зажигал, захватывал, обладал даром переливать собственные гражданские чувства, глубокие, благородные, в сердца других, точно вино по стаканам разливал. Но он никогда не играл на мелких, а уж тем более злобных или низких чувствах толпы. В нем не было ни тени демагога. Ни тени дешевки. Он никого не тешил, не опускался до толпы. Он переливал в нее собственный политический пафос. Его за то и любила толпа, что он отрывал ее от обыденщины, приподымал» [1, с. 407]. Ф. И. Родичева часто сравнивали с Мирабо. Как и великий французский трибун, он начинал говорить очень медленно, тихо, постепенно все более и более воодушевляясь. Лучший оратор кадетов великолепно владел техникой речи: сильным выразительный голосом, четкой дикцией. «У Родичева громадный темперамент, какая-то дикая сила. Он бьет врага молотом, толчет его в ступке, мелет жерновами... Он потрясает залу. Бешеные аплодисменты не заглушают его громовой голос», — восхищались современники [21, л. 424]. Примечательно, что сравнение особого ритма ораторских выступлений Ф. И. Родичева с «ударом молота» приводят самые разные его слушатели. В их воспоминаниях он то «разражается целым каскадом эффектных фраз, производящих впечатление ударов молота» [22, с. 70], то придает словам «раздельно и с ударением произносимым, как бы силу удара молота по наковальне» [17, с. 68].

Впечатление от выступлений «русского Мирабо» и воздействие их на аудиторию усиливались благодаря его выразительной жестикуляции. Жест, как известно, уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами обостряет ее эмоциональное звучание, способствует лучшему ее восприятию. А. В. Тыркова вспоминала: «У Родичева, когда он говорил, была привычка высоко подымать правую руку, точно сбрасывать с пальцев фразу за фразой» [1, с. 477].

Любимым риторическим приемом Ф. И. Родичева, к которому он часто и охотно прибегал, была политическая метафора. Приведем лишь некоторые из примеров: «гнилой труп прошлого режима» [23, стб. 1494], «апостолы положения об усиленной охране» [23, стб. 1882], «рак лжи и произвола» [23, стб. 1885], «змея русского правосудия» [24, стб. 739]. Подобные обороты речи насыщали ее выразительными образами, удерживали внимание слушателей, надолго сохранялись в памяти. Самая известная политическая метафора Ф. И. Родичева — «столыпинский галстук» — прочно вошла в ряд крылатых выражений того времени.

Федор Измайлович Родичев — яркий пример публичного политика, регулярно появлявшегося на думской трибуне «для артикуляции социально значимых интересов» [25, с. 65], которые необходимо учитывать при принятии законов. Однако Ф. И. Родичев, непре-

взойденный обличитель произвола властей, был мало приспособлен для каждодневной, кропотливой законодательной работы. «Лучшие его речи были произнесены по поводу событий, возмущавших общественную совесть, — вспоминал один из депутатов-перводум-цев М. М. Винавер. — Я не могу себе представить его докладчиком по вопросу, требующему логической разработки. Партия выпускала его всегда, когда ставились вопросы боевые» [15, с. 255-256]. На этот факт указывали и недоброжелатели кадетов: «Это первый тенор кадетской партии. Его выпускают не для того, чтобы он проводил ту или иную мысль, но чтобы создал непременно то, а не иное настроение. Когда настроение готово, выходит кто-нибудь из разряда дельцов партии и делает, что предположено» [26, с. 39].

Одним из лучших думских ораторов по праву считался Василий Алексеевич Маклаков — член ЦК Конституционно-демократической партии, популярный московский адвокат, ученик знаменитого Федора Никифоровича Плевако. «Благодаря своему исключительному ораторскому таланту, Маклаков был незаменимым украшением партии, был ей нужен, как в опере нужна примадонна», — писала А. В. Тыркова [1, с. 464]. Ораторскому мастерству В. А. Маклакова отдавали должное и его политические противники. Так, лидер ультраправых В. М. Пуришкевич посвятил В. А. Маклакову одну из своих эпиграмм:

С твоим характером, с общительностью русской И с красотой твоих речей, Стыдись, в кагале палачей Быть утонченною закуской! [27].

Ораторские выступления В. А. Маклакова выдержаны в так называемом «синтетическом» стиле, сочетающем в себе логически строгий анализ и эмоциональные взлеты, последовательность академической, научной речи и страстное, горячее обращение к аудитории. «.Речи Маклакова замечательны не только изяществом и яркостью формы, но и силой критической мысли, уменьем при помощи тонкого анализа, вскрыть самую суть дела и обнаружить внутреннюю несостоятельность доводов и позиции своего противника», — подчеркивали современники [28, с. 444]. В отличие от Ф. И. Родичева сила В. А. Маклакова как оратора заключалась не в яростной атаке на политического оппонента, а в логике, развитии стройных аргументов. «Он сразу наводил внимание на главное, распределял в правильной перспективе общее положение и детали, считался с психологией слушателей, понемногу подчинял их себе», — свидетельствовала А. В. Тыркова [1, с. 462-463].

В. А. Маклаков был не только прекрасным оратором, но и опытным педагогом, обучавшим ораторскому мастерству начинающих агитаторов-кадетов. С января 1906 г. в Москве и Петербурге работали специальные курсы для подготовки партийных агитаторов на время избирательных кампаний. На курсах занимались не только члены столичных комитетов партии, но и представители провинциальных групп из Владимира, Ярославля, Смоленска, Калуги, Твери, Севастополя и других городов России. Перед слушателями выступали лучшие ораторы Конституционно-демократической партии: П. Н. Милюков, Ф. И. Родичев, В. А. Маклаков, А. В. Тыркова. «В Москве присяжный поверенный Маклаков делает кадетских "ораторов" в пять уроков, если только придет не заика», — иронизировало «Новое время» [29, л. 241 об.]. Сам же Василий Алексеевич отмечал, что специально «ораторству» не учил, поскольку «старание быть красноречивым» всегда считал большим недостатком. Выдержать чувство меры в использовании выразительных средств, не растворить содержание в «красивых» словах — в этом, по его мнению, заключалось мастерство оратора. В ораторах В. А. Маклаков прежде всего ценил свободу речи — умение «без запинок, без

остановок находить нужные слова, располагать их в правильные и плавные фразы» [30, с. 6], а также «колоритность и яркость языка» [30, с. 19]. Со своими учениками он просто обсуждал самые злободневные вопросы избирательной кампании: о тактике Конституционно-демократической партии в период думских выборов, программе партии по аграрному и национальному вопросам, правах женщин, о политической амнистии и т. д. и вместе с ними обдумывал, как на них отвечать. «.Самые слова "оратор" и "красноречие" как-то мало подходят к Маклакову. Его речи — это разговор со слушателями, но разговор, который ведется большим мастером слова», — писал впоследствии историк-эмигрант М. М. Карпович [31, с. 289].

Для начинающих кадетских ораторов, выступавших в основном в провинции, В. А. Маклаков и его соратник по партии А. А. Кизеветтер подготовили специальную брошюру «Нападки на Партию народной свободы и возражения на них». Идея ее издания принадлежала П. М. Долгорукову, обратившемуся осенью 1906 г. в ЦК Конституционно-демократической партии с предложением опубликовать краткое руководство по ведению полемики с политическими соперниками для партийных лекторов и агитаторов. По его мнению, необходимость подобной публикации диктовалась рядом причин: наступлением предвыборного агитационного времени, трудностью устройства агитационных курсов в провинции, недоступностью курсов для большинства агитаторов, удобством использования пособия для малоподготовленных ораторов [32, л. 118-118 об.]. В. А. Маклаков занимался обучением агитаторов Конституционно-демократической партии на протяжении всех четырех избирательных кампаний в дореволюционную Государственную думу.

При деятельном участии В. А. Маклакова в 1913-1914 гг. в Петербурге выходил ежемесячный журнал «Голос и речь» — специальное издание для «ораторов, юристов, проповедников, педагогов, певцов, лекторов, артистов и любителей красноречия». В особой рубрике журнала, озаглавленной «Парламентское красноречие», отмечались наиболее удачные выступления депутатов Думы.

В «синтетическом» стиле выступал с думской трибуны и известный столичный правовед, член ЦК Конституционно-демократической партии Владимир Дмитриевич Набоков — отец будущего классика мировой литературы Владимира Владимировича Набокова. Не секрет, что внешний вид оратора, его стиль, манера поведения часто более красноречивы, чем его слова. «Баловень судьбы, он был воспитан в тех светски-бюрократических верхах, где хорошие манеры были необходимой частью хорошего образования. Говорил он так же свободно и уверенно, как и выглядел. Человек очень умный, он умел смягчать свое умственное превосходство улыбкой, то приветливой, а то и насмешливой», — вспоминала А. В. Тыр-кова [1, с. 389]. Состоятельный русский аристократ и эстет В. Д. Набоков заслуженно считался самым элегантным депутатом дореволюционного российского парламента. «Среди разных думских зрелищ одним из развлечений были набоковские галстуки, — продолжала

A. В. Тыркова, — Набоков почти каждый день появлялся в новом костюме и каждый день в новом галстуке, еще более изысканном, чем галстук предыдущего дня» [1, с. 403-404]. Его костюмы, галстуки и даже «сверкающие запонки» [33, с. 128] часто становились «предметом подражания и зависти» [34, с. 238].

Современников покорял голос Владимира Дмитриевича, сильный, редкий по тембру, «задушевный и проникновенный» [34, с. 238], восхищало умение спокойно и уверенно отстаивать занимаемую позицию [22, с. 70]. «Наиболее изысканным думским оратором был

B. Д. Набоков, умевший резкие мысли облекать в самую корректную форму. Ему, между прочим, кадетская фракция поручила прочесть с трибуны и комментировать ответный

Адрес Думы на тронную речь. Это выступление Набокова было по изяществу формы образцом парламентского красноречия», — считал соратник В. Д. Набокова по кадетской партии князь В. А. Оболенский. [6, с. 354]. «Набоков говорил на пятерку, лучше всех. И голос, и манеры у него прекрасные», — восторгалось «Новое время», не замеченное в симпатиях к конституционным демократам [35].

Эталоном рационально-аналитического стиля, спокойного по тону, близкого к академической речи, выдержанного в строгих логических категориях, служили выступления лидера Конституционно-демократической партии Павла Николаевича Милюкова. «В речах Милюкова, как и в его писаниях, не было блеска. — отмечала А. В. Тыркова. — Но он ясно, точно, умно ставил и развивал политические вопросы, делился с аудиторией своими обширными знаниями, развивал политическое понимание избирателей, будил в них сознательное отношение к общественным делам. Это были речи опытного лектора, привыкшего обучать студентов» [1, с. 389]. Схожие характеристики ораторского мастерства лидера кадетов содержатся и в газетных отчетах о думских заседаниях. «Речь депутата Милюкова по обыкновению была весьма содержательна, но очень суха и малорельефна», — писало «Новое время» [36]. «Речь этого оратора всегда страдает длиннотами и больше похожа на профессорский доклад», — вторил ему октябристский «Голос Москвы» [37].

Доклады и выступления лидера конституционных демократов всегда находились «под особым прицелом» его политических противников. Так, предвыборные собрания Конституционно-демократической партии часто использовали для пропаганды собственных идей социал-демократы и эсеры. Они криками прерывали ораторов-кадетов, вступали с ними в шумные дискуссии, распространяли среди присутствовавших на собраниях свои листовки и прокламации. За многими видными кадетскими деятелями «закреплялись» специальные агитаторы левых. Выступления П. Н. Милюкова чаще других прерывал некий социалист по партийной кличке «товарищ Абрам». По воспоминаниям А. В. Тырковой, он преследовал Милюкова с митинга на митинг, «как тень иль верная жена» [1, с. 390]. (Как выяснилось впоследствии, под кличкой «товарищ Абрам» скрывался Н. В. Крыленко — будущий видный советский деятель, председатель Верховного трибунала СССР.)

В Государственной думе выступления П. Н. Милюкова вызывали особенное раздражение депутатов ультраправых партий и союзов. «Когда наступала моя очередь говорить, — вспоминал лидер кадетов, — П. Н. Крупенский пускал по скамьям правых и националистов записку: "Разговаривайте" — и начинался шум, среди которого оратора невозможно было расслышать. Не говорю уже об оскорбительных выражениях, сыпавшихся с этих скамей по нашему адресу» [19, с. 13]. П. Н. Милюков достойно парировал эти выпады. «Он разбивает противника с высокомерной вежливостью, за которой чувствуется ясный, холодный ум», — свидетельствовала А. В. Тыркова [38, л. 19].

Говоря об ораторах-кадетах в Государственной думе Российской империи, нельзя не упомянуть ее первого председателя — талантливого русского юриста и общественного деятеля, одного из основателей Конституционно-демократической партии Сергея Андреевича Муромцева. Его речь, манеры, стиль руководства думскими заседаниями вызывали неизменное восхищение депутатов и журналистов. «Он был изыскан в выражениях, как изыскан был в мыслях. В ответ на приветствия он не "благодарил", а "низко кланялся". И самую знаменитую первую речь свою к Государственной Думе начал с простой, но торжественной, на старинный лад формулы: "Кланяюсь Государственной Думе". Уродство слова, как уродство мысли, причиняло ему боль», — вспоминал М. М. Винавер [39, с. 375]. С. А. Муромцеву в полной мере было свойственно

удивительное чувство ритма, столь необходимое хорошему оратору. Любопытный факт приводит В. В. Набоков, описывая в автобиографическом романе свою пешую прогулку с отцом и С. А. Муромцевым в окрестностях небольшого курортного городка в Германии: тогда Сергей Андреевич попросил юного Володю Набокова «не гоняться за бабочками», дабы не нарушать общий «ритм прогулки» [40, с. 208]. По мнению современников, С. А. Муромцев оставался лучшим из всех руководителей дореволюционной Государственной думы. «Второй такой председатель едва ли когда будет стоять во главе наших законодательных учреждений», — констатировал либеральный «Вестник Европы» [41, с. 441].

Итак, Конституционно-демократическая партия, объединившая передовые интеллектуальные силы страны, выдвинула из своей среды наиболее подготовленных и талантливых ораторов Государственной думы. Ораторы-кадеты внесли неоценимый вклад в развитие парламенского красноречия, российской политической культуры в целом. Лучшие думские выступления Ф. И. Родичева, В. А. Маклакова, В. Д. Набокова, П. Н. Милюкова, А. С. Муромцева, яркие по форме и глубокие по содержанию, до сих пор остаются непревзойденными образцами парламентского ораторского искусства России.

Источники и литература

1. Тыркова-Вильямс А. В. На путях к свободе: Воспоминания. М.: Слово, 1998. 560 с.

2. Маклаков В. А. Плевако. М.: Типо-литогр. И. Н. Кушнеров и К., 1911. 47 с.

3. Астров Н.И. Воспоминания. М.: Изд-во Гос. публичной исторической библиотеки, 2000. 360 с.

4. Выборы по г. Москве в Государственную думу первого призыва. Отчет Московской городской управы о составлении избирательных списков и о производстве выборов. Приложение к «Известиям Моск. город. Думы». М.: Городск. типогр., 1908. 72 с.

5. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1327. Оп. 2. Д. 40. «Донесения губернаторов министру внутренних дел П. Н. Дурново на его телеграмму от 29 марта 1906 г. о причинах успеха на выборах крайних партий.

6. Оболенский В. А. Моя жизнь. Мои современники. Париж: Ymca-Press, 1988. 753 с.

7. Аврех А. Я. Царизм и IV Дума. М.: Наука. 1981. 292 с.

8. Николаев А. Б. Протокол заседаний: совещания Государственной думы с представителями фракций, частного совещания Государственной думы и Временного комитета Государственной думы 27 февраля — 3 марта 1917 года: введение, текст и комментарии // Таврические чтения 2011. Актуальные проблемы истории парламентаризма. Международная научная конференция. Сб. науч. статей. СПб.: Центр истории парламентаризма, 2012. С. 223-340.

9. Патрикеева О. А. Первая Государственная дума и женское избирательное право // Клио. 2002. № 2. С. 95-101.

10. Смирнов А. Ф. Государственная дума Российской империи 1906-1917 гг. Историко-правовой очерк. М.: Книга и бизнес, 1998. 624 с.

11. Буланакова М. А., Куликов С. В., Патрикеева О. А. Ораторы России в Государственной думе. Т. 1. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003. 382 с.

12. Буланакова М. А., Куликов С. В., Патрикеева О. А. Ораторы России в Государственной думе. Т. 2. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2004. 400 с.

13. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М.: Никколо-Медиа, 2002. 320 с.

14. Розанов В. В. В Таврическом дворце // Новое время. 1906. 4 июня.

15. Винавер М. М. Вожди кадетской партии: Из воспоминаний // Новый журнал (Нью-Йорк). 1945. № 10. С. 250-262.

16. Глинка Я. В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906-1917. Дневник и воспоминания. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 400 с.

17. Головин Ф. А. Воспоминания Ф. А. Головина о Государственной думе // Исторический архив. М.: Ин-т истории АН СССР. 1959. № 6. С. 56-81.

18. Маклаков В. А. Власть и общественность на закате старой России: воспоминания современника. Т. 3. Париж: Изд-во журнала «Иллюстрированная Россия», 1936. 501 с.

19. Милюков П. Н. Воспоминания. В 2 т. Т. 2. М.: Современник, 1990. 446 с.

20. Воронов Л. Н. Пора за дело. К выборам в Государственную думу. М.: Типо-литогр. Владимира Чичерина в Москве. 1906. 40 с.

21. Рукописный отдел Института русской литературы Российской академии наук (РО ИРЛИ). Ф. 285. Оп. 1. Д. 48. Дневник Смирновой-Сазоновой С. И. Январь-сентябрь 1906 г.

22. Могилянский М. М. Первая Государственная дума. СПб.: Изд-е В. М. Пирожкова. 1907. 200 с.

23. Государственная дума. Стенограф. отчеты. Созыв первый. 1906 г. В 2 т. СПб.: Издание офиц., 19061907. Т. 2. 2013 с.

24. Государственная дума. Стенограф. отчеты. Созыв второй. 1907 г. В 2 т. СПб.: Издание офиц., 1907. Т. 2. 784 с.

25. Кирьянов И. К. Думцы начала ХХ века: обретение парламентской идентичности // Таврические чтения 2011. Актуальные проблемы истории парламентаризма. Международная научная конференция, С-Петербург, Таврический дворец, 8 декабря 2011 г. Сб. науч. статей. СПб.: Центр истории парламентаризма. 2012. С. 63-72.

26. Васильев Н. П. Правда о кадетах. СПб.: Типогр. «Мирный труд». 1907. 95 с.

27. Пуришкевич В. М. В. А. Маклакову // Мирный труд (Харьков). 1907. № 5. С. 4.

28. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Новый энциклопедический словарь. В 86-т. Т. 25. Пг.: Изд-во Брокгауз-Ефрон. 1916. 960 с.

29. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 1072. Т. 14. Материалы В. А. Дмитриева-Мамонова.

30. Маклаков В. А. Плевако. М.: Типо-литогр. И. Н. Кушнеров и К., 1911. 47 с.

31. Карпович М. М. Библиография // Новый журнал (Нью-Йорк). 1950. Кн. 24. С. 289-290.

32. Государственный исторический музей г. Москвы (ГИМ). Отдел письменных источников. Ф. 31. Оп. 1. Д. 21. Письмо кн. П. М. Долгорукова к В. А. Маклакову от 16 сентября 1906 г.».

33. Луначарский А. В. Три кадета. СПб.: Изд-е «Шиповник», 1907. 162 с.

34. Чуковский К. И. Дневник, 1901-1929. М.: Советский писатель, 1991. 541 с.

35. Пиленко А. А. Из Государственной думы // Новое время. 1906. 14 мая.

36. Пиленко А. А. Из Государственной думы // Новое время. 1908. 13 мая.

37. Хроника. Из Государственной думы // Голос Москвы. 1911. 30 окт.

38. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. 629. Оп. 1. Д. 16. Дневник Тырковой А. В. 1906-1907 гг.

39. Винавер М. М. Муромцев — председатель Думы // Сергей Андреевич Муромцев. Сб. ст. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1911. С. 365-380.

40. Набоков В. В. Другие берега // Набоков В. В. Собр. соч. Т. 4. М.: Изд-во «Правда», 1990. С. 133-304.

41. Арсеньев К. К. Из общественной хроники // Вестник Европы. 1910. Кн. 11. С. 440-457.

Статья поступила в редакцию 27 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.