Научная статья на тему 'Конституционное собрание: модели законодательного закрепления'

Конституционное собрание: модели законодательного закрепления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституция / Конституционное Собрание / нормотворчество / государственное устройство / Constitution / Constitutional Assembly / rule-making / government structure.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Дмитрий Алексеевич, Макаров Валентин Александрович

Основной закон нашей страны предполагает наличие Конституционного Собрания, точнее федерального конституционного закона, принятие которого предусмотрено ст. 135 Конституции РФ (той же статьей предусмотрены отдельные положения о Конституционном Собрании). Конституционное собрание – временно действующий, нормотворческий, созываемый по решению высших органов законодательной власти или народа Российской Федерации, орган, целью деятельности которого является принятие Конституции, а равно внесение изменений в Основной закон. Перед наукой конституционного права стоит достаточно важная задача государственного строительства в виде разработки основ Конституционного собрания, как теоретических, так и практических, которые будут в последствие использованы при продолжении государственного строительства. В настоящей статье исследуются проекты федеральных конституционных законов «О Конституционном Собрании Российской Федерации», проводится их изучение, выявление наиболее существенных особенностей, достоинств и недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL ASSEMBLY: MODELS OF LEGISLATIVE CONSOLIDATION

The Basic Law of our country presupposes the existence of a Constitutional Assembly, or rather a federal constitutional law, the adoption of which is provided for in Article 135 of the Constitution of the Russian Federation (the same article provides for separate provisions on the Constitutional Assembly). The Constitutional Assembly is a temporary, rule-making, convened by decision of the highest bodies of legislative power or the people of the Russian Federation, a body whose purpose is to adopt the Constitution, as well as introduce amendments to the Basic Law. The science of constitutional law faces a rather important task of state building in the form of developing the foundations of the Constitutional Assembly, both theoretical and practical, which will subsequently be used in the continuation of state building. This article examines the draft federal constitutional laws “On the Constitutional Assembly of the Russian Federation”, studies them, and identifies the most significant features, advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «Конституционное собрание: модели законодательного закрепления»

Конституционное собрание: модели законодательного закрепления

Кузнецов Дмитрий Алексеевич,

аспирант кафедры гражданского и корпоративного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета

E-mail: 79818103325@yandex.ru

Макаров Валентин Александрович,

аспирант кафедры конституционного права Санкт-Петербургского государственного экономического университета

E-mail: valentin.makarov.98@mail.ru

Основной закон нашей страны предполагает наличие Конституционного Собрания, точнее федерального конституционного закона, принятие которого предусмотрено ст. 135 Конституции РФ (той же статьей предусмотрены отдельные положения о Конституционном Собрании). Конституционное собрание -временно действующий, нормотворческий, созываемый по решению высших органов законодательной власти или народа Российской Федерации, орган, целью деятельности которого является принятие Конституции, а равно внесение изменений в Основной закон. Перед наукой конституционного права стоит достаточно важная задача государственного строительства в виде разработки основ Конституционного собрания, как теоретических, так и практических, которые будут в последствие использованы при продолжении государственного строительства. В настоящей статье исследуются проекты федеральных конституционных законов «О Конституционном Собрании Российской Федерации», проводится их изучение, выявление наиболее существенных особенностей, достоинств и недостатков.

Ключевые слова: Конституция, Конституционное Собрание, нормотворчество, государственное устройство.

Основной закон нашей страны предполагает наличие Конституционного Собрания, точнее федерального конституционного закона, принятие которого предусмотрено ст. 135 Конституции (той же статьей предусмотрены отдельные положения о Конституционном Собрании). В науке конституционного права нет единого подхода к вопросу о формировании Конституционного Собрания [3, с. 43-49]. В одной из своих работ С.А. Авакьян отмечал, что отсутствие ФКЗ о конституционном собрании создает существенный пробел в правовом регулировании, препятствующий изменению основного закона [1, с. 48-91]. Мы сосредоточимся на изучении проектов ФКЗ «О Конституционном собрании» и более подробно рассмотрим их. Начнем с анализа предложений по созданию данного нормативного акта, а также понятия конституционного собрания. Дадим определение понятию Конституционное собрание. Конституционное собрание - временно действующий, нормотворческий, созываемый по решению высших органов законодательной власти или народа Российской Федерации, орган, целью деятельности которого является принятие Конституции, а равно внесение изменений в Основной закон. Бормотов В.Е. [2, с. 91-95] определял ряд критериев, которые должны быть наиболее важными при создании конституционного собрания. Это количество членов, срок полномочий, принципы и способы образования. Так, по способам выборов собрание предполагается разделять на: избираемые народом из числа кандидатов, избираемые из числа депутатов Совета Федерации. По принципам образования можно разделить на избираемые и образуемые из числа представителей законодательной власти или государственных органов, или же избираемых полностью.

История проектов Конституционного собрания достаточно сложна и чрезвычайно интересна. Так, один из первых проектов Конституционного собрания еще в 1994 г. один из последних был предложен в 2020 г. Шустов А.Г., в одной из своих статей, выдвигает достаточно интересный и очень важный тезис, который может объяснить причины отсутствия ФКЗ «О Конституционном собрании»: «Оговорка ч. 2 ст. 135 Конституции РФ может толковаться двояким образом: 1) как предусматривающая принятие «общего» ФКЗ о Конституционном Собрании; 2) как предусматривающая принятие ad hoc «специального» ФКЗ о «конкретном» Конституционном Собрании, созываемом на основе этого закона по конкретному предложению о пересмотре Конституции РФ, поддержанному Советом Федерации и Государственной Думой. В Государственной Думе возобладала вторая позиция - ФКЗ явля-

5 -о

сз ж

■с

ется не «общим», а «специальным» законом. Такой подход, с одной стороны, внешне кажется охранительным, нацелен на максимальное недопущение пересмотра Конституции РФ и является своего рода временно непреодолимым пределом изменения, но, с другой стороны, он подразумевает, что пересмотр все же может происходить на основе «подходящей» инициативы и по правилам, выгодным политическому большинству, что совершенно не исключает, а, скорее, даже предполагает принесение неизменяемости в жертву политическим интересам и необходимости.» [7, с. 3-15]. Подобная ситуация не может не внушать опасения за судьбу Российского государства. При этом, автор оценивает этот тезис, по-видимому, положительно, а вместе с тем, отсутствие ФКЗ определяет, как средство обеспечения неизменности Конституции.

В части научно-исследовательской проблематики вопросы конституционного собрания остаются по настоящее время не в полной мере изученными: авторами настоящей статьи был обнаружен лишь один автореферат кандидатской диссертации, по-свящённой данной проблематике, за авторством О.Е. Шишкиной[8], которая достаточно подробно разрабатывала терминологический аппарат в данной сфере, а так же предложила свой проект ФКЗ, однако, в настоящей статье он проанализирован не был, в связи с невозможностью ознакомиться с диссертацией автора. Рассмотрим основные черты основных проектов ФКЗ «О Конституционном собрании», ранее внесенных в Государственную Думу.

Первым был проект 1994 г. О. Румянцева. Он представлен в двух вариантах, мы же рассмотрим вариант Б. Так, по данному проекту, собрание созывалось в течение месяца с момента вынесения предложения об изменения основного закона, принятого 3/5 голосов членов парламента суммарно, деятельность собрания ограничивается периодом от полугода до года, депутатов суммарно 1031 человек, кроме членов Федерального собрания туда входят делегаты субъектов федерации. Обеспечение деятельности возлагалось на аппарат Конституционного собрания, состоящий из аппарата Федерального собрания, местом нахождения определяется Кремль. Собрание в праве образовывать комитеты и комиссии, образовывает рабочую плату и юридическое совещание.

Следующим был проект В.П. Заволинского № 98052983-2 1998 г. Он являлся одним из самых коротких и состоит из 16 статей. Срок полномочий собрания равен году, предложение вносилось Президентом, Парламентариями в численности группы не менее 1/5 от числа парламентариев палаты, и затем проходило голосование с порогом не менее 3/5 от суммарного числа депутатов. в состав собрания входят лица, являющиеся по должности членами органа, делегировавшего полномочия, ~ а также лица, избранные в делегаты законодатель-g ными собраниями субъектов. Делегаты по долж-~ ности: Президент главы КС, ВС, ВАС, представи-5в тели от субъектов РФ, а также парламентарии,

при этом, субъекты избирают делегатов в определенном количестве от населения. Председателем является председатель КС, собрание созывается на 12 день после подведения ЦИК России итогов выборов делегатов субъектов. Для решения отдельных вопросов создаются комитеты собрания, для координации и деятельности собрания создается совет, в который входят председатель, заместитель, и главы комитетов.

Следующим проектом был проект Лукьянова (Внесен в Госдуму 30.06.2000 г.) Авторы законопроекта № 97018921-2 А.И. Лукьянов, Б.Б. Наде-ждин, Е.Б. Мизулина, В.В. Володин, В.А. Крюков. Основные черты данного законопроекта следующие: так срок полномочий не может быть более 6 месяцев, субъектами законодательной инициативы, в отличие от предыдущего проекта, где любой мог предлагать изменения в законопроекты, были Президент, члены Федерального собрания, представители законодательных органов, правительство. Созыв происходит на тринадцатый день поле принятия Советом федерации решения о внесении изменения 1,2 и 9 главы. Членами являются: Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатели ВС РФ и ВАС РФ. Кроме того, Государственная дума представляет 100 делегатов в конституционное собрание. Президент назначает еще 100 членов, имеющих высшее юридическое образование. Председателем является глава Конституционного суда. Так же возможно формирование рабочей палаты, техническое обеспечение возложено на аппарат Президента.

Проект Ковалёва 2000 г. № 4800-3. Был одним из самых объёмных и масштабах: он насчитывал 9 глав и 101 статью, в то время как прочие не многим превышали 30 статей. Членами собрания являются 450 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, на всеобщем тайном, равном голосовании. Субъекты инициативы - Парламент, Президент, законодательные органы субъектов РФ, Правительство. Рассмотрение проводится Государственной Думой или Собранием в течение 2 месяцев, с момента подачи предложения, далее, в течение 14 суток, после постановления соответствующей палатой Парламента, принимает рассмотрение вторая сторона. В срок не превышающий 14 суток, ЦИК России принимает решение о назначении даты выборов, однако, дата не должна быть позднее 4 месяцев с момента принятия решения о назначении голосования. Депутаты избираются с помощью двухмандатной окружной системы, кандидаты выдвигаются как от населения, так и от общественных организаций. Предусмотрен определенный порядок избрания и сопутствующего избирательного процесса, полномочия депутата собрания могут быть прекращены досрочно, по общему правилу прекращаются в день роспуска собрания. Собрание состоит из председателя (председатель Государственной Думы), совета собрания, рабочей палаты (не более 90 человек), комиссий и объединений членов Конституционного

собрания. При этом, Парламент, ВС и КС, Президент и Правительство назначают представителей в собрание. Уполномоченный по правам человека в праве принимать участие в процессе разработки Конституции. Председатель собрания - так же выборный, порядок работы регламентирован не в регламенте, а в ФКЗ. Для обеспечения деятельности создается аппарат Конституционного собрания.

Проект Депутатов Государственной Думы В.И. Алкснис, С.Н. Бабурина, И.К. Викторов, И.В. Савельева 2007 года № 488365-4 отличался следующими чертами: созыв осуществлялся Государственной думой, при этом решение принимается на основании голосования членов Парламента и не мене 3/5 голосов за созыв, собирается на 1 заседание не ранее 1 и не позднее 3 месяцев, с момента принятия решения о созыве собрания. Члены в соответствии с законом: депутаты Государственной Думы, представители органов исполнительной власти в Совете федерации, Президент, члены общественной палаты Российской Федерации, а кроме того, членами становятся представители государственных академий наук и представители субъектов РФ. Без права голоса в деятельности Конституционного собрания принимают участие:

а) члены Правительства Российской Федерации;

б) руководители субъектов Федерации; в) судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи КС, ВС и ВАС; г) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители; д) по одному представителю от каждой зарегистрированной в установленном федеральным законом порядке политической партии. Собрание проводится в одном из городов федерального значения, а непосредственное место определяется в постановлении Государственной думы. Для непосредственного руководства деятельностью собрания принимается регламент. После принятия регламента избирается председатель и президиум собрания. В отличие от других проектов, собрание образует счетную комиссию, с целью подсчета голосов. Отдельно регламентируется подписание текста Конституции, завершение работы собрания.

Депутаты Романов А.В и Федоров Е.А. в 2015 году так же внесли очередной проект ФКЗ № 874565-6. Так, исходя из данного законопроекта, полномочиями по созыву и подтверждению проекта Конституции или по подтверждению неизменности обладает Президент, с поддержкой не менее 3/5 депутатов Государственной думы, в состав входят руководители представительного органа населения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, по предложению Президента от города с населением свыше 100 тыс. чел. может быть представленном до 5 представителей. Материально-техническое обеспечение возложено на аппарат Президента, а кроме того, отдельно прописано материальное обеспечение членов собрания. Создание рабочей палаты и ограничение по сроку детальности не предусматривалось: вопрос о сроке деятельности решал Президент.

Следующие два проекта были внесены депутатом Государственной думы В.В. Бортко № 3163077. В первом проекте срок полномочий собрания равен 6 месяцам, предложения об изменении в Конституцию вносятся в Государственную думу, окончательное утверждение об одобрении внесения изменений принимается Советом Федерации, созыв происходит не менее чем через три дня после принятия решения о одобрении внесения изменений в Конституцию, предложения вносятся в Государственную Думу, а не в само собрание. Государственная Дума и Президент назначают по сто членов конституционного собрания, при этом назначаются Президентом предложения о назначении членов собрания, поступают Президенту от представителей общественных образовательных, при этом не назначаются депутаты Федерального собрания, список направляется Президенту не менее чем за 10 дней утверждается за 3 дня. Председателем является глава КС, создается совет Конституционного собрания, образуется рабочая палата в составе 90 человек, из числа членов собрания, обеспечение деятельности собрания возлагается на аппарат Президента.

Второй проект В.В. Бортко 2018 г№ 381271-7. Общие положения совпадали с предыдущим проектом, однако, вопрос о принятии решения о созыве и изменений принимает Совет Федерации, созывается через 3 суток после принятия решения, место и время определяются Советом Федерации. Членами Конституционного Собрания по должности являются: Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и представители Государственной Думы. Президент представляет кандидатуры членов собрания (100 членов). Списки направляются за 10 суток, подписываются за 3 суток. Президент участвует лично или через представителя. Председателем является глава Конституционного суда, заместители избираются из числа членов собрания, их не менее трех. Структуру составляет рабочая палата и совет Конституционного собрания, состоящий из председателя заместителей президента и председателя Совета Федерации. Рабочая палата образуется из числа членов собрания и не более 90 человек. Президент принимает решение о референдуме и дате его проведения. Текст новой Конституции выносится на всенародное голосование. Не позднее 5 дней после принятия собранием решения о вынесении Конституции на всенародное голосование. С момента принятия решения о проведении всенародного голосования полномочия собрания прекращаются.

Последним по хронологии является проект группы депутатов Государственной Думы, возглавляемой Зюгановым Г.А. № 1046036-7 в 2020 году. Основными чертами данного законопроекта являются следующие: срок полномочий составляет один год с первого заседания, организационное обеспечение возложено на Президента. Собрание состо-

5 -о

сз ж

■с

ит из 335 человек: Из этого числа 10 человек входят по должности, 225 по избранию и 100 по назначению. Члены по должности: Президент Российской Федерации; Председатель Государственного Совета; Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Председатель Правительства; Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации; Генеральный прокурор; Председатель Центральной избирательной комиссии; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Члены по назначению включаются: Президентом (20 представителей от юридической науки и 20 представителей от общественных и религиозных организаций), Совет федерации (направляет 20 человек из своего состава) и Государственная Дума (40 человек из своего состава). Члены конституционного собрания - граждане Российской Федерации, выборы назначаются Президентом не позднее чем за 65 дней до дня голосования, подготовка выборов обеспечатся ЦИК России. Членам собрания обеспечивается неприкосновенность, материально- техническое, финансовое и социальное обеспечение на время работы собрания. Срок созыва собрания установлен промежутком от 3 до 6 месяцев с момента принятия решения Федеральным собранием о созыве Конституционного собрания. Создаётся аппарат Конституционного собрания, формирующийся из числа сотрудников аппаратов Президента, Совета Федерации и Государственной Думы. Органами собрания являются: Президиум (решает текущие вопросы), секции (подготовка и редактирование проектов изменений), рабочая группа (координация деятельности секций), экспертная группа (экспертная оценка норм конституции), редакционная комиссия (обобщение предложений и концепций проектов конституции), счётная комиссия (проведение соответствующих видов голосования). Возможно образование объединений, но не менее 20 человек в объединения. Большое количество статей посвящено организационным вопросам и процессуальным аспектам, часть из этих вопросов могла бы найти отражение в регламенте собрания, а не в ФКЗ. Предусматривается возможность принятия решения о новой Конституции как в виде всенародного голосования, так и голосованием конституционного собрания.

В качестве аналитического вывода можно выдвинуть ряд тезисов: прежде всего о методе комплектования конституционного собрания, роли и значении ветвей власти и отдельных палат Парламента, сроках деятельности и типах системы созыва Конституционного собрания, а также порядке окончания полномочий. Отдельным значимым вопросом представляется роль данного органа, как средства разрешения конституционных конфлик-~ тов. В связи с этим разъясним данные положения ~ более подробно.

Главным и основным элементом всего ФКЗ яв-ав ляется порядок созыва Конституционного собра-

ния. Так, исходя из проанализированного, можно выделить несколько базовых систем комплектования: всенародная (прямая прим. См. Проект Ковалева) и производная (парламентско-президентская прим. См. прочие проекты). Так, производную можно разделить на парламентскую (где решение о созыве и порядок комплектовании принимает Парламент (первый проект Бортко В.В., проект Лукьянова, проект Румянцева В ред. Б, проект Алксинс, Бобурина) и президентская (Президент принимает более активное участие в комплектовании Конституционного собрания (Второй проект В.В. Бортко, проект Романова и Федорова). Отдельно можно выделить проект Зволинского, так как возможности при принятии решения о созыве может принимать и Президент, и Парламент. Системы обладают плюсами и минусами, однако, о них в данном случае говорить не беремся. Стрельников О.А. так же предлагал классификацию проектов ФКЗ по принципу формирования в виде деления на проекты, в основу которых положена выборность, и проекты в основу которых положен принцип должностного и статусного формирования^, с. 25-33].

Вторым наиболее важным элементом проекта ФКЗ является порядок комплектования собрания. Так, большинство проектов предполагают комплектование из числа депутатов Парламента и представителей субъектов Федерации или представителей, определенных Президентом или представленных партиями и объединениями. Так же можно говорить и о смешанной системе (См. проект Зюганова). Данная система комплектования, в качестве положительных черт, обладает оперативностью, компактностью, возможностью быстрого проведения первого заседания в кратчайшие сроки. Однако, при наличии конституционного конфликта между ветвями власти или внутри Парламента между крупными фракциями, данная система может дать сбой и при проведении разработки нового закона конфликт может только лишь обостриться, в связи с попаданием тех же лиц, что и породили конфликт, в учредительный орган. Кроме того, система удобна в плане политического содержания, так как «случайные» лица не попадают в парламент и возникает барьер от личностей не имеющих политического опыта.

Ранее выделенный проект Ковалева, содержит систему комплектования через всенародные выборы, которые контролирует и проводит ЦИК России. Основные минусы состоят в том, что система не оперативна, крайне громоздка и принимает на себя большее количество бюджетных расходов, направленных на финансирование деятельности собрания, а, вместе с тем, не оперативна. Однако, плюсы перевешивают: максимальная легитимность, прямое выражение воли Народа Российской Федерации, новые лица в политике (так как для разрешения конституционного конфликта может потребоваться привлечение сторонних политических сил, или прямое решение Народа России). При этом, сроки на созыв собрания в данном случае приближаются к полугоду.

Вопрос о сроке деятельности Конституционного собрания разрешается в двух вариантах: либо деятельность ограничивается совершением действия или неким юридическим составом, фактом, либо определенным периодом времени (от 6 месяцев до года). Порядок окончания полномочий ограничивается юридическими фактами: либо приятием Конституции, либо принятием решения о назначении всенародного референдума о принятии Конституции (второй проект Бортко), или принятием решения о неизменности Конституции. Считаем более логичным прекращать полномочия Конституционного собрания с моментом подписания текста, принятого Народом Российской Федерации текста Президентом и председателем КС и ВС, председателями обеих палат Парламента и Генеральным прокурором, главой ЦИК России.

Не менее важным является вопрос о том, кто возглавляет Конституционное собрание: как правило это председатель Конституционного суда, однако в отдельных случаях, это Президент, или председатель одной из палат Парламента, а также избираемые самим собранием председатели.

Соотношение ветвей власти, представлено в виде полномочий по формированию, ведению собрания и председательству. Большинство проектов предполагают перекос либо в сторону Парламента, либо в сторону Президента, при этом, количество проектов, имеющих «президентский» уклон явно больше. Конституционное собрание должно быть равно отдалено от всех ветвей власти и быть неподконтрольным любой ветви власти, не зависеть от каких-либо конфликтов государственных органов. Данная независимость может быть обеспечена только через прямую выборность делегатов Конституционного собрания.

Интересным является вопрос о структуре собрания: как правило выделяется комитеты и комиссии, а также рабочая палата. В отдельных случаях (проект Румянцева) создается юридическое совещание или экспертная группа (проект Зюганова), как отдельный орган специалистов, разрабатывающих нормативно-правовые изменения в Конституцию непосредственно. Это достаточно положительный момент, поскольку деятельность разработчиков закона должна быть максимально квалифицированной. Однако, проекты не предусматривают создания отдельного (коллегию юстиции) органа, который коллективно разрабатывает Конституцию и обеспечивает правовую поддержку, возможно в связи с сложностью формирования. Так же надо заметить, что структура Конституционного собрания, как правило, похожа на структуру палат Парламента.

Аппарат собрания комплектуется или на базе аппарата Президента, или смешанным образом, с привлечением аппарата Государственной Думы и Совета федерации.

Автор предполагает, что более эффективны были бы следующие изменения в проекты ФКЗ или в новом проекте ФКЗ:

Аппарат собрания должен создаваться самим собранием и не привлекать к участию аппарат Президента, а комплектоваться иным образом. Делегатом должны быть представлены жалование и социальное обеспечение и все необходимые условия.

Необходимо создание смешенной системы комплектования собрания: в собрание необходимо включать, Парламент, КС, ВС, а также представителей Президента, дополнять избираемыми представителями. Возможно, отдельно продумать вопрос комплектования правового аппарата собрания. Крайне проблематичным выступает вопрос комплектования собрания посредством всенародных выборов, так как процедура длительна, сложна и затратна, однако, вопрос о том, каким образом необходимо комплектовать собрание должен разрешаться посредством определения основных ценностей, применимых при формировании собрания, а также целей, вынесенных на рассмотрение этого собрания.

На основании всего выше изложенного можно сформировать ряд выводов, однако, необходимо оговориться о различных путях решения вопроса о ФКЗ «О Конституционном собрании»: вариантов ФКЗ может быть множество, но самое важное обеспечить, как максимальное участие Народа России в функционировании собрания и механизмы, предусматривающие антикризисный формат Конституционного Собрания, для функционирования в условиях политического кризиса, и предотвращения событий 1993 года. Народ России должен сам решать вопросы своей государственности и не насильственным путем. Опыт прошлых лет должен был научить Российский Парламентаризм хранить демократию и власть народа, как единственное средство стабильности государство, что и должно быть продемонстрировано парламентом в принятом ФКЗ.

Наиболее приемлемым считаем проект Ковалёва, как демократический и воплощающий в себе сущность Народовластия. Однако, необходимо внести некоторые поправки, касающиеся структуры собрания в данном проекте и введения коллегии юстиции, разрабатывающей изменения в конституцию, а также содействующей деятельности конституционного собрания. Необходимо обеспечить независимость собрания от всех ветвей власти в равной мере. Возможно, имеется смысл разработки и иного проекта на базе одного из проектов, парламентского типа, как более компактного и удобного: необходимо в таком случае изменить порядок комплектования собрания. Так, нужно вводить в Конституционное собрание полностью состав КС и ВС, председательствовать должен или глава КС, или старейший из членов, Президент не должен принимать участия в выборах, как глава государства. Конституционное собрание должно находиться там, где сочтет необходимым, окончанием срока деятельности собрание должно быть подписание Основного закона председателями КС, ВС, Президентом, Генпрокурором, председателями обеих палат парламента, главой ЦИК России.

5 -о

сз ж

■с

Срок действия должен быть неограничен. Суверенность прав и неприкосновенность делегатов (в период работы собрания) должна быть полной и безоговорочной, а порядок формирования коллегии юстиции должен формироваться общественно-правовыми организациями, университетами, и научными организациями, в прочем, допустимы и иные варианты.

Четян М.А., Даниелян Г., в одной из своих статей, анализируя ФКЗ «О Конституционном собрании» указывали следующее, с чем автор настоящей стати вынужден согласиться: «Проанализировав данные проекты (проекты ФКЗ с 1994 по 2007, а так же проект С.А. Авакьяна - Примечание автора), можно сделать вывод о том, что они направлены на снижение роли принципа выборности при формировании Конституционного Собрания, что обуславливает защиту существующей системы власти, а также на повышение значения Федерального Собрания при пересмотре Конституции, что явно противоречит самому Основному Закону...» [6, с. 28-32]. Насколько подобная ситуация была бы правильной и поддержали бы ее отцы основатели нашей нынешней Конституции, в 1993 году писавшие ее текст, остаётся неизвестным.

Автор должен также заметить, что достаточно нечасто поднимается вопрос функций конституционного собрания. Объяснение в этому видится следующим образом: Свистунова Л.Ю. [4, с. 22652281] в своей статье рассматривал функции парламента, как органа государственной власти, совокупность приводимых данным специалистам функции парламента, дает основания предполагать, что Конституционное собрание так же может иметь аналогичные функции, но при этом у Конституционного собрания существует еще одна существенная функция - учредительная.

Фомин А.А. в одной из своих статей анализирует конституционно-правовые основы реализации мер безопасности в условиях кризисных ситуаций, давая следующее определение мерам безопасности: «Меры безопасности - надлежащий правовой механизм защиты интересов социума.» [5, с. 1117]. Возникает интересное предположение: а не является ли мерой, так сказать, конституционно-правовой безопасности для общества, самое существование ФКЗ «О Конституционном собрании» но не как средство охранения стабильности, а как элемент системы сдержек и противовесов, обеспечивающий Народовластие? Вопрос остается открытым.

Не исключаем возможность введения двойной системы созыва Конституционного собрания: по воле Народа, в порядке референдума, через прямое голосование с применением системы комплектования по проекту Румянцева, с предоставлением прямого волеизъявления Народу Российской Федерации и невозможностью Парламента ~ и Президента вмешиваться в ведение выборов ^ конституционного собрания и одновременно бо-~ лее компактной парламентско-президентской мо-■г. дели собрания, как более оперативной, созывае-

мой по воле и решению Парламента или Президента, но в случае чрезвычайных обстоятельств и с согласия КС, ВС и Генерального прокурора совместно. Подобное регулирование может быть излишним, однако, защита Конституционного строя, противодействие конституционным конфликтам и обеспечение прав Народа Российской Федерации на волеизъявление, должны быть высшей ценностью для разработчиков ФКЗ «О Конституционном собрании». Стрельников О.С. в ранее упомянутой работе выделял весьма ценный принцип формирования конституционного собрания, в виде баланса интересов, который определял следующим образом: ««Конституционное Собрание формируется с учетом соблюдения принципа баланса интересов, включающего в себя интересы как федеральных органов государственной власти, так и интересы субъектов Российской Федерации»» [5, с. 25-33]. Автор полагает, что в случае создания двухвариантной системы формирования Конституционного собрания, в качестве одного из основной системы «на случай конституционного кризиса» должен лечь именно данный принцип.

Вместе с тем, необходимо заметить, что перед наукой конституционного права стоит достаточно важная задача государственного строительства в виде разработки основ Конституционного собрания, как теоретических, так и практических, которые будут в последствие использованы при продолжении государственного строительства.

Литература

1. Авакьян С.А. Конституционное Собрание Российской Федерации: концепция и проект федерального конституционного закона // Вестник Московского университета. - Серия: Право. № 2. 2005. С. 48-91.

2. Бормотов В.Е. Конституционное собрание РФ: модели формирования. // Известия Саратовского университета. Т. 10. Сер. Социология. Политология. № 4. 2010. С. 91-95.

3. Никулин Е.В. Крутько Е.Б. Правовые и политические проблемы созыва конституционного собрания в Российской ф6дерациии: Истори-ко- правовой анализ. // Юридические записки. № 2. 2014. С. 43-49.

4. Свистунова Л.Ю. Конституционное закрепление и реализация основных функции законодательного представительного органа государственной власти в Российской Федерации. // Научный журнал КубГАУ. № 101. 2014. С.2285-2281.

5. Стрельников О.А. правовое регулирование конституционного собрания в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 8. С. 25-33.

6. Фомин А.А. Конституционно правовые основные реализации мер безопасности в условиях кризисных ситуаций. // Вестник СГЮА. № 5. 2012. С. 11-17.

7. Четян М.А. Даниелян Г. Конституционное собрание Российской Федерации: различные подходы его формирования. // Государство и право в XXI веке. № 2. 2016. С. 28-32.

8. Шустов А.Г. Разно уровневая модель изменения конституции РФ: механизмы обеспечения конституционной стабильности. // Конституционное и муниципальное право. № 5. 2019. С. 3-15.

9. Шишкина О.Е. Конституционное собрание Российской федерации, как орган учредительной власти. / Автореф. дис. На соискание степени кандидата юридических наук, Владивосток. 2004. С. 28.

CONSTITUTIONAL ASSEMBLY: MODELS OF LEGISLATIVE CONSOLIDATION

Kuznetsov D.A., Makarov V.A.

St. Petersburg State University of Economics

Annotation. The Basic Law of our country presupposes the existence of a Constitutional Assembly, or rather a federal constitutional law, the adoption of which is provided for in Article 135 of the Constitution of the Russian Federation (the same article provides for separate provisions on the Constitutional Assembly). The Constitutional Assembly is a temporary, rule-making, convened by decision of the highest bodies of legislative power or the people of the Russian Federation, a body whose purpose is to adopt the Constitution, as well as introduce amendments to the Basic Law. The science of constitutional law faces a rather important task of state building in the form of developing the foundations of the Constitutional Assembly, both theoretical and practical, which will subsequently be used in the continuation of state building. This article examines the draft federal constitutional laws "On the Constitutional Assembly of the

Russian Federation", studies them, and identifies the most significant features, advantages and disadvantages.

Keywords: Constitution, Constitutional Assembly, rule-making,

government structure.

References

1. Avakyan S.A. Constitutional Assembly of the Russian Federation: concept and draft of the federal constitutional law // Bulletin of Moscow University. - Series: Law. No. 2. 2005. P. 48-91.

2. Bormotov V.E. Constitutional Assembly of the Russian Federation: models of formation. // News of Saratov University. T. 10. Ser. Sociology. Political science. No. 4. 2010. P. 91-95.

3. Nikulin E.V. Krutko E.B. Legal and political problems of convening a constitutional assembly in the Russian Federation: Historical and legal analysis. // Legal notes. No. 2. 2014. pp.43-49.

4. Svistunova L. Yu. Constitutional consolidation and implementation of the main functions of the legislative representative body of state power in the Russian Federation. // Scientific journal of KubSAU. No. 101. 2014. pp. 2285-2281.

5. Strelnikov O.A. legal regulation of the constitutional assembly in the Russian Federation // Current problems of Russian law. 2017. No. 8. P. 25-33.

6. Fomin A.A. Constitutional and legal basic implementation of security measures in crisis situations. // Bulletin of SSLA. No. 5. 2012. pp. 11-17.

7. Chetyan M.A. Danielyan G. Constitutional Assembly of the Russian Federation: various approaches to its formation. // State and law in the 21st century. No. 2. 2016. P. 28-32.

8. Shustov A.G. Different-level model of changing the constitution of the Russian Federation: mechanisms for ensuring constitutional stability. // Constitutional and municipal law. No. 5. 2019. pp. 3-15.

9. Shishkina O.E. The Constitutional Assembly of the Russian Federation as a body of constituent power. / Author's abstract. dis. For the degree of candidate of legal sciences, Vladivostok. 2004. P. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.