Пристатейный библиографический список:
1. Еженедельный опрос ВЦИОМ «Омнибус ВЦИОМ»:Ьйр:/^сюш.ги/т<1ех.рЬр?1<1=459&ш<1= 111941
2. Маслов О. Этапы роста антиамериканизма в постсоветской России // Русский переплет. 18 августа 2009: http://www.pereplet.ru/text/maslov01aug09.html
3. Опрос Центра Юрия Левады «Отношение россиян к другим странам»: http://www.levada.ru/14-06-2012/otnoshenie-rossiyan-k-drugim-stranam
4. От редакции Газеты.Ил Статистика вражды // Газета.^, 13.03.2012: http://www.gazeta.ru/comments/2012/03/13_e_4089 809.shtml
5. Печатнов В.О. «Любовь-горечь» к Америке //
Т.В. Ивлева., Р.Р. Баева., Ю.В. Лобанова
Международные процессы, том 4. № 1(10), январь-апрель 2006.:
http://www.intertrends.ru/tenth/003.htm
6. Уткин А.И. После американской гегемонии // km.ru. 10 июня 2009: http://www.km.ru/news/posle_amerikanskoj_gegem onii
7. Cohen A., Dale H. Russian anti-Americanism: a priority target for U.S. public diplomacy // Backgrounder, №2373, Feb. 24, 2010: http://www.heritage.org/research/reports/2010/02/ru ssian-anti-americanism-a-priority-target-for-us-public-diplomacy
8. Shlapentokh V. The puzzle of Russian anti Americanism: from 'below' or from 'above' // Europe-Asia Studies, 63:5, pp. 875-889.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РЕБЕНКА НА НЕРИКОСНОВЕННОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
В статье анализируется проблема жестокого обращения с ребенком в аспекте нарушения его конституционных прав. Рассматриваются понятие, признаки, содержание, виды и формы жестокого обращения с ребенком. Особое внимание уделяется понятию «жестокое обращение с детьми». На основании существующих определений понятия «жестокого обращение с ребенком» авторами приводится собственное определение данного понятия.
Ключевые слова: ребенок, дети, конституционное право, жестокое обращение, насилие.
T. V. Ivleva., R.R. Bayeva., Yu.V. Lobanova
THE CONSTITUTIONAL RIGHT OF A CHILD TO INVIOLABILITY AND THE
PROBLEMS OF ITS REALISATION
In the article the authors analyse a child abuse as an aspect of infringement of his constitutional rights. The term, definition, characters, kinds and forms of child abuse are considered. Special attention is given to the concept of child abuse. Also authors give their own definition of the term "child abuse on the basis of the existing notions and definitions.
Key words: child, children, constitutional law, abuse, violence.
Обеспечение и защита прав ребенка несмотря на то, что в 18 странах Совета
относится к глобальным проблемам Европы на законодательном уровне
современности, в решении которых физическое наказание в отношении
заинтересовано все мировое сообщество. ребенка запрещено.
Это обстоятельство подтверждается также Наша страна является членом
тем, что 2010 год объявлен Советом Совета Европы с 1996 года и Европы Годом противодействия демонстрирует понимание всей остроты
жестокому обращению с детьми. И это, рассматриваемой проблемы. Так,
51
например, еще в 1999 году Президент РФ, заявляя об основных направлениях политики РФ, отметил: «Отношение к вопросам детства - лакмусовая бумажка всей социальной политики государства. И сегодня, как никогда, нужна конкретная программа действий, выполнение которой определит морально-нравственную планку страны, программа, которая должна объединить усилия всех государственных органов и общественных организаций».
Прошло более десяти лет, однако, громкие политические заявления не воплотились в реальные дела. Согласно исследованию, проведенному в
Государственной Думе, ежегодно около 2 миллионов детей младше 14 лет избиваются родителями, 65% этих детей
п 1
младше 7 лет .
В 2007 году в нашей стране выявлено 3569 случаев жестокого обращения с детьми. К уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семью, привлечено 93 гражданина (усыновителей, опекунов, попечителей или приемных родителей), из них 27 - за совершение преступлений, повлекших гибель, либо причинение вреда здоровью детей. За 12 лет - с 1996-го по 2008 год - в США погибли 15 российских детей, усыновленных американскими
гражданами . До сих пор СМИ не упускают из вида шокирующий случай жестокого обращения с усыновленными в нашей стране детьми Эделвиной и Стивой Лещински, который произошел в августе 2010 года в США. Приемные родители не просто избивали девочек, а издевались над ними самым изощренным образом, заставляя отжиматься над доской с гвоздями, стоять на кулаках и бегать десятки километров. Свою систему наказаний американские родители
1 Права детей в России в европейской перспективе. // Участие в подготовительной встрече российских НПО с делегацией Евросоюза на консультациях Россия - ЕС по правам человека. 16 апреля 2008. Любляна, Словения // http://www.pravorebenka.narod.ru
2 Брынцева Г. Сирота за океаном. // Российская газета. 2009. №4874. 25 марта.
оправдывали «трудностями адаптации» российских детей.
В 2009 году было убито 2000 детей и 108 000 признано потерпевшими от преступлений3.
Жалобы на жестокое обращение со стороны родителей и попытки сексуального насилия составляют половину обращений в центр психологического и медико-социального сопровождения «Озон»4.
Все это свидетельствует о том, что сегодня в России наблюдается кризис института семьи: ослаб ее воспитательный потенциал, разрушаются нравственные устои. Данный фактор неразрывно связан с увеличением численности детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия5.
Жестокое обращение с ребенком, как правило, изучается в двух аспектах: исследование открытого и явного насилия против детей; анализ форм и причин неявного насилия, его последствий для развития детей и формирования негативных явлений в социуме: преступность, девиантность, агрессия и жестокость.
Необходимость изучения первого аспекта видится в том, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети - жертвы насилия - уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Около 30% женщин, переживших в детстве сексуальное
3 Пресс-служба Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова // http://www.rfdeti.ru/news/rubric-1. 1/position-1820.html
4 Ульянова М. Бьет - значит родственник // Российская газета. 2007. №173 10 августа. С.20.
5 Права детей в России в европейской перспективе // Участие в подготовительной встрече российских НПО с делегацией Евросоюза на консультациях Россия - ЕС по правам человека. 16 апреля 2008. Любляна, Словения // http://www.pravorebenka.narod.ru
52
насилие и не получивших поддержки и профессиональной помощи, вступают в беспорядочные половые связи или занимаются проституцией. У мальчиков, подвергшихся жестокому обращению, в подростковом возрасте возникают такие формы девиантного поведения, как жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство6.
Без изучения второго аспекта немыслима борьба с жестоким обращением, так как анализ глубинных причин жестокости в семье напрямую связан с понижением уровня насилия. В данной ситуации особый интерес представляет изучение неявных причин насилия и жестокого обращения с ребенком, определить которые не всегда представляется возможным. Неявное насилие, его виды и формы пока недостаточно осознаны и не являются предметом широкой общественной дискуссии.
Чтобы понять суть жестокого обращения с детьми, рассмотрим понятие и виды жестокое обращение с детьми.
Существующие в научной литературе определения понятия «жестокое обращение» с ребенком очень размыты, так как каждый из родителей или лиц их заменяющих, воспитывая детей, руководствуется своим представлением о воспитании. Для одних родителей поставить ребенка в угол является серьезным наказанием, а для других - это один из элементов воспитательного процесса.
Жестокое обращение с детьми -сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (медициной, психологией, социологией, юриспруденцией). Такой комплексный характер изучения жестокого обращения с ребенком является второй причиной отсутствия его общепринятого определения.
6 Письмо Минобрнауки РФ от 10.03.2009 №06-224 «Об организации в субъектах Российской Федерации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» // Вестник образования. 2009. №12.
Первоначально рассматриваемое понятие было введено в научную литературу не юристами, а врачами и психологами, оказывавшими помощь пострадавшим детям по «горячим» следам.
Так, по мнению Е.И.Цымбал, под жестоким обращением с ребенком следует понимать причинение ему вреда вследствие злоупотребления родителями или лицами, их заменяющими, своей властью над ребенком для удовлетворения личных потребностей вопреки интересам
п
ребенка .
Т.Я.Сафонова предлагает более широкое определение. Под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка она понимает любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц, их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному
физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода8.
Психологи Н.О.Зиновьева и Н.Ф. Михайлова ограничивают жестокое обращение только действиями,
наносящими ребенку психическую
9
травму .
В юридической науке жестокое обращение с ребенком рассматривается оценочно, в результате чего отнесение того или иного действия к жестокому обращению с детьми зависит от правоприменителя.
В основном, понятие, признаки, содержание, виды и формы жестокого обращения с ребенком исследуются в рамках виктимологического
(Л.А.Колпакова)10, криминологического (В.И.Шахов)11 подходов.
7 Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М., 2007. С.166.
8 Т.Я. Сафонова Специализированный центр помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения (Дети России: насилие и защита. М., 1997).
9 Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. -М.: Изд. Речь, 2003
10 Колпакова Л.А. Насилие в семье: виктимологический аспект, дифференциация ответственности и вопросы законодательной техники / Л.А. Колпакова. Автореферат
Под жестоким обращением с ребенком они понимают совокупность деяний (действий и бездействия), запрещенных уголовным кодексом под угрозой наказания, совершенных по отношению к ребенку его родителями, лицами, их заменяющими, а также работниками медицинских,
образовательных и иных учреждений, на которых возложена обязанность осуществления надзора за детьми.
В теории конституционного права понятие жестокого обращения с ребенком не рассматривается, несмотря на то, что оно влечет нарушение конституционных прав: право на жизнь (статья 20), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23), право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22), право на жилище (статья 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41), право на образование (статья 43) и другие12.
Отсутствие четкого определения жестокого обращения с ребенком в юридической науке привело к тому, что такое определение отсутствует в системе действующего законодательства: в Конституции РФ, Уголовном и Семейном кодексах РФ, ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и других нормативно-правовых актах. В
существующих нормах не нашел законодательного определения и сам термин «жестокое обращение».
Сложившаяся ситуация с понятием и определением жестокого обращения с ребенком порождает множество трудностей, коллизий, а также правовую неопределенность. Невозможность четкой квалификации деяний в отношении детей, рассматриваемых правоохранительными органами, судами, является причиной
диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. Ярославль. 2007.
11 Шахов В.И. Насилие в семье: уголовно-правовое и криминологическое значение / В.И. Шахов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н.. Казань. 2003.
12 Конституция РФ от 12 декабря 1993. // Издательская
Группа Инфра, - М.: Норма, 1997.
неэффективной защиты конституционных прав ребенка.
По словам начальника отдела по работе с несовершеннолетними МВД России Тамары Ивановой, более полумиллиона родителей привлекаются к административной ответственности за несоответствующее исполнение своих обязанностей, но лишь немногие из них несут реальное наказание. Причина этого -расплывчатость формулировок
действующего законодательства13.
В российском законодательстве очень трудно найти нормы, которые бы позволяли привлекать плохих родителей к ответственности. В этом и состоит основная проблема: каждый трактует закон по-своему и при желании можно легко уйти от ответственности и избежать наказания.
Рассмотрев разные точки зрения относительно понятия «жестокое обращение с ребенком», нам хотелось бы предложить свое определение. Под жестоким обращением с ребенком мы понимаем любое физическое или психическое воздействие на ребенка, которое нарушает его конституционные права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и т.д., а также запрет на пытки, насилие и другое жестокое или унижающее достоинство ребенка, обращение с ним или его наказание.
Достаточно часто, вместо общего определения жестокого обращения с ребенком, используется совокупность определений видов (форм) жестокого обращения.
Специалисты медицинских наук (Е.И. Цымбал, Т.Я. Сафонова)14
классифицируют насилие над детьми на следующие виды: физическое, сексуальное (совращение), психическое
(эмоциональное).
13 Лебедева Н. Родители в законе // Российская газета №4612. 14 марта 2008.
14 Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия. / Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.
Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни.
Сексуальное насилие (совращение) -использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Психическое (эмоциональное)
насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.
О.А.Власова, представитель
социальных наук, выделяет следующие формы применения психологического насилия над ребенком: изолирование членов семьи, угрозы применения насилия, унижение достоинства, крик, брань, оскорбления, игнорирование,
издевательства, причинение других страданий, формирование и развитие чувства страха и бессилия, снижение самооценки, искусственное создание ситуации, в которых один из членов семьи чувствует себя психически
ненормальным15.
Рассматривая данные классификации, необходимо понимать, что жестокое обращение - это не только побои и причинение нравственных, психических страданий ребенку, но и пренебрежение интересами ребенка, отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании,
15 Власова О.А. К вопросу формализации определения психологического насилия в семье // «НАДЕЖДЫ» Сборник научных статей студентов ФСН ННГУ // http://www.unn.ru/rus/f14/k2/students/hopes.htm.
медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, независимо от причин16.
Запрещение ребенку общаться со сверстниками - это тоже жестокость, выражающаяся в ограничении свободы.
В теории конституционного права виды жестокого обращения с детьми не рассмотрены. Анализируя статьи 21 и 22 Конституции РФ можно сделать вывод, что Основной закон гарантирует защиту от физического, психологического и сексуального насилия, которая может выражаться как в действии, так и в бездействии. Таким образом, приведенная специалистами медицинских,
психологических, социологических наук квалификация жестокого обращения применима и в теории конституционного права.
Помимо указанных видов жестокого
обращения с ребенком выделяют также
следующие виды насилия, в зависимости
от того где и кем оно причиняется:
внутрисемейное насилие; насилие в
учебно-воспитательных учреждениях с
различной степенью закрытости (детские
дома, кадетские корпуса, элитарные
школы и др.), включая воспитательно-
исправительные учреждения системы
Федеральной службы исполнения
наказаний; насилие с использованием
психолого-педагогических технологий
(детские кружки, секции, скаутские и
17
пионерские организации и др.) .
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить домашнему насилию. Дело в том, что число случаев нанесения ребенку травм близкими родственниками, особенно, родителями, постоянно увеличивается.
16 Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия / Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.
17 Зыков О.В. Насилие над ребенком - причина детской беспризорности, наркомании и преступности // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. №4.
55
Так, руководитель
Межкомиссионной рабочей группы по проблемам детства и молодежной политики Общественной палаты РФ Ольга Костина заметила, что с января по сентябрь 2009 года, по данным Следственного комитета при прокуратуре РФ в России было убито 518 детей. «Исследования показывают, что больше половины таких преступлений совершают близкие или знакомые люди»18.
То, что дети несчастны лишь в так называемых семьях группы риска, и, что только в таких семьях совершается жестокое обращение с детьми, Сергей Ениколопов, считает это мифом. В подтверждение этому он приводит следующую статистику, полученную путем проведения анонимных опросов в современных благополучных семьях. Опросу подверглись преуспевающие женщины (матери) в возрасте около 30 лет. Девяносто процентов этих женщин - топ-менеджеры, начальники и замначальники структурных подразделений крупных известных фирм - признались, что по мере своего карьерного роста, они все чаще стали бить своих детей. Пятьдесят процентов из всех опрошенных сказали, что по мере их продвижения по карьерной лестнице, они стали подвергаться насилию со стороны мужей. С точки зрения общества, это были совершенно замечательные семьи, с хорошим доходом, с высоким образовательным уровнем, где детям дается все19.
Сообщения о жестоком обращении, насилии в семье поступают в основном от близких родственников.
Учителя обращаются очень редко, даже если знают о жестокости родителей.
Дети с сообщением о факте насилия обращаются очень редко. Как правило,
18 Морозова М., Минченкова О. «Жерты невидемого фронта» // Новые известия. 2010. 17 марта.
19 Брынцева Г. Сидоровы козы. // Российская газета. №4564. 2008. 17 января.
позвонив в милицию или иной орган, они не оставляют номера телефона, так как боятся о последствиях. Понятно, что 4-х летний ребенок не будет звонить в милицию.
Социальный педагог Елена Палагина (не нашла, искала) в подтверждение данной ситуации приводит следующий пример. Двенадцатилетняя Аня позвонила по телефону и сообщила, что ее в школу не пускают родители, заставляя вместо этого работать на рынке. Девочка спросила, куда можно обратиться, чтобы ее матери запретили так поступать, но свой номер телефона не оставила.
Специалисты, получившие звонок от ребенка, прежде всего, просят его найти взрослого, который может помочь, -родственника, друга семьи. Если такого человека нет, то советуют собрать необходимые вещи и идти в социальный приют.
По утверждению начальника отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генпрокуратуры Марины Зайцевой , многих преступлений в отношении детей можно было избежать, если бы взрослые, на чьих глазах очень часто разворачиваются настоящие человеческие традиции, не были такими равнодушными. В обоснование этому, она приводит несколько случаев. В одном из них рассказывает о том, как над маленьким мальчиком из Горьковского района Омской области долгое время издевался сожитель его матери. В результате насильственных действий сожителя, мальчик попал в больницу, где рассказал медицинскому сотруднику о совершаемых над ним издевательствах. Она выслушала ребенка, обработала раны, но сообщать в милицию о случившемся не стала. Впоследствии сожитель был посажен за решетку, а заведующая фельдшерско-
20 Шаров А. Пыточная для пасынка. // Российская газета. №132. 2007. 22 июня С.6. 56
акушерским пунктом и по настоящее время трудится на своем рабочем месте.
Родительские права по воспитанию ребенка не должны осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении своих воспитательных функций родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или
эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие
родительские права в ущерб правам и интересам детей, должны нести ответственность в установленном законом порядке.
Во избежание жестокого обращения с детьми нужна профилактика семейного неблагополучия, считает Уполномоченный по правам ребенка в РБ Лилия Гумерова. Начинать профилактику надо тогда, когда двое молодых людей решили создать семейный союз. У нас в республике создан и активно работает Межведомственный совет по охране материнства и детства (такая структура есть в каждом муниципалитете). Если семья попала в поле зрения
Межведомственного совета (мама пьет, ребенок ходит голодный, коммунальные услуги не оплачиваются),
члены совета пытаются решить возникшую проблему. К примеру, у семьи долги за услуги ЖКХ.
Совет составляет график погашения, находит спонсоров, которые помогают внести первую плату, а потом семья сама начинает планово оплачивать свои счета.
В связи с этим нельзя не согласиться с Уполномоченным по правам ребенка в РБ Лилией Гумеровой о том, что каждый современный гражданин должен обладать культурой обращения в соответствующие органы защиты прав. Это цивилизованный способ решения многих проблем .
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод. Проблема жестокого обращения с детьми весьма актуальна, имеет комплексный характер и привлекает внимание специалистов различных сфер. Однако, в юриспруденции, в частности в сфере конституционного права, тема жестокого обращения рассмотрена недостаточно. Для конструктивной работы органов государства, обеспечивающих защиту ребенка от жестокого обращения необходимо на законодательном уровне закрепить понятие «жестокое обращение с ребенком», раскрыть его признаки и содержание. Наибольшую ясность в толковании рассматриваемого понятия может внести Конституционный суд РФ. Работа государства в лице его органов, комитетов должна строиться на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законах.
21 Зимина Л. Право на счастье - у каждого ребенка. // Уфа. 2010. №6. С.36-37. 57
Пристатейный библиографический список:
1. Брынцева Г. Сирота за океаном // Российская газета №4874 от 25 марта 2009.
2. Власова О.А. К вопросу формализации определения психологического насилия в семье. // «НАДЕЖДЫ» Сборник научных статей студентов ФСН ННГУ // http://www.unn.ru/rus/f14/k2/students/hopes.htm
3. Зыков О.В. Насилие над ребенком -причина детской беспризорности, наркомании и преступности // Вопросы ювенальной юстиции, 2006 № 4.
4. Зимина Л. Право на счастье - у каждого ребенка. // Уфа. 2010. №6.
5. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной
ситуации. - М.: Изд. Речь, 2003.
6. Колпакова Л.А. Насилие в семье: виктимологический аспект, дифференциация ответственности
и вопросы законодательной техники / Л.А. Колпакова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н Ярославль 2007.
7. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. //Издательская Группа Инфра - М - Норма. М., 1997.
8. Лебедева Н. Родители в законе // Российская газета. 2008. №4612. 14 марта.
9. Морозова М., Минченкова О. Жерты невидимого фронта // Новые известия. 2010. 17 марта.
10. Сафонова Т.Я Специализированный центр помощи детям, пострадавшим от жестокого
обращения Дети России: насилие и защита, М. 1997.
11. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия / Жестокое
обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993.
12. Права детей в России в европейской перспективе // Участие в подготовительной встрече
российских НПО с делегацией Евросоюза на консультациях Россия - ЕС по правам человека. 16 апреля 2008., Любляна, Словения // http://www.pravorebenka.narod.ru.
13. Пресс-служба Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова //
http://www.rfdeti.ra/news/rubric-L1/position-1820.html.
14. Ульянова М. Бьет - значит, родственник. // Российская газета №173 от 10 августа 2007.
15. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. М., 2007.
16. Шахов В.И. Насилие в семье: уголовно правовое и криминологическое значение / В.И. Шахов Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н. Казань: 2003.
17. Шаров А. Пыточная для пасынка. // Российская газета. 2007. №132. 22 июня.