УДК 347.1 ББК 67.404 X 98
А.Х. Хуаде,
ассистент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Адыгейского государственного университета, г. Майкоп, тел.: 8-918225-85-05, e-mail: [email protected]
Конституционное право на неприкосновенность частной жизни и механизм его обеспечения (исследование зарубежного опыта)
(Рецензирована)
Аннотация. В статье анализируется зарубежный опыт закрепления права на неприкосновенность частной жизни, его содержание и механизм обеспечения этого права. Исследуется законодательный опыт Германии, Италии, Греции, Японии, Испании, Швейцарии, Албании, Эстонии, Хорватии, Словакии, Словении, Чехии, Болгарии, Польши, Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании.
Ключевые слова: право, неприкосновенность, частная жизнь, механизм, конститу-
A.Kh. Khuade,
Lecturer Assistant of the Department of Criminal Law and Criminology, Faculty
of Law of the Adyghe State University, Maikop, ph.: 8-918-225-85-05, e-mail:
Constitutional right to privacy and the mechanism of its provision (foreign experience surveys)
Abstract. The paper analyzes the international experience in providing the right to privacy, the content and mechanism to ensure this right. The legislative experience of Germany, Italy, Greece, Japan, Spain, Switzerland, Albania, Estonia, Croatia, Slovakia, Slovenia, Czech Republic, Bulgaria, Poland, Australia, Austria, Belgium, Great Britain is studied.
Keywords: law, integrity, privacy, mechanism, the constitution.
Как известно, право на неприкос- На первоначальном этапе право на не-новенность частной жизни гарантиру- прикосновенность частной жизни не ется статьей 8 Конвенции. Эта статья являлось основополагающим консти-означает, что каждый имеет право на туционным правом, а обосновывалось уважение его личной и семейной жиз- как личное неимущественное право, ни, его жилища и его корреспонден- защищаемое средствами гражданского ции. Именно эти элементы определили права, то есть путем предоставления содержание права на неприкосновен- лицу возможности заявить в суде иск ность частной жизни. Толкование к нарушителю и добиться запрещения этой статьи, как это может показаться такого нарушения или возмещения на первый взгляд, и что неоднократно причиненного морального вреда. Та-упоминалось в литературе, предлагает кая ситуация с правом на неприкосно-более чем скромные притязания лично- венность частной жизни имела место сти в адрес публичных властей. В то же примерно до середины прошлого сто-время, практика доктринального толко- летия. В послевоенные годы ситуация вания пошла совсем по-другому, содер- существенно меняется. Право на при-жание понятия «частная жизнь» стано- ватность выходит на авансцену обще-вится практически безграничным [1]. ственного внимания. Оно включается
в список прав человека и закрепляется многими конституциями развитых стран. Идея правовой охраны неприкосновенности частной жизни приобретает новый, более глубокий смысл. Данное право получает конституционное закрепление в ряде европейских стран. Однако единого подхода в четком определении и закреплении права на неприкосновенность частной жизни не наблюдается до сих пор.
Так, Конституция Федеративной Республики Германии такая категория как неприкосновенность частной жизни не упоминается вообще. Ст. 10 гласит: «Тайна переписки, а равно тайна почтовой и телесвязи ненарушимы» Ст. 13 Конституции ФРГ также отражает принцип неприкосновенности жилища. Обыски могут предписаны только судьей, а при опасности задержки также другими указанными в законе органами; во всех других случаях вмешательство и ограничения могут иметь место только для предотвращения общего риска или опасности для жизни человека [2].
Почти то же закреплено в ч. 1 ст. 15 Конституции Италии: «Свобода и тайна переписки и всех других форм общения не нарушаемы». В статье 14 Конституции Италии говорится, что жилище неприкосновенно. Осмотр, поиски, конфискация имущества, не могут производиться, за исключением случаев и в порядке, предусмотренных законом, в соответствии с гарантиями обеспечения защиты личной свободы. Статья 35 Конституции Японии гласит, что право каждого гражданина на неприкосновенность его жилища не должно нарушаться вторжениями, обысками или выемками, за исключением случаев, предусмотренных законом [3]. В ст. 9 Конституции Греции частная жизнь рассматривается через понятия «жилище» и «личная и семейная жизнь», объединенные в одной статье. Часть 1 ст. 9 Конституции Греции гласит: «Жилище каждого пользуется иммунитетом. Личная и семейная жизнь человека не прикосновенны...» [4]. В соответствии с ч. 4 ст. 18 Конституции Испании «закон ограничи-
вает использование информации для того, чтобы полностью защитить свою честь, семью и личную жизнь граждан, а также содействовать в полной мере осуществлению ими своих прав» [5].
Ст. 11 Конституции Швейцарии провозглашает: «Каждый имеет право на уважение частной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции, а также отношений, которые он устанавливает посредством почты и телекоммуникаций ».
Статья 15 Конституционного Закона Республики Албания «Об основных конституционных положениях» сочетает в себе неприкосновенность частной жизни и человеческого достоинства. Подтверждает тот факт, что «для сбора информации о частной жизни лица необходимо его согласие или, в соответствующих случаях или когда это необходимо в связи с расследованием преступления или решения компетентного органа, как это предусмотрено законом, в интересах национальной безопасности.» Запрещается использование информации о частной жизни лица для целей иных, чем та, для которой она была собрана [6].
Статья 31 Конституции Болгарии провозглашает, что личная жизнь граждан неприкосновенна. В указанной статье закрепляется и право на защиту от незаконного вмешательства в его личную и семейную жизнь и от посягательства на его честь, достоинство и доброе имя. Пункт 2 касается гарантий недопустимости сбора информации: никто не может быть подвергнут наблюдению, сфотографирован, снят на пленку, записан или подвергнут каким-либо иным аналогичным действием без его ведома или вопреки его выраженному несогласию, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 26 Конституции Эстонской Республики в качестве охраняемого блага выделяет неприкосновенность семейной и частной жизни. В этой же статье описываются основания возможных ограничений: государственные учреждения, местные самоуправления и их должностные лица не имеют права
вмешиваться в чужую семейную или личную жизнь, за исключением случаев в установленном законом порядке в целях защиты здоровья, морали, общественного порядка или прав и свобод других лиц, в целях предотвращения преступления или поимки преступника. Статья 35 Конституции Республики Хорватии характеризует неприкосновенность частной жизни через термин «уважение». Каждому гражданину гарантируется уважение и юридическую защиту своей личной и семейной жизни, достоинства, репутации и чести [7].
Статья 16 Конституции Словацкой Республики закрепляет единство неприкосновенности личности и частной жизни. Неприкосновенность личности и ее частной жизни гарантируется. Ограничения допустимы только в случаях, предусмотренных законом [8].
Статья 7 Конституции Чешской Республики имеет текст аналогичный ст. 16 Конституции Словацкой Республики.
Конституция Республики Словения в статье 35 гарантирует неприкосновенность человека, физическую неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и прав личности. Статья 47 Конституции Польши в соответствии с традицией Конституции СССР рассматривает субъективное право через термин «охрана» — каждый имеет право на правовую охрану частной, семейной жизни, чести и доброго имени, а также на принятие решения о своей личной жизни.
Анализируя опыт конституционного закрепления права на неприкосновенность частной жизни зарубежных стран можно отметить, что до настоящего времени в некоторых государствах неприкосновенность частной жизни исходит из неприкосновенности личности и жилища. Конституции стран Восточной Европы наоборот, более подробно описывают именно право на неприкосновенность частной жизни. В большинстве случаев эти Конституции разделяют право на неприкосновенность частной жизни и тайну почтовой связи. Одновременно, дополняют эти права и запретом на сбор инфор-
мации о частной жизни гражданина. Некоторые Конституции вообще не содержат права на неприкосновенность частной жизни как категорию. Думается, что в условиях глобализации требуется выработать единый подход к данной проблеме, с учетом современных социально-политических реалий конституционно закрепить такую категорию как частная жизнь и хотя бы концептуально четко определить ее содержание. Справедливости ради следует отметить, что право на неприкосновенность частной жизни не только декларируется, но и вырабатывается механизм обеспечения такого права.
В нынешних национальных системах правовое регулирование обработки и использования информации о частной жизни может осуществляться базовым законом о защите данных, отраслевым законом, органом или системой органов по защите данных и другими способами. В странах с федеративным государственным устройством правовое регулирование и использования информации о частной жизни осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне.
Например, правовая защита информации о частной жизни в Австралии осуществляется в соответствии с Законом о конфиденциальности 1988 (Privacy Act 1988), первоначально предусматривавшего схему регулирования защиты данных, относящихся к федеральному публичному сектору. С принятием поправок к закону 1988 года защита данных стала распространяться и на частный сектор.
В Австралии существует специализированный орган по защите данных во главе с комиссаром по защите права гражданина на неприкосновенность частной жизни (Privacy Comissioner). Должность Privacy Comissioner (комиссара по защите права гражданина на неприкосновенность частной жизни) была создана в соответствии с положениями федерального «базовый» закон (Закон конфиденциальности 1988). На региональном уровне существует также законодательство в этой области. Правовая защита информации
о частной жизни в Германии осуществляется в соответствии с Федеральным Законом о защите данных 1990 года. Парламент Германии впервые обратился к идее федерального закона об охране данных в 1969 году, но только лишь в 1975 г. данный законопроект был вынесен на утверждение. Нынешний федеральный закон 1990 года «Защита данных» был реализован 1 июня 1991 г., чтобы заменить старый закон 1978 г., который был одним из первых в мире. Механизм реализации этих законов обеспечивал и обеспечивает Федеральный уполномоченный по защите данных [9].
Новый закон учитывает практический опыт, полученный от применения на практике своего предшественника более свежие технические достижения в области обработки и защиты данных, и что самое главное, судебные решения, принятые Федеральным Конституционным судом по вопросам защиты данных.
Правовая защита информации о частной жизни в Австрии осуществляется в соответствии с законом 1978 года о защите данных.
Приступая в 1971 году к подготовке нормативного правового акта о защите данных, Австрия обязалась соблюдать статью 8 Европейской конвенции о правах человека, посвященную защите частной жизни и корреспонденции частных лиц стремясь обрести в этом международном документе опору для своей отечественной законодательной инициативы. Иными словами, создатели австрийского закона изначально рассматривали защиту персональных данных в качестве основополагающего права человека. В законе 1978 года о защите данных предусматривается два уголовных правонарушения:
— «нарушение конфиденциальности» (ст. 48).
— «несанкционированное вмешательство в обработку данных» (ст.49).
Среди отраслевых нормативно-правовых актов, регулирующих неприкосновенность частной жизни можно назвать закон 1973г. о свободе информации, закон 1979г. о кредите, закон
1993 г. об информации об окружающей среде.
Правовая информация о частной жизни в Бельгии согласуется с Законом о защите данных 1992 года. К концу 1992 года Бельгия приняла новый Закон о защите данных в соответствии с принципами защиты данных, предусмотренными в Конвенции Совета Европы. Этот закон указывает только основные принципы защиты данных: все детали и подробности правового регулирования обработки и использования персональных данных устанавливаются специальными королевскими указами. Закон о защите данных 1992 осуществляет обработку персональных данных, принадлежащих физическим лицам, как в ручных, так и в автоматических (электронных) файлах.
Среди отраслевых нормативно — правовых актов можно упомянуть Королевский Указ №141 1982 года, закон 1983 года, закон 1990 года и Бельгийский закон 1991 года.
Специализированным подразделением для защиты данных в Бельгии является Комиссия при Министерстве юстиции по защите неприкосновенности частной жизни.
Правовая защита информации о частной жизни в Великобритании осуществляется в соответствии с Законом 1984 года, который относится к так называемым «законом второго поколения». Регулирует автоматизированную обработку данных личного характера, как в государственном, и в частном секторах. Ручные данные не охватывает. Основной упор в правовом регулировании делает на тщательно проработанный порядок регистрации обработки персональных данных, на контроль и административные предписания Национального регистратора по защите данных, который является специализированным органом по защите данных в Великобритании.
На национальном уровне британская система правового регулирования, использования персональных данных и автоматической обработки охватывает следующие инстанции:
— независимого Национального регистратора по защите данных (главный национальный орган по защите данных и защите права индивидуума на невмешательство в его частную жизнь в связи с автоматизированной обработкой персональных данных);
— общенациональный суд (трибунал) по защите данных (в качестве
специального суда, который рассматривает жалобы пользователей данных в компьютерных бюро на решения Регистратора по защите данных) [10].
Думается, что проанализированный выше опыт выработки механизма обеспечения права на неприкосновенность частной жизни может быть учтен отечественным законодателем.
Примечания:
1. Хужокова И. Право на неприкосновенность частной жизни в системе прав человека // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. №2. С. 28-36.
2. Основной закон Федеративной Республики Германии // Федеративная Республика Германия. Конституция и законодательные акты: пер. с нем. / под ред. Ю.П. Урьяса. М.: Прогресс, 1991. [Цит. по: Конституция государств Европейского Союза / под ред. JI.A. Окунькова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 181-234].
3. Конституция Японии вступила в силу 3 мая 1947 года. URL: http://studentu-vuza.ru/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyih-stran/konstitutsionnoe-pravo-yaponii-lektsii/ konstitutsiya-yaponii. html.
4. Конституция Греции вступила в силу 11 июня 1975 года (русский перевод). URL: http://zakoni.ucoz.ru/news/konstitucija_grecii/2012-03-26104.
5. Конституция Испании. URL: http://www.domeuropa.eu/news/23-fales/50konstitucziya-ispanii?showall=l.
6. Конституция Республики Албания от 21 октября 1998 года. URL: http://www.urzona. com/index.php?catid=65:2010-07-22-19-48-30&id=273:2010-07-22-20-12-40&Itemid=77.
7. Конституция Эстонской Республики. URL: https://e.mail.ru/attaches-viewer/?x-email=ms.ageeval994%40mail.ru&offset=0;l&id=14145077780000000125&_ а=14145077780000000125;0;1.
8. Конституция Словацкой республики от 1 сентября 1992 года. URL: http:// worldconstitutions.ru/?p=l 10.
9. Иванский В.П.. Правовая защита информации о частной жизни граждан. Опыт современного правового регулирования: монография. М.: РУДН, 1999. С. 209-252.
10. Там же. С. 64-69.
References:
1. Khuzhokova I. The right to privacy in the human rights system // Comparative constitutional review. 2007, No. 2, p. 28-36.
2. The Basic Law of the Federal Republic of Germany // Federal Republic of Germany. The Constitution and Laws: Transl. from Ger. / Ed. Yu.P. Uryas. M.: Progress, 1991. [Op. by: The Constitution of the European Union / ed. L.A. Okounkov. M., INFRA-M-NORMA, 1997, pp. 181-234].
3. The Constitution of Japan came into legal force on 3 May 1947. URL: http://studentu-vuza.ru/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyih-stran/konstitutsionnoe-pravo-yaponii-lektsii/ konstitutsiya-yaponii. html.
4. The Greek Constitution came into legal force on the 11th of June 1975 (Russian translation). URL: http://zakoni.ucoz.ru/news/konstitucija_grecii/2012-03-26104.
5. The Spanish Constitution. URL: http://www.domeuropa.eu/news/23-fales/50konstitucziya-ispanii?showall=l.
6. The Constitution of the Republic of Albania, October 21, 1998. URL: http://www.urzona. com/index.php?catid=65:2010-07-22-19-48-30&id=273:2010-07-22-20-12-40&Itemid=77.
7. The Constitution of the Republic of Estonia. URL :https://e. mail.ru/attaches-viewer/?x-email=ms.ageeval994%40mail.ru&offset=0;l&id=14145077780000000125&_ a=14145077780000000125;0;l.
8. The Constitution of the Slovak Republic, 1 September 1992. URL: http:// worldconstitutions.ru/?p=l 10.
9. Iwansky V.P. Legal protection of information on the private life of citizens. Experience of modern law regulation: monograph. M.: RUDN, 1999, pp. 209-252.
10. Ibidem, p. 64-69.