_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342
Авзалова Эльмира Илгизовна
магистрант юридического факультета К(П)ФУ
г. Казань, РФ E-mail: [email protected]
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
МЕЖГОСУДРАСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Аннотация
В статье представлены результаты исследования проблемы конституционно-правовых принципов участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях. Анализируются условия участия России в международных организациях, выявлена проблема определения категории «межгосударственные объединения». Особое внимание уделяется рассмотрению членства в международных объединениях, договоры о создании которых содержат положения о передаче им соответствующих полномочий. Сделаны выводы о том, что Конституция признает законным лишь участие РФ в сообществе правовых демократических государств, которые руководствуются принципами верховенства закона и прав человека.
Ключевые слова
Конституционные принципы; нормы и принципы международного права; участие в межгосударственных
объединениях; международные организации.
Российская Федерация активно вовлечена в процессы глобализации, результатом которых является усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике. Для успешного решения новых глобальных проблем, вопросов международной безопасности, защиты прав человека, охраны окружающей среды требуются объединенные усилия стран. Посредством активного присутствия в межгосударственных объединениях Российская Федерация может добиться высокого уровня участия в мировых процессах. Для этого ей необходимо разнообразное, многовекторное сотрудничество и взаимодействие с различными государствами и межгосударственными союзами.
Базовыми принципами участия России в межгосударственных объединениях являются принципы, закрепленные в Конституции РФ [1]. Конституция РФ устанавливает право России на сотрудничество с межгосударственными объединениями, которое в международно-правовых документах рассматривается не столько как право, сколько как обязанность государства [2, с. 44].
В Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций от 8 сентября 2000 г. отмечено, что государства подтверждают свое обязательство поддерживать все усилия, направленные на обеспечение международного сотрудничества в решении проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера. Причем глобальные проблемы должны решаться при справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости [3].
Согласно содержанию статьи 79 Конституции РФ, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ [1]. Данная норма закрепляет, во-первых, качественную характеристику Российского государства как суверенного участника международных отношений; во-вторых, предусматривает суверенное право РФ как единой в государственно-правовом и международно-правовом отношениях личности, которое составляет один из многих элементов ее статуса [4].
Статья 79 Конституции РФ различает участие России в международных органах, уставы которых не требуют передачи им полномочий и членство в международных объединениях, договоры о создании которых содержат положения о передаче им соответствующих полномочий. Под передачей полномочий понимается добровольный отказ России от части своих суверенных прав, относящихся к определенной сфере
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
международного сотрудничества, и передачу их органам международного объединения на основе соглашения между государствами о создании такого объединения [5, с. 218]. Причем при передаче полномочий договоры об участии России в международных союзах, международных организациях и иных международных объединениях подлежат ратификации (п. «д» ст. 15 Закона о международных договорах РФ). Тем самым предусматривается важная гарантия конституционализации внешнеполитической деятельности различных государственных органов и их должностных лиц и ее осуществления в интересах многонационального народа РФ.
Необходимо отметить, что статья 79 Конституции РФ, закрепляя право нашего государства вступать в межгосударственные объединения, при этом не указывает признаки таких объединений. Такая широкая формулировка позволяет сделать два вывода о характере таких объединений.
Во-первых, в ст.79 говорится об участии России в межгосударственных (по иной терминологии -межправительственных) объединениях, т.е. организациях государств, учрежденных на основе международного договора для достижения общих целей, например, Организация Объединённых Наций, Международная организация труда и др. Во-вторых, под используемым в Конституции словосочетанием «межгосударственное объединение» можно понимать и более тесный союз. Так, упоминаемый 79 статьей Конституции договор о передаче полномочий может стать правовой основой образования международного объединения конфедеративного типа, постепенно приобретающего черты единого государственного образования.
Следовательно, возможна более широкая трактовка конституционного понятия «межгосударственное объединение», которая включает как собственно международные (межправительственные) организации, так и, к примеру, созданное на основе Договора между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства» [6] Союзное государство РФ и Республики Беларусь, которое участниками договора рассматривается как «этап в процедуре единения народов двух стран в демократическое правовое государство» [7].
Таким образом, конституционно-правовые принципы участия Российской Федерации в межгосударственных объединениях устанавливают право на сотрудничество с другими государствами в рамках в международных организация и союзов. Конституционная норма не ограничивает участие России определенным видом межгосударственных союзов. Следовательно, международные объединения, в которых участвует Россия, могут быть как универсальными, открытыми для всех государств мира (ООН), так и региональными межгосударственными организациями (СНГ, ЕАЭС и др.); межгосударственными организациями общей компетенции (ООН и др.) или специальной компетенции (МОТ, ЮНЕСКО и др.), деятельность которых ограничена одной специальной областью; открытыми, в которые может вступить любое государство, или закрытыми, прием в которые производится по приглашению первоначальных учредителей и т.д.
Конституционные ограничения для участия России в межгосударственных объединениях (участие не должно ограничивать права и свободы личности, противоречить основам конституционного строя РФ) предполагает, что Конституция признает законным лишь участие РФ в сообществе правовых демократических государств, которые руководствуются принципами верховенства закона и прав человека.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 21.07.2014 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Малый, А. Ф., Малая, Т. Н. Становление ЕврАзЭс и опыт Европейского союза // Сборник статей международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного права», ответственный редактор А.А. Сукиасян, 2014. - С. 43-46.
3. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций/ Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ summitdecl.shtml, свободный.
4. Комментарий к Конституции Российской Федерации под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева [Электронный ресурс]. URL: http://kommentarii.org/konstitutc/page85.html /, свободный.
5. Малый, А.Ф. Институциональная система ЕврАзЭС и опыт Европейского Союза // Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции: материалы междун. конф. - М.: Изд-й центр ун-та им. О.Е.Кутафина (МГЮА), 2014. - С. 216-220.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
6. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании союзного государства : заключен 8 декабря 1999 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Официальный сайт Электронная библиотека VIPERSON.RU [Электронный ресурс]: Союзное государство: совершенствование правового механизма. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=532792, свободный.
© Э. И. Авзалова, 2015.
УДК 340.12.316.48
Белов Егор Алексеевич
Студент 2 курса юридического факультета МГУ им. Н.П. Огарёва,
г. Саранск, РФ E-mail: [email protected]
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АЛЬТЕРНАТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ
СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ
Аннотация
В данной статье даётся определения альтернативного разрешения споров и проводится анализ использования данных процедур в зарубежных странах
Ключевые слова
Спор, разрешение споров, процедуры АРС, стороны спора.
«Развитие альтернативных форм разрешения правовых споров и конфликтов, несмотря на различия правовых систем в различных государствах, имеет множество сходных черт» [1, с. 18], то есть применяются одни и те же способы и формы досудебного урегулирования, хотя их процедура различна.
«Под альтернативным разрешением споров следует понимать разрешение разногласий и противоборств с помощью альтернативных форм, под которыми понимаются процедуры и способы разрешения споров, применяемые вне судебной системы и внутри неё» [2, с. 78].
В США для обозначения несудебных форм разрешения споров сначала в теории, а затем уже и в законодательстве принят общий термин «Alternative Dispute Resolution», что в переводе означает «альтернативное разрешение споров» (АРС).
Использование АРС ликвидирует первоначальный, негативный настрой сторон на несправедливое разрешение конфликта в пользу одной из сторон, так как в рассмотрении спора участвуют сами стороны, которые путем взаимных уступок определяют конечный результат.
В процессе развития АРС сформировались множество видов процедур урегулирования споров. Можно выделить такие основные виды АРС, как: переговоры (negotiation); переговоры с участием посредника (facilitated negotiation или facilitation); арбитраж (arbitration); посредничество (mediation); независимое заключение эксперта (expert determination); мини-процесс (mini-trial); примирительное производство (conciliation); частный суд (private judging); судебные конференции (settlement conference). Данный список далеко не является исчерпывающим.
«В Англии, Австралии, Бельгии, Германии, Греции, США в определенных случаях суды уполномочены предписывать применение сторонами АРС» [4, c. 65], Критерием предписания, является цена иска, например, в США менее 50 тыс. долл.
В случае отказа от предписанного обращения к АРС к стороне могут быть применены санкции в форме компенсации судебных расходов.
Для сравнения: в США активно используются более 15 видов АРС, в России в данное время широко применяется 4 вида: третейское разбирательство, переговоры, посредничество, мировое соглашение, претензионный порядок.