Научная статья на тему 'Понятие «Объединения государств»: теоретико-методологический аспект'

Понятие «Объединения государств»: теоретико-методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5061
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ГОСУДАРСТВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / ИНТЕГРАЦИЯ ГОСУДАРСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хачирова Диана Крымовна

В статье рассматриваются общетеоретические аспекты проблемы соотношения понятий «объединения государств», «межгосударственные объединения». Излагаются современные подходы к выявлению признаков объединений государств через категорию интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие «Объединения государств»: теоретико-методологический аспект»

2.3. ПОНЯТИЕ «ОБЪЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ»: ТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Хачирова Диана Крымовна, аспирантка Ставропольского государственного университета

d. hachirova@mail. ru

Аннотация: В статье рассматриваются

общетеоретические аспекты проблемы соотношения понятий «объединения государств», «межгосударственные объединения». Излагаются современные подходы к выявлению признаков объединений государств через категорию интеграции.

Ключевые слова: государственное образование,

межгосударственное объединение, объединение государств, государственный суверенитет, интеграция государств.

THE MEANING OF «UNITY OF COUNTRIES»: THEORETICAL METHODOLOGICAL ASPECT

Hachirova Diana Krimovna, aspirant of Stavropol State University

d. hachirova@mail. ru

Annotation: In this article, author analyzes common theoretical aspects of problem of correlation of meanings: «unity of countries», «interstate unities». There are shown common approaches to identify signs of unity of countries through integration category.

Keywords: country unity, interstate unities, unity of countries, governmental sovereignty, integration of countries.

Совокупность межгосударственных структур - союзов, организаций, содружеств и объединений - создает ситуацию, когда все большую актуальность приобретают процессы межгосударственной интеграции. На современном этапе Западная и Центральная Европа показывают образец экономической и политической интеграции при сохранении суверенитета стран, входящих в Европейский Союз. Успех европейской интеграции, перспектива создания союзного государства России и Белоруссии ставят вопрос о правовой форме подобных образований, вновь возвращая к жизни, казалось бы, ушедшие в прошлое формы межгосударственных объединений. Все это актуализирует проблемы, связанные с изучением правовой природы и особенностей объединений государств.

Таким образом, XXI век - это век интеграционных процессов, которые потребуют юридической разработки и исследования именно форм межгосударственных объединений.

В современной теории государства и права нет определения понятия «объединение государств». В науке достаточно подробно исследуются проблемы происхождения государств, его формы, функции, механизм, которые со своих позиций затрагивают вопросы межгосударственного объединения. Многие аспекты объединения государств отражены в международном публичном праве, однако здесь они изучаются, как правило, с позиции международных организаций.

В научных исследованиях Тимошенко И. Г., Каламкаряна Р. А., К. А. Бекяшева, Киреевой С. А. и др. используется ряд конкретизирующих понятий, связанных с современным объединением государств, такие как:

«международно-правовые объединения»,

«государственно-правовые объединения»,

«межгосударственные союзы», «межправительственные организации», «региональные сообщества»,

«государственные объединения», «межгосударственные общности», «консолидации государств» и иные. Полемика в отношении трактовок, взаимосвязи и различий данных понятий в теории права, конституционном и международном праве имеет свое основание и уже сложившиеся традиции, связанные с влиянием определенной научной школы или направления.

В XIX - начале ХХ века Георг Еллинек определял соединение государств в широком и узком смысле1. В широком значении соединение государств представляет собой «всякое основанное на правовом титуле, длящееся отношение между двумя или несколькими государствами». В узком смысле, это правовые соединения политического характера, созданные с целью государства охранять и укреплять его могущество. Данные объединения Еллинек отличал от иных соединений, созданных с целью сотрудничества в определенной сфере (современные международные организации). Еллинек употреблял слово «соединение» как синоним «объединения». В современной юридической литературе употребляют термин «объединение», а не «соединение», подразумевая, что оно более подходит для отражения общественно-политических и правовых процессов.

Таким образом, ученый проводит, с нашей точки зрения, важный водораздел между государственными объединениями политического характера и международными организациями.

Ушаков Н.А. отмечает, что в современных условиях наряду с государствами субъектами международных отношений выступают различные объединения государств: международные организации, международные органы и иные международные институции, в число которых входит конфедерация2. То есть с позиции международного права основными объединениями государств выступают международные организации. Объединять в одном понятии международные организации и межгосударственные объединения неправильно и достаточно сложно, поскольку данные институты имеют различную правовую природу, создаются с разными целями, характеризуются самостоятельными признаками.

Спорной представляется точка зрения В. А. Толстика, который в рамках изучения формы государственного устройства синтезирует некоторые объединения государств под общим понятием сложного государства -союз государств или государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований. Н. Л Гранат и А. В. Цыцугин, критикуя такой подход отмечают, что в данном случае ученый объединил под одним критерием сложного государства различные межгосударственные объединения - империи, федерации и конфедерации3. Действительно, союз или объединение государств некорректно сравнивать с государством, состоящим из относительно самостоятельных

1 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908. С. 546.

2 Ушаков Н.А. Государство в системе международноправового регулирования. М., 1997. С.45.

3 Еллинек Г. Право современного государства. Общее учение о государстве/Г. Еллинек. М., 1997. [по изданию 1903г.]. С.56.

государственных образований, тем более синтезировать эти явления под одним институтом. Таким образом, понятия «государство», «сложное государство»,

«объединение государств», также не следует смешивать.

А. В. Цыцугин дает следующее определение

объединения государств - это государственное

образование, созданное на основе интеграции

самостоятельных государств силовым или правовым способами для достижения определенных целей экономического, военного, политического, социального или иного характера4. Похожая трактовка «объединения государств» представлена у В. В. Елистратовой.

Объединение государств - это постоянное государственное образование, созданное на правовой основе в результате интеграции самостоятельных государств или силовым способом для достижения целей экономического, военного, политического, социального или иного характера5.

Необходимо уточнить понятие «государственное образование», которое подробно было изучено Г. В. Александренко, В. Г. Баевым, О. В. Войтенко, Т. В. Кашаниной, А. В. Цыцугиным и др. Государственное образование - это политико-территориальное образование, общественные отношения в котором регулируются не суверенной публичной властью. Государственное образование является формой организации общества, но не универсальной, поскольку публичная власть в нем регулирует только отдельные общественные отношения. В частности государственное образование может быть результатом объединения государств и состоять из нескольких государств.

О. В. Войтенко приходит к выводу, что межгосударственное объединение, являющееся государственным образованием, появляется только в ХХ веке (например, ЕС, СНГ). Поэтому протектораты, унии, конфедерации нельзя отнести к государственным образованиям, поскольку отсутствовала единая система правового пространства в рамках этих структур. Так же ими не могут быть и универсальные межгосударственные организации, так как их решения не обладают прямым действием и не распространяются на население всего мирового сообщества . Однако этот же автор в своей статье отмечает, что государственное образование - это форма определенного социума, возникающая в различные периоды истории для решения тех или иных задач в силу потребностей данного социума или отдельного государства, имеющая свою территорию, население, органы власти и управления, но не обладающая суверенитетом8. Можно поддержать автора в ее выводе относительно межгосударственных организаций. Как представляется, они не могут определяться через понятие «государственное образование». Вместе с тем, нельзя игнорировать исторические условия возникновения

межгосударственных объединений, поскольку их формы

4 Цыцугин А.В. Современные виды объединений государств: Дис..канд. юрид. наук. М., 2001. С.20.

5 Елистратова В.В. Объединения государств: общетеоретический аспект: Дис..канд. юрид. наук. Саратов., 2006. С. 22.

6 Войтенко О.В. Государство, государственное образование, государственность (теоретико-методологический анализ их соотношения). Автореф. дис..канд. юрид. наук. М., 2006. С.7.

7 Там же. С.14.

8 Войтенко О.В. Понятие государственного образования (к

постановке проблемы)//Вестник Московского университета.

Серия 11. Право. 2005. № 6. С.71.

отражали определенные цивилизационные потребности в тех или иных организационных структурах.

Таким образом, можно определять понятие «объединение государств» через категорию «государственное образование», исключая, тем самым, из данного круга межгосударственные организации.

Интересную позицию высказывает О. В. Миронов. Он обосновыает необходимость введения в научный оборот теоретико-правовой науки конструкции

«квазигосударство», определяемого как государственноподобное образование (простое или сложное), обладающее неполным (динамическим или статическим) рядом признаков государства. Квазигосударство с динамическим рядом признаков (предгосударство, протогосударство) - это государственно-подобное образование разной степени сложности, в котором процесс накопления признаков государства не завершен в силу тех или иных обстоятельств. Квазигосударство со статическим рядом признаков - простое государственноподобное объединение, у которого часть признаков

государства носит юридически фиктивный характер, либо же объединение государств, стабильно обладающее комбинацией некоторых элементов государства.9

В контексте всего диссертационного исследования автора, которое носит название «Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития», можно понять, что именно межгосударственные объединения различной степени интеграции относит Миронов к квзигосударствам. Но с понятийной точки зрения объединение государств относить к квазигосударству не совсем верно, поскольку в первом случае мы имеем несколько взаимосвязанных между собой элементов, во втором - речь все-таки идет о государственноподобном образовании.

Ученые чаще всего подходят к понятию

«межгосударственное объединение» с позиций

интеграционных процессов. Ю.А.Тихомиров, исследуя вопросы государственно-правовой интеграции, указывает на то, что «межгосударственные объединения - более высокая степень государственно-правовой интеграции, для которой характерны общие историко-социальные судьбы государств, структура как отражение системы национально-государственных институтов, строгая

«связанность» национальных правовых актов императивными актами межгосударственных объединений, наличие специальных процедур принятия решений и разрешения споров»10.

Также С. В. Косилкин связывает процессы объединения государств с их интеграцией и предлагает использовать термин «интеграционное объединение». Это «созданное и действующее на основе международного права постоянное объединение государств, имеющее ту или иную собственную структуру и направленное на достижение общих целей, и в частности - более тесного сближения государств»11. Интеграционные объединения являются, с одной стороны, результатом интеграции, с другой стороны - формой интеграции.

9 Миронов В. О. Союзное государство России и Белоруссии в системе форм государственного устройства: проблемы идентификации и перспективы развития. Автореф. к.ю.н. Владимир, 2007.

10 Тихомиров Ю.А. Государственно-правовая интеграция//Право и политика. 2002. №6. С.48.

11 Косилкин С.В. Правовой статус интеграционных объединений государств-участников СНГ: Дис..канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

Межгосударственные объединения, по мнению Ю. А. Тихомирова, выделяются в отдельную группу по следующим признакам:

- большая степень региональной интеграции государств в силу сходства их исторической судьбы;

- отражение в структуре межгосударственных объединений системы институтов государств-членов;

- большая степень императивности межгосударственных объединений и их власти на национальные государства;

- наличие судебных институтов для разрешения споров и политических процедур12.

По мнению В. В. Елистратовой, основными признаками объединения современных государств являются:

- постоянный характер функционирования

межгосударственного объединения;

- добровольность государств-членов;

- их равноправие;

- правовая основа объединения государств;

- наличие собственной структуры органов управления со свойственной им компетенцией; наднациональный характер межгосударственных органов;

- наличие конкретных целей экономического, военного, политического, социального или иного характера в рамках тесного сближения государств.13

Определяющим признаком международно-правового объединения, по мнению С.Ю. Михайловой, является суверенность образующих его государств. Отношения между государствами внутри объединения носят международно-правовой характер. Обязательства государств, вытекающие из участия в международноправовом объединении, не отличаются, по сути, от обязательств по международному договору. Второй важный признак - договорная основа объединения. В учредительном договоре, являющемся международным договором, определяются основные цели, принципы объединения, основы взаимоотношений государств-членов между собой и с образованным ими объединением14.

Мукиенко И. Н. указывает на тот факт, что в межгосударственных объединениях государства-члены устанавливают в отношениях между собой определенный правопорядок, по сути, формируют право как систему общеобязательных предписаний в рамках создаваемого межгосударственного образования. Они создаются на основе договора, который от имени государств-членов предоставляет организации соответствующие полномочия как в области международных отношений, так и в отношении их самих. Таким образом, межгосударственные объединения являются постоянными образованиями государств, учрежденными на основе международного договора для достижения общих целей, имеющими постоянные органы и действующими в интересах государств-членов при уважении их суверенитета15.

Таким межгосударственным образованиям свойственны следующие признаки:

12 Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000. С. 337-338.

13 Елистратова В.В. Объединения государств: общетеоретический аспект: Дис..канд. юрид. наук. Саратов., 2006. С. 25.

14 Михайлова С.Ю. Конфедерация как международноправовое объединение государств: Вопросы теории и практики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Уфа, 2006. С.12.

15 Мукиенко И.Н. Правовые системы межгосударственных объединений//Международное публичное и частное право. 2008. №2 (41). С.6.

- учредительный межгосударственный договор, определяющий и закрепляющий основные права и обязанности государств-членов объединения;

- функционирование межгосударственного объединения соответственно общепризнанным принципам и нормам международного права;

- добровольное и постоянное ("длящееся") членство суверенных государств;

- сецессия как право свободного выхода из состава государств-членов;

- наличие конкретных целей экономического, военного, социального или иного характера в рамках межгосударственного сближения;

- наделение международной правосубъектностью;

- наличие постоянных органов, создаваемых в рамках межгосударственного объединения;

- наличие судебных инстанций для разрешения споров и унификации коллизионных процедур;

- межгосударственная правовая система как результат согласованной правовой политики и практики государств-членов и их объединения.

Межгосударственная интеграция в настоящее время проявляется важнейшей внешней функцией современного государства, содержание которой составляет его деятельность, направленная на становление, развитие, укрепление и совершенствование различных форм межгосударственного сотрудничества, подчиненная единым принципам, целям и задачам. В рамках межгосударственной интеграции выявляются следующие тенденции 6:

- увеличение объема участия стран в межгосударственных объединениях;

- стремление к большей гармонизации интересов государств в интеграционных процессах;

- расширение рамок федерализации

внутригосударственных отношений как средства разрешения их проблем в так называемых сложных унитарных или регионалистских государствах;

- появление новых, в том числе смешанных, форм межгосударственных объединений;

- усиление регионализации при создании

межгосударственных объединений;

- укрепление двухсторонних связей между

государствами, ведущее к более глубокому уровню интеграции на уровне локальных межгосударственных объединений;

- углубление интернационализации права в целом, отражающее более тесное взаимодействие международного и национального права;

- усиление роли и значимости правовой политики в сфере объединения государств;

- стремление к более четкому определению правового статуса межгосударственного объединения;

- наднациональные процессы, предопределяющие наделение специальных органов межгосударственных объединений исключительной компетенцией обязывать государства-члены исполнять их решения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стремление к формированию единого правового пространства на основе сближения, унификации и гармонизации законодательства государств-членов.

16 Киреева С.А. Межгосударственная интеграция как внешняя функция Российского государства: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Астрахань, 2006. С. 9 - 16; Елистратова В.В. Объединения государств: общетеоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 29.

В таких образованиях функционирует собственная межгосударственная правовая система, которую следует рассматривать как целостную структуру, создаваемую на основе принципов и норм, устанавливаемых межгосударственным объединением в целях формирования между государствами-членами соответствующего правопорядка и ограничивающих (с их первоначально выраженным в учредительном договоре согласием) суверенитет национального права в

определенных сферах. Данное постоянно действующее образование обладает элементами наднациональности и конкретно определенной компетенцией на правовой

основе в результате добровольной интеграции

самостоятельных государств или применения иных оговоренных способов достижения целей межгосударственного объединения.

Ключевым вопросом для всех межгосударственных объединений является вопрос о суверенитете. Хотелось бы верить, что глобализация призвана сохранять суверенитет государств наряду с усилением их

взаимозависимости и более тесным сочетанием национального и международного права. Однако многие авторы, особенно западные, подтачивают основу современного международного права - государственный суверенитет.

Вместе с тем следует согласиться с авторами, которые пишут о том, что государство осуществляет свой суверенитет посредством деятельности международных объединений. В чем-то государство ограничивает себя, но одновременно и выигрывает, воздействуя через международные объединения на всех его участников. Передача части полномочий - не разделение власти, а ее организация, и ее особенность во взаимозависимости и сотрудничестве участников объединения. Суверенитет государства реализуется через его участие в деятельности международной организации. Суверенитет является не самоцелью, а средством обеспечения интересов государств.

Государства сохраняют суверенитет, но передают определенную часть своих полномочий надгосударственным органам, с помощью которых координируют свою деятельность. Правовой основой образования межгосударственных объединений являются конституции стран-участниц. Так, ст. 79 Конституции России гласит: «Российская Федерация может

участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

Правовой основой построения системы органов и деятельности межгосударственных объединений являются договоры об их образовании и их уставы. В этих же документах определяется порядок вступления в сообщество и выхода из него. Межгосударственные объединения позволяют совместными усилиями решать внутренние проблемы того или иного государства-участника, объединить ресурсы для решения глобальных задач.

Таким образом, используя сравнительно-правовой метод анализа и опираясь на существующие научные позиции, имеющие отношение к межгосударственным объединениям, можно констатировать, что межгосударственные объединения являются наиболее сложной формой интеграции. Им присущи более строгие функциональные, институциональные и правовые

элементы, структурированная связь надгосударственных и национальных институтов и норм деятельности.

Можно дать определение понятию «объединение государств» как государственному образованию, созданному на основе интеграции самостоятельных государств для достижения определенных целей, сочетающему в себе признаки международного объединения и государственности.

Список литературы:

1. Войтенко О.В. Понятие государственного образования (к постановке проблемы)//Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2005. № 6.

2. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

3. Правовая жизнь в современной России: теоретикометодологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. Саратов, 2005.

4. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. М., 2000.

5. Ушаков Н.А. Государство в системе международноправового регулирования. М., 1997.

Reference list:

1. Voitenko O.V. The meaning of country unity (problem annotation)//Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 11. Law. 2005. №6.

2. Ellinek G. Common state theory. St.Petersburg., 1908.

3. Law life in modern Russia: theoretical-methodological aspect/ Under redaction. N.I. Matuzova and A.V.Malko. Saratov, 2005.

4. Tihomirov U.A. Collisionary law. M., 2000.

5. Ushakov N.A. State in modern system of international law regulation. M., 1997.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Понятие «объединения государств»: теоретикометодологический аспект», Д.К. Хачировой

В рецензируемой статье анализируются общетеоретические аспекты проблемы соотношения понятий «объединения государств», «межгосударственные объединения». Излагаются современные подходы к выявлению признаков объединений государств через категорию интеграции. Автор анализирует различные точки зрения на данный вопрос, сопоставляет аргументы отдельных ученых и высказывает собственную позицию по теме исследования.

Неоднократно представители различных отраслевых юридических дисциплин посвящали свои исследования рассмотрению правового института межгосударственных объединений, но до сих актуальная тема юридической науки остается недостаточно исследованной и разработанной.

Работа Д.К. Хачировой написана действительно на актуальную и интересную тему. Название статьи, постановка проблемы, а также сформулированные автором теоретические положения свидетельствуют о новизне исследования. Актуальность и научная новизна публикации не вызывают сомнений, в том числе и благодаря многочисленным источникам. Статья соответствует целевому назначению издания и читательским интересам. Богат с точки зрения блестящей аргументации и материал, представленный автором в сносках статьи.

Изложенное позволяет заключить, что статья Д.К. Хачировой на тему «Понятие «объединения государств»: теоретико-

методологический аспект », подготовлена на высоком научном и прикладном уровне и поэтому соответствует предъявляемым требованиям для опубликования в рецензируемом журнале. рекомендованном ВАК России для основных положений диссертаций на соискание степени кандидата юридических наук.

к.ю.н., доцент,

доцент кафедры

уголовного права и процесса

П. А. Истомин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.