7. Материалы научного семинара под руководством Е.Г. Ясина «Экономическая политика в условиях переходного периода» на тему «Крупный российский бизнес и проблемы модернизации» 29.01.2003 г. // http://www.hse.ru/science/yassin/seminar_200103/html
8. Паппэ Я.Ш.Олигархи: экономическая хроника 1992-2000. М.: Изд-во ГУ - ВШЭ, 2000.
9. ПаппэЯ.Ш. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1.
10. Радыгин А.Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе // Вопросы экономики. 2001. № 5.
11. Розанова Н.М. Экономические основы конкурентной политики // Экономический вестник РГУ. 2003. Т. 1. № 4.
12. УильямсонО.И. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка // Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т. 1. / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999.
Ш
- X
ШЕМЯКИНА А.Р. п
7.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОСОБО ОХРАНЯЕМОМ ЭКОЛОГО- Ш КУРОРТНОМ РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - КАВКАЗСКИЕ §
МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
- N
□
□
Базовой основой экономического развития особо охраняемого эколого-курортного ре- Ш гиона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод [10, с. 108], в состав которого .л, входят федеральные курорты Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки и Железноводск [17, ст. 387], являются уникальные природные минеральные воды более 40 наименований, используемые £ для курортного лечения и промышленного розлива. Общие запасы природных минеральных ё вод, утвержденные Протоколами Государственной комиссии по запасам Российской Федера- а ции, в границах округа горно-санитарной охраны на 26 месторождениях и участках, состав- § ляют свыше 24 тыс. м3/сутки, в том числе эксплуатационные запасы - 16,7 тыс. м3/сутки > (для бальнеолечения - более 7 тыс. м3/сутки, - для питьевого лечения и розлива - более 9 £5 тыс. м3/сутки), а разрешенная лицензионными соглашениями добыча минеральной воды для ^ бальнеолечения и розлива составляет 14,3 тыс. м3/сутки, (из них в границах Ставропольского $ края - 13,6 тыс. м3/сутки) [34]. Из этого количества в настоящее время для бальнеолечения о лечения и промышленного розлива используется менее 20% от лицензированных запасов. о Наличие широкого спектра используемых и еще неосвоенных природно-лечебных ре- > сурсов и свободных рекреационных территорий заложили высокий потенциал для развития £5 особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Мине- 2 ральных Вод как ведущей курортно-рекреационной местности России. Однако, реализация ^ указанных перспектив не столь однозначна в силу возникших проблем в сфере природополь- § зования и охраны гидроминеральных ресурсов. о
В ОСОБО ОХРАНЯЕМОМ ЭКОЛОГО-КУРОРТНОМ РЕГИОНЕ РФ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 9 ФЕДЕ- ^ РАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 23.02.1995 Г. № 26-ФЗ «О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБ- | НО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ» [26, СТ. 713] (ДАЛЕЕ ФЗ № 26) ГИДРОМИ- ¡5 НЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЯВЛЯЮТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ФЗ | № 26, СТ. 9, П. 4 НА ОСНОВАНИИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ [4] (ДА- ^ ЛЕЕ ГКРФ). |
ПРИ ЭТОМ В ЦЕЛЯХ ОХРАНЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ЗАКО- § НОДАТЕЛЬНО (ФЗ № 26) УСТАНОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ИХ ПРАВОПРИ- | МЕНЕНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ К ИСПОЛНЕНИЮ НА КУРОРТАХ: О
- МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ В ПОЛЬЗОВАНИЕ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;
- ОБЪЕМЫ ДОБЫВАЕМЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД, ОТНЕСЕННЫЕ К КАТЕГОРИИ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ЛИМИТИРУЮТСЯ УТВЕРЖДЕННЫМИ ПО ПРОМЫШЛЕННЫМ КАТЕГОРИЯМ ЗАПАСАМИ И СРОКАМИ ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ;
- ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ОСНОВЫВАЮТСЯ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМАХ ИХ РАЗРАБОТКИ;
- КАЧЕСТВО ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ЗАКЛЮЧЕНИЯМИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ КОНДИЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛЕЗНЫХ И ВРЕДНЫХ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА КОМПОНЕНТОВ;
- ТЕХНОЛОГИЯ ДОБЫЧИ, ПОДГОТОВКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД, ОТНЕСЕННЫХ К КАТЕГОРИИ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ, ДОЛЖНА ГАРАНТИРОВАТЬ ЗАЩИТУ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОТ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ИСТОЩЕНИЯ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ЗА-
Ш ЩИТУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОТ УТРАТЫ ЛЕЧЕБНЫХ СВОЙСТВ;
¡5 - ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ЛЕЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ И ДЛЯ ПРОМЫШ-
0 ЛЕННОГО РОЗЛИВА В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ ЛИЦЕНЗИЙ.
X - ПРИРОДНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ РЕСУРСЫ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ, А ТАКЖЕ
п КУРОРТЫ И ИХ ЗЕМЛИ ЯВЛЯЮТСЯ СООТВЕТСТВЕННО ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫ-
£ МИ ОБЪЕКТАМИ И ТЕРРИТОРИЯМИ.
- ОХРАНА ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ УСТАНОВЛЕ-Ш НИЯ ОКРУГОВ ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ (ВНУТРИ КОТОРОЙ ВЫДЕЛЯЕТСЯ ДО ТРЕХ О ЗОН ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ), ОТНЕСЕННЫМ К ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМ ПРИРОДНЫМ ь ТЕРРИТОРИЯМ С УСТАНОВЛЕННЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙ-N СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕЖИМОМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ, ПРОЖИВАНИЯ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВА-¡3 НИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЗАЩИТУ И СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ СУ И ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МЕСТНОСТИ С ПРИЛЕГАЮЩИМИ К НЕЙ УЧАСТКАМИ ОТ ^ ЗАГРЯЗНЕНИЯ И ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО ИСТОЩЕНИЯ.
ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ НА ОСНОВА-§ НИИ ЛИЦЕНЗИЙ, Т.Е. ДОКУМЕНТА, УДОСТОВЕРЯЮЩЕГО ПРАВО ЕЕ ВЛАДЕЛЬЦА НА ПОЛЬЗОВА-
* НИЕ УЧАСТКОМ НЕДР В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ГРАНИЦАХ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗАННОЙ ЦЕЛЬЮ а В ТЕЧЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО СРОКА ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ИМ ЗАРАНЕЕ ОГОВОРЕННЫХ ТРЕБО-§ ВАНИЙ И УСЛОВИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21.02.1992 Г. £ № 2395-1 «О НЕДРАХ» [5]. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД РЕГЛАМЕНТИ-2 РУЕТСЯ «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ», УТВЕРЖ-
* ДЕННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ВС РФ ОТ 15 ИЮЛЯ 1992 Г. № 3314-1 [3]. «ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ® И ОХРАНЫ МЕСТОРОЖДЕНИЙ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД И ЛЕЧЕБНЫХ ГРЯЗЕЙ», УТВЕРЖДЕННЫЕ В о УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСГОРТЕХНАДЗОРОМ 06.06.2003 Г. № 72 [22],
0 ОБЯЗЫВАЮТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НЕДР ОБЕСПЕЧИВАТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДА-> ТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ УТВЕРЖДЕННЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ СТАНДАРТОВ (НОРМ, ПРАВИЛ) ПО ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ [19, 20].
2 ПРИНЦИПЫ ДОБЫЧИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕЧЕБНЫХ ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ИЗЛО-§ ЖЕННЫЕ В ФЗ № 26, НАШЛИ СВОЕ ОТРАЖЕНИЕ В «ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ § В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ», УТВЕРЖДЕНо НЫХ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 21.04.2003 Г. № 494-Р ^ [30, СТ. 1637].
1 ДЛЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМОГО ЭКОЛОГО-КУРОРТНОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -
0 КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ В СФЕРЕ ОХРА® НЫ ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСОВ ОПРЕДЕЛЕНЫ ТАКЖЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ ОТ
1 14.03.1996 Г. № 33-ФЗ «ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ» (ФЗ № 33); ОТ ^ 10.01. 2002 Г. № 7-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» [29, СТ. 133] (ФЗ № 7); ОТ 21.02.1992 I Г., № 2395-1 «О НЕДРАХ» [25]; ЛЕСНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 04.12.2006 Г. § № 200-ФЗ (ЛКРФ № 200) [32, СТ. 5278]; ЗЕМЕЛЬНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ | 25.10.2001 № 136-ФЗ [31, СТ. 5276] (ЗКРФ № 136); ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОС-0) СИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 07.12.1996 № 1425 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОКРУГАХ
САНИТАРНОЙ И ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЕЙ И КУРОРТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ» [11, СТ. 5798] (ППРФ № 1425) И ДР.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КУРОРТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТ ОСОБЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСТОЙЧИВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОСПРОИЗВОДСТВО ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, МЕХАНИЗМ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ КОТОРЫХ ОТРАЖЕН В «ТРЕБОВАНИЯХ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО И МАРКШЕЙДЕРСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР» (О ТРЕБОВАНИЯХ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО И МАРКШЕЙДЕРСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ НЕДР СМ.: [9]), СУТЬ КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧЕН В:
- СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ, ПЛАНОВ И СХЕМ РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ РАБОТ, НЕДОПУЩЕНИИ СВЕРХНОРМАТИВНЫХ ПОТЕРЬ, РАЗУБОЖИВАНИЯ И ВЫБОРОЧНОЙ ОТРАБОТКИ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД И ЛЕЧЕБНОЙ ГРЯЗИ, А ТАКЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ВЕДЕНИИ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ, МАРКШЕЙДЕРСКОЙ И ИНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ Ш ВСЕХ ВИДОВ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ; £
- БЕЗОПАСНОМ ВЕДЕНИИ РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ; О
- СОБЛЮДЕНИИ УТВЕРЖДЕННЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ СТАНДАРТОВ (НОРМ, ПРА- X ВИЛ), РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ УСЛОВИЯ ОХРАНЫ НЕДР, АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА, ЗЕ- п МЕЛЬ, ЛЕСОВ, ВОД, А ТАКЖЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ОТ ВРЕДНОГО ВЛИЯНИЯ РАБОТ, ^ СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ;
- ПРИВЕДЕНИИ УЧАСТКОВ ЗЕМЛИ И ДРУГИХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАРУШЕННЫХ ПРИ Ш ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ, В СОСТОЯНИЕ, ПРИГОДНОЕ ДЛЯ ИХ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬ- § ЗОВАНИЯ; Ь
- СОХРАННОСТИ РАЗВЕДОЧНЫХ ГОРНЫХ ВЫРАБОТОК И БУРОВЫХ СКВАЖИН, КОТОРЫЕ N МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И (ИЛИ) В ИНЫХ ХО- § ЗЯЙСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ; ЛИКВИДАЦИИ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ГОРНЫХ ВЫРАБО- СУ ТОК И БУРОВЫХ СКВАЖИН, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ; ^
- ВЫПОЛНЕНИИ УСЛОВИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЛИЦЕНЗИЕЙ, СВОЕВРЕМЕННОМ И ПРАВИЛЬНОМ ВНЕСЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ. §
ВАЖНЕЙШИМИ ПРИНЦИПАМИ ОХРАНЫ ПРИРОДНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ЯВЛЯЕТСЯ СОБ- ё ЛЮДЕНИЕ НОРМАТИВОВ ПОТЕРЬ И СОХРАНЕНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ СВОЙСТВ ПРИ ИХ ДОБЫЧЕ. а
ОСНОВНЫМ, НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫМ СПОСОБОМ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ МИ- § НЕРАЛЬНЫХ ВОД ЯВЛЯЕТСЯ КАПТАЖ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД С ПОМОЩЬЮ СКВАЖИН. НА РАЗ- £ РАБАТЫВАЕМОМ МЕСТОРОЖДЕНИИ СКВАЖИНЫ ПО СВОЕМУ НАЗНАЧЕНИЮ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ £5 НА: 1) ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ (КАПТАЖНЫЕ) СКВАЖИНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДЛИТЕЛЬНУЮ х ЭКСПЛУАТАЦИЮ МЕСТОРОЖДЕНИЙ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД; 2) НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ СКВАЖИНЫ, ® ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЕДЕНИЯ ДЛИТЕЛЬНЫХ, СТАЦИОНАРНЫХ (В СТАБИЛЬ- о НЫХ УСЛОВИЯХ) НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕЖИМОМ ВОД (ДЕБИТ, УРОВЕНЬ, ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ, о ТЕМПЕРАТУРА И ДР.); 3) РЕЗЕРВНЫЕ СКВАЖИНЫ, КОТОРЫЕ В СЛУЧАЕ НЕОБХОДИМОСТИ МОГУТ > БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВМЕСТО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ. £5
В ОСОБО ОХРАНЯЕМОМ ЭКОЛОГО-КУРОРТНОМ РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - КАВ- £5 КАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОДАХ ФУНКЦИОНИРУЕТ 350 СКВАЖИН, ИЗ КОТОРЫХ ЭКСПЛУАТА- § ЦИОННЫХ - 137, НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХ - 181, ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ СЕТИ - 26, § ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СЕТИ - 6 [1]. ВСЕ ЭТИ СКВАЖИНЫ ВХОДЯТ В ГОСУ- о ДАРСТВЕННЫЙ ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ЭКЗОГЕН- ^ НЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ), ЧТО РЕАЛИЗУЕТ ВАЖНЕЙШИЙ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОЙ | ПРИНЦИП КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ¡5 ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ [8]. 2
РАБОТЫ ПО МОНИТОРИНГУ ПОДЗЕМНЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ВКЛЮЧАЮТ: УЧЕТ ДОБЫЧИ | И СБРОСА ОТРАБОТАННЫХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД; ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ РЕЖИМОВ В ЗО- ^ НАХ ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ И ВЫПОЛНЕНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ОХРАННЫХ МЕРОПРИ- | ЯТИЙ; НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКУ СОСТОЯНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ВЕ- § ДЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ МАРКШЕЙДЕРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ | [21, П. 52]. О
НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЗАКРЕПЛЕН ЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ [14, СТ. 3347]; ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ - ЗА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ [15, СТ. 3348], ВОПРОСЫ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ (ПРИРОДНЫЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ) - ЗА ФЕДЕРАЛЬНЫМ АГЕНТСТВОМ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ [13, СТ. 2669].
К СОЖАЛЕНИЮ, УКАЗАННЫЕ ВЫШЕ ПРИНЦИПЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА КУРОРТАХ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД НЕ ВСЕГДА ВЫПОЛНЯЮТСЯ, ЧАЩЕ ВСЕГО ВВИДУ СЛАБОЙ ПРОРАБОТАННОСТИ МЕХАНИЗМА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ЧТО ПРИВОДИТ К ПРОБЛЕМАМ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ.
В частности, в последние годы в области недродопользования возникли проблемы, связанные с неподтверждением запасов минеральных вод на Ессентукском месторождении, Ш сложности с обеспечением курорта Кисловодск минеральными водами, вызванные, в основ-¡5 ном, изменением системы добычи минеральной воды на различных гидравлически связанных
0 межу собой месторождениях и другие проблемы. Дело в том, что ранее, в советский период, X добыча минеральных вод на всех месторождениях минеральных вод велась одним специа-^ лизированным предприятием (ныне его правопреемник ОАО «Кавминкурортресурсы»), но с ^ принятием Федерального закона «О недрах» [26, ст. 713] число недропользователей в регионе Кавказских Минеральных Вод увеличилось до 26, которые должны эксплуатировать мес-
^ торождение в соответствии с лицензионными соглашениями и под определенным контролем, □ утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 г. № 293 ^ [16,1885]. Тем самым усложнился контроль за соблюдением принципов изучения, добычи и N использования гидроминеральных ресурсов.
д Однако, на такой сложной в гидрогеологическом отношении территории как Кавказские Ш Минеральные Воды, все месторождения минеральных вод которого находятся в тесной гид-«а, равлической взаимосвязи и представляют единый Кавминводский артезианский бассейн, необходим особый подход к вопросам геологического изучения, использования и охраны недр. £ По нашему мнению, в правовом отношении представляется необходимым введение в практи-ё ку недропользования региона Кавказских Минеральных Вод единой «Концепции геологичес-о. кого изучения, рационального использования и охраны недр месторождений минеральных § вод в особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских
> Минеральных Водах», которую следует согласовать с администрацией Кавказских Минераль-2 ных Вод и утвердить в установленном законом порядке на уровне ведомств Министерства
1 природных ресурсов Российской Федерации.
$ С позиций указанного выше, автор считает целесообразным в данную Концепцию зао ложить принцип назначения координатора работ (например, из числа наиболее профессией ональных недропользователей) по геологическому изучению и освоению месторождений
> минеральных вод, с позиций единых принципов и методических подходов к вопросам не-
2 дропользования и геологического мониторинга. Такой правовой документ позволит решить 2 существующие сегодня проблемы рассогласованности действий различных недропользова-^ телей, и это, безусловно, будет направлено на повышение эффективности государственного о управления недропользованием и охраной месторождений минеральных вод, содействие ус-о тойчивому развитию курортов Кавказских Минеральных Вод.
^ Многие проблемы в сфере развития курортного дела связаны с недостаточно разработан-| ным механизмом правоприменения ФЗ № 26, земельного законодательства в сфере использо-о вания и охраны природных лечебных ресурсов. Основой разграничения земель на категории т по целевому назначению является закрепленный в ст. 1 Земельного кодекса Российской Фе-5 дерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ [6] (ЗКРФ № 136) принцип земельного законодательства, ^ согласно которому правовой режим использования земель определяется исходя из прина-Е длежности к той или иной категории.
о В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 о г. № 462 «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказс-00 ких Минеральных Водах» (далее ППРФ № 462) и от 17.01.2006 г. № 14 «О признании курортов
Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» (далее ППРФ № 14) курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск признаны курортами федерального значения, а территория в пределах округа горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод [18, ст. 387] - особо охраняемой природной территорией (ООПТ) федерального значения, на территории которой вводятся природоохранные ограничения, выполнение которых контролируют государственные надзорные органы.
Следует указать, что создание и развитие системы ООПТ в Российской Федерации является одним из основополагающих элементов и необходимым условием устойчивого развития страны [2, с. 48-50]. В ЮФО 3,5% территории занято ООПТ, значительная часть которых принадлежит особо охраняемому эколого-курортному региону Российской Федерации - Кавказским Минеральным Водам.
Статья 2, п.3 ФЗ № 26 устанавливает, что отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, ш лесным и иным законодательством. Правовое положение ООПТ лечебно-оздоровительных ^ местностей и курортов регулируется ст.94-96 ЗКРФ, а также ФЗ № 26, ФЗ № 33, в соответствии о с которыми ООПТ относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в X федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципаль- ^ ной собственности, допускается также включение в земли ООПТ земельных участков, прина- ^ длежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
Федеральным законом от 21.12.2004 г. № 172 «О переводе земель или земельных участков ^
из одной категории в другую» определено, что земельные участки, расположенные в грани- о цах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям поселений [31, ст. 5276]. Поэтому,
руководствуясь федеральным законом от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земель- N
ном кадастре» [27, ст. 149] и Правилами проведения государственной кадастровой оценки зе- д
мель [12, ст. 1709] в Земельном кадастре Ставропольского края земли курортов федерального Ш
значения Кавказских Минеральных Вод отнесены к землям поселений [7]. Таким образом, .л, создается правовая коллизия в вопросах земельных отношений, когда первые зоны (строгой)
горно-санитарной охраны курортов Кавказских Минеральных Вод отнесены Земельном ка- £
дастре Ставропольского края к землям поселений, функции которых не совпадают с функци- ё
ями ООПТ природооранного значения. а
ПО МНЕНИЮ АВТОРА, ДЛЯ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСА ОБ ОТНЕСЕНИИ ПЕРВЫХ ЗОН ГОР- §
НО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ К ЗЕМЛЯМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ МОЖЕТ БЫТЬ ИС- £
ПОЛЬЗОВАН ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ В ПУНКТЕ 2 СТАТЬИ 7 ЗЕМЕЛЬНОГО £5
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОГДА ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИСХО- *
ДЯ ИЗ ИХ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ТОЙ ИЛИ ИНОЙ КАТЕГОРИИ И РАЗРЕШЕННОГО РЕЖИМА ПРИ- ®
РОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЗОНИРОВАНИЕМ ТЕРРИТОРИЙ. о
СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ИМЕЯ ЛЕГИТИМНЫЕ ГРАНИЦЫ ПЕРВЫХ ЗОН САНИТАРНОЙ (ГОРНО-СА- о
НИТАРНОЙ) ОХРАНЫ МЕСТОРОЖДЕНИЙ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД, СВЕДЕНИЯ О НИХ МОГУТ БЫТЬ >
ВНЕСЕНЫ В ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА В СООТВЕТСТВИИ С ФЕ- £5
ДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗЕМЕЛЬНОМ КАДАСТРЕ» [33, СТ. 149]. £5
В ОКРУГЕ ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ КАВКАЗСКИХ МИНЕ- §
РАЛЬНЫХ ВОД БОЛЕЕ 80% ТЕРРИТОРИИ ПРИХОДИТСЯ НА ЗЕМЛИ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ. ПО МНЕ- §
НИЮ АВТОРА, С ЦЕЛЬЮ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ о
ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ЦЕЛЕСООБРАЗНО ПРИНЯТЬ ПРАВО- ^
ВОЙ АКТ О РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДСТВА В ОКРУГАХ И |
ЗОНАХ ГОРНО-САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ПРОГРЕССИВНЫХ МЕТОДОВ о
ЭКОЛОГО-ЛАНДШАФТНОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ (НАПРИМЕР, НА ОСНОВЕ [23]). * Современные условия характеризуются непрерывным ростом антропогенного влияния 5
на природу, в котором определяющую роль играют отходы производства и потребления, ме- ^
ханизм реализации которых в регионе Кавказских Минеральных Вод требует существенного Е
изменения в рамках снижения антропогенного влияния на природные комплексы. Этот воп- о рос первостепенной важности и является предметом специального углубленного изучения о
применительно к курортному региону. 0)
ТАКИМ ОБРАЗОМ, КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ГИДРОМИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КУРОРТОВ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД ТРЕБУЮТ СУЩЕСТВЕННОЙ ДОРАБОТКИ КАК В ПЛАНЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ И ДОБЫЧИ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД, ТАК И В ПРАКТИКЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОГО РЕЖИМА.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архив АКМВ - 2006. Ессентуки: АКМВ. ИД 05.15.2006. С. 21.
2. Белякова А.Б.Динамика развития мировой системы особо охраняемых природных территорий // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2007. № 1(91). С.48-50.
3. Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и ВСРФ от 20.08.1992. № 33. ст. 1917.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30.11.1994. № 51-ФЗ // СЗРФ. Ш 05.12.1994. № 32. ст. 330.
¡5 5. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992. № 2395-1 // Российская газета.
О 05.05.1992. № 102. (О
X 6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001. № 136-ФЗ // СЗРФ. 2001. № 44.
П
а
г ш
ст. 4147.
7. Письмо руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Ставропольскому краю Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 01.05.2005. № 05-6/15. Фондовые материалы администрации Кавказских Минеральных Вод. ИД-05-
б 20(2)/2005.
^ 8. Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ. N Утверждено приказом МПР РФ от 21.05.2001.
д 9. Положение, утвержденное постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2001. № 18. Ш 10. Постановление Правительства РФ от 06.07.1992 № 462 «Об особо охраняемом эколого-ку-«а, рортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах» // Собрание
актов Президента и Правительства Российской Федерации от 20.07.1992. № 3. ст. 108. £ 11. Постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425 «Об утверждении Положения об ё округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и а курортов федерального значения» // СЗРФ. 16.12.1996. № 51. ст.5798. § 12. Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 «Правила проведения государс-
> твенной кадастровой оценки земель» // СЗРФ. 2000. № 16. ст. 1709.
2 13. Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 293 «Об утверждении Положения о
Федеральном агентстве по недропользованию» // СЗРФ. 28.06.2004. № 26. ст. 2669. $ 14. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования» // СЗРФ. 9.08.2004. № 32.
о ст. 3347. <
> 15. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по эколо-2 гическому, технологическому и атомному надзору» // СЗРФ. 9.08.2004. № 32. ст. 3348.
2 16. Постановление Правительства РФ от 12.05.2005 № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием
о
§ и охраной недр» // СЗРФ. 16.02.2005. № 20. ст. 1885.
о 17. Постановление Правительства РФ от 17.01.2006 г. № 14 «О признании курортов Ессен-^ туки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, | курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах» // о СЗРФ. 23.01.2006. № 4. ст. 387.
т 18. Постановление Совета Министров РСФСР № 300 от 09.07.1985 «Об установлении границ 5 и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и ^ Пятигорск в Ставропольском крае» // СЗРФ. 23.01.2006. № 4. ст. 387. Е 19. Правила охраны недр при переработке минерального сырья. Утверждены постановлени-о ем Госгортехнадзора РФ от 6.06.2003. № 70.
о 20. Правила охраны недр. Утверждены постановлением Госгортехнадзора РФ от 6.06.2003. 0) № 71.
21. Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей. Утверждены в установленном порядке постановлением Госгортехнадзором 06.06.2003. № 72 // Приложение к «Российской газете» «Новые законы и нормативные акты». 2003. № 26.
22. Приложение к «Российской газете» «Новые законы и нормативные акты». 2003. № 26.
23. Рекомендации по фитосанитарной оптимизации, формированию и поддержанию биоразнообразия в курортно-рекреационных регионах России (на примере особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод). М.: РАСХН: ВНИИБЗР: АКМВ, 2004.
25. Российская газета. 5.05.1992. № 5.
26. сзРФ. 27.02.1995. № 9. ст. 713.
27. сзРФ. 10.01.2000. № 2. ст. 149.
28. СЗРФ. 29.10.2001. № 44. ст. 4147.
29. сзРФ. 14.01.2002. № 2. ст. 133.
30. СЗРФ. 28.04.2003. № 17. ст. 1637. Ш
31. СЗФЗ. 27.12.2004. № 52 (часть 1). Ст. 5276. ¡с
32. СЗРФ от 11.12.2006 г. № 50. ст. 5278. О
(О
33. Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // X СЗРФ. 10.01.2000. № 2. ст. 149.
34. Экспертное заключение о запасах лечебных ресурсов (минеральных вод и лечебных грязей) особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказские Минеральные воды, утвержденное руководителем территориального агентства по недропользованию
по Ставропольскому краю C.B. Мышенкова от 22.12.2004 № 02/2-13-34: Архив АКМВ. Ес- б сентуки: АКМВ: ОЭПРиЗ. ИД 05.14.2004. h
N
_ Ш
ШИНАКОВА С.В.
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК КОНКУРЕНТНАЯ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВУЗА
О о
I—
ф
о а ф
I
>
В России продолжается осуществление национального проекта «Образование», ставящего главной целью повышение качества высшего профессионального образования, с каждым £5 годом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлажен- ^ ной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента $ тем более актуальна в свете вступления России в Болонское соглашение и усиления кон- о куренции со стороны иностранных учебных заведений. Задача российских менеджеров в о образовании и проста и сложна одновременно - "не изобретать велосипед", а постепенно > и целенаправленно перенимать опыт управления у зарубежных социальных менеджеров, ра- £5 ботающих в образовании и учитывая национальную специфику, а также учиться на примерах 2 руководителей отечественных вузов-лидеров [5]. ^ Один из ведущих специалистов XX в. в области менеджмента качества Э. Деминг сказал: о «Пример не учит ничему, пока он не излагается с помощью теории. Без знания теории копи- о ровать успешно работающую фирму - значит накликать на себя беду». Э. Деминг говорит не ^ просто о бесполезности «слепого» копирования, а о губительности такого занятия. Самый | большой недостаток обучения «на примерах» состоит в том, что тот, кто не понимает теории, о кто копирует положительный пример, не понимая его источника, не задумываясь о его на- т учной основе, всегда будет отставать и проигрывать. Ведь научный подход есть не что иное, 5 как продуманный, всесторонне проанализированный подход, основанный на четко сформу- ^ лированной цели, глубоком знании предмета и учете конкретных условий. Поэтому в любом Е самом практическом деле возможны лишь два подхода - или научный, или неправильный. И о
I
в начале любого дела находится даже не слово, а идея, т.е. пока еще невысказанное слово о о том, как это дело следует выполнять. Не сформулировав идею (концепцию) своих действий 0)