Экологический менеджмент
как фактор сохранения природного потенциала
и регионального развития
А.Р. ДАНИЛОВ,
аспирант РГСУ
В статье рассматриваются основные проблемы Кавказских Минеральных Вод, связанные с обеспечением традиционного вектора развития региона, и с учетом зарубежного опыта выдаются практические рекомендации, способные их устранить.
Ц егион Кавказских Минеральных Вод (КМВ) обладает уникальными природными ресурсами, которые были по достоинству оценены еще в конце XVIII - начале XIX вв.
Данная местность получила известность, в первую очередь, благодаря минеральной воде, целебные свойства которой были обнаружены еще в конце XVIII в. Чуть позже, в 1803 г., вышел соответствующий Указ (Рескрипт) Императора Российской империи Александра I об образовании особой местности государственного значения. С тех пор, несмотря на неоднократную смену власти в нашей стране, данный регион обладает особым статусом.
В годы социализма государство уделяло особое внимание развитию территории в курортном направлении с целью улучшения здоровья граждан Советского Союза.
Функционирование промышленности в районе КМВ было строго ограничено, а в Железноводске вообще практически отсутствовало. Учитывался и серьезный историкокультурный потенциал территории с большим количеством памятников природы и архитектуры. Чтобы не влиять на уникальные целебные подземные источники (сегодня их более 130), сельскохозяйственную деятельность выводили за пределы городов-курортов (Пятигорск, Же-лезноводск, Кисловодск, Ессентуки) в близлежащие районы, где создавались колхозы и совхозы.
Плановый командно-административный механизм функционирования экономики позволял четко следовать взятому после революции и окончания гражданской войны курсу на защиту природных факторов через бережный подход к градостроительной политике, ограничение хозяйственной деятельности, постоянный кон-
троль и принятие своевременных мер по охране и защите окружающей среды.
Однако после 1991 г. изменившиеся условия хозяйственных отношений в стране потребовали создания новой нормативно-правовой базы. Так, в 1992 г. вышел Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 г. № 309, которым в целях сохранения природных свойств местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом региону Кавказских Минеральных Вод был придан статус «Особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации», а государственное управление им поручено администрации Кавказских Минеральных Вод. Летом 1992 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 462 были закреплены границы региона, внешний контур которых совпадает с границей округа горно-санитарной охраны региона. Эта территория представляет собой области формирования уникального Кавминводского артезианского бассейна минеральных вод.
В результате сокращения доходных статей бюджета государство стало сокращать многие статьи своих расходов, что коснулось и геологии. На КМВ практически полностью прекратился мониторинг недр, из-за скудного финансирования ликвидация аварийных скважин минеральной воды либо вообще не велась, либо осуществлялась в небольшом объеме, что привело к образованию 25 скважин (6 из них - в аварийном состоянии), требующих немедленной ликвидации для сохранения оставшейся гидроминеральной базы региона [4].
На КМВ имеются проблемы с финансированием лесного хозяйства, существует угроза его уничтожения. Например, в проекте Генерального плана развития Кисловодска на месте «городских лесов» оказались «земли с многолетними насаждениями». Сделано это было для того, что бы освоить новые территории (свободные
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ МЕТОДОЛОГИЯ
\ 5G Ч G
от застройки), поскольку старое обозначение «городские леса» запрещало их уничтожение в соответствии с Лесным кодексом РФ. Новое определение позволяет отнести данные территории уже к юрисдикции Земельного кодекса РФ, который определяет их как сельскохозяйственные и позволяет, в случае их непригодности для ведения сельского хозяйства, использовать в любых других целях.
Схожие процессы наблюдаются и в Пятигорске, где последние 10 лет полным ходом шла продажа лесного фонда и освоение горы Машук, хотя данная территория входит в состав первой и второй зон горно-санитарной охраны. Только за 3 квартала 2011 г. в собственность юридическим лицам было предоставлено 20 земельных участков на территории горы Машук, а физическим лицам - 1111 [3, с. 26].
В свое время были созданы нормативно-правовые акты на уровне страны и региона для защиты этой территории, в соответствии с которыми серьезным образом ограничивалось ее использование, а также сажались хвойные, березовые, ясеневые леса для задержки поверхностных вод, формирующих минеральные источники. Это позволяло увеличивать возможность добычи минеральной воды и, тем самым, обеспечивать основу развития курортного региона.
Сегодня же наблюдается явное пренебрежение к Постановлениям Совета Министров РСФСР (№ 300 от 9.07.1985), Правительства РФ (№ 14 от 17.01.2006), Указам Президента РФ (№ 309 от 27.03.1992 и № 904 от 7.09.1995) и ко многим другим регламентирующим документам краевого уровня, ограничивающим ведение хозяйственной деятельности на КМВ.
Местные власти при принятии своих решений прикрываются Федеральным законом «О муниципалитетах» № 131 от 6 октября 2003 г., который предоставляет широкие возможности городским администрациям по распоряжению собственными территориями. Однако данный закон входит в прямое противоречие с Лесным кодексом РФ, в соответствие с которым на всей территории России запрещено использовать леса в коммерческих целях.
Описанные выше проблемы, наряду с имеющимися проблемами по переработке отходов производства и потребления, создают реальную угрозу потери главного богатства региона. Например, уже не добывается минеральная вода «Ессентуки-20» (Ессентукское месторождение), постепенно меняется химический состав и других вод на Ессентукском месторождении, такие же опасения существуют и в отношении кисловод-ского «Нарзана».
Экологическая обстановка в регионе никак не способствует традиционному экономическому развитию-данной местности, основанному на природных факторах.
Кавказские Минеральные
Воды -
группа курортов федерального значения в Ставропольском крае; особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации, имеющий координирующую администрацию. Непосредственное государственное управление регионом возложено на администрацию КМВ, руководитель которой назначается президентом РФ по представлению губернатора Ставропольского края.
Расположен регион на юге Европейской части России, почти на одинаковом расстоянии от Чёрного и Каспийского морей, -в пределах стыка Минераловодской наклонной равнины и северных склонов Большого Кавказа.
Имеет площадь более 500 тыс. га (5,3 тыс. кв. км), расположен на территории трех субъектов РФ в границах округа горно-санитарной охраны:
• В Ставропольском крае - города и города-курорты Георгиевск, Минеральные Воды, Пятигорск, Железноводск, Лермонтов, Ессентуки, Кисловодск и др. (58% всей площади региона);
• В Кабардино-Балкарии -Зольский район (9% территории);
• В Карачаево-Черкесии -Малокарачаевский и Прикубанский районы (33% территории).
№1 *2013 BGIC КАЧЕСТВА
МЕТОДОЛОГИЯ вів ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
:::: ■'
В советское время санаторно-курортный комплекс КМВ принимал более миллиона человек ежегодно, местная минеральная вода была одной из самых известных в СССР, а позже в России. Кисловодская минеральная вода неоднократно получала высшие награды на дегустационных мероприятиях в Европе и экспортировалась в разные страны на протяжении многих десятилетий.
Сегодняшнее негативное состояние окружающей среды фактически сводит на нет все усилия многих поколений по созданиию уникального региона, способного удовлетворять потребности жителей страны в отдыхе, лечении, а также в лечебной минеральной воде.
Для того чтобы исправить явное несовершенство законодательства, требуется, во-первых, внести изменения в правила ведения лесного хозяйства нашей страны. Ввиду наличия прямых противоречий в действующей редакции Лесного кодекса России (ред. от 28.07.2012) и Федерального закона № 131 «О муниципалитетах» от 6 октября 2003 г., было бы целесообразным осуществить перевод всех лесов, включая те, что расположены в городских и сельских поселениях, в государственный лесной фонд, как это было до 1997 г. Реализация этой меры позволит четко определить ответственность за указанные земли госструктур и источники финансирования, а также ограничить коммерческое использование данных территорий.
Во-вторых, в связи с большим количеством отходов и несанкционированных свалок в регионе целесообразно организовать строительство новых мусороперерабатывающих заводов по самым современным технологиям, для чего предусмотреть снижение налогового бремени на потенциального инвестора в течение нескольких лет и подготовить специальные площадки для застройки со всеми необходимыми коммуникациями.
Также необходимо воспитывать у населения рациональное отношение к утилизации «мусора», внедрять систему вторичной переработки и раздельного сбора отходов. Опыт Австрии и Чехии по созданию разветвленной сети приема различных отходов и последующей переработке показывает, что подобные меры эффективны и вполне реальны. Все это позволит не только снизить общее количество отходов в регионе, но и уменьшить стоимость некоторых продуктов за счет более дешевого сырья (созданного благодаря вторичной переработке), а также создавать новые рабочие места.
В-третьих, в связи с негативной ситуацией со скважинами минеральной воды и нехваткой средств на финансирование мероприятий по соответствующему уходу за гидроминеральной базой, а также недостатком средств на реализацию других направлений экологиче-
I ВеКкАЧЕСТВА № 1 • 2013
ской политики, по мнению автора, целесообразно ввести специальный налог на владельцев автотранспортных средств, зарегистрированных в Ставропольском крае.
Для введения данного налога необходимо определить список зарегистрированных в Ставропольском крае автомобилей, не соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5, и облагать их налогом за выбросы вредных веществ в атмосферу в размере 500 руб. в год, а с 2015 г. распространить данную меру на автомобили, не соответствующие стандартам Евро-5 и Евро-6. При этом сумма налога должна ежегодно индексироваться с поправкой на инфляцию.
Реализация данной меры позволит увеличить финансирование мероприятий, связанных со снижением последствий человеческого влияния на окружающую среду в курортном регионе. Рассчитать экономический эффект можно с использованием данных по количеству автомобилей в крае.
Эф = Нэ х Ак = 500x700 000=350 000 000,
где Эф - экологический фонд (без учета поправок на инфляцию); Нэ - экологический налог на транспортное средство; Ак - приблизительное количество автомобилей в крае, не соответствующих стандарту Евро-5.
Таким образом, в 2015 г. можно будет собрать 350 млн руб.
В заключение отметим, что несмотря на изменение хозяйственных отношений, произошедшее в России на рубеже веков и создавшее значительное количество проблем, существующее положение дел в регионе не является катастрофическим. Эффективные изменения экологической политики в рассмотренных аспектах, вполне способны повлиять на решение существующих проблем и сохранить привычный для региона вектор развития. ■
Литература
1. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 30.12.2012) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/popular/earth/ (дата обращения: 16.01.2013).
2. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: Справочно-правовая система. URL: http://www. consultant.ru/popular/newwood/ (дата обращения: 20.09.2012).
3. Бережицкая Е. Нечастная собственность // Российская газета. Экономика Северного Кавказа. 2011. № 204.
4. «В Минеральных водах необходимо ликвидировать двадцать пять скважин» [Электронный ресурс] // WATERMARKET: информационное агентство. 2012. 21 сентября. URL: http:// watermarket.ru/articles/8940 (дата обращения: 22.09.2012).