Научная статья на тему 'Конституционно-правовые принципы муниципальной службы'

Конституционно-правовые принципы муниципальной службы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
459
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые принципы муниципальной службы»

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ О.И. Орлов

Как известно, любая деятельность строится в соответствии с определенными правилами, основополагающими идеями и тенденциями развития. Традиционно под принципом понимают руководящие начала, объективно сложившиеся закономерности развития общества.1

В теории права понятие «принцип» - руководящая идея, основание системы.2 Принцип обобщает и распространяет какое-либо положение на всю группу правоотношений, из которой он выделен, абстрагирован. Более того, можно с уверенностью заявить, что какова принципиальная основа, такова и сущность системы. В силу этого законодатель всегда в первую очередь устанавливает принципиальную основу функционирования той или иной системы отношений.

В общей теории права различают три уровня правовых принципов: общеправовые, межотраслевые и отраслевые, где, как правило, общеотраслевые принципы преломляются в отраслевые и реализуются через нормы отрасли.3

В принципах муниципальной службы нашли отражение общие принципы организации деятельности государства, включая как властные структуры государства, так и структуры управления, формируемые органами местного самоуправления. Прежде всего, к ним относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, а также вытекающие из ее положений.

В статье 5 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» установлены основные принципы муниципальной службы.4 Поскольку указанный закон является базовым, регулирующим основы муниципальной службы, следовательно, его нормы выступают исходным началом для иных законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Принципы, закрепленные в основной части Федерального закона «Об основных принципах муниципальной службы в Российской Федерации», не только раскрывают смысл и содержание муниципальной службы, но также образуют исходные начала ее организации в субъектах Российской Федерации. Указанные положения учитываются законодателями субъектов Российской Федерации при принятии нормативных правовых актов, регулирующих отношения, складывающие в процессе деятельности муниципальной службы на своих территориях. Муниципальные служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Муниципальная служба в Российской Федерации основывается на принципе верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих.5

Данный принцип является всеобщим, и поэтому каких-либо исключений из него быть не может. Все органы местного самоуправления должны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Неукоснительное следование данному принципу является необходимым условием сохранения целостности государства и строгого соблюдения законности.

Не допускаются, какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения действия федеральных законов на территории действия отдельных муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации не может быть предметом договоренности между муниципальным образованием и субъектом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.