КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (CONSTITUTIONAL AND MUNICIPAL LAW)
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 25 (380). Право. Вып. 45. С. 20-25.
УДК 342.7 ББК 67.300
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д. В. Абдрахманов
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет),
Челябинск, Россия
Рассматриваются конституционно-правовые предпосылки развития информационного общества в Российской Федерации. На основе определения целевой модели информационного общества в России иллюстрируется факт конституционно-правового регулирования основ информационного общества. Анализируются конституционно-правовые основы информационных отношений, а также конституционно-правовые основы политической, социально-экономической и духовной сфер информационного общества.
Ключевые слова: конституционное право, информационное общество, информационные отношения, предпосылки развития, конституционно-правовые основы.
Словосочетание «информационное общество» уже достаточно устойчиво вошло в лексикон российской политической элиты, его можно встретить не только на страницах публицистической литературы, но и в правовых актах и документах стратегического планирования. С принятием в 2008 г. Стратегии развития информационного общества в РФ [2] был официально объявлен курс на развитие в России информационного общества.
Развитие информационного общества не является самоцелью; суть его в том, что оно способно сделать жизнь людей лучше — вывести основные сферы общества на новый уровень. «Информационное общество, как мы его представляем, позволяет людям шире использовать свой потенциал и реализовывать свои устремления. Для этого мы должны сделать так, чтобы информационные технологии служили достижению взаимодополняющих целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, транспарентного и ответственного управления, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности»,— подчеркивается в Окинавской хар -тии глобального информационного общества [4].
Для достижения благих целей в развитии информационного общества разработчиками Стратегии поставлены следующие задачи:
- формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности информации и технологий для населения;
- повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
- развитие экономики РФ на основе использования ИКТ;
- повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;
- развитие науки, технологий и техники, подго -товка квалифицированных кадров в сфере ИКТ;
- сохранение культуры многонационального народа РФ, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании,
развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
- противодействие использованию потенциала ИКТ в целях угрозы национальным интересам России.
Обозначенные задачи проецируют целевую мо -дель информационного общества РФ, определяют то, как оно будет характеризоваться в момент времени, в котором можно будет констатировать его становление. Анализ задач, обозначенных в Стратегии развития информационного общества, позволяет говорить о том, что современное конституционное право не может игнорировать качественные преобразования в социально-экономической, духовной, политической и, конечно же, информационной сферах общественной жизни, вызванных переходом в информационное общество. При этом существующая конституционная парадигма образует систему условий, необходимых для развития информационного общества РФ. В противном случае существующий конституционный фундамент не позволил бы даже проектировать строительство информационного общества в России, а Стратегия развития информационного общества противоречила бы Конституции РФ.
Таким образом, можно обозначить основные конституционно-правовые предпосылки развития информационного общества РФ, которые образуют его конституционно-правовые основы. Их можно сгруппировать в два блока: 1) конституционно-правовые основы информационной сферы; 2) конституционно-правовые основы социально-экономической, духовной и политической сфер. Несмотря на взаимосвязь и взаимозависимость этих блоков, данная группировка представляется осмысленной.
В первую очередь рассмотрим конституционно-правовые основы информационной сферы как группу конституционно-правовых предпосылок развития информационного общества. Имманентно присущими и системообразующими в информационном обществе являются информационные отношения, отличительная черта которых, как известно, заключается в том, что объектом данных отношений выступает именно информация, ради которой субъекты отношений вступают в них. Следовательно, необходимыми конституционно-правовыми предпосылками развития информационного общества РФ являются конституционно-правовые основы информационных отношений. Наиболее системно к анализу
данных основ подошел С. Н. Шевердяев, посвятив свое диссертационное исследование проблемам конституционно-правового регулирования информационных отношений в РФ [10. С. 34]. Автор предлагает рассмотреть направления и особенно -сти конституционно-правового регулирования информационных отношений посредством их связи с базовыми категориями, образующими систему конституционного права. Придерживаясь данного подхода, который, на наш взгляд, представляется оправданным, приведем конституционно-правовые основы информационных отношений.
Среди основ конституционного строя России, имеющих непосредственное значение для информационных отношений, можно обратить внимание на положения ч. 1 ст. 13 и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ [1]. Принципом идеологического многообразия задается общий конституционно-правовой вектор как для других конституционных основ информационных отношений, так и для системы информационных отношений в целом. Отсутствие реализации данного принципа на практике привело бы к однородности информации, циркулирующей в обществе, что сделало бы невозможным эффективное взаимодействие общественных институтов в виду отсутствия условий для конкуренции политических взглядов и концепций. Напомним, что целевая модель информационного общества России предусматривает эффективное взаимодействие гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти. Поэтому принцип идеологического многообразия является важной предпосылкой развития информационного общества России. Относительно положения ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающего обязательную публикацию законов, отметим следующее. Отсутствие публикаций законов для всеобщего сведения не только бы не сделало государственное управление эффективным (оно также предусмотрено целевой моделью информационного общества), а сделало бы его невозможным в принципе.
Наиболее весомый пласт конституционно-правовых основ информационных отношений в России содержится во второй главе Конституции РФ. Это не удивительно, так как в ней прописаны информационные права и свобо -ды. Связь с информационным обществом в данном случае более чем очевидная. От возможности реализации информационных прав и свобод, от качества системы их гарантий напрямую
зависит возможность пользоваться благами информационного общества. Информационные права, их содержание, объем и гарантированный государством механизм защиты — это те критерии, которыми можно «измерить» современные процессы формирования информационного общества и построения электронного государства. При этом информационные права индивида напрямую связаны с удовлетворением его интересов в информационной сфере [9. С. 49-53].
В системе федеративных отношений конституционно-правовые основы информационных отношений прослеживаются не так очевидно, как в основах конституционного статуса личности. Тем не менее можно обратить внимание на следующие положения Конституции РФ, имеющие значение для информационных отношений и информационного общества. Это в первую очередь положения ч. 3 ст. 5 Конституции, согласно которой федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности. Развивающим данный принцип федеративных отношений является положение ч. 1 ст. 75, предусматривающей, что на территории России не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Также важно положение п. «и» ст. 72, согласно которому федеральная информация и связь находятся в ведении РФ. Данные положения создают предпосылки для единства и целостности информационного пространства РФ. Без реализации перечисленных конституционных положений затруднительным было бы, например, обеспечение высокого уровня доступности информации и технологий для населения в удаленных местах большой станы.
Что касается конституционных основ системы органов государственной власти и местного самоуправления в контексте информационных отношений, то конституционное право затрагивает вопросы гласности деятельности органов государства и местного самоуправления, предвыборной агитации, общие проблемы обеспечения сохранности государственной и служебной тайны [10. С. 75].
Во вторую очередь остановимся на конституционно-правовых основах политической, социально-экономической и духовной сфер информационного общества. Как было сказано выше, развитие информационного общества не является самоцелью, целью является получение опре-
деленных благ в различных сферах общественной жизни за счет использования информации и информационных технологий. Это значит, что необходимые конституционно-правовые предпосылки развития информационного общества РФ, такие как конституционно-правовые основы информационной сферы, не являются достаточными для развития информационного общества. Их должны дополнять конституционно-правовые предпосылки в тех сферах общественной жизни, в которых преследуется цель получения определенных благ. При этом информация и информационные технологии перестают быть целью, а становятся средством. Для данного блока конституционно-правовых предпосылок развития информационного общества РФ предлагается выделить политическую, социально-экономическую и духовную сферы информационного общества.
В политической сфере информационного общества в качестве конституционно-правовых предпосылок развития информационного общества РФ можно обозначить принцип политического многообразия и многопартийности, который является структурированным выражением идеологического многообразия. Это структурированное выражение представляет собой различные политические партии, объединяющие граждан в зависимости от их социальной и политической ориентации [6. С. 176]. Достигаемым благом в данном случае выступают демократические ценности, без которых сложно представить развитое информационное общество.
Важной конституционной предпосылкой информационного общества являются закрепленные в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ гарантия массовой информации и запрет цензуры. В данном случае акцент следует делать на характеристике этого конституционного положения не как элемента системы информационных прав и свобод, а как на конституционно-правовой основе функционирования средств массовой информации, которые нередко называют четвертой ветвью власти. «Средства массовой информации можно рассматривать как ветвь власти, так как телевидение, радио, печать, Интернет доступны всем слоям населения. Они не просто информируют общество о каких-либо политических событиях, но иногда и навязывают свою оценку происходящего, имеют возможности по манипулированию общественным мнением, то есть могут оказывать существенное влияние на его формирование»,— от-
мечает А. С. Бурмистров [5. С. 7-10]. С подобным мнением можно согласиться лишь с фактической, а не с юридической стороны. Также следует иметь в виду, что непосредственно СМИ оказывают властное воздействие там и тогда, где и когда гарантия их независимости реализуется на практике. В остальных случаях СМИ — лишь средство в руках тех, кому реально принадлежит власть.
Охранительную функцию в политической сфе -ре информационного общества выполняет принцип государственного суверенитета как гарант существования главного политического института общества — государства. Его, безусловно, можно рассматривать как конституционно-правовую предпосылку развития информационного общества, потому что угрозы информационной безопасности, которые информационное общество делает реальностью, способны поставить под вопрос самостоятельность и независимость государства и общества в целом. «Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать»,— справедливо отмечается в Доктрине информационной безопасности РФ [3]. Именно поэтому стратегическим ориентиром для информационного общества РФ является противодействие использованию потенциала ИКТ в целях угрозы национальным интересам России.
Колоссальными по количеству в масштабах конституционно-правового регулирования являются предпосылки развития информационного общества РФ в социально-экономической сфере. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, конституционно-правовые основы экономических отношений предопределяют благоприятные экономические условия для развития информационных технологий, посредством которых потом достигаются определенные блага. Во-вторых, именно социально-экономическая сфера является наиболее значимой для общества с точки зрения получения определенных благ. В этом плане образуется своего рода замкнутый круг «экономика для информационных технологий — информационные технологии для экономики и социальной сферы».
В этой связи постараемся описать конституционно-правовые предпосылки развития информационного общества РФ обобщенно, акцентируя внимание на самом важном. В первую очередь остановимся на предпосылках первого порядка.
Анализ экономических оснований информационного общества позволяет говорить о том, что информационное общество основывается на знаниях, которые стимулируют развитие информационных технологий. Знания здесь выступают настоящим производственным ресурсом. Поэтому важнейшей конституционной предпосылкой развития информационного общества РФ является закрепленное в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Также такое фундаментальное конституционное положение, согласно которому в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, безусловно, создает благоприятные условия для развития информационных технологий.
Во вторую очередь можно выделить конституционно-правовые предпосылки развития информационного общества РФ в социально-экономической сфере, в которой информационные технологии используются в целях получения благ. К ним относятся все социально-экономические права, реализация которых эффективна при помощи применения информационных технологий: например, право на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Для иллюстрации важности информационных технологий для экономики в целом добавим, что воздействие информационных технологий на экономику иногда сравнивают с предшествующими технологическими инновациями — электричеством и железными дорогами [7. С. 102].
Завершающими в рассматриваемых конституционно-правовых предпосылках информационного общества РФ являются конституционные основы информационного общества в духовной сфере. Здесь можно привести примеры таких конституционных прав, как право свободно выбирать и распространять религиозные и иные убеждения, а также право на доступ к культурным ценностям. Не вызывает сомнения то, что реализация данных прав возможна при помощи информационных технологий.
Рассмотренные в настоящей статье конституционно-правовые предпосылки развития информационного общества РФ свойственны конституционному праву не только России, но и зарубежных стран. Выявленные предпосылки образуют
конституционно-правовые основы развития информационного общества, которое постоянно эволюционирует. Эволюционируют ли вместе с ним эти основы? Или же на определенных этапах общественного развития они могут оказы-
вать на информационное общество консервирующее воздействие? Это лишь немногие актуальные вопросы, рассмотрение которых необходимо в русле конституционно-правового знания.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 7 февр. 2008 г. № Пр-212 // Рос. газ. - 2008. - № 34.
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации: утв. Президентом РФ 9 сент. 2000 г. № Пр-1895 // Рос. газ. - 2000. - № 187.
4. Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 года // Дипломат. вестн. - 2000. - № 8.
5. Бурмистров, А. С. Контрольная власть в России / А. С. Бурмистров // Гос. власть и мест. самоуправление. - 2010. - № 10. - С. 7-10.
6. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева. -М. : Эксмо, 2009. - 890 с.
7. Мелюхин, И. С. Информационное общество: проблемы становления и развития (философский анализ) : дис. ... д-ра филос. наук / И. С. Мелюхин. - М., 1997. - 145 с.
8. Тимербулатов, С. М. Информационное общество России: этапы становления и развития : дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2006. - 150 с.
9. Чеботарева, А. А. Теоретико-правовые проблемы законодательного обеспечения информационных прав и свобод / А. А. Чеботарева // Юрид. мир. - 2015. - № 1. - С. 49-53.
10. Шевердяев, С. Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. / С. Н. Шевердяев. - М., 2002. - 240 с.
Сведения об авторе
Абдрахманов Денис Вадимович — аспирант кафедры конституционного и административного права юридического факультета Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 25 (380). Law. Issue 45. Pp. 20-25.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL PREREQUISITES OF DEVELOPMENT OF INFORMATION SOCIETY IN THE RUSSIAN FEDERATION
D. V. Abdrakhmanov
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]
The article deals with constitutional and legal backgrounds of development of information society. By definition of purpose of information society the author illustrates constitutional and legal regulation of the basis of information society. Two groups of constitutional and legal backgrounds are analyzed in the article. Constitutional and legal basis of information relations is considered in the 1st group, and constitutional and legal basis of political, social and economic and spiritual spheres of information society — in the 2nd group.
Keywords: constitutional law, information society, information relations, backgrounds of development, constitutional and legal basis.
References
1. [The Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993]. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of the legislation of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398. (In Russ.).
2. [Strategy of development of information society in the Russian Federation, by Russian President on February 7, 2008, no. Pr-212]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2008, no. 34. (In Russ.).
3. [Doctrine of information security of the Russian Federation, by Russian President on September 9, 2000, no. Pr-1895]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2000, no. 187. (In Russ.).
4. [Okinava charter on global information society of July 22, 2000]. Diplomaticheskiy vestnik [Diplomatic messenger], 2000, no. 8. (In Russ.).
5. Burmistrov A.S. Kontrol'naya vlast' v Rossii [The control power in Russia]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie [Government and local government], 2010, no. 10, pp. 7-10. (In Russ.).
6. Zor'kina V.D., Lazareva L.V. (eds.) Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii [The comment to the Constitution of the Russian Federation]. Moscow, EKSMO Publ., 2009. 890 p. (In Russ.).
7. Melyuhin I.S. Informatsionnoe obshchestvo: problemy stanovleniya i razvitiya (filosofskiy analiz): dis. ... kand. yurid. nauk [Information society: problems of formation and development (philosophical analysis). Thesis]. Moscow, 1997. 145 p. (In Russ.).
8. Timerbulatov S.M. Informatsionnoe obshchestvo Rossii: etapy stanovleniya i razvitiya: dis. ... kand. yurid. nauk [Information society of Russia: stages of formation and development. Thesis]. Ufa, 2006. 150 p. (In Russ.).
9. Chebotareva A.A. Teoretiko-pravovye problemy zakonodatel'nogo obespecheniya informatsionnyh prav i svobod [Teoretiko-pravovye of a problem of legislative ensuring the information rights and freedoms]. Yuridicheskiy mir [Legal world], 2015, no. 1, pp. 49-53. (In Russ.).
10. Sheverdyaev S.N. Problemy konstitutsionno-pravovogo regulirovaniya informatsionnyh otnosheniy v Rossiyskoy Federatsii [Problems of constitutional and legal regulation of the information relations in the Russian Federation]. Moscow, 2002. 240 p. (In Russ.).