Научная статья на тему 'Конституционно - правовые полномочия Совета Федерации в свете статьи 102 Конституции Российской Федерации'

Конституционно - правовые полномочия Совета Федерации в свете статьи 102 Конституции Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
624
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE FEDERAL COUNCIL OF THE FEDERAL ASSEMBLY / ВЕРХНЯЯ ПАЛАТА / UPPER HOUSE / "ПАЛАТА РЕГИОНОВ" / "THE HOUSE OF REGIONS" / КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАЛАТЫ / THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL POWER OF THE HOUSE / ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКАЯ И КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИИ ПАЛАТЫ / THE REPRESENTATIVE AND CONTROL FUNCTIONS OF THE HOUSE / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ И СОВМЕСТНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ ПАЛАТ ПАРЛАМЕНТА / THE EXCEPTIONAL AND COOPERATIVE COMPETENCES OF BOTH HOUSES OF THE PARLIAMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сайфутдинова В. М.

Статья раскрывает конституционные полномочия верхней палаты российского парламента. Основное внимание автор акцентирует на представительских и контрольных полномочиях Совета Федерации Федерального Собрания, содержащихся в статье 102 Конституции РФ. Автор приходит к выводу о необходимости расширения конституционно-правовых полномочий Совета Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL LEGAL AUTHORITY OF THE COUNCIL OF THE FEDERATION IN THE LIGHT OF ARTICLE 102 OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals the constitutional authority of the Russian Parliament’s upper house. The author focuses on the representative and control authorities of the Federal Council of the Federal Assembly, contained in the article 102 of the constitution. The author arrives at the conclusion that the increasing of the Federal Council’s constitutional and legal powers is necessary.

Текст научной работы на тему «Конституционно - правовые полномочия Совета Федерации в свете статьи 102 Конституции Российской Федерации»

Office on Drugs and Crime. Regional Office for Russia and duction: English, Publishing and Library Section, United Belarus. April 2008.P.3, P.6, P. 16. Nations Office at Vienna. 2011.

8. The non-medical use of prescription drugs. Policy direction issues. United Nations. New York, Publishing pro-

В. М. Сайфутдинова

КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ В СВЕТЕ СТАТЬИ 102 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья раскрывает конституционные полномочия верхней палаты российского парламента. Основное внимание автор акцентирует на представительских и контрольных полномочиях Совета Федерации Федерального Собрания, содержащихся в статье 102 Конституции РФ. Автор приходит к выводу о необходимости расширения конституционно-правовых полномочий Совета Федерации.

Ключевые слова: Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, верхняя палата, «палата регионов», конституционно - правовые полномочия палаты, представительская и контрольная функции палаты, исключительная и совместная компетенции палат парламента.

V.M. Saifutdinova

GUILT GROUND AS THE FEATURE OF THE SUBJECTIVE ASPECT OF THE ELEMENTS OF CRIME IN THE WORKS OF LAWYERS OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

The article reveals the constitutional authority of the Russian Parliament's upper house. The author focuses on the representative and control authorities of the Federal Council, contained in the article 102 of the constitution. The author arrives at the conclusion that the increasing of the Federal Council's constitutional and legal powers is necessary.

Key words: the Federal Council of the Federal Assembly, the upper house, "the House of Regions", the constitutional and legal power of the house, the representative and control functions of the house, the exceptional and cooperative competences of both houses of the Parliament..

В соответствии с конституционными принципами дуалистический характер Совета Федерации проявляется в реализации им как функций общенационального государственного органа, так и функций территориального представительства интересов субъектов федерации. Место и роль Совета Федерации как общенационального органа государственной власти определяется составом его конституционно-правовых полномочий в сфере совместной компетенции с нижней палатой российского парламента - Государственной Думой, а также исключительной компетенцией данной палаты и соответствует общепринятым стандартам (Прим. автора: вопрос о соотношении понятий «функция», «компетенция», «полномочия», «предметы ведения» в достаточной мере раскрыт Е.А Коровниковой в работе «Контрольная функция Федерального Собрания Российской Федерации1).

Так, мировая парламентская практика предполагает традиционное разграничение сфер исключительной компетенции между палатами двухпалат-

1 Коровникова Е.А. Контрольная функция Федерального Соб-

рания Российской Федерации: Диге. ... к.ю.н -. Москва, 2007.

ных парламентов: нижняя палата самостоятельно или совместно с главой государства решает вопросы формирования и отставки правительства, а верхняя палата также самостоятельно, но по большей части - совместно с главой государства решает вопросы войны и мира, введения военного и чрезвычайного положения, применения мер федерального вмешательства на территории страны, назначения судей, высших должностных лиц органов прокуратуры и администрации, а также высших офицеров вооруженных сил2.

Сфера деятельности Совета Федерации как общенационального органа в управлении государством определяется специальными полномочиями, изложенными в ст. 102 Конституции РФ:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

2Полуян Л.Я. Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти // Аналитический вестник Совета Федерации. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2002. С. 23.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов3.

Сравнительный анализ полномочий Президента Российской Федерации и Совета Федерации показывает, что данные вопросы одновременно отнесены и к ведению Президента Российской Федерации: «это означает, что Совет Федерации разделяет ответственность с главой государства за осуществление политического курса в таких важнейших областях жизнедеятельности страны, как обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности, конституционной и общей законности, правопорядка, стабильности федеративных и межнациональных отношений, а также политико-территориального устройства России»4. Кроме того, полномочия Совета Федерации, связанные с принятием решения о назначении выборов Президента России и отрешении его от должности показывают, что верхняя палата российского парламента имеет определенные рычаги воздействия на институт президентской власти. Однако, отметим, что это единственная и не очень востребованная в силу субъективных и объективных причин возможность Совета Федерации влиять на формирование исполнительной власти (хотя президент к ней напрямую и не относится, но он непосредственным образом ее контролирует и участвует в формировании).

Определенные ст. 102 Конституции РФ полномочия Совета Федерации составляют содержание его представительской функции, которая наряду с законотворческой функцией -наиболее четко про-

3Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М. : Юридическая литература, 2009. С. 90.

4 Бикамерализм в европейских парламентах: учет интересов и согласование позиций // Материалы международного семинара, 22 - 23 мая 2003 г. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2003. С. 19-20.

слеживается в полномочиях Совета Федерации. Данные полномочия,безусловно, можно отнести и к контрольным, напрямую не прописанным в российской Конституции, но являющимися одними из важнейших в сфере компетенции верхних палат государств.

Несмотря на то, что перечень специальных полномочий Совета Федерации достаточно внушителен и соответствует общемировым стандартам, на наш взгляд «палата регионов» на общенациональном уровне должна иметь более значительный объем полномочий, прежде всего в виде усиления контрольной функции. Ведь реализация Советом Федерации отдельных конституционно-правовых положений ст. 102 - это вопрос не только правового статуса верхней палаты, но и реальной политической роли «палаты регионов» российского парламента на федеральном уровне. В условиях усиления исполнительной ветви власти, фактической утраты парламентом в целом права законодательной инициативы вопрос политико-правового статуса верхней палаты российского парламента звучит достаточно актуально, тем более что по своему содержанию указанные полномочия не в полной мере отражают ту степень значимости и ответственности, которой должна обладать «палата регионов» Российской Федерации.

В современной российской бикамеральной традиции на данный момент не было прецедентов в отношении изменения конституционных полномочий верхней палаты, все прошедшие модернизации Совета Федерации, затронули лишь порядок ее формирования5. А вот Государственная Дума увеличила объем своих властных полномочий6 путем дополнения перечня вопросов, отнесенных к ее ведению положением, согласно которому палата рассматривает ежегодные отчеты Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе, по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Согласимся с тем, что влияние представительного органа власти на формирование государственной политики - это важнейший и неотъемлемый атрибут правового государства7.Вместе с тем хоте-

5 Сайфутдинова В.М.Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации через призму российского избирательного законодательства // 20-летний опыт развития избирательной системы в современной России: достижения, проблемы, перспективы: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. - Уфа, 2013. С. 27-32.

6 О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. 7-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010.[Электронный ресурс] -

лось бы обратить внимание на то, что в российской бикамеральной системе в плане осуществления представительской и контрольной функций решающую роль играет Государственная Дума Российской Федерации, что, на наш взгляд, снижает степень демократического развития федеративного государства, ведь верхняя палата парламента формируется путем представительства регионов.

На сегодняшний момент в мировой бикаме-ральной практике наблюдается тенденция усиления роли верхних палат путем более заметного и требовательного освоения существующих полномочий верхней палаты, появления новых полномочий и косвенного расширения полномочий верхней палаты. При этом основной тренд таков, что сейчас расширяются полномочия верхней палаты за счет того, что появляется больше полномочий, которые они реализуют совместно с нижней палатой8.

Необходимо ли усиливать российскую палату регионов путем расширения сферы совместной

"URL:http://constitutюn.garant.ru/stience-

work/comment/5817497/chapter/5/#Ыock 5000 (дата обращения 25.05.2014).

8Современные задачи политического, социального и экономи-

ческого развития Российского государства. Роль и место Совета Федерации (из выступления Хабриевой Т.Я.) // Материалы заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2012. С. 24.

компетенции? Возможно, хотя существует мнение, что Совет Федерации - это определенный противовес «нижней» палате, у которого свои отличительные особенности, в том числе и функциональные9. На наш взгляд, возможными путями возвышения конституционно-правового статуса палаты, а соответственно и усилением ее политической роли могло бы стать расширение сферы исключительной компетенции Совета Федерации. Например, дача Советом Федерации согласия на назначение ключевых министров; рассмотрение и одобрение представленной Председателем Правительства РФ программы деятельности правительства; осуществление контроля за деятельностью правительства в виде выражения недоверия Председателю Правительства РФ, отдельным министрам Правительства; процедура специального отчета министра региональной политики перед Советом Федерации в плане развития федеративных отношений и совершенствования механизмов их развития. Нельзя не отметить, что способствовало бы повышению политического статуса и роли «палаты регионов» на формирование ее путем выборов.

9 Бикамерализм в европейских парламентах: учет интересов и согласование позиций // Материалы международного семинара, 22 - 23 мая 2003 г. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2003. С. 40.

Пристатейный библиографический список:

1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.: Проспект, 2010. [Электронный ресурс] -URL: http://constitution.garant.ru/science-work/comment/5817497/chapter/5/#block 5000 (дата обращения 25.05.2014).

2. Бикамерализм в европейских парламентах: учет интересов и согласование позиций // Материалы международного семинара, 22 - 23 мая 2003 г. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2003.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М. : Юридическая литература, 2009.

4. Коровникова Е.А. Контрольная функция Федерального Собрания Российской Федерации: Дисс. ... к.ю.н. - Москва, 2007.

5. О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федера-

ции: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. 7-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

6. Полуян Л.Я. Верхняя палата парламента в системе органов государственной власти // Аналитический вестник Совета Федерации. - М.: издание подготовлено Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2002.

7. Сайфутдинова В.М. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации через призму российского избирательного законодательства // 20-летний опыт развития избирательной системы в современной России: достижения, проблемы, перспективы: материалы Межрегион. науч.-практ. конф. - Уфа, 2013.

Н.Р. Халилова

ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ АРЕНДЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА С ПОСЛЕДУЮЩИМ ВЫКУПОМ (проверено)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.