Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕПУТАТОВ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕПУТАТОВ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«депутат» / «мандат» / «мандат депутата» / Конституционный Суд / Конституция Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации / правовой статус депутата / права и обязанности депутата Российской Федерации. / «deputy» / «mandate» / «mandate of a deputy» / «сconstitutional сcourt» / Constitution of the Russian Federation / Federal Law of the Russian Federation / legal status of a deputy / rights and duties of a deputy of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Белкин С. Я., Галимов Э. Р.

В статье освещается модель взаимодействия депутатов и избирателей на основе конституционно-правового регулирования. Модернизация представительского органа Российской Федерации и преобразования демократического общества потребовало внесение изменений в юридическую и правовую природу деятельности депутатов. Поэтому данная тема является актуальной в настоящее время. Целью обзора данной темы является комплексный анализ конституционно-правовой основы взаимоотношений депутатов с избирателями. Для этого в статье рассмотрены такие понятия как «депутат», «мандат», «мандат депутата», правовая природа деятельности депутата, Конституция РФ, кейсы Конституционного Суда РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.1994 №3 – Ф3 (ред. От 13.-7.2024) «О статусе сенатора Российской Федерации статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также «парламент». При сравнительном анализе нормативно-правовых документов (права и обязанности депутатов), регулирующие взаимоотношения депутатов и избирателей, мы сталкиваемся с конфликтом: с одной стороны, ответственность и обязанности, заложенные в мандат депутата, а с другой, его правами как свободного индивида, осуществляющий трудовую деятельность. Данный конфликт заложен в самом понятии мандат депутата, который до сих пор законодательно не оформлен. В связи с этим, для того чтобы, установить юридическую четкость в отношениях между народными избранниками и избирателями, необходимо четко установить нормативно правовые нормы статуса депутатов РФ. Данное изменение, позволит более успешно удовлетворять потребности и нужды народа в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL AUTHORIZATION AND CONSTITUTION RIGHTS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN DEPUTIES AND VOTERS

The article highlights the problems of constitution and law regulations between deputies and their votes. Because of the modernization of government structure and democratic principles this problem is still need it attention for consideration. We have to analyze the constitution and law regulations of the deputy’s status in Russian Federation Government. That is why we have to understand first what is “deputy”, “mandate”, “mandate of the deputy”, Constitution Law and real cases, “parliament”, Federation law. By analyzing these documents, we had understood the complicated connection between the government deputies and their rights to freedom and responsibilities, which is influence the relationship between deputy and votes. By improving legislative balance between the legal status of a deputy and the combination of their legal rights leads to clear effective interaction between deputies and votes by satisfying their needs and achieving the results on Government level, as a representative of the society.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕПУТАТОВ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ»

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-7-35 УДК 340

© ®

Attribution

сс by

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕПУТАТОВ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ

Белкин С.Я.1, Галимов Э.Р.2

1 Российский государственный университет правосудия, 2Крымский филиал Российского государственного университета правосудия

Аннотация. В статье освещается модель взаимодействия депутатов и избирателей на основе конституционно-правового регулирования. Модернизация представительского органа Российской Федерации и преобразования демократического общества потребовало внесение изменений в юридическую и правовую природу деятельности депутатов. Поэтому данная тема является актуальной в настоящее время. Целью обзора данной темы является комплексный анализ конституционно-правовой основы взаимоотношений депутатов с избирателями. Для этого в статье рассмотрены такие понятия как «депутат», «мандат», «мандат депутата», правовая природа деятельности депутата, Конституция РФ, кейсы Конституционного Суда РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.1994 № 3-Ф3 (ред. от 13.07.2024) «О статусе сенатора Российской Федерации статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также «парламент». При сравнительном анализе нормативно-правовых документов (права и обязанности депутатов), регулирующие взаимоотношения депутатов и избирателей, мы сталкиваемся с конфликтом: с одной стороны, ответственность и обязанности, заложенные в мандат депутата, а с другой, его правами как свободного индивида, осуществляющий трудовую деятельность. Данный конфликт заложен в самом понятии мандат депутата, который до сих пор законодательно не оформлен. В связи с этим, для того чтобы, установить юридическую четкость в отношениях между народными избранниками и избирателями, необходимо четко установить нормативно-правовые нормы статуса депутатов РФ. Данное изменение, позволит более успешно удовлетворять потребности и нужды народа в целом.

Ключевые слова: «депутат», «мандат», «мандат депутата», Конституционный Суд, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации, правовой статус депутата, права и обязанности депутата Российской Федерации.

Abstract. The article covers the model of interaction between deputies and voters based on constitutional and legal regulation. Modernization of the representative body of the Russian Federation and transformation of democratic society required changes in the legal and legal nature of the activities of deputies. Therefore, this topic is relevant at the present time. The purpose of the review of this topic is a comprehensive analysis of the constitutional and legal basis for the relationship between deputies and voters. For this purpose, the article considers such concepts as «deputy», «mandate», «mandate of a deputy», the legal nature of the deputy's activities, the Constitution of the Russian Federation, cases of the Constitutional Court of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation of 08.05.1994 № 3-F3 (as amended on 13.07.2024) «On the Status of a Senator of the Russian Federation, the Status of a Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation», as well as «parliament». In a comparative analysis of legal documents (rights and obligations of deputies) regulating the relationship between deputies and voters, we encounter a conflict: on the one hand, the responsibility and obligations inherent in the mandate of a deputy, and on the other, his rights as a free individual carrying out labor activity. This conflict is inherent in the very concept of the mandate of a deputy, which has not yet been formalized by law. In this regard, in order to establish legal clarity in the relationship between elected representatives and voters, it is necessary to clearly

THE LEGAL AUTHORIZATION AND CONSTITUTION RIGHTS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN DEPUTIES AND VOTERS

Simeon Ya. Belkin1, Emil R. Galimov2

1Russian State University of Justice, 2Crimean Branch of the Russian State University of Justice

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

establish the legal norms of the status of deputies of the Russian Federation. This change will allow more successfully satisfying the needs and requirements of the people as a whole.

Keywords: «deputy», «mandate», «mandate of a deputy», «cconstitutional ccourt», Constitution of the Russian Federation, Federal Law of the Russian Federation, legal status of a deputy, rights and duties of a deputy of the Russian Federation.

Введение.

Процесс становления конституционно-правовых взаимоотношений депутатов с избирателями очень сложен и многогранен. Только в 21 веке произошли колоссальные изменения в правовых, законодательных и конституционных институтах РФ. Поэтому, необходимо рассматривать данную взаимосвязь в динамике преобразований конституционно-правовых регламентов, регулирующие эти отношения.

Преобразование российского общества как демократического федеративного свободного, его стремление к свободе, признание ценности человека (Конституция Российской Федерации статьи 1, 2) повлияло на понимание юридической природы мандата депутата. До сих пор, вопрос о взаимоотношениях депутатов и избирателей остаётся дискуссионным в нашем современном обществе.

Новой вехой установления взаимоотношений является модернизация государственно-правого строя - появление парламентария, на как «равного, всеобщего и прямого избирательного права граждан России (Совет Федерации) и субъектов РФ (представительские органы законодательной власти)» [1].

Таким образом, данное изменение коснулось профессиональной и правовой деятельности депутатов РФ. Характер мандата депутата, как отмечалось выше, остается свободным. Это означает, что избранный депутат является представителем народа, и не подчиняется наказам именно своих избирателей, а также его статус не может быть отменен, если есть недовольства и жалобы. Однако, мандат депутата законодательных органов (муниципальных) носит императивный характер, и предполагает прямую ответственность перед избирателями из своего избирательного органа.

Таким образом, природа конституционно-правовых взаимоотношений между депутатами и избирателями определяется дуальностью законных обязанностей избранников:

Должностные инструкции, заложенные самой профессиональной должностью, а также совокупность прав и обязанностей, определенных привилегий;

Модель взаимодействия избирателей и депутатов, опосредованная их мандатом.

Поэтому, необходимо выяснить смысл, заложенный в понятия «мандат», «мандат депутата», кто такой «депутат», и их характеристиками в современном законодательстве.

Обсуждение.

Парламент - высший законодательный и представительский государственный орган с разделением власти, который состоит из представителей населения, а также их регионов [2]. Одна из основных функций парламента принятие юридически нормативно-правовых актов, регулирующих отношения и законы общества. В некоторых странах, парламент состоит из одной палаты, и называется однопалатным.

В Российской Федерации парламент двухпалатный. Это обосновывается тем сложностью федеративного устройства государства РФ.

Первая палата - Совет Федерации и Государственная Дума. В Совет Федерации назначается по два представителя от субъектов РФ. Федеративный Совет РФ является исполнительной властью в регионах, где основными представители -сенаторы. Представителями Государственной Думы являются Депутаты, которые избираются в округах, и из региональных партий.

Несомненно, двухпалатная (верхняя) структура парламента расширяет круг взаимоотношений с избирателями, охватывая всё общество вместе с регионами. Представители верхней палаты осуществляют законодательную деятельность в отношении всего народа, поэтому требования к исполнению обязанностей выше, чем в нижней палате. Также, высшая палата обеспечивает преемственность юридическо-правовой деятельности в случае, если нижняя палата (законодательный орган) будет реорганизован. При этом, большой срок полномочий депутатов в данной палате обеспечивает сохранения основного политического курса страны.

Однако, двухпалатная система имеет свои недостатки, например, усложняется законодательный процесс и взаимосвязь с нижней платой; также из-за большого количества представителей, увеличиваются затраты на их содержания. Таким образом, работа нижней палаты парламента носит коллегиальный характер и определяется деятельностью парламентариев или по-другому -депутатов [3].

Депутат имеет следующие характеристики деятельности:

- Избирается народом, и соответственно представляет их интересы;

- Представляет субъекты (региона) РФ;

- Некоторые обязанности деятельности депутатов контролируются Конституцией РФ.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Следовательно, депутат - это законный народный избранник того или иного субъекта РФ, который осуществляет и исполняет законы в Государственной Думе, представляющие интересы и права избирателей, и их защита.

В статусе депутата заложены его права и обязанности, определены должностные инструкции, которые четко описаны в его мандате. Это и есть правовой смысл «мандата депутата». Изначально, термин «мандат» возник в древнем римском праве, который означал «договор» или «контракт», в котором предполагалась ответственность данного лица перед другим. Чтобы официально и юридически закрепить данную ответственность, понятие мандат стал использоваться в правовой сфере как совокупность полномочий, закрепленным специальным документом: «правового статуса депутата, обозначающий опосредованный правом характер взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленный фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном органе» [4]. Мандат нижней палаты в законодательстве РФ свободный, не представитель всего общества, и не связан наказами. Однако, обновление законодательства (пятый созыв с декабря 2007г) в характер мандата депутата устанавливает жесткое подчинение последних от партийных лидеров, также обязывает состоять в политических партиях.

Результаты.

Это свидетельствует о том, что характер мандата приобретает императивный характер, хотя все ещё не закреплен законодательством. Во-первых, правительство стремиться развитию политических партий в стране, а во-вторых, строгому контролю деятельности депутатов. Это может нанести ущерб правовым отношениям между избирателями и депутатами. Поскольку, последние обязаны подчиняться партийному лидеру, интересы партии могут ставятся выше, чем интересы народа. Кроме того, это ведет к монополии и низкой конкуренции политических партий, в связи с этим сокращения их количества.

Таким образом, двусторонняя взаимосвязь избирателей и депутатов регулируются как правами избирателей, так и мандатом депутата. Конституционно-правовой статус данных отношений описан «Федеральным законом от 08.05.1994 №3-Ф3 (ред. от 13.07.2024) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [5].

На основании этого, обязанности депутатов РФ характеризуются:

- Поддерживать связь с избирателями на территории, которой соответствовала эта региональная группа кандидатов. В таком случае, если данная группа кандидатов не охватывает нужный регион, из этой же группы назначают

одного ответственного для сохранения связи с этим регионом. При этом, сокращается до 3-х количество субъектов, с которыми может поддерживать связь данная группа депутатов;

- Депутат обязан проводить встречи и приём граждан, рассматривать обращения от избирателей;

- Также депутат РФ, при встрече, обязан делиться результатом своей деятельности со своими избирателями, также и посредством массовой информации;

- Депутат обязан посещать заседания Государственной Думы.

Таким образом, мы видим, что основная правовая цель данных мероприятий удовлетворение нужд и потребностей населения. При этом, народный избиратель удостоен такими правами, как участие в законодательной деятельности, участие в мероприятиях и деятельности комитетов, осуществление парламентского запроса. Определенная привилегия для депутатов РФ, при вождении вопросов на рассмотрение в Государственной Думе.

Давайте рассмотрим конституционное регулирование отношений между депутатами и избирателями. Например, согласно статье 97 Конституции РФ «одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы; «депутат Государственной думы не может быть депутатом иных представительных органов местного самоуправления (часть 2); депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе; они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной и иной творческой деятельности (часть 3)» [6].

Статья указывает нам о единстве других нормативных принципов, которые определяют конституционно-правовой статус депутатов: свободы и свободы выборов (ст. 3) Конституции РФ). Кроме того, ограничения депутатов в других видах деятельности, говорит о том, что приоритетным является выполнения обязанностей перед населением и подтверждает право «граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, правом избирать и быть избранным, в том числе в Государственную Думу на основе принципа равенства (статья 19, части 1 и 2; статья 32, части 1, 2; статья 60; статья 97 часть 1)» [6].

Вышеуказанный Федеральный закон от 08.05.1994 №3-Ф3 (ред. От 13.07.2024) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» находит отражение в Конституционном Суде Российской Федерации (Постановление Конституционным Судом от 10 ноября 2017г. № 27-П) в «Определении от 22 апреля 2014 года № 976 - О право© Белкин С.Я., Галимов Э.Р.

_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

вой позиции, не исключающей как правомочие федерального законодателя установить особенности проведения встреч депутатов с избирателями, так и необходимость учитывать в рамках правового регулирования публичных мероприятий их специфику» [7].

Также, регулирование отношений конституционно-правового статуса между депутатами и избирателями проходит и для граждан, которые выдвигают себя на должность депутата. Об этом говорит: «Правовая позиция Конституционного Суда РФ от 28 июня 2023 г. «Гарантии избирательных прав при выдвижении и регистрации кандидатов на выборах» из Постановления от 07 июня 2023 года № 31-П» [7]:

- Кандидаты в депутаты обладают равным правовым избирательным статусом. Например, если кто-то из избирателей выбивает из гонки, то сам список и их мест не меняется;

- Та или иная политическая партия не имеет права вносить изменения в список, после того как он был передан в избирательную комиссию;

- Если кандидаты хотят участвовать в выборах депутатов, они должны лично предоставлять свои данные и заявления;

- Кандидаты имеют право оспаривать предоставленные документы и сведения о кандидатах в суде, если сомневается в их правильности, либо подлинности;

- Если избирательная комиссия отменила список кандидатов в рамках одномандатного округа, это не должно ограничивать право участия в выборах других кандидатов из списка;

- Избирательная комиссия обязана оперативно и своевременно информировать об ошибках, допущенных в документах, кандидатов для их исправления. Бездействие в данном случае будет рассматриваться как нарушение должностных обязанностей избирательной комиссии.

Постановление Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2017 года № 11 -П, от 12 марта 2021

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Литература:

года № 6-П, от 17 ноября 2022 года № 50-П и Статья 75 (часть 1) Конституция Российской Федерации «о сбалансированности прав и обязанностей, политической и социальной солидарности). Это подразумевает ответственное отношение избирательных комиссий к исполнению возложенных на них полномочий, сопряженное с эффективной заботой о создании необходимых условий для надлежащего участия политических партий в выборах, и тем самым не исключает - в случае своевременного выявления отмеченных ошибок (опечаток) - уведомление о них заинтересованных субъектов избирательного процесса» [8].

В связи с этим, можно сделать вывод, что права избирателей четко регулируются, с другой стороны, обеспечивая возможность стать депутатом гражданину РФ. При таком подходе минимизируется допущение ошибок избирательной комиссией, а также со стороны кандидатов. В таком случае, избирательная комиссия приобретает независимый характер, учитывая интересы будущих депутатов.

Выводы.

В заключении важно отметить, актуальность законодательного регулирования прав и обязанностей мандата депутатов Государственной Думы Российской Федерации и принципами свободы, правами и ответственностью перед избирателями, так как сам мандат носит свободный характер. Это повысит уровень доверия избирателей к своим народным избранникам. Такие законодательные изменения уже произошли: ввелись нормы о партийной дисциплине, требования к кандидатам, работа избирательной комиссии ужесточается и усовершенствуется. Таким образом, поднимаются требования и условия получения статуса депутата избирателями. Это говорит о том, что статус самого мандата депутата приобретает смешанный характер (императивный и свободный одновременно). Это требует от правительства РФ более комплексного и систем ного подхода к регулированию конституционно-правовую основу взаимоотношений между депутатами и избирателями.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

1. Федеральный закон № 20 от 22.02.2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». ЫЯЬ : https://pravovedus.ru/library/laws/pravovoy-status-deputata-gosudarstvennoy-dumyi-rf

2. Копцева Ю.В. Понятие и сущность парламентаризма / Ю.В. Копцева // Государственное строительство и право. 2004. Вып. 2(8). С. 31-46.

— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —

3. Волович В.Ф. Правовые проблемы укрепления российской государственности. Сборник статей. Гос. ун-т. Ч. 25.

4. Конституция и правовая система: проблемы совершенствования и развития (российский и зарубежный опыт). Сборник статей / Редкол. С.Г. Калганова, И.А. Кравец (Отв. ред.), В.С. Курчеев, В.В. Невинский, Е.Г. Никонова, В.В. Разбирин, Л.И. Устинова. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та, 2005. 326 с.

5. Постановление Конституции РФ от 27 декабря 2012 г. № 34-П «По делу о проверке Конституционности положений пункта «В» части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы.

6. Постановление от 10 ноября 2017 г. № 27-П По делу о проверке конституционности положений Федерального закона «О несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы.

7. Правовая позиция Конституционного суда РФ от 28 июня 2023 г. «Гарантии избирательных прав при регистрации, выдвижении кандидатов на выборах».

8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июня 2023г. № 31-Р «по делу о проверки конституционности пункта 14 (2) статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», « в связи с жалобой Оренбургского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

1. Article 1 of Federal Law № 20 of February 22, 2014 «On the election of deputies of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation».

2. Koptseva U.V. The concept and essence of parliamentarism / U.V. Koptseva // State construction and law». 2004. Vol. 2(8) P. 31-46.

3. Ed. V.F. Volovich. Legal problems of strengthening Russian statehood. Coll. Part 25.

4. The Constitution and the Legal System: Problems of Improvement and Development (Russian and Foreign Experience). Collection of articles / Editorial Board. S.G. Kalganova, I.A. Kravets (Editor-in-Chief), V.S. Kurcheev, V.V. Nevinsky, E.G. Nikonova, V.V. Razbirin, L.I. Ustinova. Novosibirsk : Publishing House of the Novosibirsk University, 2005. 326 p.

5. Court of Constitution of the Russian Federation, Resolution of 27 December'12, № 34-P «In the case of verifying the constitutionality of the provisions of paragraph «B» of part one and part five of Article 4 of the Federal Law «On the status of a member of the Federation Council and the status of a deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation in connection with a request from a group of deputies of the State Government Duma».

6. Resolution of November 10, 2017 № 27-P In the case of checking the constitutionality of the provisions of the Federal Law «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in terms of improving the legislation on public events» in connection with a request from a group of deputies of the State Duma.

7. Legal position of the Constitutional Court of the Russian Federation of 28 June'23 «Guarantees of electoral rights when nominating and registering candidates for elections».

8. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 07, 2023. № 31-R «in the case of verifying the constitutionality of paragraph 14 (2) of Article 35 of the Federal Law «On Basic Guarantees of Electoral Rights and the Right to Participate in a Referendum of Citizens of the Russian Federation in connection with a complaint from the Orenburg regional branch of the political party Communist Party of the Russian Federation».

References:

Информация об авторах

Белкин Семён Яковлевич

соискатель,

Российский государственный университет правосудия [email protected]

Simeon Ya. Belkin

Applicant,

Russian State University of Justice [email protected]

Галимов Эмиль Раисович

кандидат юридических наук, доцент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия [email protected]

Emil R. Galimov

Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Crimean branch

of the Russian State University of Justice [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.