УДК 342.7:316.37 ББК 67.400.3+60.53
DOI 10.22394/1682-2358-2018-5-138-143
V.N. Lupandin, Candidate of Sciences (Politics), Docent of the History and International Relations Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
E.V. Titova, Candidate of Sciences (Sociology ), Docent of the Labor Law and Social Security Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
constitutional and legal basis of the social status of russian youth
A complex analysis of the social status of modern Russian youth from the position of the constitutional law of Russia is drawn. The authors investigate the background of the young generation as a socio-demographic group, its age characteristics, the specifics of social status and social role. The specific social status and social role of young Russians in society is attributed to the peculiarities of law enforcement in their relation, primarily, the realization of their rights and freedoms provided by the Constitution of the Russian Federation.
Key words and word-combinations: youth, social status of young people, legal status of young people.
В.Н. Аупандин, кандидат политических наук, доцент кафедры истории и международных отношений Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
Е.В. Титова, кандидат социологических наук, доцент кафедры трудового права и социального обеспечения Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
конституционно-ПРАВОВЫЕ основы СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
российской молодежи
Аннотация. Проводится комплексный анализ социального статуса современной российской молодежи с позиции конституционного права России. Исследуются предпосылки оформления молодого поколения как социально-демографической группы, ее возрастные характеристики, специфика социального статуса и социальной роли. Исследуются вопросы реализации прав и свобод молодежи, прописанные в Конституции РФ.
Ключевые слова и словосочетания: молодежь, социальный статус молодежи, правовой статус молодежи.
В
современных отечественных и зарубежных социально-гуманитарных исследованиях отмечается устойчивый интерес к молодежной проблематике. Этот интерес не случаен, поскольку молодые люди игра-
138
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 5
ют в обществе значимую роль, выступают активным началом общественного развития, определяют его направление и конечный результат.
Как социальная группа молодежь начала рассматриваться на рубеже XIX— XX вв. в индустриальных обществах, до этого периода, на каждой стадии социально-исторического общества в силу объективных причин молодость как самостоятельный этап жизнедеятельности человека, не выделялась: во-первых, средняя продолжительность жизни людей длительное время была относительно невелика; во-вторых, условия и образ жизни людей во многом способствовали их переходу из стадии детства сразу в стадию взрослости. Коренным образом ситуация изменилась во второй половине XIX в.: с одной стороны, начала увеличиваться общая продолжительность жизни людей, а с другой — начавшееся развитие промышленности привело к тому, что увеличилась общая продолжительность подготовки индивида к трудовой деятельности. Все это в совокупности способствовало более позднему началу трудовой деятельности и самостоятельной жизни человека. Между детством и взрослостью возник промежуточный этап жизненного цикла — молодость и соответствующая ему социальная группа — молодежь.
Согласно определению, молодость — это промежуточный этап между детством и взрослостью, который в биологическом аспекте характеризует завершение полового созревания индивида, а в социальном — необходимость его жизненного самоопределения и обретения самостоятельности [1, с. 105]. В свою очередь, молодежь — это социально-демографическая группа, представители которой обладают определенными возрастными границами, психологическими особенностями, специфическим социальным статусом и социальной ролью [2, с. 476].
Достаточно часто с понятием «молодежь» соотносится понятие «молодое поколение». В широком смысле поколение — это общность определенных объектов по длине цепи непосредственных предков до некоторого родоначальника или же по времени рождения [3, с. 10—11]. В социальных науках поколение чаще всего определяется как общность членов общества по дате рождения, а его представители характеризуются сходными периодами прохождения основных этапов жизненного цикла [3, с. 10—11]. В то же время поколение может рассматриваться как совокупность индивидов, которые являются свидетелями и участниками определенных исторических событий. Следовательно, в отношении молодого поколения можно, с одной стороны, говорить о возрастном критерии его формирования, а с другой — об историческом.
Для молодежи как социально-демографической группы характерны специфический социальный статус и социальная роль. Социальный статус молодежи — это положение, занимаемое молодежью в системе общественных отношений [4, с. 109]. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Иными словами, социальная роль — это «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный социальный статус» [5, с. 237].
Наличие у молодежи социального статуса и социальной роли обусловлено следующими факторами:
молодежь — это часть общества (его социальных классов и слоев), продукт их развития и средство воспроизводства;
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 5 139
молодежь — это явление конкретно-историческое, она выступает продуктом истории и культуры, движущей силой и необходимым условием перемен;
молодежь как социально-демографическая группа находится в положении зависимости, не имея самостоятельности в принятии решений [2, с. 480—481].
Исторически сложившимися задачами молодежи, во многом определяющими специфику ее социального статуса, являются следующие:
завершение полового созревания, формирование способности продолжения рода, создание семьи;
получение общего и профессионального образования, выбор профессии, подготовка к трудовой деятельности;
завершение социализации, интеграция в систему общественных отношений; обретение самостоятельности при сохранении взаимоотношений с родителями.
Специфика социального статуса молодежи проявляется в его неопределенности (с одной стороны, молодые люди — это уже не дети, а с другой — они еще не взрослые, обладающие всей полнотой прав и обязанностей) и во многом связана со спецификой ее правового статуса. Правовой статус — это установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей [6, с. 284]. Выделяют конституционно-правовой статус, граждданско-пра-вовой статус, административно-правовой статус и т.д. В свою очередь, норма права — это общеобязательное для всех правило поведения, установленное или санкционированное государством и охраняемое его силой [7, с. 146]. В отечественном праве структурными элементами правового статуса считаются правосубъектность (правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта), установленные законом права и обязанности, гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей [8, с. 560—561]. В соответствии с отечественным законодательством субъектами права, обладающими определенным правовым статусом, являются физические или юридические лица, а отношения, возникающие между ними, называются правоотношениями.
В связи с этим актуализируется необходимость ответить на следующие вопросы: обладает ли российская молодежь собственным правовым статусом; каковы конституционно-правовые основы социального статуса молодежи России? Отвечая на первый вопрос, следует отметить, что важнейшей характеристикой молодежи, определяющей специфику ее участия в общественных отношениях и специфику ее правоотношений, является возраст молодых индивидов и возрастные границы молодости. Нижняя возрастная граница молодости универсальна для молодых людей всех стран: она имеет биологическую природу и связана с завершением физиологического (полового) созревания человека. Согласно данным ООН, нижняя возрастная граница молодости составляет 13—14 лет, аналогичное значение для нижней возрастной границы молодости принято в отношении российской молодежи. В свою очередь, верхняя возрастная граница молодости не может быть универсальной, поскольку имеет социальную природу и связана с полной самостоятельностью и независимостью молодых людей от родителей. Согласно данным ООН, верхняя граница молодости должна определяться на уровне 29— 30 лет. Аналогичное значение верхней возрастной границы молодости законодательно принято и в России [9].
140
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 5
В пределах возрастных границ молодости следует ввести понятия «совершеннолетие» и «несовершеннолетие». Совершеннолетие — это возраст (в России с 18 лет), с достижением которого наступает полная гражданская дееспособность, то есть способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Соответственно, лица, достигшие совершеннолетия, определяются как совершеннолетние, а не достигшие — как несовершеннолетние. Несовершеннолетние лица в особых случаях, при наличии особых обстоятельств с установленного законом возраста могут становиться дееспособными. В то же время, они не имеют права голосовать, усыновлять, опекать детей и т.п.
Совершеннолетие, имеющее важное значение в системе права, позволяет подразделить молодое поколение на две группы: с 13 до 18 лет — несовершеннолетние, обладающие частичной дееспособностью, а значит, не имеющие собственного правового статуса; и с 18 до 30 лет — совершеннолетние, обладающие полной дееспособностью, а значит, имеющие собственный правовой статус. Получается, что с позиции социологических наук правовой статус должна иметь часть молодого поколения в возрасте от 18 до 30 лет, а с позиции юридических наук молодежь не может иметь собственного правового статуса. В отличие от социологии в отечественной юриспруденции понятие «молодежь» является собирательным: оно трактуется как совокупность физических лиц, а не как единая социальная группа. Во многом из-за этого в отечественном праве заявляется, что понятие «правовой статус молодежи» есть понятие неопределенное, поскольку субъектом правоотношения в этом случае выступает юридически неопределенное лицо. Из-за этого же в отечественном праве отсутствуют специфические нормы, которыми руководствуются исключительно в отношении молодежи. Следовательно, в контексте данной публикации понятие «правовой статус молодежи» необходимо рассматривать скорее не с юридической, а с социологической точки зрения, а в отношении молодых индивидов говорить не об особом правовом статусе, а об особом порядке правоприменения.
Отвечая на второй вопрос, подчеркнем, что анализировать конституционно-правовые основы социального статуса российской молодежи (исходя из особенностей трактовки понятия «молодежь» в отечественном праве) следует в рамках главы 2 Конституции Российской Федерации. В частности, в ст. 60 данной главы прописано, что все совершеннолетние граждане России могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности начиная с 18 лет [10]. Это означает, что каждый совершеннолетний гражданин России обладает полной общей правосубъектностью, а значит наделяется определенными правами и обязанностями. Полный перечень прав каждого молодого россиянина можно проследить в ст. 17—56 главы 2 Конституции РФ [10]. Вместе с тем права и свободы молодых россиян дополняются определенными обязанностями, которые отражены в ст. 57—59 главы 2 Конституции РФ [10].
Анализ прав, свобод и обязанностей, которыми наделяется российская молодежь согласно Конституции РФ, позволяет выделить сферы, в которых проявляется специфика социального статуса молодых россиян: образовательная, профессиональная, политическая и семейная.
Одной из основных задач молодежи, определяющих специфику ее социального статуса, является получение общего и профессионального образования,
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 5 14" 1
выбор профессии, подготовка к трудовой деятельности. Эта задача решается в рамках образовательной и профессиональной сфер. В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ прописаны гарантии общедоступности и бесплатности общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях [10]; в ч. 3 ст. 3 закреплено право каждого гражданина России на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении [10]. Однако реальность свидетельствует о том, что эти положения Конституции РФ соблюдаются не в полной мере: во-первых, не все образовательные учреждения среднего профессионального образования в России предоставляют услуги бесплатного образования; во-вторых, уменьшается число бюджетных мест в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; в-третьих, регулярно увеличивается стоимость получения профессионального образования всех уровней. Все это в совокупности приводит к возникновению следующих негативных тенденций в молодежной среде:
— достаточно часто молодой россиянин вынужден получать профессиональное образование не в соответствии со своими интересами, потребностями и возможностями, а в соответствии с возможностями его и его родитиелей осуществлять оплату профессионального обучения;
— получение профессионального образования по определенному направлению подготовки не гарантирует того, что выпускник будет в будущем работать в соответствии с полученной квалификацией;
— даже если выпускник будет работать в соответствии с полученной квалификацией, велика вероятность разочарования в профессии, смена рода профессиональной деятельности.
Сложная и противоречивая ситуация складывается в профессиональной сфере. С одной стороны, Конституция РФ декларирует право российской молодежи на свободный труд без принуждения (ст. 37 Конституции РФ) [1]; с другой — каждый молодой россиянин, имея на руках документ о получении профессионального образования, сталкивается с рядом трудностей, как в процессе трудоустройства, так и в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Во-первых, многие работодатели, являясь индивидуальными предпринимателями, в качестве одного из критериев трудоустройства упоминают наличие опыта работы у выпускника. Получить данный опыт, обучаясь на дневной форме, проблематично. Во-вторых, в качестве одного из критериев трудоустройства часто упоминается наличие диплома о высшем профессиональном образовании, что не всегда обоснованно. В-третьих, у работодателей нередко возникает недопонимание между уровнями полученного высшего профессионального образования, например, специалистом, бакалавром и магистром, что создает проблемы при трудоустройстве.
Перечень таких трудностей можно продолжить, а их анализ должен стать темой отдельного специального исследования, но в совокупности они приводят к развитию феномена, который в социологии обозначается «феномен работающего студента». В этом феномене есть свои плюсы и минусы для молодого поколения, но, на наш взгляд, попытка сочетать обучение и трудовую деятельность снижает эффективность обоих процессов.
142 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2018. Vol. 18. № 5
Проблемы, возникающие у российской молодежи в образовательной и профессиональной сфере, не могут не влиять на реализацию других задач, характерных для молодого поколения. Например, нельзя обрести экономическую самостоятельность и независимость от родителей, не имея квалификации, стабильной работы и заработка. Затруднительно также создание собственной семьи и рождение детей, вследствие чего в реальности отмечается увеличение возраста вступления в брак, увеличение возраста рождения первого ребенка и т.п. Меняется и отношение российской молодежи к браку и семье, однако это уже проблема ценностной ориентации молодых людей, их морально-нравственных качеств, но не проблема права.
В политической сфере трудностей не меньше. Несмотря на то что в Конституции РФ прописано право молодых россиян на создание политических объединений, на право избирать и быть избранными, на деле существует множество препятствий и ограничений, способствующих отчуждению молодежи от политики, возникновению политического абсентеизма в молодежной среде.
Таким образом, можно сделать вывод: для того, чтобы российская молодежь в полной мере реализовывала возложенные на нее задачи согласно ее социальному статусу, необходима выработка в соответствии с российским законодательством комплексных мер помощи социума для успешной интеграции молодежи в систему общественных отношений, что предполагает разработку и реализацию детально проработанной молодежной политики для всех подкатегорий молодежи. В основе данных мер должна быть Конституция РФ и конституционное право страны.
Библиографический список
1. ВолковЮ.Г. Социология молодежи: учебное пособие / под ред. Ю.Г. Волкова. Ростов н/Д, 2001.
2. Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М., 2008.
3. Власова О.И. Молодое поколение современной России: устойчивость и изменчивость трудовой деятельности как факторы структурирования: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2014.
4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: философия, история, теория. М., 2001.
5. ГромовИ.А., СеменовВ.А. Западная социология: в 2 ч. М., 2018. Ч. 2.
6. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. М., 2018.
7. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2010.
8. БорисовА.Б. Большой юридический словарь. М., 2010.
9. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 25. Ст. 903.
10. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
11. Об общественных объединениях: Федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 20 дек. 2017 г.) // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 1930; СЗ РФ. 2017. № 52 (Ч. I). Ст. 7927.
12. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Фе-дер. закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2016 г.) // СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503; СЗ РФ. 2017. № 1 (Ч. I). Ст. 19.
Вестник Поволжского института управления • 2018. Том 18. № 5 14;3