Герасимов Денис Владимирович
аспирант кафедры конституционного и муниципального права Елецкого государственного университета (e-mail: [email protected])
Конституционно-правовые основы регулирования права на благоприятную окружающую среду
Аннотация
В статье исследуются вопросы конституционно-правовых основ регулирования права на благоприятную окружающую среду. Проводится сравнительно-правовой анализ положений конституций различных государств, закрепляющих рассматриваемую категорию права. Характеризуется российское законодательство в сфере охраны окружающей среды, делаются соответствующие выводы.
Annotation
The article is devoted to the issues of constitutional and legal bases of regulation of the right to a healthy environment. Conducted a comparative-legal analysis of the provisions of the constitutions of the various states, reinforcement subject of the category of rights. Is characterized by the Russian legislation in the sphere of protection of the environment, are made corresponding conclusions.
Ключевые слова: Конституция, конституционное право, благоприятная окружающая среда, экологическая информация, возмещение ущерба, жизнь, человек
Key words: Constitution, constitutional law, conducive environment, environmental information, compensation, life, man.
Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных прав человека.
Окружающая среда является основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов мира, в том числе и в пределах Российской Федерации.
Поддержание или восстановление благоприятности окружающей среды на той или иной территории является приоритетным направлением для всего человечества.
Данное право человека - относительно молодое поколение прав, которое получило закрепление в международных и национальных документах во второй половине прошлого столетия. Данная категория права относится к третьему поколению прав человека. Особенностью данного поколения прав является то, что они являются коллективными правами, то есть представляют собой права определенных социальных общностей - народов, наций, национальных меньшинств, коренных народностей, ассоциаций и т.д. [1].
Необходимо отметить, что вопросам охраны окружающей среды в конституциях многих государств придается первостепенное значение. В Конституции Испании, например, в статье 45.1 отмечается: "Все имеют право пользоваться ок-
ружающей средой, благоприятной для развития личности, и обязаны сохранять ее". Конституция Бразилии (ст. 225) устанавливает, что "все люди имеют право на окружающую среду, находящуюся в экологическом равновесии, которая представляет собой достояние, находящееся в общем пользовании народа и имеющее существенное значение для качества жизни с точки зрения здоровья, при этом на государство и общество возлагается обязанность охранять его и сохранить его для нынешнего и будущего поколений". Венгерская Республика в своей Конституции "признает и обеспечивает индивидуальное право граждан на здоровую окружающую среду" [2].
Вместе с тем, конституции формируют основы правового регулирования охраны окружающей среды. Но наиболее важный и эффективный источник права окружающей среды - законодательство. Современное законодательство в данной сфере экономически развитых государств - это массив законов, принятых в основном в последние 30 лет [3].
Право на благоприятную окружающую среду впервые, на территории нашей страны было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 году Съездом народных депутатов СССР [4].
60
Позднее оно нашло свое отражение в гл. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающей основные права и свободы человека и гражданина.
Так, согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Таким образом, можно говорить о наличии трех самостоятельных прав:
права на благоприятную окружающую среду; права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
права на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека и гражданина или его имуществу экологическим правонарушением.
Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью и т.п.), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.). Конституция провозглашает право каждого знать о таких явлениях.
Данное право можно рассматривать, как субъективное право конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.
Требование получения соответствующей экологической информации, так или иначе, закреплено на конституционном уровне и в конституциях зарубежных стран. Так, в Азербайджанской Республике каждый обладает правом собирать сведения о подлинном состоянии окружающей среды. В Республике Беларусь гражданам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. В Албании, Норвегии, Польше, России, Чехии такое право предусматривается в Конституциях лишь в качестве общего принципа, а под-
робнее - во внутреннем законодательстве и в межгосударственных соглашениях [5].
Говоря о содержании данной категории права в Российской Федерации, стоит отметить следующую позицию.
М.М. Бринчук подразделяет информацию на достоверную, полную и своевременную. Так, согласно позиции указанного автора достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Полной, по его мнению, можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.
Своевременной же является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею, в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Согласно требованиям соответствующего законодательства письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
В дополнение стоит сказать, что данное право нашло свое отражение в ряде федеральных законов и подзаконных актов.
Вместе с тем, рассматриваемой нормой Конституции Российской Федерации гарантируется право каждому на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того, ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на судебную защиту и на обжалование в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных лиц.
В то же время, в возможностях воздействовать на общественные отношения судебный кон-
61
троль носит усеченный характер, заключающийся лишь в дисквалификации незаконной или неконституционной правовой нормы, либо предписании органу власти или должностному лицу в случае установления нарушения закона. Это конституционно установленное правомочие судов и составляет содержание судебного контроля как особого вида государственной контрольной деятельности в Российской Федерации.
Одновременно с этим нельзя не сказать, что законодательством Российской Федерации предусмотрен достаточно обширный комплекс мер, направленный на защиту соответствующих прав граждан, а также на решение вопросов о возмещении ущерба, причиненного нарушением указанных прав.
В принципе, совокупность задекларированных в ст. 42 Конституции Российской Федерации прав и составляет конституционно-правовое содержание права на благоприятную окружающую среду, т.е. право на проживание в условиях, с точки зрения экологии пригодных для жизни и не оказывающих негативного воздействия на здоровье человека и его имущество, право на своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а также право на возмещение причиненного ущерба.
Субъектом данной категории права являются, прежде всего, граждане Российской Федерации, а также с учетом положений ч. 3 ст. 62 указанного правового акта и иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.
Данная норма не придает праву на благоприятную окружающую среду особое главенствующее положение по отношению к другим конституционным правам, однако, исходя из анализа законодательства, комментариев ведущих юристов (Касаткиной Т., Яблокова А. и др.) напрашивается вывод о том, что указанное право в системе конституционных прав является одним из основных, наряду с правом на жизнь.
Согласно ч. 1 ст. 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь.
Право на жизнь тесно связано с правом на благоприятную окружающую среду, прежде всего в силу того, что жизнь в отсутствие среды обитания благоприятной для жизни человека невозможна.
Данной позиции придерживается и М.М. Брин-чук, отмечающий, что право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с состоянием окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических тре-
бований. С его слов по оценкам Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека до 80% определяется условиями среды его обитания, а по данным Росстата, средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет около 59 лет. М.М. Бринчук предполагает, что годы жизни укорочены, наряду с другими причинами, из-за деградации окружающей среды. В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться, и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду [6].
Здесь стоит согласиться с приведенной аргументацией. Снижение численности здорового населения и увеличение общей смертности по причине ухудшения состояния окружающей среды представляют прямую угрозу обществу и государству.
В общей теории права встречается различное понимание права на благоприятную окружающую среду: его могут относить к социально-экономическим правам, либо не включать ни в какие классификации. В конституционном праве некоторые авторы классифицируют его как социально-экономическое, а в других работах это право граждан не рассматривается вовсе, ни в одной из групп основных прав. В отраслевой науке предлагается выделить экологические права в качестве самостоятельной разновидности прав. Совмещение элементов личных неимущественных и имущественных, социально-экономических и политических прав может рассматриваться не только в контексте содержания права на благоприятную окружающую среду, но и в обратном порядке, а именно: все эти правовые возможности допустимо и даже более логично не включать в содержание права на благоприятную окружающую среду, а толковать в качестве самостоятельных средств обеспечения экологического благополучия. При таком взгляде право на благоприятную окружающую среду не неопределенный набор всех правомочий в экологической сфере, а одно из многих прав, направленных на достижение названной цели. Подобный подход органически сочетается с преодолением отраслевого способа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и переходом к экологическому пра-вопониманию, при котором благоприятная окружающая среда будет восприниматься в качестве общеправовой ценности.
62
жающей его жизни и здоровью, способствует полноценному и свободному развитию личности. Благоприятное состояние окружающей среды выступает обязательной составляющей права на достойный уровень жизни.
Реализация конституционных экологических прав способствует решению таких важнейших задач, как обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, информационное обеспечение экологической деятельности; защита прав людей, оказавшихся жертвами экологических катастроф и бедствий; усиление ответственности должностных лиц за принятие решений, нарушающих экологические права и интересы личности, населения, общества, государства; согласование экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов, населения [7].
В основе правового регулирования права на благоприятную окружающую среду, безусловно, лежит норма, как уже было отмечено, содержащаяся в статье 42 Конституции Российской Федерации. Она является основой всего природоохранного законодательства и определяет основные направления его развития.
1. Горбухов В.А. Основы социального управления: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2009. 224 с.
2.Лютягина Е.А. Природопользование как объект административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2011. N 2. С. 48 - 52.
3. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС Консультант-Плюс. 2008.
4. Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. № 37. Ст. 1083.
5. Архипов А.М. Реальные гарантии права граждан РФ на экологическую информацию // Правовые вопросы связи. 2009. N 2. С. 22-24.
6. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник // СПС Консультант-Плюс. 2008.
7. Велиева Д. С. Понятие конституционных экологических прав и их значение в системе действующего правового регулирования //Конституционное и муниципальное право. 2011. N 3.
1. Gorbuhov V.A. The Bases of social management: scholastic allowance. M.: FORUM, 2009. 224 s.
Право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу тех прав и свобод, совокупность которых дает возможность судить о положении личности в конкретном обществе, а также и о характеристиках государства. Наряду с другими социальными институтами оно определяет показатели качества жизни, и с этих позиций обеспечение благоприятной окружающей природной среды выступает как составная часть общих мероприятий по повышению качества жизни человека. Социальная ценность права жить в экологически безопасной среде вполне сопоставима с ценностью права на труд, на отдых, охрану здоровья и др. Более того, поскольку сейчас от состояния окружающей среды все в большей степени зависит здоровье человека, успешная реализация этого права создает необходимые условия для осуществления всех других прав, свобод и интересов граждан. Соответственно загрязнение окружающей среды может рассматриваться как опосредованное нарушение всех других прав человека.
Частью 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации перечислены права и свободы, не подлежащие ограничению в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Право на благоприятную окружающую среду в данном перечне, к сожалению отсутствует.
Имеются все основания полагать, что в современном обществе ХХ! в. все природные ресурсы, факторы и компоненты будут представлять собой исключительную социальную и экономическую ценность, еще более возрастет значение жизненно важной функции природы, и право на благоприятную окружающую среду очевидно и окончательно станет равнозначным праву на жизнь. Следовательно, право на благоприятную окружающую среду является одним из незаменимых, естественных прав человека. Значимость этого права вытекает из самой природы человека - без существования в благоприятной среде человечество обречено на вымирание, поскольку человек является живым организмом.
Резюмируя, отметим, что право, закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации, по нашему мнению является одним из ключевых конституционных прав человека и гражданина и стоит в одном ряду с правом на жизнь.
Вместе с тем, необходимо отдельно обратить внимание, что на современном этапе право на благоприятную окружающую среду выступает как важнейшая конституционная ценность. Возможность реализации данного права означает пользование благоприятным состоянием окружающей среды, проживание в здоровой среде, не угро-
2.Lyutjagina E.A. Prirodopolizovanie as object administrative-legal regulation // Administrative right and process. 2011. N 2. P. 48 - 52.
3. Brinchuk M.M. The Ecological right: textbook // SPS Consultant-Plus. 2008.
63
4. The Bordereaus of the SUPREME SOVIET USSR. 1991. № 37. Art. 1083.
5. Arhipov A.M. The Real warranties of the right of the people RF to ecological information // Legal questions relationship. 2009. N 2. P. 22-24.
6. Brinchuk M.M. The Ecological right: textbook // SPS Consultant-Plus. 2008.
7. Velieva D.S. The Notion of the constitutional ecological rights and their importance in system acting legal regulation // Constitutional and municipal right. 2011. N 3. P. 75-80.
64