Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / CONSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / REGULATIONS / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / CUSTOMS / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоренко Д.Н.

Рассмотрены конституционно-правовые основы противодействия коррупционным преступлениям в таможенных органах России в условиях Таможенного союза. На основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по противодействию коррупционным преступлениям, автор формулирует соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL-LEGAL FRAMEWORK FOR COMBATING CORRUPTION IN CUSTOMS BODIES OF RUSSIA IN THE CUSTOMS UNION

It examines the constitutional framework for combating corruption in customs bodies of Russia in the Customs Union. Based on the analysis of normative legal acts regulating activities in combating corruption crimes, the author formulates appropriate conclusions.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА»

Н.А. Грусов

Критика содержания конституции российской федерации

[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // http://www.constitution.ru/.

[2] Конституция и жизнь страны // http://perspectivy.info/rus/nashe/konstitucija_i_zhizn_strany_ 2009-12-11.htm.

[3] Медведев Д.А. Выступление на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации (Москва, Государственный Кремлевский дворец, 12 декабря 2008 года) // http://www.zakon.kz/kazakhstan/128720-vystuplenie-d.a.medvedeva-na-nauchno.html.

[4] Они тоже были против поправок // http://popravkam.net/.

CRITICISM OF THE CONTENT OF THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

N.A. Trusov

Key words: the law, legal act, the Constitution of the Russian Federation, constitutional and legal norms, criticism of the Constitution of the Russian Federation, critic-man in the street, a critic is a professional.

The article considers theoretical aspects of criticism of the Constitution of the Russian Federation. It is noted that criticism is an essential tool for identifying and eliminating weaknesses in constitutional law, from criticism to a great extent on the degree of perfection and efficiency of the implementation. The author comes to the conclusion that historically changing or adjusting critical evaluation, as a rule, are interesting in themselves, but more important to understand the fact that our current perception of the content of the Constitution can be very relative, and this means that the above constitutional provisions, it is necessary to work constantly and continuously evaluated.

УДК 34

Д.Н. Федоренко, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности, Институт правоохранительной деятельности Российской таможенной академии 140009, Московская обл., г. Люберцы, Комсомольский проспект, 4.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Ключевые слова: Конституция РФ, конституционно-правовые основы, нормативные правовые акты, таможенные органы, Таможенный союз, коррупция, преступления.

Рассмотрены конституционно-правовые основы противодействия коррупционным преступлениям в таможенных органах России в условиях Таможенного союза. На основе анализа нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по противодействию коррупционным преступлениям, автор формулирует соответствующие выводы.

Строительство правового государства, решение задач по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации (далее - РФ), происходят на фоне стабиль-

но высокого уровня коррупции во всех сферах общественных отношений, в том числе и таможенной сфере1.

Противодействие коррупционным преступлениям в таможенных органах России осуществляют подразделения по противодействию коррупции таможенных органов России, которые в настоящее время осуществляют свою деятельность в качественно новых условиях, связанных с функционированием Таможенного союза, формированием Единого экономического пространства и членства России во Всемирной торговой организации, что подчеркивает остроту проблемы, так как коррупционные проявления наносят ущерб не только экономике и авторитету России, но всем государствам членам Таможенного союза.

В связи с тем, что основным и наиболее эффективным инструментом подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России является оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД), то при рассмотрении вопроса о конституционно-правовых основах противодействия коррупционным преступлениям рассмотрим конституционно-правовые основы ОРД подразделений по противодействию коррупции.

В соответствии с Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»2 (далее - ФЗ «Об ОРД») конституционно-правовую основу ОРД составляют Конституция РФ, сам ФЗ «Об ОРД», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее -ОРМ).

В структуру конституционно-правовой основы ОРД в ФЗ «Об ОРД» не включены международные правовые акты по вопросам борьбы с преступностью, хотя Конституция РФ3 рассматривает нормы международного права и международные договоры РФ в качестве составной части ее правовой системы. Однако анализ содержания данного закона позволяет заключить, что международные правовые акты являются самостоятельными источниками правового регулирования ОРД. Например, запросы международных правоохранительных организаций являются самостоятельным основанием для проведения ОРМ4, а оперативные службы обязаны выполнять запросы правоохранительных органов иностранных государств5.

Традиционно конституционно-правовую основу и систему нормативных правовых источников ОРД принято делить на пять уровней (групп). К первому уровню относят Конституцию РФ и федеральные конституционные законы; ко второму - ФЗ «Об ОРД»; к третьему - другие федеральные законы; к четвертому - нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы Президента России, постановления Правительства РФ, правовые акты Федерального Собрания России); к пятому - ведомственные и межведомственные нормативные акты государственных органов6.

1 В 2012 г. по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России возбуждено 92 уголовных дела по фактам коррупции, в том числе 35 уголовных дел по ст. 290 УК РФ «получение взятки» и 21 уголовное дело по ст. 291 УК РФ «дача взятки».

2 См.: ст. 4 Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

3 См.: ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года н ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

4 См.: п.6 ч.1 ст.7 Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

5 См.: п.6 ч.1 ст.7 Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ //ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

6 См.: ОРД: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 166-169.

Однако И.А. Климов выделяет следующие четыре уровня правовых основ ОРД: конституционный, законодательный, подзаконный, ведомственный1. Е.С. Дубоносов

предлагает следующую классификацию: международный уровень, конституционный

~ 2

уровень, законодательный уровень, подзаконный уровень2.

У ученых, специализирующихся в разработке проблем ОРД таможенных органов России, немного другие вариации данного подхода. А.Ю. Козловский, соглашаясь с классификацией Е.С. Дубоносова, важнейшим считает конституционный уровень3, а Е.В. Лемешев максимально упрощает классификацию до законодательных и подза-

4

конных актов .

Автор на основании проведенных исследований дает следующую классификацию правовых основ ОРД подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России.

1. Базовый (конституционный) уровень. Правовое регулирование здесь осуществляется на уровне Конституции РФ, федеральных конституционных законов и решений Конституционного суда.

2. Профессиональный уровень, регулирующий непосредственно ОРД, который включает в себя следующие подуровни: международные правовые акты, федеральные законы РФ и подзаконные нормативные акты.

3. Прикладной (ведомственный) уровень, который регулирует деятельность по противодействию коррупции, а также другие смежные отрасли, включающий в себя аналогичные подуровни: международные правовые акты, федеральные законы РФ и подзаконные нормативные акты.

Данная классификация обусловлена рядом причин. Базовый уровень является базисом всех правовых норм независимо от специфики регулируемого рода деятельности. На профессиональном уровне регулируется ОРД независимо от специфики и компетентности оперативных подразделений, а также от ведомственной принадлежности. Задачей прикладного (ведомственного) уровня является регулирование отношений возникающих в ходе ОРД конкретных оперативных подразделений.

Исходя из вышеизложенного, практическим наполнением конституционно -правовой основы ОРД подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России являются:

- Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и решения Конституционного суда.

- Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора, заключенные или признанные Российской Федерацией, так как Конституция РФ рассматривает нормы международного права, и международные договоры Российской Федерации в качестве составной части правовой системы Российского государства. Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации»5 установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

1 См.: Климов И.А., Вербовой В.Т. Правовые и организационно-тактические основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М., 1994. С.41.

2 См.: Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. М., 2011. С. 99-109.

3 См.: Козловский А.Ю. Использование результатов ОРД в процессе расследования таможенных преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 285 с.

4 См.: Лемешев Е.В. Развитие механизма нормативного правового регулирования в целях совершенствования ОРД подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 190 с.

5 Федеральный закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. №101-ФЗ // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

- Федеральные законы Российской Федерации.

- Подзаконные нормативные правовые акты, включающие указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, межведомственные и ведомственные нормативные правовые акты (приказы, наставления, инструкции и другие), в которых детализируются организация и тактика осуществления ОРД.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1. Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой и как Основной Закон государства имеет прямое действие на всей территории России1. Как у любого легитимного вида деятельности конституционно-правовое регулирование ОРД таможенных органов России происходит строго на конституционной основе. В Конституции РФ заложены важнейшие принципы отношений между оперативными подразделениями, в том числе таможенных органов России, и гражданами в сфере борьбы с преступностью.

2. Подразделения по противодействию коррупции таможенных органов России располагают необходимой законодательной и иной нормативной правовой базой для осуществления ОРД. Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза2 и Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ»3 подтвердило права и полномочия таможенных органов России осуществлять ОРД в целях обеспечения по противодействию коррупции.

3. Базовый (конституционный) уровень является фундаментальной основой конституционно-правовых основ ОРД подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России и отличается склонностью к изменениям.

4. С учетом складывающейся оперативной обстановки необходима постоянная адаптация профессионального и прикладного (ведомственного) уровней конституционно-правовых основ ОРД подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России к различным изменениям в таможенной сфере.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

[2] Таможенный кодекс Таможенного союз от 27.11.2009 г. // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

[3] Федеральный закон РФ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 г. №101-ФЗ // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

[4] Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ " ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

[5] Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. №311-ФЗ // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

[6] ДубоносовЕ.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. М., 2011.

[7] Климов И.А., Вербовой В.Т. Правовые и организационно-тактические основы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. М., 1994.

[8] Козловский А.Ю. Использование результатов ОРД в процессе расследования таможенных преступлений: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

[9] Лемешев Е.В. Развитие механизма нормативного правового регулирования в целях совершенствования ОРД подразделений по противодействию коррупции таможенных органов России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

1 См.: Ст. 15. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

2 Таможенный кодекс Таможенного союз от 27.11.2009 г. // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

3 Федеральный закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. №311-ФЗ // ИПС «КонсультантПлюс-Профи».

[10] ОРД: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М.: ИНФРА-М, 2001.

CONSTITUTIONAL-LEGAL FRAMEWORK FOR COMBATING CORRUPTION IN CUSTOMS BODIES OF RUSSIA IN THE CUSTOMS UNION

D.N. Fedorenko

Key words: The Constitution of the Russian Federation, the constitutional and legal framework, regulations, customs, Customs Union, corruption, crime.

It examines the constitutional framework for combating corruption in customs bodies of Russia in the Customs Union. Based on the analysis of normative legal acts regulating activities in combating corruption crimes, the author formulates appropriate conclusions.

УДК 34

Л.М. Элькинбард, к.и.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

«И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ МОИСЕЮ...» (БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАЗВЕДКИ И КОНТРРАЗВЕДКИ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ)

Ключевые слова: Библия, история, разведка, контрразведка, государственные институты

В статье рассматривается начальный этап истории возникновения разведки и контрразведки, зафиксированный в Библии

Библейская история разведки начинается с интуитивного решения Ноя. После 40-суточного потопа «вода постепенно возвращалась с земли и стала убывать по окончании ста пятидесяти дней». Ноев ковчег остановился на 17 день седьмого месяца плавания на горах Араратских, а вода постоянно убывала еще в течение почти 2,5 месяцев и только в первый день десятого месяца показались верхи гор. Подождав еще 40 дней, «Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона» для решения задач ближней, тактической разведки. Ворон, с учетом своих тактико-технических характеристик (ограниченность беспосадочного полетного времени) «отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды». Получив таким образом информацию тактического характера о том, что вода вокруг ковчега спала, Ной поставил перед собой стратегическую задачу - выяснить, какая ситуация в других, более удаленных районах. Для решения этого он использовал соответствующий разведывательный инструмент -голубя, тактико-технические характеристики которого (высокая дальность беспосадочного полета, приручаемость, верность, целеустремленность, сообразительность) позволяли ему рассчитывать на получение объективной информации из более удаленных от места нахождения ковчега мест. И постановщик задачи не ошибся. Проведя первый разведывательный вылет и, не найдя «места для ног своих, голубь вернулся к Ною. Помедлив еще семь дней, Ной отправил голубя в повторную разведку. В этот раз умный, верный, хорошо обученный, целеустремленный разведчик вернулся к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.