УДК 342.24
Жукова Анастасия Евгеньевна
аспирант кафедры государственного (конституционного) права Южного федерального университета
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ И ОБЛАСТНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению конституционно-правового регулирования организации и деятельности Законодательного собрания Ростовской области. Проведен сравнительный анализ норм федерального и регионального законодательства, регулирующего конституционно-правовой статус Законодательного собрания Ростовской области. Предложены направления совершенствования федерального и регионального законодательства в рассматриваемой сфере конституционно-правового регулирования.
Ключевые слова:
федерализм, субъект Федерации, органы власти, Законодательное собрание Ростовской области.
Zhukova Anastasiia Evgenyevna PhD student,
Public (Constitutional) Law Department, Southern Federal University
CONSTITUTIONAL AND LEGAL FOUNDATION OF ORGANIZATION AND FUNCTIONING OF THE LEGISLATIVE ASSEMBLY OF THE ROSTOV REGION ON THE FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION
Summary:
The article deals with the constitutional and legal regulation of organization and functioning of the Legislative Assembly of the Rostov Region. The author carries out comparative analysis of the federal and regional laws regulating constitutional legal status of the Legislative Assembly of the Rostov Region. The paper suggests the areas of improvement of the federal and regional legislation in this sphere of the constitutional legal regulation.
Keywords:
federalism, subject of the Federation, authority bodies, Legislative Assembly of the Rostov Region.
Важнейшее место в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации занимает законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Перечень обязательных и факультативных органов государственной власти субъекта закреплен в федеральном законодательстве. Конкретизация системы органов государственной власти субъекта должна осуществляться нормативно-правовыми актами субъектов самостоятельно, что является одной из важнейших характеристик федеративного государства.
В Ростовской области система органов государственной власти определена в Уставе Ростовской области [1]. Этим она ничем не отличается от других субъектов Российской Федерации. Отметим, что практика закрепления системы государственной власти в конституциях (уставах) субъектов достаточно разнообразна: иногда это имеет общий характер, при этом многие из конституций и уставов фактически лишь повторяют нормы, предусмотренные федеральным законодательством; иногда в субъектах РФ содержатся статьи с развернутым содержанием правомочий данных органов, подробно устанавливаются процедуры их взаимоотношений, основания ответственности перед населением [2, с. 18-20].
Наименование законодательных органов устанавливается каждым субъектом Федерации самостоятельно. В Ростовской области это «законодательное собрание», как и в Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе, Санкт-Петербурге и т. д. Среди других распространенных наименований законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации отметим такие, как «парламент», «дума», «хурал».
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Устава Ростовской области, законодательную (представительную) власть в Ростовской области осуществляет Законодательное собрание Ростовской области, обозначенное в Уставе как «высший и единственный орган законодательной (представительной) власти». Статья 27 Устава фактически повторяет по смыслу статью 4, устанавливая, что «законодательную власть в Ростовской области осуществляет Законодательное собрание Ростовской области», аналогичную норму содержит и статья 31 Устава.
Разграничение компетенции между Законодательным собранием Ростовской области, Правительством Ростовской области и губернатором Ростовской области производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Ростовской
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
области, законами Ростовской области. Согласно ст. 30 Устава, споры между Законодательным собранием Ростовской области и Правительством Ростовской области по вопросам осуществления их полномочий «разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, настоящим Уставом и областным законом, либо в судебном порядке», а споры о компетенции между указанными органами «разрешаются Конституционным судом Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации"» [3].
Глава 6 Устава Ростовской области устанавливает порядок формирования и компетенцию Законодательного собрания Ростовской области. Законодательное собрание Ростовской области является постоянно действующим, коллегиальным, однопалатным законодательным и представительным органом государственной власти, представляющим и выражающим волю населения Ростовской области. Законодательное собрание Ростовской области является высшим и единственным органом законодательной власти области, состоит из 60 депутатов, половина которых избирается по 30 одномандатным избирательным округам на основе единой нормы представительства, а другая - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Срок полномочий законодательного органа - 5 лет. Подробная регламентация организации и деятельности осуществляется Законом Ростовской области «О Законодательном собрании Ростовской области» от 18 сентября 2002 г. № 270-ЗС [4].
Определив порядок формирования Законодательного собрания Ростовской области, перейдем к рассмотрению полномочий законодательного органа. В науке предложено немало классификаций полномочий субъекта по различным основаниям. В самом общем виде их можно представить как законотворческие полномочия, полномочия в сфере управления социально-экономическим развитием субъекта Федерации, полномочия в сфере организации территории и формирования органов публичной власти субъекта (властно-организационные), полномочия в сфере организации народовластия (выборов и референдумов), полномочия в сфере организации собственной деятельности, контрольные и иные полномочия. Также возможна классификация по императивности элементов «федеральной модели» организации и деятельности законодательного (представительного) органа власти субъекта, таких как порядок формирования, организации, осуществления полномочий [5, с. 10].
Полномочия Законодательного собрания Ростовской области закрепляются в гл. 6 Устава, специальном областном законе, закрепляющем статус Законодательного собрания Ростовской области [6], а также в Законе Ростовской области «О статусе депутата Законодательного собрания Ростовской области» от 8 июня 1994 г. № 1-ЗС (с изменениями на 28 декабря 2015 г.) [7]. Большое значение для организации деятельности Законодательного собрания имеет Регламент Законодательного собрания Ростовской области [8]. Осуществление законодательной деятельности описывается в «федеральной модели» наиболее императивно. Порядок формирования оставляет достаточно направлений для развития регионального законодательства о выборах, что используется субъектами достаточно своеобразно. Напротив, широкие возможности остаются в направлении: закрепления полномочий, учитывающих региональную специфику; введения дополнительных гарантий прав и свобод человека и гражданина; совершенствования контрольных полномочий.
Рассмотрим направления совершенствования контрольных полномочий Законодательного собрания Ростовской области. Безусловно, законодательство области содержит немало норм, устанавливающих, регламентирующих и конкретизирующих контрольные полномочия Законодательного собрания Ростовской области. Отметим те, где пробельность и неполнота регламентации может повлиять на эффективность их осуществления. Думается, необходимы не противоречащее законодательству расширение пределов и одновременно конкретизация порядка проведения депутатского расследования, так как имеющиеся нормы в областном законодательстве крайне лаконичны. Кроме того, представляется целесообразным указать на необходимость принятия областного закона о парламентском контроле. За основу такого нормативно-правового акта можно взять недавно принятый Закон Республики Татарстан от 12 января 2016 г. № 2-ЗРТ «О парламентском контроле в Республике Татарстан» [9].
В заключение отметим еще одно важное направление реализации полномочий Законодательного собрания Ростовской области, которое в данном субъекте Федерации, в отличие от многих других, остается без должного внимания. Речь идет о развитии судебной власти области, а именно о принятии областного закона об Уставном суде Ростовской области, что, безусловно, стало бы прогрессивным шагом на пути совершенствования областного законодательства и практики его применения.
Ссылки:
1. Устав Ростовской области (действующая редакция с изм. от 28 дек. 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru/documents/Ustav-Rostovskojj-oblasti?pageid=128483&mid=134977&itemId=19328 (дата обращения: 12.07.2016).
2. Алешкова И.А., Конюхова И.А. Проблемы законодательного регулирования субъектами Российской Федерации системы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 3. С. 18-20.
3. Устав Ростовской области.
4. О Законодательном собрании Ростовской области [Электронный ресурс] : закон Ростовской области от 18 сент. 2002 г. № 270-ЗС (с изм. на 6 мая 2016 г.). URL: http://zakon.scli.ru/ru/legal_texts/act_municipal_education/extended/print-able.php?dJd4=a00983a4-820a-4e36-8b59-0b02e33b7009&do4=document&id4=f09ebd51-a398-482d-9195-6a361d57bbb9 (дата обращения: 01.09.2016).
5. Калугина Т.В. Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации (на примере Дальневосточного федерального округа) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
6. О Законодательном собрании Ростовской области.
7. О статусе депутата Законодательного собрания Ростовской области [Электронный ресурс] : закон Ростовской области от 8 июня 1994 г. № 1-ЗС (с изм. на 28 дек. 2015 г.) // Официальный портал Правительства Ростовской области. URL: http://docs.cntd.ru/document/800000670 (дата обращения: 01.09.2016).
8. О Регламенте Законодательного собрания Ростовской области [Электронный ресурс] : постановление Законодательного собрания Ростовской области от 29 авг. 2002 г. № 709. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&back-link=1 &nd=144010883&page=1 &rdk=40#I0 (дата обращения: 12.11.2016).
9. О парламентском контроле в Республике Татарстан [Электронный ресурс] : закон Республики Татарстан от 12 янв. 2016 г. № 2-ЗРТ. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».