Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
54
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шахновская И.В.

Рассматриваются вопросы правового регулирования различных форм молодежного самоуправления в Республике Беларусь. Внимание акцентируется на том, что первичные формы данного института имелись и в более ранние периоды развития белорусской государственности (советский период). Отдельное внимание уделено таким формам молодежного самоуправления, как молодежный парламентаризм, проведение местных молодежных собраний, создание консультативных и совещательных органов при местных Советах депутатов и органах государственной власти. Предлагается ряд изменений и дополнений в конституционное законодательство, регламентирующее основы проведения государственной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шахновская И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS YOUTH SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The issues of legal regulation of various forms of youth self-government in the Republic of Belarus are considered. Attention is focused on the fact that the primary forms of this institution existed in the earlier periods of the development of the Belarusian statehood (Soviet period). Special attention is paid to such forms of youth self-government as youth parliamentarism, holding of local youth meetings, creation of Advisory and Advisory bodies under local councils of deputies and state authorities. A number of amendments and additions to the constitutional legislation regulating the basis of the state youth policy are proposed.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 342.72(476)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

канд. юрид. наук И.В. ШАХНОВСКАЯ (Полоцкий государственный университет)

Рассматриваются вопросы правового регулирования различных форм молодежного самоуправления в Республике Беларусь. Внимание акцентируется на том, что первичные формы данного института имелись и в более ранние периоды развития белорусской государственности (советский период). Отдельное внимание уделено таким формам молодежного самоуправления, как молодежный парламентаризм, проведение местных молодежных собраний, создание консультативных и совещательных органов при местных Советах депутатов и органах государственной власти. Предлагается ряд изменений и дополнений в конституционное законодательство, регламентирующее основы проведения государственной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежное самоуправление, молодежный парламент, правовое регулирование, конституционно-правовые основы.

В современный период формирование гражданского общества, которое является независимым атрибутом правового государства, занимает важную позицию при проведении государственной политики. При этом акценты смещаются в сторону максимального привлечения молодежи к решению вопросов в сфере управления обществом и государством. Все более востребованным представляются вопросы разработки механизмов по обеспечению участия. Различные формы молодежного самоуправления способствуют становлению и развитию гражданского самосознания, патриотизма, активизации политического участия молодежи в жизни общества и государства.

Цель данного исследования - определение конституционно-правовых основ различных форм молодежного самоуправления в Республике Беларусь, а также анализ практики их реализации.

Основная часть. Анализ законодательного регулирования молодежного самоуправления, его различных форм позволяет сделать вывод о том, что зарождение данного института в современной Республике Беларусь берет свое начало с принятием Конституции Республики Беларусь 1994 года (далее - Конституция). Так, согласно части 1 статьи 1 «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство» [1]. Кроме того, в Основном Законе в части 1 статьи 36 закреплено право на объединение, которое, в свою очередь, является хорошим отправным началом для развития демократических ценностей и идеалов, а также действенной нормой для развития гражданского общества в Республике Беларусь [1]. Действенной нормой выступает и положение части 6 статьи 32 Конституции, согласно которой «молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие» [1]. Анализ данной конституционно-правовой нормы позволяет сделать вывод о существовании обязанности для Республики Беларусь по созданию условий, обеспечивающих проведение молодежной политики в государстве во всех сферах жизни общества.

Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» закрепляет в абзаце 2 части 1 статьи 1 норму, согласно которой «местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах» [2]. Следовательно, в законодательстве предусмотрен неограничительный перечень различных форм местного самоуправления, к числу которых можно отнести и разновидности молодежного самоуправления.

Более ранняя история знает множество фактов существования первичных форм, источников молодежного самоуправления. Например, в советский период активными молодежными институтами были пионерские и комсомольские организации. Однако назвать такие институты в полной мере идентичными современным формам местного самоуправления не представляется возможным. Так, анализ положений Устава Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи (далее - Устав ВЛКСМ) позволяет сделать вывод о несколько иной роли такого рода организаций [3]. В частности, главной задачей комсомольских организаций являлось воспитание молодых граждан Союза в духе построения коммунистического общества, претворения в жизнь идеологии партии. Так, в соответствии с Уставом ВЛКСМ «весь смысл своей деятельности комсомол видит в осуществлении решений партии и Советского правительства, претворении в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в СССР» [3]. Кроме того, в Уставе ВЛКСМ было определено, что «комсомольские организации активно осуществляют

предоставленное партией право широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими партийными организациями всех вопросов работы предприятия, колхоза, учреждения, участвуют в решении Советами народных депутатов, государственными органами, профсоюзами и другими общественными организациями вопросов воспитания, обучения, организации труда, быта и отдыха молодежи» [3]. Отметим, что одними из полномочий самого ВЛКСМ являлись в тот период «участие в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, обладание правом законодательной инициативы в лице своих общесоюзного и республиканских органов» [3]. Данную норму Устава ВЛКСМ, с нашей точки зрения, можно назвать достаточно прогрессивной с закреплением демократических начал в вопросах участия в управлении делами общества и государства. В то же время государственная идеология советского периода обязывала всех субъектов государственно-правовых отношений (а в советский период данная терминология была применима к современным конституционно-правовым отношениям) точно и единообразно следовать духу коммунизма, что в достаточной мере являлось ограничительным в вопросах реализации собственных инициатив от молодых граждан.

В истории также имеются примеры деятельности различных студенческих кружков середины 60-х -начала 70-х годов XIX века. Однако данные организационно-правовые формы носили в основном революционный характер.

В настоящее время можно выделить достаточно большое количество разнообразных форм молодежного самоуправления, к числу которых можно отнести следующие:

- деятельность молодежных парламентов;

- реализация различных молодежных инициатив сквозь призму диалога с органами государственной власти, особенно с органами местного управления и самоуправления;

- проведение переговоров с органами государственной власти, участие в заседаниях органов местного управления и самоуправления;

- деятельность органов студенческого самоуправления;

- проведение представителями молодежи социально значимых мероприятия в пределах Республики Беларусь. Такая деятельность является показательной особенно на местном уровне;

- представительство молодых граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в частности путем создания различных совещательных и консультативных органов при местных Советах депутатов, и иные формы.

Обозначенные формы молодежного самоуправления позволяют разделить их на две группы исходя из способа создания (образования):

- созданные по собственной инициативе молодых граждан (инициативы, местные молодежные собрания);

- созданные (образованные) по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления (деятельность совещательных и консультативных органов, молодежные парламенты).

Воплощение в жизнь различных форм молодежного самоуправления должна основываться на реализации и гарантировании со стороны государства принципов молодежной политики, регламентированных законодательством Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» закреплено, что «государственная молодежная политика основывается на принципах:

- защиты прав и законных интересов молодежи;

- сочетания государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;

- обеспечения молодежи правовых и социально-экономических гарантий, компенсирующих обусловленные возрастом ограничения ее социального статуса;

- научной обоснованности и комплексности;

- гласности;

- привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики;

- приоритета конкурсных механизмов при реализации программ в сфере государственной молодежной политики» [4].

Представляется, что в качестве одного из важнейших принципов проведения государственной молодежной политики является принцип обеспечения непосредственного участия молодежи в ее формировании. Реализация данного нормативного положения позволит обеспечить развитие гражданского общества в Республике Беларусь на достаточно высоком уровне, поскольку вовлечение молодых граждан

в процесс принятия решений, затрагивающих их интересы, служит базой для построения демократического государства с привлечением самой активной социальной общности в данный процесс.

Отметим, что на международном уровне в рамках европейского пространства необходимость обеспечить непосредственное участие молодежи в процессе принятия решений, затрагивающих их интересы, предусмотрена в Европейской хартии об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований (далее - Хартия об участии молодежи) [5]. Так, в пункте 35 Хартии об участии молодежи определено, что «институты участия «воплощаются» в структурах, могущих принимать различные формы в городском квартале, в городе или в деревне, а также на региональном уровне; эти структуры должны дать возможность молодежи и ее представителям стать подлинными партнерами в проведении политики, затрагивающей молодежь» [5]. Такого рода руководящие положения было бы актуально предусмотреть на уровне соглашений (конвенций, договоров) среди бывших постсоветских государств с целью повышения значимости молодежного самоуправления.

На наш взгляд, активизация молодежного самоуправления позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра подходов к молодежи как отдельной социальной общности, реализация прав и инициатив со стороны которой требует признания ее в качестве активного субъекта конституционно-правовых отношений, отойдя при этом от устоявшегося подхода относительно молодежи как объекта для проведения государственной молодежной политики.

Среди обозначенных форм молодежного самоуправления стоит дать положительную оценку деятельности Молодежных парламентов при областных Советах депутатов и при Минском городском Совете депутатов в Республике Беларусь. С помощью данных структур осуществляется взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Как отмечает И.Н. Гукова [6, с. 169], молодежный парламентаризм - это система представительства прав и законных интересов молодежи как особой социальной группы, основанная на создании и функционировании при органах государственной власти и местного самоуправления специальной общественной консультативно-совещательной структуры молодежи в виде молодежного парламента, молодежного правительства, молодежной палаты, молодежного совета. При этом автор [6, с. 170] в качестве главной цели деятельности молодежных парламентов считает привлечение молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации им эффективной молодежной политики путем представления законных интересов молодых граждан и общественно значимых идей в различных молодежных общественных консультативно-совещательных структурах.

Схожую позицию занимает Ж.Т. Тумуров [7, с. 40], понимая под молодежным парламентаризмом реальный инструмент привлечения молодежи к активному участию в жизнедеятельности государства, разработке и реализации эффективной молодежной политики.

Анализируя представленные выше подходы, под молодежным парламентаризмом необходимо понимать систему особых представительных общественных молодежных структур, созданных при органах государственной власти в целях выполнения совещательной и консультативной роли в процессе принятия решений, затрагивающих права и законные интересы молодежи. Главная цель такого рода структур -максимально обеспечить учет интересов молодежи при принятии общественно значимых решений путем активизации и реального вовлечения молодежи в общественно-государственный процесс.

В настоящий момент актуальна и имеет важную научно-практическую направленность идея создания в 2018 году Молодежного парламента при Национальном Собрании Республики Беларусь. Создание Молодежного парламента при Национальном собрании Республики Беларусь, на наш взгляд, необходимо понимать, как образование определенной структуры при Совете Республики, которая будет выполнять совещательные и консультативные функции в процессе принятия законов, затрагивающих интересы молодежи. Данная палата будет являться представительным республиканским общественным молодежным органом, выборы в который будут происходить многоступенчатым путем (путем выборов в Молодежные парламенты при областных Советах депутатов, Минском городском Совете депутатов, а затем на заседаниях последних будет происходить выдвижение кандидатур в Молодежный парламент при Совете Республики).

Вполне обоснованным при этом следует назвать необходимость закрепления в законодательстве Республики Беларусь понятия «молодежный парламентаризм». На основании этого считаем необходимым дополнить часть 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» абзацем четвертым и изложить норму в следующей редакции: «молодежный парламентаризм -одна из форм молодежного самоуправления, представляющая собой создание определенных структур совещательного и консультативного характера при органах государственной власти и местных Советах депутатов, целью которых является обеспечение представительства молодых граждан в процессе принятия государственно и общественно значимых решений, затрагивающих интересы молодежи».

Отдельного исследования требуют вопросы участия молодежи в государственной жизни на местном уровне, где не предусмотрено создание молодежных парламентов при городских (районных) Советах депутатов. Как отмечает Н.А. Самохвалов, «на местном уровне такие структуры значительно ближе к молодым гражданам, что в перспективе позволит им стать реальным аккумулятором идей молодежи

и содействовать реализации молодежной политики на муниципальном уровне» [8, с. 25]. В связи с этим считаем возможным снизить возраст граждан для участия в местном собрании до 17 лет по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи. На основании этого предлагается внести следующие изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях»:

часть первую статьи 14 Закона Республики Беларусь «О республиканских и местных собраниях» после слов «достигшие 18 лет» дополнить словами «(17 - по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи)».

На наш взгляд, возрастная граница в 17 лет позволит молодым гражданам принимать осознанные и государственно значимые решения, затрагивающие права и законные интересы молодежи.

Немаловажное значение имеют вопросы касательно представительства молодежи на местном уровне путем создания совещательных и консультативных органов (кроме молодежных парламентов). В настоящий момент создание такого рода органов из представителей молодых граждан не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Показательной в этом ключе следует считать норму Хартии об участии молодежи, закрепляющую институт «молодежного делегата» [5]. Так, согласно пункту 37 Хартии об участии молодежи «для обеспечения "представительства" молодежи в институционных структурах муниципалитетов и в региональных образованиях необходима должность "молодежного делегата" в административных структурах на местном или региональном уровнях» [5]. Кроме этого в Хартии об участии молодежи закреплено, что «там, где эта практика не внедрена, муниципалитеты и региональные образования изучают в рамках действующего местного законодательства условия для создания такой должности для представителя, предложенного, например, от молодежных объединений» [5]. Подобную практику возможно внедрить и в Республике Беларусь. При этом белорусское законодательство «позволяет» ввести такого рода норму. Так, согласно статье 37 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» определено, что «наряду с предусмотренными настоящим Законом формами прямого участия граждан в государственных и общественных делах местное самоуправление может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству» [2].

Создание совещательных и консультативных органов при местных Советах депутатов позволит обеспечить непосредственное участие молодежи в процессе принятия решений, затрагивающих интересы молодых граждан. Возможно предусмотреть в законодательстве порядок созыва таких органов при необходимости (в случае рассмотрения «молодежного вопроса»). Кроме того, в случае образования совещательных органов из представителей молодых граждан, будет эффективна реализация их конституционного права на обращение в государственные органы. Здесь речь идет об органах прокуратуры. Подача обращения от совещательного органа, уже само по себе, обращает на себя внимание больше, чем просто, к примеру, от 2-3 человек. Вместе с тем не исключаем и возможность привлечения к процессу рассмотрения «молодежного вопроса» и представителя общественного молодежного объединения, действующего на соответствующей территории.

Отметим, что установление правовой основы для деятельности совещательных и консультативных органов при местных Советах депутатов не потребует разработки отдельного законодательства. Вполне достаточно внести отдельные положения в регламентирование порядка работы сессий местного Совета депутатов. В частности, одним из возможных путей предлагается внесение изменений и дополнений в статье 12 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» путем внесения в статью 12 части 11 нормы следующего содержания: «При рассмотрении на сессии Совета вопросов, затрагивающих права и законные интересы молодежи, обеспечивается участие совещательных органов из представителей молодых граждан и (или) представителя молодежного общественного объединения, действующего на соответствующей территории». Не исключаем и иные варианты реформирования законодательства о местном самоуправлении в данном направлении.

Еще одним действенным институтом молодежного самоуправления может стать инициатива молодых граждан по принятию решений Совета. Данная форма местного самоуправления предусмотрена законодательством Республики Беларусь о местном управлении и самоуправлении. В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» «граждане имеют право по вопросам местного значения в установленном порядке вносить в Совет проекты решений или мотивированные предложения о необходимости принятия, изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены решений Совета либо их отдельных положений» [2]. Отметим, что до настоящего времени в законодательстве Республики Беларусь отсутствует порядок реализации такой инициативы гражданами.

На наш взгляд, можно предложить определенный порядок реализации данного института, суть которого будет схожей с порядком реализации гражданами законодательной инициативы, но с учетом специфики данного вида инициативы. Начало такого процесса будет происходить с установления требований об образовании инициативной группы в определенном составе - количестве человек. При этом учет количества должен быть установлен в процентном соотношении с численностью населения, проживающего на соответствующей территории, а не путем фиксированного количества. Такое требование будет способствовать реализации принципа справедливости в праве с учетом неравномерности расселения

населения по территории Республики Беларусь. Регистрация инициативной группы должна происходить в том Совете, в который будет вноситься предложение о принятии решений.

ПРОЕКТ

Постановление Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь «Об утверждении Положения о Молодежной Палате при Совете Республики Национального Собрания Республики Беларусь»

1. Общие положения

1.1. Молодежная Палата при Совете Республики Национального Собрания Республики Беларусь (далее - Молодежная Палата) является совещательным и консультативным органом и осуществляет свою деятельность на общественных началах в соответствии с настоящим Положением и законодательством Республики Беларусь.

1.2. Общее руководство деятельностью Молодежной Палаты осуществляет Председатель Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь либо по поручению Председателя Совета Республики его представитель.

1.3. Деятельность Молодежной Палаты основывается на принципах выборности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, законности, коллегиальности, гласности и сочетания общегосударственных интересов и интересов общественности.

2. Основная цель и задачи Молодежной палаты

2.1. Основной целью Молодежной Палаты является осуществление совещательной и консультативной деятельности в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи.

2.2. Задачами Молодежной Палаты являются привлечение молодежи к участию в принятии государственно значимых решений, формирование правовой и политической культуры молодежи, правовое воспитание молодежи, учет интересов молодого поколения.

3. Порядок формирования Молодежной палаты

3.1. Молодежная Палата состоит из представителей молодежных парламентов при областных и Минском городском Советах депутатов. Численность Молодежной Палаты - 28 членов.

3.2. Молодежные парламенты при областных и Минском городском Советах депутатов избирают на заседаниях по 4 представителя из числа членов Молодежных парламентов при областных и Минском городском Советах депутатов в состав Молодежной Палаты большинством голосов от общего числа членов.

3.4. Молодежная Палата избирается сроком на четыре года. При этом каждые два года ее состав обновляется на 50%.

4. Организация работы Молодежной палаты

4.1. В работе Молодежной Палаты могут принимать участие депутаты Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, руководители республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

4.2. Заседания Молодежной Палаты проводятся не менее двух раз в год. Заседания Молодежной Палаты созываются Председателем Совета Республики по собственной инициативе либо по предложению Президиума Молодежной палаты.

4.3. Заседание Молодежной Палаты правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа членов Молодежной Палаты при Совете Республики.

4.4. Молодежная Палата по направлениям своей деятельности разрабатывает и принимает решения в форме рекомендаций для их рассмотрения в профильных комиссиях Палаты Представителей Национального Собрания Республики Беларусь по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи, а также решения по организационным вопросам своей деятельности.

4.5. Рекомендации Молодежной Палаты считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов Молодежной Палаты, присутствовавших на заседании Молодежной Палаты.

4.6. На первом заседании Молодежной Палаты простым большинством голосов членов Молодежной Палаты, присутствующих на данном заседании, избираются председатель Молодежной Палаты, заместители председателя Молодежной Палаты, ответственный секретарь Молодежной Палаты.

4.7. В Молодежной Палате формируется Президиум Молодежной палаты, который организует работу Молодежной палаты. В состав Президиума Молодежной Палаты входят председатель Молодежной Палаты, заместители председателя Молодежной Палаты, ответственный секретарь Молодежной Палаты.

4.8. Президиум Молодежной Палаты созывает заседания Молодежной Палаты, организует работу Молодежной Палаты, разрабатывает планы работы Молодежной Палаты и представляет их на утверждение Молодежной Палаты.

4.9. Молодежная Палата по предложению Президиума Молодежной Палаты из числа своих членов может образовывать экспертные и рабочие группы Молодежной Палаты. В работе экспертных и рабочих групп Молодежной Палаты могут участвовать представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, ученые и специалисты.

4.10. Председатели постоянных комиссий Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь вправе приглашать представителей Молодежной Палаты на свои заседания.

4.11. Председатель Молодежной Палаты и иные представители Молодежной Палаты по приглашению Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь вправе участвовать в заседаниях Совета Республики.

4.11. Молодежная Палата по предложению Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь может оказывать содействие в рассмотрении обращений, поступившие в Совет Республики от молодых людей, анализировать эти обращения и вносить предложения руководству Совета Республики по улучшению законодательства и правоприменительной практики в сфере обеспечения прав, законных интересов молодежи, надлежащего выполнения ею возложенных обязанностей.

4.12. Председатель Молодежной Палаты, один из заместителей председателя Молодежной Палаты один раз в полгода представляет доклад о деятельности Молодежной Палаты Председателю Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

С целью реализации нашего предложения потребуется внесение изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». В частности,

дополнить статью 35 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» частью третьей следующей редакции: «Гражданами, выступающими с предложением по принятию решений Совета, образуется инициативная группа по принятию решений Совета в количестве не менее 10 человек, проживающих на территории соответствующей административно -территориальной единицы и обладающих избирательным правом.

Инициативная группа обращается в Совет с заявлением о регистрации инициативной группы и проекта предложения. Сбор подписей граждан за предложение по принятию решений Совета проводится только членами инициативной группы по принятию решений Совета в месячный срок со дня регистрации инициативной группы и проекта предложения. Необходимое количество подписей должно составлять при этом не менее 3% граждан, проживающих на соответствующей территории и обладающих избирательным правом».

Правовая регламентация предложенного нами порядка внесения предложений по принятию решений Совета будет способствовать устранению имеющегося конституционного пробела. Отметим, что отличий между инициативой по принятию решений Совета молодыми гражданами и иными гражданами не будет иметь различий. Здесь важен факт регламентации данного института, который будет эффективно действовать, в том числе и при реализации различных инициатив со стороны молодежи.

Заключение. Основу правового регулирования молодежного самоуправления в Республике Беларусь представляет достаточно большой пласт нормативных правовых актов, главными из которых следует назвать Конституцию, Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении», Закон Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» и др. Основными формами молодежного самоуправления в Республике Беларусь следует считать: органы студенческого самоуправления; реализацию различных инициатив представителями молодежи; молодежный парламент; представительство молодых граждан на уровне местных Советов депутатов и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

2. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 108-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2018 г. № 91-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

3. Устав Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодежи [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик. - Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_5810.htm. - Дата доступа: 09.04.2019.

4. Об основах государственной молодежной политики [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 2009 г. № 65-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 21.10.2016 г. № 434-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2019.

5. Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение «ГАРАНТ». - Режим доступа: http://base.garant.ru/2541077/. - Дата доступа: 09.04.2019.

6. Гукова, И.Н. Роль молодежного парламентаризма в развитии общественно-политической активности современной российской молодежи / И.Н. Гукова // Научные ведомости. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. - 2014. - № 1 (172). - С. 169-174.

7. Тумуров, Ж.Т. Формирование молодежного парламентаризма: теория и практика / Ж.Т. Тумуров // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. Серия «Политика и политические науки». - 2012. - № 6 (85). - С. 35-40.

8. Самохвалов, Н.А. Модели молодежного представительства как способы повышения участия молодежи в общественно-политической жизни российского государства / Н.А. Самохвалов // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2016. - № 2. - С. 22-26.

Поступила 18.04.2019

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS YOUTH SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

I. SHAKHNOVSKAYA

The issues of legal regulation of various forms of youth self-government in the Republic of Belarus are considered. Attention is focused on the fact that the primary forms of this institution existed in the earlier periods of the development of the Belarusian statehood (Soviet period). Special attention is paid to such forms of youth self-government as youth parliamentarism, holding of local youth meetings, creation of Advisory and Advisory

bodies under local councils of deputies and state authorities. A number of amendments and additions to the constitutional legislation regulating the basis of the state youth policy are proposed.

Keywords: youth self-government, youth Parliament, legal regulation, constitutional and legal basis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.